Сказкотерапия в работе с детскими страхами.
Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.
Применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11 - 13 лет).
Алгоритм психокоррекционной сказки:
1. В первую очередь, мы подбираем героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.
2. Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
3. Далее, помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка и приписываем герою все переживания ребенка.
4. Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает «фигуру психотерапевта» - мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и пр. Наша задача, через сказочные события показать герою ситуацию с другой стороны, предложить альтернативные модели поведения. Найти позитивный смысл в происходящем.
5. Герой понимает свою неправоту и становится на путь изменений.
Если ребенок хочет, можно обсудить с ним сказку, сформулировать «сказочный урок», проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы и миниатюрных фигурок.
Боязнь темноты - один из наиболее распространенных страхов у детей. Часто она начинается лет с трех и длится до предподросткового и даже подросткового возраста.
Для большинства детей боязнь темноты сопряжена со страхом неизвестности. Иногда этот страх вызывается самим состоянием темноты, становясь фобией.
Боязнь темноты у ребенка в основном связана со страхом перед чудовищами, которые якобы могут скрываться там.
«Видение» чудовищ в темноте - явление обычное. Обладая богатым воображением, дети зачастую не способны отличить фантазию от действительности. Если взрослые утверждают, что чудовищ не существует и это все - плод их глупых фантазий, дети чувствуют себя униженными и непонятыми. Под гнетом страха дети считают себя в какой-то степени неполноценными. Важно снабдить детей средством, которое поможет им справиться с воображаемыми чудовищами в отсутствии взрослых. Другими словами, необходимо помочь им почувствовать себя более сильными перед лицом представляющихся опасностей.
Нередко чудовища являются проекцией злости, раздражения или дурного настроения ребенка. Они содержат в себе «дурные» чувства и эмоции, с которыми ребенку трудно справиться. Таким образом, предоставляя ребенку возможность изучить этих чудовищ и противостоять им, взрослые в то же время указывают ему на путь владения собой.
Иногда ночные страхи детей сосредоточены вокруг грабителей и похитителей детей, особенно если такие события действительно имели место и обсуждались взрослыми. С такими детьми полезно прорепетировать действия, которые они могли бы предпринять, обнаружив в доме, скажем, вора-взломщика. Дети могут также сами сконструировать для себя сигнализацию или систему устрашения взломщиков. По своему воздействию они подобны «волшебному средству», позволяющему ребенку вернуть самообладание.
Важно, чтобы постель, спальня стали местом, где ребенок успокаивается, а не местом, где он «отбывает наказание». В последнем случае постель и спальня могут вызывать у него отрицательные эмоции и тем самым становятся вместилищем всевозможных страхов.
Можно также порекомендовать ребенку рисовать чудовищ, а затем рвать эти рисунки в клочья или лепить их из глины, чтобы потом сплющить их в лепешки. Это позволяет ребенку не только выразить свои «чудовищные» чувства и эмоции, но и меньше бояться чудовищ и в конечном итоге обрести власть над ними.
2.Арт-технологии в коррекционно-развивающие работе с подростками.
Первые попытки использования в работе с подростками изобразительные приёмы в качестве психотерапевтического и психокоррекционного инструмента, а также стимулятора их психического развития имели место в первой половине ΧIΧ века. На западе всестороннее обоснование эта практика получила в работах Г.Рида, Э.Крамера и др. Имеется определённый опыт такого вида работы и в России.
Педагогическое направление арт-терапии развивалось параллельно с медицинским. Их отличие заключается в том, что медицинский подход предполагает лечение пациента, а в педагогическом формы изобразительной работы ребёнка не имеют отношения к его лечению, здесь используют термины «эмоциональное воспитание», «эмоциональное образование», развитие творческого начала, а формы работы— группы «художественного самовыражения». Общие же особенности педагогического и медицинского направлений заключаются в том, что оба они направлены на укрепление психологического здоровья ребёнка, помогают ему справиться со своими психологическими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие, устранить нарушения поведения, способствовать эмоциональному и интеллектуальному развитию.
Арт-терапевтический кабинет с его атмосферой «безопасности» и максимальной терпимости к любым проявлениям внутреннего мира ребёнка является «оазисом», где дети с определёнными психологическими проблемами могут «перевести дух» и восстановить своё психическое равновесие. На динамику арт-терапевтического процесса оказывает большое влияние естественное развитие подростка и сложные метаморфозы, происходящие в его соматической и психологической сферах во время гертакса. Специалисту, работающему с подростками, необходимо принять во внимание особую пластичность психики и логику возрастных изменений в самых различных аспектах жизнедеятельности клиента. Выбор конкретных методов условиями работы и степенью умственного развития. Очень важно не навязывать такую форму работы.
Арт-терапия способствует успешному преодолению психических травм. Изобразительное искусство— это диалог либо между творцом и его самостью, либо между творцом и другим человеком.
Важно наблюдать за вербальной экспрессией клиента, уметь правильно подбирать слова или относиться к ним как к чему-то второстепенному, т.к. обычная линейная интерпретация (например, не допускающая совершенно иного и очевидного содержания интерпретация солнца как символа родительской фигуры) не то чтобы не верна, просто она не всегда верна. И поэтому важно узнать, что об этом думает сам человек. Для того чтобы получить информацию о рисунке, необходимо научиться правилам обсуждения изобразительного материала.
1. Дайте клиенту возможность рассказать о своей работе так, как он этого хочет.
2. Попросите прокомментировать те или иные части рисунка те или иные части рисунка, прояснить их значение, описать определённые формы, предметы или персонажи.
3. Попросите описать работу от первого лица и, возможно, сделать это для каждого из элементов изображения. Комментарии могут касаться внешних или внутренних свойств предмета.
4. Если клиент не знает, что означает та или иная часть изображения, арт-терапевт может дать своё объяснение, однако, следует спросить, насколько это объяснение представляется ему верным.
5. Побуждайте клиента фокусировать внимание цветах. О чём они ему говорят. Следует учесть, что цвета могут отражать свойства объектов и отношение автора к этим объектам.
6. Старайтесь фиксировать особенности интонации, положения тела, Выражение лица, ритм дыхательной клетки. Эти наблюдения можно использовать для дальнейшего расспроса клиента.
7. Помогайте осознать связь между высказываниями клиента о работе (изобразительном выражении) или её частях и его жизненной ситуацией, осторожно задавать ему вопросы о том, что в его жизни и как может отражать его работа.
8. Обратите особое внимание на отсутствующие части изображения и пустые пространства на рисунке.
9. Иногда следует принять изображение буквально, иногда следует искать нечто противоположное изображаемому.
10. Попросите клиента рассказать о том, что он чувствовал в процессе создания работы, до её начала, после завершения.
11. Предоставьте клиенту возможность работать в удобном для него темпе и с осознанием того, что он будет изображать нечто, что может отразить те состояния, к исследованию которых он не готов.
12. Стремитесь выделять в работах клиента наиболее устойчивые темы и образы.
При рассмотрении детских работ нельзя применять те интерпретативные подходы, которые обычно используются в работе с взрослыми. Нужно принимать во внимание влияние тех или иных событий в жизни ребёнка на создаваемые им образы.
Изобразительное творчество подростков может использоваться с психотерапевтической целью различным образом. В зависимости от целей работы соотношение изобразительного этапа и обсуждения могут быть различными.
Хотя нередко изобразительная работа подростка сочетается в арт-терапии с её обсуждением, существует немало случаев, когда психотерапевтические факторы действуют без какой-либо связи с вербализацией.
Наше понимание рисунка меняется, когда мы узнаём о том, какой смысл вкладывает в него его автор. Таким образом, обсуждение работы становится исповедью, в которой проявляется надежда, а вовсе не покорность судьбе.
Различные рисунки способны вызывать разные вопросы, могут, соответственно, давать самую разную информацию. И, конечно же, в одной беседе невозможно узнать всё, что вы хотите узнать о человеке. Подобно тому, как в беседе мы задаём вопросы человеку для того, чтобы прояснить для себя что-либо или разгадать некую загадку, при обсуждении рисунка мы должны быть предельно бдительны. Арт-терапевтическая деятельность требует умения перерабатывать информацию, делать на основе её определённые заключения. В арт-терапии подросток рисует или лепит, а мы не отвечаем ему посредством того же, поэтому должны пользоваться речью, с тем, чтобы объективировать изображение и, что наиболее важно, понять заключённый в нем смысл, неизменно соблюдать должную меру уважения к его автору.