Объем непосредственной памяти

Объем абсолютной оценки имеет некоторое сходство с объемом непосредственной памяти, определяемым числом объектов, к-рые можно запомнить в задаче на запоминание, если проверка памяти происходит непосредственно. Похоже, что объем непосредственной памяти также может заключать в себе около 7 объектов, что явилось одним из тех наблюдений, которые привели Миллера к использованию определения «магическое» для числа семь.

Одно из проявлений существования этого узкого места с 7 объектами может быть найдено в эксперименте пионера в области исслед. памяти Г. Эббингауза. В одной из его многочисленных работ по изучению памяти исследовалась зависимость между длиной списка бессмысленных слогов и числом повторений, необходимых для его воспроизведения сразу без ошибки. Эббингауз обнаружил, что он мог запомнить список из 7 слогов после всего лишь одного повторения. Однако, работая со списком из 12 слогов, он заметил, что необходимо сделать более чем 16 повторений. Существенное понимание, достигнутое в современной полемике о магической семерке, позволяет полнее осмыслить эти результаты, экспериментально полученные более ста лет назад. Очевидно, что перечень из 7 пунктов находится в пределах объема непосредственной памяти, однако более длинный перечень выходит за эти пределы.

Образование блоков

Когда пытаются «запихнуть» в память более 7 единиц информ. за раз, то ранние единицы обычно замещаются более поздними. Однако существуют способы обойти это узкое место. Возможно, наименее эффективный путь — это механическое повторение, к-рым неторопливо занимался Эббингауз.

Гораздо более эффективная стратегия — организация блоков (chunking), процесс группировки отдельных объектов на основе некоторого принципа организации. Или же объекты могут быть объединены в более крупные структуры, основанные на той информации, которая уже хранится в долгосрочной памяти. Т. о., хотя объем непосредственной памяти и ограничен 7 единицами, количество информ. в каждой единице может быть увеличено благодаря организации в блоки. Напр., рассмотрим данный ряд чисел: 149217761941. Если эти числа произнести отдельно друг от друга, и попросить вас запомнить их, вы обнаружите, что это находится за пределами вашего объема непосредственной памяти. Однако, организованные в три блока — 1492 1776 1941 — эти 12 отдельных цифр теперь отражают важные даты американской истории, а эта информ. уже хранится в долгосрочной памяти.

Успех многих мнемонических приемов (средств запоминания) обусловлен тем фактом, что их обдуманное использование приводит к преобразованию запоминаемого материала в число блоков, доступное для того, чтобы с ним справиться.

Является ли число семь по-прежнему магическим?

Недавние исслед. предложили несколько уточнений для прежней т. зр. на М. ч. с., согласно которой объем памяти является примерно одним и тем же по размеру, независимо от типов объектов, к-рые следует сохранять. Теперь представляется вероятным, что размер объема памяти отчасти зависит от природы того материала, к-рый будет запомнен. Напр., в объеме памяти можно удерживать больше чисел, чем слов. Кроме того, на размер объема памяти влияет тот способ, к-рым кодируются единицы. Люди могут скорее удерживать большее количество единиц, закодированных акустически (по тому, как они звучат), чем закодированных визуально (посмотрев на них). Тем не менее, число «семь», по-видимому, сохраняет свое «магическое» качество.

См. также Устойчивость внимания, Память, Объем памяти

Ф. М. Кодл

Маниакально-депрессивная личность (manic-depressive personality)

Все люди испытывают какие-то колебания настроения и эмоций. Исслед. показывают, что люди, чье настроение можно назвать высокостабильным, могут быть менее здоровыми, чем те, кто подвержен изменчивости настроения. Однако у небольшого числа людей (ок. 1% населения), страдающих маниакально-депрессивным расстройством, колебания настроения настолько велики, что это серьезно нарушает их способность приспосабливаться к требованиям повседневной жизни.

Диагноз

Согласно Руководству по диагностике и статистической классификации психических расстройств, маниакально-депрессивные расстройства классифицируются как DSM 296: большие аффективные расстройства: биполярные расстройства. Дополнительные категории введены для обозначения превалирования маниакальных или депрессивных симптомов в картине заболевания.

В маниакальной фазе человек обычно демонстрирует значительное повышение настроения и активности. Он часто сообщает о том, что чувствует себя уверенным, счастливым и способным практически на все. Пациент обнаруживает подъем энергии, часто отказываясь от сна при повышении интенсивности работы, сексуальной активности и соц. контактов. В типичных случаях у таких больных отмечается «скачка идей» («flight of ideas»), проявляющаяся в ускоренной речи с плохо артикулированными мыслями, редко доводимыми до логического завершения. Пациент повышенно отвлекаем и с раздражением реагирует на все, что ему мешает.

Напротив, депрессивная фаза характеризуется чрезмерным снижением уровня повседневной активности. Обычно пациенты сообщают о выраженной грусти, могут постоянно плакать. Они теряют интерес к тому, что ранее доставляло удовольствие. Пациент может жаловаться на потерю энергии и проводить в дремоте значительную часть дня. Как это ни парадоксально, нек-рые депрессивные больные выглядят возбужденными, в особенности ночью, когда их мучает бессонница и ранние пробуждения по утрам. Депрессивная фаза сопровождается идеями малоценности, безнадежности и самообвинения. Человек в этой фазе обычно погружен в задумчивость, жалуется на неспособность принимать решения и может высказывать суицидальные мысли.

Характер перехода из маниакальных фаз в депрессивные у разных больных различный. Распространенное представление о правильной амплитуде или маятникоподобных колебаниях при этом расстройстве является, т. о., неправомерным упрощением. Большинство исследователей и клиницистов отмечали, что маниакальные и депрессивные фазы спонтанно купируются, так что эти эпизоды, даже без лечения, редко длятся дольше 6—9 месяцев. Стойкие физ. или когнитивные нарушения наблюдаются редко.

Этиология

Хотя маниакально-депрессивное расстройство известно с библейских времен, причины его до сих пор вызывают горячие научные споры.

Физиологические подходы

Исследователи, придерживающиеся биолог. подхода к аффективным расстройствам, обычно проводят разграничение между реактивными и эндогенными расстройствами. При эндогенных расстройствах нарушения не зависят от жизненных событий и зарождаются внутри больного. Биполярное аффективное расстройство ближе к эндогенному, чем к реактивному типу, и поэтому предположительно имеет биолог. основу.

Джон Прайс, Дэвид Розенталь и Джордж Винокур во мн. исслед. обнаружили, что близкие родственники маниакально-депрессивных пациентов имеют значительно больше шансов заболеть как униполярным, так и биполярным аффективным расстройством, по сравнению с родственниками здоровых лиц. Далее, наследственный характер биполярных расстройств находит более убедительное подтверждение, чем униполярных. Винокур говорит о «депрессивном спектре», в к-ром у родственников мужского пола больных с биполярным аффективным расстройством чаще отмечаются алкоголизм, социопатии и депрессии, тогда как у родственников женского пола более высокий шанс заболеть только депрессией. Эта находка, наряду с тем фактом, что связи отец—сын редки при биполярных расстройствах, подтверждают предположение о возможной обусловленности расстройства X-хромосомой.

Если генетические факторы играют роль в возникновении биполярного расстройства, то представляется необходимым изучение биохимических механизмов, ответственных за это заболевание. Согласно катехоламиновой гипотезе, выдвинутой Йозефом Шильдкраутом, депрессия возникает в результате недостаточности катехоламинов, в то время как мания может вызываться повышенным выбросом этих веществ. Согласно индоламиновой гипотезе, выдвинутой Эли Коппен, к депрессии ведет дефицит не норэпинефрина, а серотонина, поскольку триптофан, предшественник серотонина, повышает настроение. Литий, эффективный в лечении мании и нек-рых депрессий, оказывает влияние на метаболизм и катехоламина, и индоламина.

Психологические подходы

Биолог. факторы бесспорно играют определенную роль в биполярных расстройствах. Однако следует заметить, что на возникновение этих расстройств влияют мн. др. факторы. В рамках психол. подхода одной из первых теорий маниакально-депрессивного расстройства была классическая психоан. теория аффективных расстройств, разработанная совместно К. Абрахамом и З. Фрейдом. Эта теория утверждает, что депрессивные больные необычайно зависимы от др. людей и полностью включили их ценности и нормы в структуру своей личности, вследствие чего им не удается провести адекватное различение себя и других. Согласно этой т. зр., мания представляет собой массивное отрицание и формирование реакции на исходную депрессию.

Из теоретиков неопсихоанализа А. Адлер первым заговорил о депрессии как о тактике, к-рую больные могут использовать для манипулирования окружающими. Согласно этой т. зр., признавая свою беспомощность и упрекая себя, депрессивный больной может заставить окружающих утешать его, оказывать помощь и проявлять сочувствие.

Когнитивные теоретики А. Бек и А. Эллис утверждают, что локус аффективных расстройств находится в искаженных и ложных когнициях, касающихся собственной личности, окружающего мира и взгляда на будущее. В отношении себя депрессивный больной использует представления, преувеличивающие личные ошибки и несостоятельность. Что касается окружающего мира, депрессивный больной истолковывает его как подавляющий, враждебный и невознаграждающий. В будущем депрессивный больной видит мрачную картину надвигающихся трагедий и печали, он тоскует по славному, но давно минувшему прошлому. Теоретики, использовавшие этот подход, не писали много о маниакальных состояниях. Однако, поскольку маниакальные больные демонстрируют обширные когнитивные искажения, их коррекция может стать мишенью когнитивной терапии.

Представители теории научения предлагали свои объяснения происхождения депрессии. Теория, выдвинутая Питером Левинзоном и его коллегами, утверждает, что депрессивное поведение является аналогом, а возможно и идентично угашению приобретенных реакций. Депрессивный больной может оказаться в «порочном круге». Чем меньше получаемое подкрепление, тем больше уход в себя. Однако чем больше человек уходит в себя, тем меньшее подкрепление он получит. Необходимость объяснить происхождение мании будет, вероятно, особенно трудной задачей для этого подхода, ибо, если для объяснения в рамках этой теории не привлекать какие-то дополнительные факторы, трудно понять, как слишком сильное подкрепление может вести к слишком интенсивному поведению.

Второй вариант подхода с позиций теории научения, к-рый к тому же принимает во внимание когниции, представлен моделью «выученной беспомощности» Селигмана. Научившись занимать беспомощную позицию, люди могут в будущем ограничивать круг занятий или избегать деятельности, в к-рой они в действительности могли бы добиться высокого уровня контроля и успеха.

В более перспективной версии этой теории Абрамсон, Селигман и Тисдейл проводят различие между внешней, всеобщей беспомощностью (никто не может быть успешным) и внутренней, личной беспомощностью (я не могу действовать, тогда как другие могут). Кроме того, проводится разграничение стабильной и нестабильной беспомощности, осн. на продолжительности периода, в течение к-рого человек находится в неконтролируемой обстановке. Подобно др. подходам, в рамках этого тж трудно объяснить манию без введения др. факторов.

Пытаясь обобщить обширную литературу по аффективным расстройствам, Акискал и Мак-Кинни разработали интегративную модель аффективных расстройств, объединяющую генетические, биохимические, средовые периоды раннего детства, биолог. и соц. стрессовые факторы в «общий конечный путь» депрессии или мании. Согласно этим авторам, общий конечный путь можно поставить в связь с работой диэнцефалона (промежуточного мозга) — субкортикального отдела головного мозга, осн. структурными компонентами к-рого являются таламус, гипоталамус и гипофиз. Поскольку во мн. исслед. эти области мозга рассматриваются как центры контроля удовольствия и боли, бодрствования и физ. роста, разумно предположить, что действие мн. биолог. и средовых (связанных с опытом) факторов при маниакально-депрессивном расстройстве может, по крайней мере, опосредоваться явлениями в промежуточном мозге.

Лечение

Хотя биполярное аффективное расстройство относится к наиболее тяжелым психич. заболеваниям, прогноз для пациентов с этим расстройством на удивление благоприятен. Это расстройство имеет ограниченную длительность, состояние меняется даже при отсутствии лечения. Вне зависимости от применяемого лечения, врачи знают о высоком потенциальном риске суицидального поведения в депрессивной фазе и высоком потенциальном риске «несчастных случаев», к-рые могут произойти в маниакальной фазе. Пациентов следует убеждать, что, хотя они могут чувствовать себя несчастными и не контролирующими ситуацию, они не останутся в этом состоянии надолго.

Эффективными при лечении депрессии являются ингибиторы МАО и трициклические антидепрессанты, в то время как при маниакальных состояниях предпочтительно использование карбоната лития. Была доказана определенная эффективность карбонат лития тж при лечении депрессивных состояний.

Электросудорожная (ЭСТ) или «шоковая» терапия используется с 30-х гг., но применяется все реже, поскольку механизм ее действия не вполне понятен и она уступает место лекарственной терапии.

Хотя научных исслед. эффективности психотер. при депрессии и мании с использованием контрольных групп немного, в этих работах обычно сообщается, что с помощью психотер. при депрессии удается добиться достоверного, по сравнению с контрольной группой, улучшения состояния. По данным нек-рых работ, психотер. в ряде случаев более эффективна, чем фармакотерапия. Работ, посвященных психотер. при маниакальных состояниях, очень мало. Возможно, мн. маниакальные больные не обращаются за помощью, а в терапевтической ситуации часто рассматривают лечение как неправомерное вторжение в свою личную жизнь.

См. также Выученная беспомощность, Расстройства личности

Б. Горман

Маразм (marasmus)

М. представляет собой вызванное крайней недостаточностью белка и калорий в питании ребенка в возрасте до 1 года состояние, не только препятствующее нормальному развитию, но и угрожающее летальным исходом. Выживание может сопровождаться невосполнимой потерей нервных клеток и задержкой роста.

Во всем мире наиболее распространенной причиной М. является голод — проблема, усугубляющаяся в тех случаях, когда мать теряет молоко. В развитых странах Северной Америки и Европы М. чаще всего является следствием отсутствия заботы о ребенке, когда родители не знают, как кормить его, и не беспокоятся об этом. Однако в некоторых случаях, несмотря на достаточную частоту кормления и достаточное количество съедаемой пищи, нарушение психол. контакта ребенка с матерью сопровождается его отказом от пищи, выражаемым в форме срыгивания вскоре после ее приема или непереваривания при ее прохождении через кишечник.

Экстренные меры в лечении М. включают внутривенное питание для поддержания жизни ребенка и восстановления нормального веса. Когда причиной является отсутствие заботы о ребенке или нарушенные отношения с родителями, необходимо заместительное выполнение материнской функции опытной воспитательницей. Удовлетворение потребности ребенка в любви и заботе обычно восстанавливает его доверие и способность нормально питаться.

См. также Развитие младенца, Недостаточность питания и поведение человека

К. С. Бергер

Марафон-терапия (marathon therapy)

М.-т. — это форма групповой психотер., сеансы к-рой могут длиться от 5 до 48 часов или в течение всех выходных. Истоки групп марафона восходят к культурным и философским принципам движения групп встреч, тренинга сензитивности и движения за челов. рост или потенциал. Два лидера группы и 10—14 ее участников используют групповое давление на всем протяжении длительных сеансов для достижения близости в интенсивном общении участников. Внимание центрировано на настоящем моменте — на том, что происходит «здесь и сейчас», приоритет отдается непосредственному самоощущению и самовыражению, открытой конфронтации психол. защитам. Используемые технические приемы включают невербальные интеракции и физ. «игры» («games»)или упражнения.

Критические высказывания в адрес М.-т. включают обвинения в «промывании мозгов», в неэффективном отсеивании пациентов с хрупкой психикой и последующих нервных срывах у них, а тж отсутствии данных эмпирических исслед., к-рые подтверждали бы ее эффективность.

См. также Групповая психотерапия, Новаторские психотерапии

А. К. Хесс

Марихуана (marijuana)

М. — общее обозначение препаратов, получаемых из растения конопли cannabis sativa, возделываемого на протяжении столетий. М. обычно потребляется путем ингаляции при курении. Она содержит свыше 400 компонентов. Действующим веществом является психоактивный ингредиент дельта-9-тетрагидроканнабинол (дельта-ТГК). Гашиш представляет собой смолу, экстрагированную из растения, а гашишное масло — экстракт растения, иногда используемый на кончике обычной сигареты.

М. получила в США широкое распространение в 1960-е гг.; в 1979 г. 68,2% взрослых в возрасте 18—25 лет пробовали ее по меньшей мере однажды. Наибольшее употребление на момент эпидемиологического исслед. и в течение жизни приходится на возрастную группу молодых взрослых.

Эффект М. зависит от концентрации, потребленного количества вещества, прошлого опыта употребления и обстоятельств, в к-рых происходит прием вещества. Начальная интоксикация сопровождается чувством эйфории и мышечного расслабления. К физиолог. эффектам относятся учащение пульса и сердцебиений, покраснение глаз, сухость во рту и иногда повышение аппетита; затем наступает состояние сонливости.

Острые негативные эффекты прямо зависят от дозы. Наблюдаются нарушения восприятия, сенсорной и двигательной координации, кратковременной памяти и слежения взором. Кроме того, дельта-ТГК вызывает обратимое снижение спермообразования у мужчин. У хронических потребителей марихуаны наблюдаются нарушения дыхательных функций. Наиболее часто наблюдаемыми негативными эмоциональными реакциями являются панические приступы. Описывались, кроме того, и параноидные реакции. Постоянное употребление сопровождается рядом психосоциальных проблем, но причинная связь здесь не доказана.

Предлагалось использование М. для лечения глаукомы и контроля побочных эффектов химиотерапии раковых опухолей (тошнота и рвота). Нарастающее использование М. и противоречивые сведения о ее потреблении и злоупотреблениях свидетельствуют о том, что она представляет собой плодотворное поле для будущих научных исслед.

См. также Галлюциногены, Психофармакология, Злоупотребление психоактивными веществами

К. Ландау

Мастурбация (masturbation)

М. — термин, используемый для обозначения любого типа самостимуляции, обычно наружных гениталий, с целью получения сексуального удовлетворения. В подростковом возрасте М. становится одной из главных форм сексуального поведения и остается таковой для мн. взрослых. По оценке Маккэри, примерно 95% взрослых мужчин и от 50 до 80% взрослых женщин мастурбировали в каком-то периоде своей жизни.

Хотя в более ранние ист. периоды М. рассматривалась как признак испорченности или греховности, сейчас ее обычно принято считать распространенной и почти всегда благотворной практикой.

См. также Сексуальность человека

Дж. П. Мак-Кинни

Математическая теория научения (mathematical learning theory)

М. т. н. отражает распространившуюся тенденцию опираться на математику как инструмент в разработке и оценке психол. теории, в частности, теории научения. Хотя достаточно несложно выделить категорию эксперим. психологов, к-рых можно было бы назвать приверженцами количественной теории, это вовсе не означает, что все они придерживаются одной и той же теорет. ориентации. Скорее, их объединяет способ, или метод конструирования теории, к-рый можно назвать количественным.

М. т. н. обладает многочисленными преимуществами перед своими качественными двойниками. Она позволяет тоньше дифференцировать набор возможных исходов эксперимента на подтверждающие и не подтверждающие теорет. предсказания. Соответственно, можно делать эксплицитные однозначные предсказания, т. к. имеются дедуктивные следствия. Это требует от теоретика координации теорет. и наблюдаемых зависимых переменных.

При оценивании количественной теории, в отличие от качественной, должны учитываться нек-рые дополнительные факторы. В исслед. научения уравнение позволяет нам вычислить значение нек-рой меры поведения — зависимой переменной — для любого заданного количества попыток (проб). Это уравнение будет содержать ряд констант, или свободных параметров. Чем больше в нем свободных параметров (или констант), тем легче по нему предсказывать значения y, поскольку задача в этом случае сводится к вопросу подбора кривой. В идеале, нам хотелось бы оценить свободные параметры в одной ситуации и использовать их в другой. Однако это представляется чрезвычайно трудной, если не невозможной, задачей при изучении поведения. Следовательно, мы должны постараться сохранить общее число свободных параметров как можно меньшим, в идеале не более двух.

В количественной теории необходимо идентифицировать эти параметры, то есть, установить, какой психол. процесс, механизм или переменную репрезентируют параметры данной теории. Тж необходимо точно определить круг ситуаций, к к-рым применима теория.

Ранние попытки в создании количественной теории научения отличались чрезвычайно широкими подходами и, по-видимому, отражали поиски «истинной» формы кривой научения. Наиболее значительной начальной попыткой в создании количественной теории научения была теория Кларка Л. Халла, впоследствии расширенная и усовершенствованная Кеннетом Спенсом. В подходе Халла—Спенса использовалось множество свободных параметров, поэтому количественные оценки часто сводились к задачам подбора кривых. Др. важной проблемой являлось отсутствие четкой связи между наблюдаемыми и теорет. зависимыми переменными.

Эту проблему смог обойти Уильям К. Эстес, к-рый использовал вероятность реакции в качестве осн. теорет. зависимой переменной, измеряемой относительной частотой возникновения данной реакции. Пожалуй, Эстес — единственный, кому удалось внести наиболее крупный вклад в развитие М. т. н.

Основанная на относительно простых допущениях, эта теория сравнительно успешно применялась при изучении зависящих от времени феноменов в научении и обусловливании, выбора поведения, сигнальных (дифференцировочных) ситуаций, усвоения вероятностей, идентификации понятий, абстрагирования и разнообразных феноменов челов. памяти. В последующие годы подход Эстеса подвергся модификации, с тем чтобы рассматривать вознаграждения и наказания не как непосредственно усиливающие или ослабляющие имеющиеся ассоциативные связи, но как регулирующие поток информ. в данной ситуации. Важность контекстуальной информ. привела Эстеса к теорет. воззрениям, в к-рых главное место уделяется структуре информ. в системе памяти.

См. также Кривые научения, Теории научения

Д. Роббинс

Математически одаренные дети (precocious mathematical reasoners)

Мальчики и девочки, значительно опережающие своих ровесников по способности к мат. рассуждению, знанию мат. понятий и/ или вычислительным навыкам, обладают дарованием или дарованиями, к-рые м. б. весьма полезными для усвоения школьных предметов, требующих склонности к количественному анализу или мат. навыков. Обычно наиболее важным из этих дарований является рассуждение, осн. в большей мере на умении глубоко анализировать задачи, чем на знании выученных понятий или на свободном оперировании числами.

Психологи, занимающиеся изучением индивидуальных различий, ведут горячие споры по поводу критериев разграничения «способности» и «достижения»; разумеется, попытки отличить способность к мат. рассуждению от достижений в усвоении математики имеют прямое отношение к этому спору.

Прогностическая ценность SAT

Проявление высокого уровня способности к аналитическому мышлению при решении простых мат. задач до изучения большинства разделов формальной математики — мощный предиктор способности быстро и глубоко освоить математику. Напр., большинство уч-ся в возрасте 12 лет или младше, получающих показатели по SAT-M выше показателей, получаемых 50% выпускников средней школы (т. е. 500), способны усвоить программу первого года обучения по алгебре для средней школы с помощью опытного, регулирующего темп обучения наставника за период до 15 часов. Это соответствует объему материала по алгебре (часть I), на усвоение к-рого 14—15-летним ученикам IX класса отводится от 180 до 190 уроков продолжительностью 45—50 минут. М. о. д. составляют одну из наиболее ценных частей естественных ресурсов нации. Именно они обладают потенциалом для получения докторских степеней в молодые годы, приходящиеся на конец юности и начало взрослости, вместе с признанием их научных достижений ведущими ун-тами. Поэтому крайне важно выявлять таких детей как можно раньше и помогать им развивать и совершенствовать свои дарования всеми подходящими для этого способами. И они сами, и об-во, в к-ром они живут, бесспорно, получат огромную выгоду от такого особого внимания.

См. также Абстрактный интеллект, Тесты академических способностей, Раннее развитие, Проект «Талант»

Дж. Стэнли

Материнская депривация (maternal deprivation)

Депривация означает неполучение чего-либо, что необходимо или должно быть доступно. М. д. испытывает ребенок, к-рому недостает матери, напр., воспитывающийся в приюте или госпитализированный ребенок, ребенок, чья мать работает, или ребенок, мать к-рого не обладает необходимыми родительскими навыками и пренебрегает или, возможно даже, жестоко обращается с ним. М. д. может тж быть следствием обедненной среды, неуравновешенной матери, недостаточного питания или недостаточного чувства безопасности.

Часто при наличии одного вида депривации имеют место и др. ее виды. М. д. может вести к обеднению опыта, получаемого из внешней среды, — разновидности культурной или сенсорной депривации. Необходимо учитывать возраст, в к-ром ребенок подвергается депривации, а тж ее продолжительность.

Раннее помещение ребенка в воспитательное учреждение может привести к поведению, к-рое варьирует от апатичности, потери аппетита и задержки нормального развития до полного истощения, заканчивающегося иногда смертью (маразмом). Помещать детей в такие учреждения после достижения ими 6-месячного возраста даже хуже, чем в более раннем возрасте, вследствие уже сформировавшихся связей между матерью и ребенком.

Даже непродолжительная разлука ребенка с матерью, как в случае госпитализации, может вызывать нарушения развития. Эти нарушения опять-таки больше после 6-месячного возраста. М. д., по-видимому, всегда является первичным фактором.

Причины недостаточной материнской ласки и заботы могут крыться как в особенностях ребенка, напр., испытывающего трудности в реагировании на действия матери, так и в характеристиках матери, когда она слишком молода, не имеет родительского опыта или просто не хочет иметь ребенка. Любой из этих факторов может приводить к разного рода дефицитам — в кормлении, ласке и реагировании на потребности ребенка. Плохое обращение с детьми берет начало в недостаточной готовности к материнству и может принимать форму пренебрежения или физ. или психол. агрессивного воздействия.

Стимуляция совершенно необходима для нормального развития индивидуума. Сенсорная депривация может вызывать задержку двигательного и умственного развития. Одно из решений проблемы депривации, обнаруживаемое во мн. культурах, — разделить уход за ребенком между неск. людьми. Эффективность множественного или параллельного ухода за ребенком зависит от специфических паттернов взаимодействия между ребенком и материнскими фигурами, а тж от типа существующего соц. строя.

Не следует недооценивать роль отца в семейной констелляции. При множественном уходе за ребенком отец может быть главным фактором. В Швеции попытались дать отцам возможность на равных с матерью участвовать в воспитании детей, предоставляя им отпуск по уходу, чтобы у них было достаточно времени для взаимодействия с малышом сразу после его рождения.

Ни один из существующих подходов к воспитанию детей не гарантирует здоровья и благополучия во взрослости. Полученные в совр. исследованиях данные о том, что даже самые вредные воздействия сглаживаются по мере взросления ребенка, указывают лишь на отсутствие в подобных случаях психол. расстройства, однако из этого вовсе не следует, что человек, подвергавшийся в детстве таким воздействиям, функционирует на оптимальном уровне.

См. также Стиль жизни, Отношения «родитель-ребенок»

Ф. Д. Бреслин

Медитация (meditation)

В каждой системе М. неизменно присутствуют определенные компоненты: концентрация, внутренняя сосредоточенность (mindfulness)и измененное состояние сознания. Эти общие переживания и цели достигаются, однако, в разных системах М. с помощью разных технических приемов: беззвучного пения мантры; пристального смотрения на определенные объекты, напр. пламя свечи; счета вдохов/выдохов и борьбы с неизбежными отвлечениями жизни посредством устремленности в одном направлении, ведущей к чувству самоконтроля и внутреннему спокойствию. Для М. отводится по меньшей мере два сеанса в день, утром и вечером, длительностью в 10—30 минут. Во время сеанса медитирующий сидит или лежит в спокойной, комфортабельной обстановке, проходя через процедуры, предписываемые определенной системой М.

Положительными физиолог. эффектами являются: снижение мышечного напряжения, урежение пульса, снижение АД и потребления кислорода, увеличение продуцирования альфа-волн. Эффект, достигаемый за 20 минут М., превосходит физиолог. эффект глубокого сна, что свидетельствует о регенеративной силе М. и ее возможности предотвращать изнашивание организма.

Использовать М. в психотер. необходимо с осторожностью и учитывая противопоказания. Обычно существенным является тщательное наблюдение терапевта, хотя нек-рые включаются в самоуправляемые программы с высокоэффективным результатом.

Конечно же, макс. польза от М. состоит в применении полученных навыков в мире повседневных стрессов, чтобы оставаться ненапряженными и контролировать события в среде, переполненной провоцирующими тревогу стимулами. Такой произвольный контроль непроизвольной НС до недавнего времени считался невозможным. Как это ни парадоксально, контроль достигается тем, что его не стремятся достичь.

См. также Морита-терапия, Найкан-терапия, Йога, Дзэн-буддизм

С. Мур

Медицинская модель психотерапии (medical model of psychotherapy)

Традиционная биомедицинская модель соматического и психиатрического заболевания постулирует, что причину болезни можно, в конечном счете, свести к действию одного или более внутренних патогенных факторов, вызывающих появление обособленных симптомокомплексов. Для того чтобы устранить симптомы и восстановить здоровье, биомедицински ориентированный практик должен точно диагностировать наличный комплекс проблем и предложить лечение, к-рое останавливает действие патогенных факторов или вызывает их обратное развитие.

Напр., пациент может сообщить, что данные проблемы появились впервые и длятся в течение неск. недель: потеря удовольствия от мн. повседневных занятий и интереса к ним, усталость, снижение уровня физ. активности, отсутствие аппетита, значительное изменение веса, мысли о смерти или самоубийстве, трудность сосредоточения, чувство безнадежности, вины и/или малоценности. Психиатр, обследующий данного больного, может прийти к выводу о том, что этот симптомокомплекс соответствует критериям большого депрессивного эпизода согласно DSM-IV. Исходя из предположения, что большой депрессивный эпизод является расстройством, вызванным внутренними нейрохимическими и нейроэндокринными отклонениями, психиатр скорее всего пропишет лекарство, предназначенное для коррекции или модификации предполагаемого патогенного процесса.

Сходный набор предположений характеризует подход М. м. к п., хотя гипотетические патогенные процессы здесь другие. Как и биомедицинская модель заболевания, мед. модель постулирует, что первичная причина проблем поведения локализована в границах индивидуума. Предположение биомедицинской модели о биолог. этиологии заменяет здесь постулат интрапсихического детерминизма, согласно к-рому проблемное поведение вызвано нарушением регуляции гипотетических внутренних психол. процессов. Много примеров таких психол. «патогенных факторов» (напр. психотравма в раннем детстве, бессознательные мотивации, патологическое развитие Я, фиксации психосексуального развития, неосознаваемые механизмы психол. защиты и нарушенные объектные отношения) могут быть найдены в психоан. и психодинамических объяснениях психопатологических процессов.

Исходя из того, что интрапсихические факторы рассматриваются в качестве первичной причины поведенческих проблем, процедуры лечения и оценки его результатов обычно направлены на идентификацию и коррекцию интрапсихических дисфункциональных психол. процессов. Если вернуться к приведенному выше примеру большого депрессивного эпизода, практик психиатрического здравоохранения, придерживающийся традиционной мед. модели, может тщательно расспрашивать пациента о действии недавних стрессоров или же об утратах в детстве. Потенциальной гипотезой, направляющей это исслед., будет то, что специфические недавние стрессоры (напр. разрыв с другом) могли стимулировать мощные неосознаваемые побуждения и конфликты, связанные с реальной или воображаемой потерей большого субъективного значения, испытанной в детском возрасте (напр. уход или отвергание со стороны одного из родителей). Т. о., психол. патогенным фактором, вызвавшим депрессивные симптомы, является неосознаваемый конфликт, запущенный недавним событием, но коренящийся в раннем детстве. Для облегчения состояния дистресса практик психиатрического здравоохранения может предложить лечебную стратегию, ориентированную на то, чтобы помочь больному вполне осознать значение детской психотравмы и связанного с ней интрапсихического конфликта. Можно ожидать, что вооруженный инсайтом пациент а) более реалистично оценит тяжесть недавних стрессоров и б) будет более эффективно контролировать свои эмоциональные реакции в будущем. Кроме того, предполагается, что если вмешательство, имеющее целью снятие симптомов, не будет направлено на глубинный конфликт, то оно не сможет обеспечить стойкого улучшения, поскольку действие психол. патогенного фактора будет продолжаться.

Наши рекомендации