Тема 3. Туберкулез с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя
Конкретные цели темы:
- Знать определение термина «множественная лекарственная устойчивость МБТ»
- Знать эпидемиологию и основные причины возникновения туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью
- Знатьособенности лечения и исходов у больных с множественной лекарственной устойчивостью МБТ.
- Уметьорганизовать работу персонала ОВП по выявлению и предотвращению у больных туберкулезом причин, которые могут привести к лекарственной устойчивости к противотуберкулезным препаратам.
Форма и продолжительность учебного занятия:практика - 2 часа.
Оснащение: доска или флипчарт, бумага А4, ручки, карандаши, стирательные резинки, фломастеры для флипчарта, система мультимедиа.
Методы преподавания:
· Обсуждение учебного материала в группе (дискуссия)
· Слайд-презентация
· Работа с малыми группами (выполнение фрагмента курсовой работы)
Контрольные задания:
· Контрольные вопросы:
1. Дайте определение туберкулезу с множественной лекарственной устойчивостью.
2. Перечислите причины возникновения туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью.
3. В чем состоит особенность лечения больных с туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью.
· Задание аналитического характера: Составить план действий в Вашей практике по выявлению и предотвращению у больных туберкулезом причин, которые могут привести к лекарственной устойчивости к противотуберкулезным препаратам.
· Оценка работы на практическом занятии
Структура занятия:
· Контрольные вопросы аудитории. Задайте аудитории три контрольных вопроса: Ответы на каждый вопрос запишите по порядку на доске или флипчарте. Ответы не комментируйте. Продолжительность 10 мин.
· Слайд-презентация. Продолжительность 15 мин
· Дискуссия в группе: обсуждение учебного материала. Продолжительность - 15 мин.
· Работа в малой группе: выполнение задания аналитического характера. Продолжительность 45 мин
· Подведение итогов.Продолжительность 5 мин.
Рекомендации по проведению занятия. Ключевые пункты:
1. Обратите внимание аудитории, что контрольный вопрос не влияетна результаты итоговой аттестации, а является средством обратной связи и выявления пробелов в знаниях обучающихся. Контрольный вопрос позволяет преподавателю модифицировать содержание занятия с учетом этих пробелов.
2. Основные положения, которые должны быть отражены в слайд-презентации:
§ Определение понятий и терминов: «лекарственная устойчивость (МЛУ-ТБ)», «резистентность и полирезистентность к противотуберкулезным препаратам», «первичная и вторичная резистентность к противотуберкулезным препаратам».
§ Причины возникновения МЛУ-ТБ.
§ Эпидемиология МЛУ-ТБ.
§ Особенность лечения больных с МЛУ-ТБ.
§ Организация работы ОВП по предотвращению развития лекарственной устойчивости к противотуберкулезным препаратам
3. Во время проведения дискуссии обсудите основные положения слайд-презентации и контрольные вопросы.
4. Учебная группа делится на маленькие группы по 3-5 человек по принципу схожести организации общей практики, например, сельская, городская и т.д. Каждая группа должна составить план действий персонала ОВП по выявлению и предотвращению у больных туберкулезом причин, которые могут привести к лекарственной устойчивости к противотуберкулезным препаратам. Затем предоставьте представителю каждой группы озвучить план и записать ключевые пункты на доске или флипчарте. Проведите дискуссию. Добавьте и обсудите недостающие пункты. Обратите внимание на следующие пункты:
§ на роль работников первичного звена здравоохранения в предотвращении МЛУ-ТБ;
§ на важную роль хорошей коммуникации с врачом-фтизиатром.
5. При подведении итогов занятия обратите внимание на важность предотвращения возникновения развития лекарственной устойчивости к противотуберкулезным препаратам.
Рекомендуемая литература и другие методические материалы
Основная литература
1. Заугольникова Т.В., Черниенко Е.И., Топчий Н.В., Пылаева Ю.В. Краткое руководство по организации борьбы с туберкулезом для врачей первичной медико-санитарной помощи: врачей общей практики (семейных врачей) и участковых терапевтов. Глава 2. Разделы 2.3.
2. Набор слайдов.
Дополнительная литература
3. Шилова М.В. Туберкулез в России в 2004 году.- М.: Фолиум.- 2005.-108 с.
4. Шилова М.В. Туберкулез в России в 2005 году.- Воронеж: ВГПУ, 2006-134 с.
5. Аналитический обзор основных статистических показателей по туберкулезу, используемых в Российской Федерации «Туберкулез в Российской Федерации, 2006», Москва, 2007.-126 с.