Оценка по общим характеристикам

От детского аналитика, оценивающего серьезность рас­стройства у ребенка, неизбежно ожидают также прогнозов отно­сительно психического здоровья или же болезни в будущем. Ос­нование для предсказаний можно обнаружить не только в деталях

существующего расстройства, но и в общих характеристиках лич­ности, которые играют важную роль в поддержании внутреннего баланса. Эти характеристики составляют часть конституции дан­ного индивида, т. е. они либо врожденные, либо приобретены под влиянием самых первых впечатлений. Поскольку именно Эго слу­жит посредником и в самом человеке, и между человеком и ок­ружением, то эти черты представляют собой в основном характе­ристики Эго. Факторы устойчивости таковы: высокая толерантность к фрустрации; хороший потенциал к сублимации; эффективные способы обходиться с тревогой и сильное желание вырасти.

Толерантность к фрустрации и потенции к сублимации

Опыт показывает, что для ребенка возможность быть психически здоровым тесно связана с его реакцией на неудо­вольствие, которое высвобождается всякий раз, когда инстинк­ты остаются неудовлетворенными. В этом отношении все дети очень разные, причем, по всей видимости, с самого рождения. Некоторые не выносят ни малейшего промедления или ограни­чения в удовлетворении желаний и протестуют, выражая гнев, нетерпение или ощущая, как они несчастны. Они настаивают, чтобы желание было исполнено именно таким, какое оно есть, и отвергают все замещения и компромиссы. Обычно впервые это проявляется в процессе кормления, но позднее распростра­няется на все стадии как привычный ответ на препятствия к осуществлению желаний. Другие дети переносят тот же уровень фрустрации, сохраняя, более или менее, равновесие, или систе­матически снижают уровень напряжения, довольствуясь каки­ми-либо замещениями. Такая реакция тоже переносится на'пос-ледующие стадии.

Очевидно, что дети первой группы находятся в большей опас­ности. Неснижаемый уровень напряжения и тревоги, с которым вынуждено справляться их Эго, они удерживают примитивными защитами, такими, как отрицание и проекция, или же дают ему выход в виде хаотических эмоциональных всплесков. От таких спо­собов защиты до патологии, т. е. до образования невротических, делинквентных или перверсивных синдромов, путь очень короток.

При таких же обстоятельствах дети второго типа либо со­храняют душевное равновесие, либо освобождаются при помо­щи здорового замещения и нейтрализации энергии инстинктов, которую они направляют на достижимые1 и приемлемые цели. Несомненно, способность к сублимации служит надежным стра­жем их психического здоровья.

Овладение тревогой

Дети переживают в основном одни и те же тревоги, поскольку, как уже отмечалось, тревога является неизбежным спутником всех стадий развития: биологического единства с ма­терью (тревога отделения); объектных отношений (страх потери любви); Эдипова комплекса (страх кастрации); образования Су-пер-Эго (вина). Предсказать здоровое или же болезненное раз­витие ребенка позволяет не наличие или отсутствие тревог, не их качество и даже не их количество, а только способность Эго обходиться с ними. В этом отношении все дети очень разные, и соответственно у них разные шансы сохранить душевное рав­новесие.

При прочих равных обстоятельствах дети, которые с трудом переносят даже средний уровень тревоги, будут с большей ве­роятностью подвержены невротическим расстройствам в буду­щем. Им приходится отрицать или подавлять все внешние и внутренние опасности, которые представляют потенциальный источник тревоги; проецировать внутренние угрозы на внешний мир, из-за чего тот становится еще более угрожающим; фоби-чески отступать в опасных ситуациях, чтобы избежать присту­пов тревоги. Короче говоря, они создают для своей дальнейшей жизни такой паттерн, в котором нужно любой ценой освободиться от проявленной тревоги, что происходит за счет постоянного об­ращения к защитным установкам, а это благоприятствует воз­никновению патологии.

Для других детей прогноз психического здоровья более бла­гоприятен. Это дети, которые активно справляются с опасными ситуациями, прибегая к резервам Эго, таким, как интеллекту­альное понимание, логическое рассуждение, изменение внешних обстоятельств, агрессивный ответ, т. е. это дети, которые овла­девают опасными ситуациями, а не отступают от них. Посколь­ку они справляются с более высоким уровнем тревоги с помо­щью Эго, то соответственно могут обойтись без чрезмерной ак­тивизации защит, компромиссных образований и симптомов10.

Активное овладение тревогой не надо путать с хорошо известными контрфобическими тенденциями детей. В первом случае Эго имеет дело напрямую с самой опасностью, а во втором оно уже вторично защи­щается от созданных фобическнх установок. Активное овладение тре­вогой лучше всего описал О. Исаковер. Он приводит слова одного ис­пуганного ребенка, который с завистью говорит: «Даже солдаты боят­ся. Но им везет, они не боятся того, что боятся».

Наши рекомендации