Эффекты дневных дошкольных центров

Программы групп. воспитания в дневных центрах влияют на когнитивное, эмоциональное и соц. развитие детей. Представляется очевидным, что 1—2-летняя качественная программа в сочетании с эффективной домашней программой может вызывать устойчивые положительные изменения в когнитивных способностях детей, в особенности IQ. У вырастающих в экономически неблагополучных условиях детей опыт пребывания в дневных центрах заметно ослабляет снижения IQ, часто наблюдаемые у детей из аналогичных семей, живущих в условиях высокого риска и нестабильности. Что касается эмоционального развития, то Д. д. ц. не наносят ущерба отношениям привязанности между матерью и ребенком, даже когда такой уход за ребенком начинается уже с первого года жизни, и не снижают предпочтения ребенком матери в сравнении с др. опекуном. Дети, проводящие определенную часть своего дня в детском центре, больше взаимодействуют со сверстниками, приобретая опыт как позитивных, так и негативных отношений.

Количество исслед. резко сокращается, а рез-ты оказываются более неоднозначными, когда рассматривается влияние детских дошкольных центров на семью и др. системы. Матери, принимающие участие в программах обучения, формируют сети поддержки (supportive networks), распространяя информ. и оказывая помощь друг другу в воспитании детей. Имеются тж данные о том, что по мере роста удовлетворенности родителей организацией присмотра за их детьми возрастает и удовлетворенность работой и супружескими отношениями.

К интерпретации этих данных следует относиться с осторожностью. Для понимания потенциальных оптимизирующих воздействий на детей родителей, семей, поставщиков услуг по уходу за детьми и соц. сетей поддержки необходимы дальнейшие исслед., как фундаментальные, так и прикладные.

См. также Обучение в раннем детстве

Ф. Дойч

Дневные стационары (day hospitals)

Д. с. и центры дневного пребывания начали широко распространяться в 1970-е гг. в ходе движения деинституционализации. Д. с. предотвращают тотальную изоляцию больного от семьи и здорового окружения, требуя при этом меньших финансовых затрат как со стороны государства, так и со стороны пациента, по сравнению с полностью укомплектованной мед. персоналом больницей, круглосуточно обслуживающей стационированный контингент. Пациенты Д. с. обычно находятся в переходном периоде от полной госпитализации к самостоятельному проживанию, они прибывают в Д. с. прямо из мест проживания для избежания эффектов полной институционализации. Переходный характер обстановки Д. с. или центра дневного лечения снижает стигматизацию и зависимость, часто сопровождающую период во время и после долгосрочной госпитализации. Главная цель этих учреждений — подготовка клиентов к решению задач повседневной жизни. Реабилитационные службы обычно используют адаптированные к индивидуальным задачам групп. программы, включающие терапию развлечениями, занятостью и средой, а тж производственную реабилитацию. Разнообразие видов активности, предоставляемых пациентам в Д. с. и центрах дневного лечения, предполагает наличие мультидисциплинарного персонала при участии психиатров, клинических психологов, психиатрических соц. работников, психиатрических медсестер, специалистов по терапии занятостью и развлечением и консультантов по производственной реабилитации.

См. также Дома «на полпути», Программы психического здоровья

Р. Д. Фелнер

Добрачное консультирование (premarital counseling)

Только в самом широком смысле этого термина можно рассматривать Д. к. в качестве «консультирования». Из функций консультирования в нем остаются обсуждение проблем и образовательное вмешательство, имеющее главной целью снабжение жениха и невесты типичными для таких случаев сведениями.

Выдающимся пионером в осуществлении образовательного инструктивного метода подготовки к браку являлся Эрнст Р. Гровс, который в 1924 г. в одном из колледжей Университета Бостона ввел учебный курс под названием «Подготовка к браку и семейной жизни».

Др. событием, оказавшим большое влияние на Д. к., был переход в психологии от строго интрапсихического рассмотрения проблем к расширенному взгляду на межличностные системы и культурные аспекты проблемных ситуаций. Это побудило специалистов в области психич. здоровья и пасторских консультантов начать обращать повышенное внимание на переменные отношений в браке и в процессе подготовки к браку.

Начиная с 1950-х г. «Журнал пасторской психологии» (Journal of pastoral psychology)стал отражать более широкий интерес к аспектам взаимоотношений Д. к., выразившийся в увеличении числа статей по данному предмету. Рост количества курсов по пасторскому консультированию во многих учеб. заведениях США явился дополнительным свидетельством того, что религиозные организации расширяют свое влияние на сферу межличностных отношений.

Благодаря усилиям Службы здравоохранения США, нацеленным на выявление и контроль венерических заболеваний, к проведению добрачного обследования изначально были привлечены профессиональные медики. Хотя большинство физ. осмотров проводились поверхностно и регламентировались (существенно различавшимися) законами штатов, нек-рые врачи ощущали потребность выйти за рамки рутинных процедур и снабдить молодые пары необходимыми сведениями и рекомендациями. Большая часть консультаций, предоставлявшихся врачами, были сосредоточены на вопросах пола и сексуальности.

Накапливается все больше данных, что по крайней мере нек-рые из тех, у кого не сложились отношения в первом браке, строят более конструктивные отношения во втором браке. Проведенное после неудачного брака консультирование может помочь новой супружеской паре избежать тех проблем, которые привели к несостоятельности предшествовавшего брака. От людей, к-рые ранее состояли в браке, тж будут ожидать достижения определенного понимания тех требований, к-рые к ним предъявляет брак, и принятия более разумного подхода к новым отношениям.

В совр. литературе по вопросам Д. к. говорится о том, что брачных и семейных консультантов поощряют помогать намеревающимся вступить в брак реалистично оценить многие из романтических иллюзий и мотивов, связанных с браком. Они могут исследовать соц.-психол. аспекты динамики брака и процесс формирования супружеской привязанности и верности. Кроме того, многими осознается необходимость исследовать причины образования семьи и болезненный процесс разделения и расставания.

См. также Консультирование, Сексуальность человека, Выбор супруга/супруги

Р. Берг

Доверительные границы (confidence limits)

Д. г. имеют отношение к интервальному оцениванию и связаны со стандартными ошибками статистик: выборочных средних, коэффициентов корреляции, предсказанных значений переменной и т. д. При интервальном оценивании главной задачей яв-ся определение такой области значений или такого числового интервала, к-рые позволяют с высокой степенью вероятности предполагать, что истинное значение оцениваемого параметра заключено в их границах. Если применить это понятие к определенной статистике, напр. выборочному среднему, то становится очевидным следующее: независимо от способа выборки и ее размеров, у нас нет никаких оснований рассчитывать на то, что выборочное среднее будет в точности равно генеральному среднему (параметру). Любое выборочное исслед. связано с ошибками выборки вследствие действия случайных факторов, вызывающих флуктуации от выборки к выборке. Отсюда возникает необходимость точно оценить интервал, предположительно включающий истинное среднее. Такое оценивание предполагает выбор уровня достоверности, аналогично тому, как это происходит при проверке гипотезы. Д. г. являются дополнительными величинами относительно уровней значимости, используемых при проверке гипотезы. Выборочное распределение средних принимает вид нормального распределения со средним, равным среднему выборочных средних (X), и со стандартным отклонением (Sm), равным стандартной ошибке среднего. Если число выборок стремится к бесконечности, верны следующие условия:

—1,96 σm ≤ — ≤ +1,96 σm (95% доверительные границы);

—2,58 σm ≤ — ≤ +2,58 σm (99% доверительные границы);

—3,29 σm ≤ — ≤ +3,29 σm (99,9% доверительные границы).

Смысл этих формул заключается в том, что на заданном уровне достоверности построенный интервал будет включать соотв. процент всех возможных средних, нормально распределенных относительно генерального среднего μ.

Д. г. полезны при оценивании интервала, в к-ром на заданном уровне достоверности предположительно лежит «истинное» значение тестового балла, полученного конкретным чел. Выборочная ошибка коэффициента надежности (rit)равна σe= σ0 . Отсюда, напр., 95% Д. г. для «истинного» значения IQ у испытуемого, получившего оценку IQ = 110 по тесту, надежность к-рого равна 0,84, будут соответственно 98 и 122 (при σ0 = 15, σe = 15 = 6).

Д. г. тж используются в предсказаниях ( )осн. на критериях заданной степени валидности. Стандартная ошибка, связанная с предсказанным баллом ( ),есть не что иное, как стандартная ошибка оценки (σу, х).

П. Ф. Меренда

Дома «на полпути» (halfway houses)

Дома «на полпути» (ДП) представляют собой небольшие групп. жилища, предоставляемые выписанным из психиатрического стационара пациентам на переходном периоде их приспособления к самостоятельной жизни в об-ве. ДП различаются между собой по локализации, размеру, назначению и контингенту больных. Однако большинство из них располагается в населенной зоне, вмещает 15—30 жильцов, служит переходной инстанцией между психиатрическим стационаром и средой здорового проживания и выполняет функцию осн., хотя и временного места жительства пациентов. Большинство ДП предоставляется пациентам с диагнозом наркомании, с наличием психич. расстройств и проблем, вызванных антисоциальным поведением. Хотя ДП первоначально имели целью заполнение пустоты между психиатрической больницей и здоровой средой проживания, мн. из них сейчас служат источником поступления пациентов в стационары.

Неск. факторов способствовали развитию движения ДП. Произошел переход от длительного содержания больных в психиатрических стационарах к их помещению в минимально ограничивающие условия лечения. Кроме того, определенные соц. и юридич. акции способствовали выписке большого числа стационарных больных. В то же время прогресс в психофармакологии привел к снижению проявлений симптоматики у мн. больных и сделал возможной их выписку из психиатрического стационара. Параллельное развитие судебной системы утвердило необходимость создания мест временного проживания для того, чтобы помочь лицам, освобожденным после длительного заключения, адаптироваться к жизни в об-ве.

Главная цель ДП — помощь в развитии навыков, необходимых для успешной жизни в об-ве. Более специфические цели — помощь жильцу в контроле над проблемным поведением, улучшение навыков соц. поведения, установление соц. отношений, помощь в трудоустройстве, приобретение финансовых навыков и развитие навыков самообслуживания.

ДП выполняют тж филос., соц. и пед. функции, включая предотвращение или снижение числа госпитализаций, снижение затрат на лечение, использование минимально ограничивающей лечебной среды и минимизацию разрыва соц. связей в здоровой среде, обусловленного поступлением в стационар. ДП выполняют тж образовательную функцию, знакомя население с характеристиками, специальными проблемами и нуждами своих обитателей.

Большинство ДП используют непрофессиональный персонал и стремятся создать для своих обитателей атмосферу соц. поддержки. Специфические программы часто включают плановые развлечения и соц. мероприятия, собрания жильцов, групп. терапию, распределение ответственности за ведение домашнего хозяйства и консультирование больных. В большинстве домов приняты строгие правила, касающиеся должного поведения; жильцы принимают участие в системе домового самоуправления.

Мн. ДП используют определенные типы ситуационных программ для стимуляции и вознаграждения зрелого, ответственного поведения больных. В административном аспекте ДП чаще всего аффилиированы или финансируются церковными и частными орг-циями, больницами или центрами психич. здоровья.

ДП стремятся к постепенному восстановлению соц. статуса выписанных больных, к ступенчатой реинтеграции пациентов в об-ве, к приобретению ими навыков, необходимых для успешной жизни в здоровой среде. Акцент на успешном приближении к независимой жизни в об-ве обусловлен полученными данными о том, что первые неск. месяцев после выписки из больницы сопряжены с наиболее высоким уровнем стресса и риском рецидива.

Хотя обоснование существования ДП и их цели привлекательны и обладают очевидной валидностью, эффективность этого подхода еще недостаточно подтверждена эмпирическими исслед. В большинстве исслед. не использовались контрольные группы или авторы стремились лишь сформулировать предикторы успешного рез-та терапии. Предикторами, от к-рых чаще всего зависит рез-т, являются признаки алкоголизма, число предыдущих госпитализаций, трудовая занятость в период проживания в ДП, сохранность соц. связей и возраст. Методологические недостатки и противоречивость данных опубликованных исслед. заставляют сделать вывод о том, что терапевтические преимущества ДП все еще остаются недостаточно доказанными.

Одно из препятствий для проведения оценки эффективности — концептуальная и организационная неоднородность таких учреждений. Можно ожидать различий в эффективности функционирования ДП в зависимости от их теорет. концепции, специфических программ, подготовки и характеристик персонала, уровня поддержки со стороны общественных учреждений и типа размещаемых пациентов.

Поражает отсутствие эмпирической основы специфических программ, используемых в ДП. Напр., растет число солидных публикаций, посвященных методам обучения больных соц. навыкам, навыкам супружеских взаимоотношений и способам трудоустройства. Однако в большинстве программ ДП продолжают использоваться устаревшие и интуитивно обоснованные методы достижения этих целей.

ДП — это прежде всего концепция лечения, к-рая совершенно не обязательно предусматривает наличие определенного учреждения. Успешная реинтеграция в об-ве выписанных из стационара больных м. б. осуществлена путем моделирования, обучения, тренинга и постепенного приближения к жизни в здоровой среде без специальной институциональной структуры, посвященной решению этих задач.

С. Н. Хейнс

Домашние любимцы (pets)

На всем протяжении истории имели место межвидовые соц. взаимодействия — отношения хищника и жертвы; любопытство — товарищеские отношения — игра; кооперация или контакты. Собаки, прирученные ок. 10 тыс. лет тому назад, стали, возможно, первыми Д. л., помогая людям охотиться, охраняя их поля и амбары, а тж служа источником мясной пищи. Связь между человеком и домашним животным представляет собой уникальные взаимоотношения. Д. л. позволяют почти полную свободу отношений, они предлагают искренний и близкий союз, лишенный духа конкуренции и к.-л. оценок. Они могут успокоить, оказать помощь и защитить от вторжения, темноты, физ. нападения, скуки и, возможно, одиночества. Д. л. может выступать в качестве молчаливого собеседника. Он может стимулировать проявления спонтанности и творчества; высвобождать сдерживаемую энергию и напряжение, выступая в качестве товарища по играм; помочь воспитать чувство ответственности и челов. ценности, выступая в качестве зависимого существа. А, самое главное, Д. л. служат доступным и понятным средством выражения ответных реакций — получение любви и ее отдача идут рука об руку, в то время как дурное обращение и пренебрежение влекут за собой избегание и отторжение. Кроме того, осуществляя свои биолог. функции и половые отношения, Д. л. помогает научить детей понимать явления природы.

См. также Антисоциальная личность, Одиночество

Ф. Дойч

Доминантные и рецессивные гены (genetic dominance and recessiveness)

По иронии судьбы, о наследственности животных нам известно гораздо больше, чем о наследственности чел.

Наследственность является результатом комбинаций генов. Гены — это биохимические функциональные элементы хромосом, определяющие потенциальный пол и др. признаки у зародыша. Хромосомы представлены парами в ядре каждого сперматозоида и каждой яйцеклетки. У чел. имеется 23 пары, или 46 хромосом, причем одну пару называют половыми хромосомами, потому что они определяют пол будущего организма. Клетки женского организма несут две Х-хромосомы, тогда как клетки мужского содержат одну Х-и одну Y-хромосому. Y-хромосома мельче по размеру и содержит меньше генов на своей поверхности, чем Х-хромосома.

В рез-те клеточного деления в яичниках все яйцеклетки содержат одну Х-хромосому, тогда как клеточное деление в яичках приводит к тому, что половина сперматозоидов содержит Х-хромосому, а др. их половина — Y-хромосому. Т. о., в половине случаев челов. яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидами, несущими Х-хромосому, и еще в половине — сперматозоидами, несущими Y-хромосому, так что половина рождающихся в популяции детей должна бы иметь мужской пол, а половина — женский. (Мальчиков все же рождается чуть больше, но среди них и смертность выше, а потому соотношение полов быстро уравнивается; по мере того как дети становятся старше, соотношение полов сдвигается в сторону преобладания представительниц женского пола вследствие большей устойчивости женского организма к болезням.)

Несмотря на то что мы очень мало знаем о локализации генов в половых хромосомах (X и Y) и аутосомах (определяющих все признаки организма за исключением половых), если судить по сложности строения челов. организма и тому, что нам известно о наследственности животных, в каждой хромосоме должно находиться громадное множество генов. Ибо ген является не чем иным, как биохимическим определением местоположения определяющего фактора, к-рый служит причиной появления конкретного признака или состояния (напр., голубых глаз или гемофилии) либо вызывает развитие определенной части тела (напр., эпидермиса большого пальца).

Карта расположения генов в хромосомах называется генотипом индивида, тогда как фенотип — экспрессия этих генов в конкретном живом организме. «Доминантный» ген способен вызвать свой эффект даже в гаплоидном (единственном) числе, поскольку он сильнее рецессивного аллеля (гена, находящегося в том же месте парной — гомологичной — хромосомы). Когда признак определяется рецессивным геном, для фенотипического проявления этого признака (или дефекта) необходимо диплоидное число хромосом (оба аллеля или гена в одном и том же локусе на паре хромосом). Индивида, имеющего рецессивный ген какого-то наследственного дефекта или заболевания на одной хромосоме, но нормальный аллель на др. — гомологичной — хромосоме, наз. «носителем», потому что этот потенциальный родитель несет ген дефекта в гаплоидной форме и не может обеспечить его экспрессию до тех пор, пока этот ген не объединится с др. рецессивным геном этого дефекта от второго родителя при зачатии ребенка. Исключение из этого правила составляет сцепленный с полом рецессивный ген, локализованный в Х-хромосоме носителя женского пола. При объединении такой Х-хромосомы жены с Y-хромосомой мужа у сына с генотипом XY наследственная болезнь (обусловленная действием рецессивного гена матери) будет проявляться так, как если бы Y-хромосома в его генотипе вообще отсутствовала.

Доминантный ген всегда блокирует действие рецессивного, но два рецессивных гена в одном и том же локусе гомологичных хромосом обладают достаточной силой, чтобы контролируемый ими признак (или дефект) мог проявиться в фенотипе. Впрочем, и одного рецессивного гена Х-хромосомы индивида мужского пола достаточно, чтобы определяемый им признак (или дефект) проявился в фенотипе или при формировании тела ребенка.

В состав доминантных признаков у чел. входят темные и вьющиеся волосы; наличие непигментированных участков волосяного покрова; облысение у мужчин; карие, каре-зеленые или зеленые глаза; нормально пигментированная кожа; сросшиеся или лишние пальцы на руках и на ногах; брахидактилия (укорочение пальцев из-за отсутствия фаланги); ахондроплазия (форма карликовости, при к-рой голова и туловище достигают обычных размеров, а конечности сильно укорочены); невосприимчивость к яду сумаха (Rhus radicans);положительный резус-фактор; факторы нормального свертывания крови; группы крови A, В и AВ (по системе АB0). Рецессивные признаки включают прямые, светлые или рыжие волосы; облысение у женщин; голубые или серые глаза; отсутствие пигментации кожи (альбинизм); нормальные пальцы; восприимчивость к яду сумаха (Rhus radicans);куриную и цветовую слепоту; глухонемоту; отрицательный резус-фактор; гемофилию и группу крови 0 (по системе AB0).

См. также Хромосомные нарушения, Наследуемость

X. К. Финк

_Е_

Единственные дети (only children)

Дети наз. «единственными», с т. зр. порядка рождения, если они не имеют братьев и сестер и одни воспитываются родителями (родителем). С психол. т. зр., ребенок, у к-рого большая разница в возрасте (более 7 лет) с ближайшими к нему по порядку рождения сиблингами, или ребенок, являющийся единственным в семье мальчиком/единственной девочкой, может рассматриваться в функциональном плане как единственный.

Исходя из своих теорет. представлений о семейной констелляции и порядке рождения как важных потенциальных факторах, влияющих на выбор ребенком стратегии приспособления и формирование личности и стиля жизни, Адлер говорил, что: «Единственный ребенок является проблемным уже в силу своего положения. У него есть соперник, но это не брат и не сестра. Он интуитивно чувствует вызов со стороны отца и вступает с ним состязание. А мать опекает свое единственное чадо и ни в чем ему не отказывает». В рамках адлерианского подхода тж высказывается предположение, что Е. д. могут испытывать затруднения в межличностных отношениях, соревновании и совместной жизни и деятельности.

Существует немного исслед., прямо посвященных изучению Е. д.; большей частью информ. о них содержится в сравнительных исслед. порядка рождения, часто дающих противоречивые результаты.

См. также Порядок рождения и личность

Г. Мэнистер

Ежегодники психических измерений (mental measurement yearbooks)

Начиная с 1938 г., публиковавшиеся на протяжении 40 лет Е. п. и. (MMY) оказывали неоценимую помощь широкой массе пользователей тестов.

По замыслу Буроса, целями Е. п. и. являлись: а) снабжение читателей регулярно обновляемой библиографической информ. о всех тестах, имеющихся в англоязычных странах; б) предоставление исчерпывающей и точной библиографии по отдельным тестам; и в) обеспечение читателей критическими обзорами тестов, составленными квалифицированными специалистами, с тем чтобы они могли выбирать из них наиболее подходящие для решаемых ими задач. Др. цели, отмечаемые Буросом, включали тж оказание давления на издателей тестов с целью стимулировать их производить меньшее количество тестов, но с более высоким качеством, и сопровождать публикуемые тесты более полной информ. При этом тж выражалась надежда, что пользователи станут со временем более разборчивыми потребителями стандартизованных тестов.

См. также Психометрика

Г. Робертсон

Естественное (грудное) вскармливание (breast-feeding)

Все врачи сходятся во мнении, что грудное молоко — это лучшее питание для детей в первые месяцы жизни. По сравнению с детьми, к-рых кормят детскими молочными смесями, у детей, находящихся на грудном вскармливании, реже возникают пищеварительные проблемы, аллергии и болезни, а тж реже встречается синдром внезапной смерти младенца (СВСМ). С т. зр. питательной ценности, полной замены грудному молоку не существует.

Мн. психологи считают, что кормление грудью дает еще и психол. выгоды, поскольку может усиливать связь между матерью и ребенком. В физиолог. плане, мать и грудной ребенок разделяют удовольствие и дискомфорт: как сосание, так и кормление грудью, дают ощущение удовлетворения, тогда как пустой желудок и переполненная молоком грудь вызывают болезненные ощущения. Поэтому кормящая мать не только получает психич. удовлетворение от того, что собственным телом удовлетворяет потребности своего ребенка, но и приходит к осознанию естественного симбиотического отношения, существующего между ней и малышом. В добавление к этому, количество грудного молока у матери прямо зависит от энергичности, продолжительности и частоты сосания, что способствует образованию еще одной связующей цепи между матерью и ребенком. Наконец, непосредственный телесный контакт тж может вносить свой вклад в формирование связи между матерью и ребенком.

Однако среди психологов немало тех, кто считает, что др. способы укрепления связи между матерью и ребенком служат вполне удовлетворительной заменой Г. в. Психологически важным является не тот или иной способ вскармливания, а общий характер взаимодействия матери и ребенка.

К. С. Бергер

Естественные и логические последствия (consequences, natural and logical)

Это понятие противопоставляется вознаграждению и наказанию как средствам воспитания детей и, возможно даже шире, как средствам установления отношений с др. людьми.

Более простой из двух составных категорий этого понятия является категория естественных последствий, к-рая означает, что «воспитатель» («trainer»)по существу ничего не предпринимает, предоставляя индивидууму самому испытать последствия своего поведения, наступающие либо по законам природы, либо по челов. законам. В применении этого метода естественных последствий к маленьким детям руководствуются двумя соображениями: а) всегда информировать ребенка о возможных последствиях данного поведения и б) не допускать, чтобы ребенок испытывал такие последствия, если существует вероятность того, что они окажутся травматическими, опасными или даже фатальными. Этот метод воспитания можно было бы назвать «обучением на собственном опыте», поскольку исповедующий его родитель-воспитатель полагает, что лучший способ узнать действительность — это познакомиться с ней на собственном опыте.

Понятие логических последствий более трудно для объяснения. Оно относится к «воспитателю», в широком значении этого слова, как в том случае, когда к.-л. взрослый человек вступает во взаимодействие с другим с целью «преподать ему урок». Ключевым понятием здесь является договор (contract) — явный или подразумеваемый — о том, что объект воспитания будет рассматривать действия воспитателя как справедливые, в поведение как логичное.

Воспитатель либо что-то делает, либо, напротив, не делает исходя из своего представления о том, что является правильным. В этом случае ребенок не «наказывается», скорее ему «преподается» урок.

Этот метод воспитания рассматривается как полностью соответствующий отношениям взрослых людей: вы платите чел., только если он выполнил обещанную им работу; вы избегаете иметь дело с кем-либо, кто оказывается невоспитанным; вы покидаете место назначенной встречи после того, как время вашего ожидания исчерпало разумный предел; вы спасаетесь от грозящей бедой ситуации; и т.д.

См. также Родительская пермиссивность, Наказание, Вознаграждения, Вознаграждения и собственный интерес

У. Саттон

Естественный отбор (natural selection)

Согласно Ч. Дарвину, Е. о. как дифференцированное выживание и размножение членов популяции относится к механизмам эволюции: естественная среда отбирает тех особей, к-рые передают свои черты от одного поколения к другому и, т. о., формируют особенности последующих популяций. В предлагаемой статье сначала будут кратко рассмотрены факты эволюции, затем — осн. положения учения Дарвина, и, наконец, то, какое отношение отбор имеет к исслед. поведения.

Эволюция

Взрыв разнообразия многоклеточных организмов произошел примерно 570 млн. лет назад, во время геологического периода, получившего название кембрийского, за к-рым последовала «прополка» (weeding out):выжившие положили начало осн. группам, от к-рых в процессе эволюции произошли совр. виды.

Одной из таких групп были позвоночные. Эволюция от рыб до амфибий, а затем до рептилий ознаменовалась множеством важных вех, одной из к-рых стало заселение суши. Динозавры были впечатляющей частью этой истории, но ок. 65 млн лет тому назад они вымерли, что позволило эволюционировать крупным млекопитающим.

В масштабе геологического времени только что рассмотренного периода, 4 млн лет или около того, к-рые минули с тех пор, как предки гоминид перешли к прямохождению, — очень короткий отрезок времени. Еще короче срок, прошедший с тех пор, как возник Homo sapiens. Генеалогию человека можно проследить лишь в самых общих чертах, поскольку иногда трудно провести границы между различными популяциями гоминид. Род Homo появился примерно 2,5 млн лет назад, его представлял вид Homo habilis, и примерно к тому же времени относят начало использования орудий труда. Появление Homo erectus и использование им огня произошло примерно 1,7 млн. лет назад в Восточной Африке. Homo sapiens появился ок. 250 тыс. лет тому назад. Экспансия одних групп, напр. кроманьонцев, сопровождалась вымиранием других, таких как неандертальцы. Если рассматривать анатомию, совр. люди возникли ок. 40 тыс. лет назад; это же время считается достаточно противоречивой датой возникновения языка.

Самой успешной теорией в отношении согласования фактов эволюции является учение Ч. Дарвина о Е. о.

Естественный и искусственный отбор.Е. о. — это дифференцированное выживание и размножение членов популяции; согласно этому подходу, естественная среда отбирает тех особей, к-рые передают свои черты от одного поколения к другому и т. о. формируют особенности последующих популяций. Эволюция путем Е. о. требует изменчивости внутри популяции.

Отбор был известен задолго до работ Ч. Дарвина, поскольку широко использовался в растениеводстве и животноводстве. Люди знали, как проводить селекцию растений или домашнего скота, руководствуясь такими характеристиками, как урожайность и выносливость. Такое селективное выведение пород и сортов получило название искусственного отбора, и оно породило разнообразие овощей, фруктов и т. д. Рабочих лошадей отбирали, руководствуясь силой, а беговых — скоростью. Дарвин предположил, что в природе имеет место Е. о.

Осн. аргументы Дарвина были впервые опубликованы в его книге «О происхождении видов». Одни люди с энтузиазмом приняли его аргументы, зато другие ожесточенно отрицали их. Сопротивление росло, и к концу XIX в. широко распространилось мнение о том, что дарвинизм мертв. Такая ситуация сохранялась даже в начале XX в. Эти полвека или около того, что прошли до возрождения интереса к учению Дарвина, были названы «затмением дарвинизма».

Альтернативные теории.Причина этого затмения крылась не в том, что теория эволюции была опровергнута, а в том, что в то время стали господствовать др. теории. Главными альтернативами дарвинизму были ламаркизм, теория ортогенеза и комбинация менделевской генетики с теорией мутаций. Ламаркизм восходит к работам Ламарка, французского ученого XVIII в., к-рый предположил, что признаки, приобретенные организмом, могут быть переданы по наследству его потомству, благодаря изменениям его собственного генетического материала, или зародышевой плазмы. Проблема, возникающая в связи с этой теорией, заключалась в следующем: почему благоприятные признаки с большей вероятностью передаются потомству, чем неблагоприятные?

Согласно теории ортогенеза, эволюцию направляют силы внутри самих организмов, без учета требований окружающей среды; ее можно уподобить раскрытию плана развития. Полагали, что одним из проявлений раскрытия плана было повторение (рекапитуляция) филогенеза в онтогенезе. Онтогенез представляет собой развитие отдельного организма, а филогенез представляет историю его эволюции. Считалось, что в процессе онтогенеза зародыш проходит через стадии развития, соответствующие его филогенезу. Эта идея рекапитуляции, однако, имеет серьезные ограничения и более не является центральной в теории эволюции.

Проблема менделевской генетики состояла в том, что она не предлагала никакого механизма изменчивости. Если строго следовать учению Г. Менделя, то доминантные и рецессивные гены в одном поколении определяют их соотношение в следующем. Без изменчивости здесь не было ничего, с чем бы мог работать Е. о. Чтобы объяснить появление новых форм, последователи Г. Менделя добавили теорию мутаций, к-рая утверждала, что эволюция происходит за счет спонтанных и зачастую крупных генетических изменений.

В XIX в. гены были чисто теорет. объектами; их нельзя было увидеть. Только позднее методы клеточной биологии достигли такого уровня, к-рый позволил идентифицировать гены в настоящих клетках. Тем не менее, все эти эволюционные теории исходили из предположения, что некий наследственный материал передается от одного поколения другому, и что его свойства определяют эволюцию. Осн. идея нек-рых теорий заключалась в том, что этот генетический материал является репрезентацией или копией организма. В самых ранних версиях теории ортогенеза, известных под названием преформизма, зародыш представлял собой гомункулуса, крохотного индивида с уже сформированными органами; позднее его представляли в виде предковых форм, поскольку считалось, что онтогенез повторяет филогенез. Что касается ламаркизма, то передача приобретенных признаков требовала, чтобы они каким-то образом сохранялись в зародышевой плазме, поэтому зародышевая плазма должна была содержать своего рода план тех частей организма, к-рые надлежало изменить в следующем поколении. В любом случае, зародышевую плазму можно было расценивать как репрезентацию (отображение) или копию самого организма.

Рецепт представляет собой последовательность процедур или инструкций. Он описывает, как создать продукт, но он отнюдь необязательно включает в себя описание самого продукта (рецепт торта не выглядит как торт). Рецепт может быть информативен, но вряд ли он содержит информ. о своем собственном создании, напр., о том, сколько понадобилось сделать попыток, чтобы он начал работать. Напротив, в проекте обычно ничего не говорится о том, как строить сооружение. Как и рецепт, он может быть информативен, но обычно в нем нет сведений о его истоках, напр. о том, в каком порядке проектировались разные части. Проект является образом или копией, а рецепт — нет. В ламаркизме и трудах преформистов-ортогенетиков генетический материал трактуется как проект, а не как рецепт.

Современный синтез.Принципиальным достижением совр. биологии стало то, что она вновь обратилась к генетическому материалу, но не в качестве проекта структуры организма, а в качестве рецепта его развития. Совр. теория потребовала переосмысления положения о том, что генетический материал содержит информ., неважно, об эволюционной ли истории или о структуре организма. Генетический материал дает ограниченную информ. о той прошлой окружающей среде, в условиях к-рой он прошел

Наши рекомендации