Тема 3. Туберкулез с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя

Конкретные цели темы:

  1. Знать определение термина «множественная лекарственная устойчивость МБТ»
  2. Знать эпидемиологию и основные причины возникновения туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью
  3. Знатьособенности лечения и исходов у больных с множественной лекарственной устойчивостью МБТ.
  4. Уметьорганизовать работу персонала ОВП по выявлению и предотвращению у больных туберкулезом причин, которые могут привести к лекарственной устойчивости к противотуберкулезным препаратам.

Форма и продолжительность учебного занятия:практика - 2 часа.

Оснащение: доска или флипчарт, бумага А4, ручки, карандаши, стирательные резинки, фломастеры для флипчарта, система мультимедиа.

Методы преподавания:

· Обсуждение учебного материала в группе (дискуссия)

· Слайд-презентация

· Работа с малыми группами (выполнение фрагмента курсовой работы)

Контрольные задания:

· Контрольные вопросы:

1. Дайте определение туберкулезу с множественной лекарственной устойчивостью.

2. Перечислите причины возникновения туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью.

3. В чем состоит особенность лечения больных с туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью.

· Задание аналитического характера: Составить план действий в Вашей практике по выявлению и предотвращению у больных туберкулезом причин, которые могут привести к лекарственной устойчивости к противотуберкулезным препаратам.

· Оценка работы на практическом занятии

Структура занятия:

· Контрольные вопросы аудитории. Задайте аудитории три контрольных вопроса: Ответы на каждый вопрос запишите по порядку на доске или флипчарте. Ответы не комментируйте. Продолжительность 10 мин.

· Слайд-презентация. Продолжительность 15 мин

· Дискуссия в группе: обсуждение учебного материала. Продолжительность - 15 мин.

· Работа в малой группе: выполнение задания аналитического характера. Продолжительность 45 мин

· Подведение итогов.Продолжительность 5 мин.

Рекомендации по проведению занятия. Ключевые пункты:

1. Обратите внимание аудитории, что контрольный вопрос не влияетна результаты итоговой аттестации, а является средством обратной связи и выявления пробелов в знаниях обучающихся. Контрольный вопрос позволяет преподавателю модифицировать содержание занятия с учетом этих пробелов.

2. Основные положения, которые должны быть отражены в слайд-презентации:

§ Определение понятий и терминов: «лекарственная устойчивость (МЛУ-ТБ)», «резистентность и полирезистентность к противотуберкулезным препаратам», «первичная и вторичная резистентность к противотуберкулезным препаратам».

§ Причины возникновения МЛУ-ТБ.

§ Эпидемиология МЛУ-ТБ.

§ Особенность лечения больных с МЛУ-ТБ.

§ Организация работы ОВП по предотвращению развития лекарственной устойчивости к противотуберкулезным препаратам

3. Во время проведения дискуссии обсудите основные положения слайд-презентации и контрольные вопросы.

4. Учебная группа делится на маленькие группы по 3-5 человек по принципу схожести организации общей практики, например, сельская, городская и т.д. Каждая группа должна составить план действий персонала ОВП по выявлению и предотвращению у больных туберкулезом причин, которые могут привести к лекарственной устойчивости к противотуберкулезным препаратам. Затем предоставьте представителю каждой группы озвучить план и записать ключевые пункты на доске или флипчарте. Проведите дискуссию. Добавьте и обсудите недостающие пункты. Обратите внимание на следующие пункты:

§ на роль работников первичного звена здравоохранения в предотвращении МЛУ-ТБ;

§ на важную роль хорошей коммуникации с врачом-фтизиатром.

5. При подведении итогов занятия обратите внимание на важность предотвращения возникновения развития лекарственной устойчивости к противотуберкулезным препаратам.

Рекомендуемая литература и другие методические материалы

Основная литература

1. Заугольникова Т.В., Черниенко Е.И., Топчий Н.В., Пылаева Ю.В. Краткое руководство по организации борьбы с туберкулезом для врачей первичной медико-санитарной помощи: врачей общей практики (семейных врачей) и участковых терапевтов. Глава 2. Разделы 2.3.

2. Набор слайдов.

Дополнительная литература

3. Шилова М.В. Туберкулез в России в 2004 году.- М.: Фолиум.- 2005.-108 с.

4. Шилова М.В. Туберкулез в России в 2005 году.- Воронеж: ВГПУ, 2006-134 с.

5. Аналитический обзор основных статистических показателей по туберкулезу, используемых в Российской Федерации «Туберкулез в Российской Федерации, 2006», Москва, 2007.-126 с.

Наши рекомендации