Объективное исследование (status praesens)
Объективное исследование начинают с осмотра ребенка. Общий осмотр ребенка имеет большое диагностическое значение: врач (фельдшер) не только получает общее представление о состоянии здоровья пациента в целом, но и может в ряде случаев поставить диагноз с «первого взгляда».
Объективный осмотр начинают во время беседы с матерью и ребенком, наблюдая за его поведением, реакцией на окружающее, речью. Для того чтобы использовать все возможности осмотра, необходимо найти подход к ребенку и соблюдать определенные правила:
• Осмотр желательно проводить при дневном освещении, а также с использованием бокового освещения.
• Температура воздуха в помещении должна быть 20—22 °С.
• Ребенок должен быть осмотрен полностью.
• Детей раннего возраста осматривают на пеленальном столе, старшего — стоя и лежа на кушетке или кровати.
• Спящего ребенка будить не следует. Проводят подсчет ЧСС, ЧД, пальпацию органов брюшной полости.
• При негативной реакции используют игровые методы, отвлекают внимание ребенка разговором.
• Детей преддошкольного возраста осматривают не по стандартной схеме, а в зависимости от настроения ребенка.
• Ротоглотку и болезненные участки тела исследуют в последнюю очередь.
Во время общего осмотра выявляют наиболее выраженные симптомы, оценивают физическое развитие ребенка, затем исследуют органы и системы по общепринятой схеме.
На основании объективных данных проводится оценка общего состояния пациента, которое может быть удовлетворительным, среднетяжелым и тяжелым. Используют, как правило, два основных критерия: степень выраженности синдрома токсикоза и степень выраженности функциональных нарушений той или иной системы органов.
При остро возникающих заболеваниях определяющим становится синдром токсикоза, обусловленный поступлением токсических начал в кровь при вирусной или бактериальной инфекции, отравлении. Токсикоз клинически проявляется в первую очередь изменением поведения ребенка вследствие поражения ЦНС. Кроме того, имеют место проявления интоксикации, вызываемые нарушением внутриклеточным обменных процессов; выявляются функциональные нарушения других систем: дыхания, кровообращения, пищеварения.
При оценке тяжести общего состояния больного с длительно текущим и хроническим заболеванием определяющую роль играет степень функциональных нарушений той или иной системы органов.
Состояние | Клиническая характеристика |
Удовлетворительное | Нерезко выражены вялость, беспокойство. Температура тела нормальная или субфебрильная. Кожные покровы бледно-розовой окраски или слегка гиперемированы. Нарушений в других органах и системах, как правило, не отмечают или они выражены слабо |
Среднетяжелое | Ребенок вял, неохотно вступает в контакт, предпочитает дремать. Температура тела 38—39 °С. Кожные покровы гиперемированные или бледные с цианотичным оттенком. Дыхание умеренно учащено, тахикардия. Возможны рвота, жидкий стул, у детей преддошкольного возраста — вздутие живота |
Тяжелое | Выявляют различные стадии нарушения сознания. Ступор (оглушение) — больной плохо ориентируется в окружающей обстановке, отвечает на вопросы медленно, с запозданием, но правильно. Сопор — больной не реагирует на окружающих, хотя чувствительность, в том числе и болевая, сохранена, на вопросы не отвечает, или отвечает односложно. Кома — полное выключение сознания, отсутствуют активные движения; отмечают снижение или исчезновение основных рефлексов. Нередко наблюдают гипертермию (температура тела 39—40 °С), возможны судороги. Выражены микроциркуляторные нарушения в виде мраморности кожи, отмечают одышку, тахикардию или брадиаритмию. Нарушения со стороны ЖКТ проявляются повторной рвотой, вздутием живота вследствие пареза кишечника, диареей. Снижается диурез |
Общее состояние следует отличать от самочувствия больного, которое отражает его субъективные ощущения; самочувствие и общее состояние могут совпадать, но возможно и расхождение. Так, при наличии большого количества жалоб состояние больного может оставаться удовлетворительным и наоборот.
Положение больного может быть активным, пассивным и вынужденным.
• Активное положение: в покое больной занимает непринужденную позу, легко изменяя свое положение в зависимости от обстоятельств или по просьбе.
• Пассивное положение наблюдают при бессознательном состоянии больного, а также в случаях крайней слабости, без посторонней помощи ребенок не может изменить своего положения. Больной неподвижен, голова и конечности свешиваются.
• Вынужденное положение наблюдают при некоторых патологических состояниях (остром перитоните, выраженной сердечной недостаточности, менингитах — дети принимают положение, приносящее им облегчение).
При общем осмотре следует также оценить осанку, походку, выражение лица. У здорового ребенка прямая осанка, бодрая походка, свободные движения, спокойное выражение лица.
Во время общего осмотра определяют тип телосложения. При астеническом типе продольные размеры тела значительно преобладают над поперечными, конечности — над туловищем, грудная клетка — над животом. Эпигастральный угол острый. Гиперстенический тип характеризуется преобладанием поперечных размеров; туловище относительно длинное, конечности короткие, живот значительных размеров; эпигастральный угол тупой. Нормостеническии тип отличается пропорциональностью телосложения, эпигастральный угол равен 90°.
Проводя общий осмотр ребенка, важно установить наличие или отсутствие стигм дисэмбриогенеза, которые могут помочь в диагностике пороков развития внутренних органов. Некоторые стигмы отмечают и у практически здоровых людей, что может быть отражением генетических особенностей данной семьи. Поэтому наличие стигм у обследуемого ребенка следует интерпретировать только в совокупности с другими патологическими признаками. Уровнем стигматизации называют суммарное количество стигм у одного ребенка независимо от их характера и локализации. За критический уровень принимают 5—6 стигм. Превышение критического уровня может свидетельствовать о наличии аномалий развития внутренних органов (пороков сердца, мочеполовой системы).