Тип Плоские черви. Класс Сосальщики (Легочный, Ланцетовидный и Кровяные сосальщики)

Цель изучения темысостоит в формировании знаний по медико-биологическим основам паразитарных инвазий, вызванных трематодами, умений и навыков по морфофункциональной характеристике и оценке медицинской значимости Легочного, Ланцетовидного и Кровяных сосальщиков.

Задачи:

1) знать классификацию, изучить систематическое положение, морфо-функциональную характеристику, патогенное действие и медицинское значение представителей класса Сосальщики (Легочный, Ланцетовидный и Кровяные сосальщики);

2) рассмотреть таблицы;

3) обучить технике макроскопического анализа Ланцетовидного сосальщика;

4) обучить технике микроскопического анализа кала при выявлении и идентификации яиц Ланцетовидного сосальщика;

5) знать меры личной и общественной профилактики трематодозов.

Студент должен знать:

1. До изучения темы (базисные знания):

- биология, школьный курс: строение плоских червей, цикл развития гельминтов класса Сосальщики.

-устройство и правила работы со световым микроскопом.

- основные термины паразитологии;

- алгоритм описания паразитарных инвазий;

- основы медицинской гельминтологии (систематика, классификация гельминтов, эпидемиологическая классификация гельминтозов);

2. После изучения темы:

1) систематическое положение и характерные черты организации (морфофизиологические особенности) животных типа Плоские черви (Plathelminthes), класса Сосальщики (Trematoda);

2) особенности морфологии, циклов развития, путей инвазии, патогенного действия Легочного, Ланцетовидного и Кровяных сосальщиков;

3) способы лабораторной диагностики трематодозов;

4) меры общественной и личной профилактики трематодозов.

Студент должен уметь:

· проводить макроскопический анализ и идентифицировать по морфологическим признакам мариту Ланцетовидного сосальщика;

· проводить микроскопический анализ кала и идентифицировать яйца Ланцетовидного сосальщика;

· решать ситуационные задачи.

Студент должен владеть:

ОК-1, ПК-3, ПК-17, ПК-31.

Задания по самостоятельной аудиторной работе студентов по теме занятия:

1. Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспекта лекции №11 «Медицинская гельминтология. Тип Плоские черви» и рекомендуемой учебной литературы.

2. Ответить на вопросы для самоконтроля:

1) Систематическое положение, морфология, географическое распространение, цикл развития, патогенное действие легочного сосальщика (Paragontmus westermani).

2) Лабораторная диагностика, меры общественной и личной профилактики парагонимоза.

3) Систематическое положение, морфология, географическое распространение, цикл развития, патогенное действие ланцетовидного сосальщика (Dicrocelium lanceatum).

4) Лабораторная диагностика, меры общественной и личной профилактики дикроцелиоза.

5) Систематическое положение, морфология, географическое распространение, цикл развития, патогенное действие кровяных сосальщиков (Schistosoma haematobium, Schistosoma mansoni).

6) Лабораторная диагностика, меры общественной и личной профилактики шистосомозов

3. Проверить свои знания с использованием тестового контроля:

Примеры тестовых заданий:

  1. Пищеварительная система у сосальщиков … .

1) имеет три отдела: передний, средний и задний

2) имеет два отдела и слепо заканчивается

3) отсутствует

4) характеризуется наличием пищеварительных желез

2. Заражение человека парагонимозом происходит при употреблении … .

1) мяса зараженных животных

2) раков, крабов, креветок

3) плохо провареной рыбы семейства карповых

4) овощей, фруктов

5) некипяченой воды, зелени

  1. При паразитировании у человека возбудитель урогенитального шистосомоза локализуется в … .

1) желчных протоках и печени

2) тонком кишечнике

3) венах малого таза

4) головном мозге

5) лимфатических узлах

  1. Компонентом природного очага Республики Башкортостан являются … .

1) печеночный сосальщик

2) кошачий сосальщик

3) ланцетовидный сосальщик

4) легочный сосальщик

Выполнить другие задания:

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Изучить и зарисовать микропрепараты:

Ланцетовидный сосальщик (№21) Яйца ланцетовидного сосальщика (№22)
   

Формы контроля освоения заданий по самостоятельной аудиторной работе по данной теме:

Тестовые задания, контрольные вопросы, ситуационные задачи, рисунки.

Тестовые задания (примеры тестов см. выше).

Контрольные вопросы (см. вопросы для самоконтроля)

1. Почему не следует брать в рот травинки или листочки, гуляя по лесу или лугу?

2. Каким гельминтозом можно заразиться при случайном заглатывании муравья?

3. Что нужно исследовать у больного для обнаружения яиц кровяных сосальщиков и почему?

4. Если больной, придя на прием к врачу, жалуется на боли в животе, расстройство функций желудочно-кишечного тракта, всегда ли для исключения гельминтозов следует исследовать только фекалии на яйца гельминтов?

Ситуационные задачи

1. В Китае, Корее, Японии существует традиция употреблять сок крабов как противовоспалительное средство. Каким гельминтозом можно заразиться при использовании сока термически не обработанных крабов?

2. Мужчина долгое время жил на Дальнем Востоке. Обратился к врачу с жалобами на боли в груди, одышку, кашель с выделением обильной мокроты ржаво-красного цвета. Был заподозрен туберкулез легких.

Какой гельминтоз нужно исключить? Обоснуйте метод лабораторной диагностики.

3. Советский специалист был направлен в заграничную командировку одно из африканских государств. Несмотря на предупреждение о запрещении купания в данном водоеме, он выкупался. Вскоре на теле в нескольких местах обнаружил точечные кровоизлияния, кожный зуд. Через 2-3 месяца стал отмечать выделение кроваво-красной мочи. Чем мог заразиться больной? Что необходимо исследовать и обнаружить для уточнения диагноза (моча, фекалии и т.д.)?

5. Больной обратился с жалобами на слабость, жжение при мочеиспускании, выделение кроваво-красной мочи. Он отметил, что дней 15 назад искупался в водоеме.

О чем вы подумаете сразу? Какой лабораторный метод исследования больного следует провести, чтобы исключить гельминтоз?

6. По окончании одного из технических вузов молодой специалист получил направление в г. Арсеньев Приморского края. Устроившись на работу, все свободное время проводил за городом, так как был заядлым туристом и рыбаком. Очень любил мясо крабов и раков, которое иногда употреблял недостаточно проваренным. Через некоторое время стал ощущать боли в груди, кашель с выделением ржаво-коричневой мокроты.

О каком заболевании можно предполагать? Каковы методы лабораторной диагностики?

7. Японский рабочий рисовых плантаций обратился к врачу с жалобами на боли в животе, слабость, жидкий стул с примесью крови и гноя. Месяц тому назад отмечался сильный кожный зуд, жжение, отек нижних конечностей. При исследовании фекалий больного в них обнаружены яйца гельминта.

Чем болен человек?

Рекомендуемая литература(см. приложение 1)

Практическое занятие № 23

1. Тема:

Наши рекомендации