Основные категории и понятия социальной работы
Существуют следующие группы понятий и категорий социальной работы:
- категории, не являющиеся специфическими для теории социальной работы, так как обозначаемые ими явления и процессы изучаются также другими науками (естественно, что подобные явления рассматриваются каждой наукой через призму ее предмета и применяемых методов); например, «социальные отношения», «социальная деятельность», «социализация», «личность» и т.д.;
- категории, относящиеся к теории социальной работы по преимуществу, но используемые также другими отраслями знания, например, «психосоциальная работа», «социальная реабилитация», «семейный конфликт» и др.;
- категории, являющиеся собственно категориями социальной работы, такие, как «социальный работник», «социальное обслуживание», «адресная социальная помощь» и т.д.
Соц. обслуживание – деятельность по оказанию различных видов соц. услуг, предоставляется на льготных условиях лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Социальный работник— это специалист в области социальной работы; это профессия, специальность, совокупность специальностей в области социальной работы.
Социальная помощь — это система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей.
Следующим важным компонентом социальной работы как науки являются закономерности. Одни авторы считают, что «закономерности социальной работы являются формой концентрации знаний предмета и занимают центральное место в структуре науки. Они выражают прочные, повторяющиеся, объективно обусловленные связи между сущностями явлений и процессов в социальной работе»; другие предлагают закономерности социальной работы разделить на две группы: первая - закономерности функционирования и развития субъекта социальной работы и вторая - существенные связи между субъектом и объектом социальной деятельности и их диалектика.
Содержание первой группы закономерностей определяется тем,что социальная работа - это специфический вид деятельности организаций и должностных лиц по социальной защите населения, по проведению протекающих в обществе процессов посредством своих воздействий в соответствии с интересами и потребностями людей, требованиями конкретной обстановки, природой социального субъекта.
Закономерности второй группы формируют характер взаимодействия субъекта и объекта социальной работы, связи между ними, способность этих связей обеспечить эффективное достижение целей социальной защиты. К ним относится целостность воздействия субъекта на объект; реализация общих интересов через особые; соответствие носителей и выразителей интересов объекта социальной работы.
Второй подход к выделению закономерностей социальной работы является более обоснованным, но в то жевремя он охватил лишь несколько сторон объекта теории социальной работы. Поэтому, совокупность закономерностей могут быть самыми различными, исходя из оснований для типологии:
во-первых, о таком основании для классификации, как клиент социальной работы (клиентом может быть и индивид, и группа, и общество). В этом случае можно говорить, например, о закономерностях сохранения и реабилитации социального здоровья субъекта (на уровне индивида, группы, общества);
во-вторых, основанием для классификации могут быть механизмы воздействия среды обитания на клиента социальной работы. В связи с этим можно говорить о закономерностях формирования социально-педагогического воздействия общины на индивида;
в-третьих, основанием может являться характер взаимодействия общества и личности. В данном случае, можно, например, говорить о закономерностях формирования и потребления социальных услуг.
Дальнейшее рассмотрение оснований для классификации закономерностей социальной работы требует не только теоретического обоснования, но и экспериментального подтверждения. Но уже на этом этапе исследования данной проблемы можно отметить, что закономерности социальной работы имеют свою специфичность, тесно переплетаются с общесоциологическими и общепсихологическими законами.
В социальной работе выделяют следующие группы принципов:
Общефилософские принципы: - принцип детерминизма, - принцип отражения, - принцип развития, - принцип единства сознания и деятельности, - принцип историзма, - принцип неразрывной взаимосвязи индивида и его социальной среды.
Социально-политические принципы выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства.
К основным принципам этой группы можно отнести: - единство государственного подхода в сочетании с региональными особенностями социальной работы, - демократизм ее содержания и методов, - учет конкретных условий при выборе содержания, форм и методов социальной работы, - законность и справедливость деятельности социального работника
Среди организационных принципов следует особо выделить:- социально-технологическая компетентность кадров, - принцип контроля и проверки исполнения, - принцип единства прав и обязанностей
Психолого-педагогические принципы: - комплексный анализ оценки условий жизнедеятельности клиентов и выбора форм и методов работы с ними, - целенаправленность и адресность социальной работы, - принцип универсальности – исключить дискриминацию, - принцип охраны социальных прав(сколько хочешь иметь денег, столько и имей), - принцип социального реагирования подразумевает осознание необходимости принимать меры по выявленным социальным проблемам, - принцип профилактической направленности предполагает предпринимать усилия по превенции возникновения социальных проблем, - принцип клиентоцентризмаозначает признание приоритета прав клиента во всех случаях кроме тех, где это противоречит правам и интересам других людей, - принцип опоры на собственные силы, - принцип максимизации социальных ресурсов исходит из того, что каждая социальная система с неизбежностью выделяет минимум средств на оказание социальной помощи своему населению, - принцип конфиденциальности– информация не должна быть разглашена, - принцип толерантностиобусловлен тем, что социальная работа ведется с самыми различными категориями клиентов, в том числе с личностями, которые могут не внушать симпатии специалисту. Социальный работник не может сортировать клиентов на «хороших» и «плохих», «удобных» и «неудобных».
Методы социальной работы как области научного знания
Методы научного познания – это обоснованные и нормированные способы получения и синтеза знаний, отвечающие критериям эмпирической проверяемости (т.е. проверке на опыте) и опровержимости.
Методы, которые используются в социальной работе для целей объективного научного познания и формирования представлений об объекте исследований, аналогичны методам, применяемых в других науках.
В науке, вообще, очень строгое отношение к способам получения знания.
Применительно к области социальной работы для понимания места и роли методов важное значение имеет их классификация по степени общности, что обусловливается интегративным характером теории и практики социальной работы. По этому основанию можно выделить всеобщие (философские) методы, общенаучные методы и частные специальные научные методы (В.И.Курбатов и др., 2003 ).
1. Всеобщий, или философский метод понимается как единство мировоззренческой и методологической позиций субъекта в различных видах деятельности.
Всеобщих методов в истории познания известно два: диалектический и метафизический. Это общефилософские методы. Метафизический метод с середины 19 века начал все больше вытесняться диалектическим. Метод материалистической диалектики, сущность которого состоит в том, что процесс выявления и осмысления фактов, событий и явлений основывается на отражении в сознании исследователя объективной диалектики самой социальной действительности, является в настоящее время единственным всеобщим методом. При этом любое явление или событие рассматривается и исследуется в состоянии своего становления и развития, что исключает субъективность в подборе и толковании фактов, предвзятость и односторонность.
2. Общенаучные методы применяются во многих областях деятельности, в том числе и в социальной работе. Они имеют весьма широкий, междисциплинарный спектр применения. Классификация общенаучных методов тесно связана с понятием уровня научного познания.
Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях природы путем проведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, постановки экспериментов. Здесь производится также первичная систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков и т.п. В науке принято выделять два основных общенаучных эмпирических метода: наблюдение и эксперимент.
Наблюдение. Научное познание как способ отражения реальности неизменно предусматривает восприятие особенностей явлений природы и сфер человеческой деятельности. Говоря в широком смысле, любой метод эмпирического исследования содержит в себе элементы наблюдения за объектами с целью изучения их специфики и изменений. Однако в научной традиции издавна закрепилось выделение особого, относительно самостоятельного от всех других метода, объединяющего наблюдение и самонаблюдение (интроспекцию). В социальной работе под наблюдением понимают метод изучения особенностей индивидов или социальных систем на основе фиксации проявлений их поведения.
Эксперимент. Ведущий метод научного познания, в том числе социальных и психологических исследований. Он направлен на выявление причинно-следственных зависимостей. Характеризуется созданием оптимальных условий для изучения определенных явлений, а также целенаправленным и контролируемым измерением этих условий. В отличие от наблюдения эксперимент – активный способ познания реальности, он предполагает планомерное вмешательство ученого в исследуемую ситуацию, управление ею. Если пассивное наблюдение позволяет ответить на вопросы «Как? Каким образом это происходит?», то эксперимент дает возможность найти ответ на вопрос другого рода – «Почему это происходит?».
Теоретический уровень научного исследования осуществляется на рациональной (логической) ступени познания. На данном уровне происходит раскрытие наиболее глубоких, существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям.
Среди общенаучных теоретических методов можно выделить (Зайнышев и др., 2002):
— метод научной абстракции состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, сторон и выделении (вычленении) глубинной сущности процесса. В основе этого метода две ступени познания: во-первых, исследование начинается с конкретного анализа и обобщения эмпирического материала. Здесь выделяют наиболее общие понятия и определения науки; во-вторых, на основе уже познанных явлений, понятий происходит объяснение нового явления. Это путь восхождения от абстрактного к конкретному;
— метод анализа и синтеза. Посредством анализа исследуемое явление, процесс расчленяют на составные части и исследуют каждую отдельно. Результаты анализа рассматривают целостно и путем синтеза воссоздают единую научную картину
о социальном процессе;
— метод индукции и дедукции. С помощью индукции (от лат. наведение) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (от лат. выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным;
— единство общего и особенного в теории и практике социальной работы. Технология социальной работы в широком смысле включает социальные теории процесса социального развития, представляет собой единство метода и многообразие методик;
— исторический метод. Историческое исследование не только выявляет социальные закономерности возникновения, становления и развития явлений в контексте исторического времени, но и помогает разложить действующие в его процессах социальные силы, проблемы на составляющие, выявить их последовательность, определить приоритеты;
— метод восхождения от простого к сложному. Социальные процессы представляют собой совокупность простых и сложных социальных явлений. В социальном развитии простые отношения не исчезают, они становятся элементами сложной системы. Сложные социальные явления, базируясь на простых (абстракциях, категориях) аспектах научного познания, концентрируют их и получают более емкие, но конкретные определения. Поэтому развитие от простых социальных процессов к сложным получает отражение в движении мышления от абстрактного к конкретному;
— единство качественного и количественного анализа как метод познания социальных отношений. Социальные теории не могут ограничиваться выявлением лишь качественной стороны социальных процессов. Они исследуют также и количественные взаимосвязи, тем самым познанные социальные явления предстают в виде меры, или как качественно определенное количество. Например, меру процессов представляют пропорции, темпы, показатели социального развития.
К общенаучным методам, можно отнести и стоящие несколько особняком статистические методы. Эти методы позволяют с помощью математических процедур статистического анализа проверять эмпирические гипотезы и устанавливать достоверность полученных данных.
3. Частные специальные научные методы — это специфические способы познания и преобразования отдельных областей реального мира, присущие той или иной конкретной системе знаний. Таковыми являются, например, в социологии метод социометрии, в математике корреляционный анализ и т.д. Эти методы после соответствующей трансформации используются в решении проблем социальной работы.
Как отмечают И.Г. Зайнышев (2002) ни в отечественной, ни в зарубежной практике нет единого словоупотребления относительно частных методов, приемов научного исследования. Одну и ту же систему действий некоторые авторы называют методом, другие — техникой, третьи — процедурой или методикой, а иногда — методологией.
Известный социолог В.А. Ядов так раскрывает эти термины: метод — основной способ сбора, обработки и анализа данных; техника — совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода; методика — совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь; процедура — последовательность всех операций, общая система действий и способов организации исследования.
Например, при изучении общественного мнения социолог использует в качестве метода сбора данных анкету. Далее, в силу различных причин, часть вопросов он формулирует в открытой форме, а часть — в закрытой. Эти два способа образуют технику данного анкетного опроса. Анкетный лист, т.е. инструмент для сбора первичных данных, и соответствующая инструкция респонденту представляют собой в этом случае методику.
С помощью научных исследований специалисты-практики могут выяснить, работают ли их методы, достигают ли цели программы. Исследование может проводиться как самими социальными работниками, так и другими специалистами (например, социологами), однако социальные работники-профессионалы все больше осознают значение проведения исследования своими собственными силами. Исследование помогает установить, какие типы практического вмешательства и при каких обстоятельствах наиболее эффективны (Зайнышев и др., 2002).
Поскольку социальная работа возникла и развивается как междисциплинарная область знаний, возникавшая на стыке многочисленных дисциплин естественнонаучного (медицина, биология и т.п.) и социально-гуманитарного направления (таких, например, как социология, психология, антропология), в каждой из которых применяется широкий арсенал частных методов, то для своих целей она аккумулирует множество конкретных методов, методик и техник. В качестве примеров таких частных методов можно назвать интервью, анкетирование, контент-анализ, экспертные методы (метод экспертных оценок), метод фокус-групп, тестирование, анализ продуктов деятельности и т.д. За не именем возможности уделить их анализу и представлению сколь либо подробное внимание, мы ограничимся здесь лишь их кратким упоминанием, отсылая читателей за более подробной информацией к первоисточникам в той предметной области, где данный метод возник и развивается.
2.Психосоциальная работа с детьми – социальными сиротами.
Соц.сироты - дети, имеющие род-лей, но остав-ся без их попеч-я. Заботу о них взяло Г-во. ПСР(псих.соц.раб.) в отн-нии детей д.б. защитноохранной, влючать комплекс медико-психол., соц.-психол., соц.-прав., соц.-педагог. напр-ной помощи и поддержки детей.
Причины соц. сир-тва: 1)основ.причина - алк-зм и нарк-ния род-лей, а отсюда–жесток. обращ-е к детям, пренебреж-е их потр-тями и инт-сами; 2) увел-ся кол-во недееспособ. род-лей, в т.ч. из-за психич. забол-ий; 3)отмеч-ся рост соц. дезорг-ции семей, матер-х и жилищ-х трудн-тей, безр-цы род-лей, нездоров. отн-ний м/у ними; 4)увел-е числа неполн. семей. Материал. трудн-ти, ссужен. круг внутрисем. общения в неполн. семьях,негат-но сказыв-ся на детях.
Распад сем. отн-ний обычно явл-ся непосредст. причиной ухода реб-ка из дома. Уход на улицу стан-ся д/ него последн. ср-вом з-ты. Дети над-ся, что жизнь на улице будет лучше, но обнаруж-т, что в действит-ти условия могут быть знач-но хуже. Наиб. тяжел. след соц. сир-тво оставляет в психич. жизни реб-ка. Основ. приобрет. дефектом оказыв-ся задержка и искаж-е интел. и личност. разв-е реб-ка, оставш-ся без поп. род-лей.
Особ-ти психол. работы с детьми-соц.сиротами:
1. доверит-е отн-ния с реб-ком-основа результативной. работы психолога. Обретение доверия может стать длител. процессом. Для соц-ции детей, их ад-ции необх-ма пост. работа с ними пед-гов, восп-лей,СР-ков, псих-гов и всего колл-ва учр-я, напр-ная на разв-е и обр-е детей. Псих-г в детс. приюте опред-ет ур-нь психич. и соц. разв-я детей, степень и хар-р их дезад-ции, выявл-т ценност. и референт. ориен-ции, типы личност. реагир-ния на стрессоген. сит-ии, ч. позволяет учит-ть индив. особ-ти кажд.реб-ка в работе с ним, прогноз-ть поведен. проявл-я и нап-ние разв-я реб-ка.
2. оказ-е психотерап-й помощи. Больш-во - дети из неблагоп. семей; дети, долгое время жившие на улице, явл-ся жерт-ми насилия: психол-го, физ-го, секс-го. Так. дети нах-ся в сост-и посттравмат. стресса, без леч-я это сост-е м. продолж-ся длит. времени и препят-ть ад-ции и разв-ю реб-ка.
3. Дети, наход-ся в трудн. сит-и, особ-но нужд-ся в чув-ве безопас-ти, в эмоц. под-ке, в эмпатии, в понимании происходящего, в сохр-нии чув-ва конт-ля. Из-за неопредел-ти дети испытывают страх, тревогу, пережив-е горя, теряют доверие к окруж-щим. В поддержив. среде востан-ся душев. и физич-е силы, и дети м. найти сп-бы совладения с сит-й. Вовлеч-е детей в план-ние их собств. будущего явл-ся жиз-но необх-м, дает чув-во конт-ля над судьбой.
Задача псих-га - приложить max-м усилий, чт. помочь реб-ку заново обрести ощущ-е безоп-ти, веру в себя и окруж. взрослых, разв-ть с/стоят-ть и независ-ть.
Взаимоотношения работников и воспитанников должно строиться на уважит. отн-нии др. к др., на признании прав детей на самостоят-ть, св-ду выбора в принятии решений, на поддержку автоном-ти детей. Орг-ция разной общест-но и личностно значимой деят-ти. ведет к повыш-ю самоуваж-я и увер-ти детей в себе. Псих-г призван помочь сформир-ть позитивные отн-ния к будущему, помочь найти ресурсы для этого. Важно помочь подр-ку разобр-ся в св. профес-х инт-сах и склон-тях, сформир-ть готовн-ть к буд-й труд. деят-ти. Но после приюта из-за отсутствия спец-сти, квалиф-ции, жиз. опыта, подд-ки, жилья отнюдь не способствует соц-й ад-ции подр-ка. В этот мом-т ему тоже нужна подд-ка. Служба соц.-псих. помощи может служить переходным из мира интерната во внеш. мир, быть средой общения, оказ-ть п-щь молод. людям в преод-нии предрасполож-ти к негатив. жизнен. выборам.
Билет 39