Информация о проведении обучающих семинаров для специалистов
ХОД РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1.1. Деятельность, проведенная в отчетный период по выполнению задач программы «Абилитация. Реабилитация. Интеграция»
на 2016 — 2017 годы» за 2016 год
На территории Костромской области создана адаптивная модель реабилитационной среды, включающая в себя инфраструктуру специализированных учреждений, на базе которых реализуются отдельные мероприятия программы «Абилитация. Реабилитация. Интеграция» на 2016-2017 годы (далее — Программа).
Специализированную медицинскую помощь детям-инвалидам оказывает «Специализированный дом ребенка с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики». Поступая в Дом ребенка, все дети включаются в процесс комплексной реабилитации: раннюю диагностику врожденных и приобретенных патологий, коррекционные медицинские, психологические, педагогические, логопедические и социальные мероприятия.
ОБГУЗ «Центр восстановительной медицины и реабилитации для детей» представляет собой амбулаторно-поликлиническое учреждение здравоохранения с дневным стационаром, обслуживающее детское население в возрасте от 1 месяца до 17 лет с хронической соматической и неврологической патологией. Реабилитация в условиях Центра реализуется путем проведения комплекса медицинских мероприятий и психолого- педагогической коррекции. Медицинская реабилитация включает в себя помощь врачей – специалистов (неврологов, педиатров, нефролога, гастроэнтеролога, кардиолога, физиотерапевта, врача ЛФК), комплекс методов физиотерапии, массажа, лечебной физкультуры и медикаментозное лечение.
Базовым областным реабилитационным учреждением социальной защиты населения является государственное казенное учреждение «Областной реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Лесная сказка» - стационарное учреждение временного проживания детей-инвалидов, детей, имеющих хронические заболевания, а также детей и родителей группы «Мать и дитя». Ежегодно в учреждении курсы реабилитации проходят более 850 детей, в том числе 120 - в группе «Мать и дитя».
Государственное казенное учреждение «Первомайский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» организует работу с детьми, страдающими глубоким нарушением интеллекта и физическими недостатками.
Сетевой принцип организации реабилитационного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья методом и средствами адаптивной физической культуры и спорта обеспечивается за счет деятельности областного государственного казенного учреждения «Романовский реабилитационный центр инвалидов Костромской области» (далее — Романовский центр) и его 28 филиалов и представительств, созданных в 26 муниципальных образованиях. Учреждение координирует работу по формированию основ физической культуры целевой категории детей и семей в муниципальных образованиях области.
Для обеспечения общей координации реализации Программы приказом директора департамента по труду и социальной защите населения Костромской области утверждены план мероприятий реализации программы «Абилитация. Реабилитация. Интеграция» на 2016-2017 годы» (далее — Программа), состав рабочей группы, а также перечень ответственных исполнителей за ведение мониторинга количественных показателей реализации Программы. Заседания рабочей группы проходят в еженедельном режиме, за отчетный период проведено 13 заседаний.
В соответствии с приказом директора департамента по труду и социальной защите населения Костромской области от 20 апреля 2016 года № 287 формируется и ведется база данных детей-инвалидов, мониторинг предоставления им комплекса социальных услуг. По итогам отчетов учреждений - поставщиков социальных услуг, ежеквартально на заседании рабочей группы рассматривался анализ предоставления социальных услуг детям целевой категории. По итогам года на учете в учреждениях системы социальной защиты населения состоит 2071 ребенок-инвалид, всего оказано 12355 социальных услуг.
В Костромской области семьям целевой категории предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг. За отчетный период указанная мера социальной поддержки предоставлена 1409 семьям, имеющим детей-инвалидов.
В приоритетном порядке в Костромской области организуется отдых и оздоровление детей, нуждающихся в особой защите со стороны государства. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в том числе дети-инвалиды получают меры социальной поддержки по обеспечению отдыха и оздоровления в виде предоставления бесплатных путевок в загородные лагеря отдыха и оздоровления детей, санаторно-оздоровительные детские лагеря круглогодичного действия, лагеря с дневным пребыванием детей. В 2016 году организованными формами отдыха и оздоровления охвачено 893 ребенка-инвалида.
1.1. В целях выполнения задачи по формированию механизмов повышения квалификации специалистов и обучения добровольцев, реализующих реабилитацию и сопровождение целевых категорий семей и детей, повышения уровня педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с инвалидностью проведена следующая работа:
В рамках Программы с учетом обеспечения принципа межведомственности, социального заказа родителей и специалистов учреждений, оказывающих услуги целевой категории детей и семей разработана система обучения специалистов социальной сферы, добровольцев и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
В период с сентября по декабрь 2016 года для 718 специалистов социальной сферы, предоставляющих социальные и реабилитационный услуги целевой категории детей, проведено 13 семинаров по внедрению инновационных технологий по вопросам абилитации, реабилитации, интеграции детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья.
Примерный внутренний маршрут детей-инвалидов в группе кратковременного пребывания
Наименование услуги | Объем предоставляемой услуги | Периодичность предоставления услуг |
Социально-бытовые | ||
1.Предоставление помещений для организации бытового, культурного обслуживания, лечебных мероприятий | 10 кв. м в массажном кабинете 4 кв. м в кабинете ЛФК | 2 раза в год от 10 до 15 дней |
2.Предоставление в пользование мебели, и оборудования | Массажная кушетка, тренажеры, вспомогательные средства | В течение года |
3.Организация досуга и отдыха (посещения театров, выставок, экскурсии, организация спортивных мероприятий и др. культурных мероприятий) | Посещение театров, выставок, концертов, спортивных соревнований | При возникновении случая |
Социально-медицинские | ||
1.Выполнение процедур, связанных с сохранением здоровья | Измерение температуры и АД | По мере необходимости |
2.Проведение оздоровительных мероприятий, в том числе оказание помощи в выполнении физических упражнений | Проведение занятий по физической культуре, медицинской реабилитации, с учетом состояния здоровья | По мере необходимости |
3.Систематическое наблюдение за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии здоровья | Ежедневно | |
4.Оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи по медицинскому массажу, лечебной физкультуре | Проведение процедур медицинского массажа, занятий по ЛФК | Ежедневно в течение прохождения курса |
5.Проведение реабилитационных мероприятий медицинского характера, в том числе в соответствии с ИПР | Изучение ИПР, осмотр, обучение в ходе проведения процедур ЛФК и массажа членов семьи | Ежедневно в течение прохождения курса |
6.Консультирование по социально-медицинским и санитарно-гигиеническим вопросам, формирование навыков здорового образа жизни | Проведение консультаций, лекций, разъяснений по профилактике различных заболеваний и конкретных медицинских проблем | По мере необходимости |
Социально – психологические | ||
1.Социально-психологическое консультирование | Беседа, обсуждение с получателем социальных услуг их проблем | По необходимости |
2.Оказание консультационной психологической помощи | Диагностика, сбор анамнеза, проведение занятий по психологической коррекции | По необходимости |
3.Психологическая помощь и поддержка | Проведение психотерапевтических занятий | По необходимости |
Социально-педагогические | ||
1.Организация и проведение клубной и кружковой работы для формирования и развития интересов получателей социальных услуг | Проведение конкурсов, клубов по интересам | По мере необходимости |
За период организации деятельности группы по программе «Семейная реабилитация» комплексные реабилитационные занятия организованы для 8 детей-инвалидов в сопровождении 8 родителей.
Приказом директора Романовского центра от 29 сентября 2016 года № 29/2 открыта группа кратковременного пребывания по адресу: Костромская область, г. Кострома, ул. Ленина, 20.
Организация реабилитационных занятий в условиях группы осуществляется с использованием перечня оборудования, приобретенного за счет средств гранта.
Реабилитация детей в группе по указанному адресу осуществляется в соответствии с программой «Играя – развиваем», направленной на развитие познавательной сферы детей, развитие речи, общей и мелкой моторики. Диагнозы детей, получающих услуги в рамках программы: расстройства аутистического спектра, синдром Дауна.
В условиях группы создаются условия для устранения речевых недостатков у дошкольников; общего развития дошкольников; обеспечивается
психолого-педагогическая поддержка семьи для повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития, охраны и укрепления здоровья детей.
Работу в группе осуществляют два социальных педагога.
Кратковрменного пребывания
Наименование услуги | Объем предоставляемой услуги | Периодичность предоставления услуг |
Социально-бытовые | ||
1.Предоставление в пользование мебели, и оборудования | Массажная кушетка, тренажеры, вспомогательные средства | В течение года |
2.Организация досуга и отдыха (посещения театров, выставок, экскурсии, организация спортивных мероприятий) | Посещение театров, выставок, концертов, спортивных соревнований | При возникновении случая |
Социально – психологические | ||
1.Социально-психологическое консультирование | Беседа, обсуждение с получателем социальных услуг их проблем | По необходимости |
Социально-педагогические | ||
1.Организация и проведение клубной и кружковой работы для формирования и развития интересов получателей социальных услуг | Проведение конкурсов, клубов по интересам | По мере необходимости |
За отчетный период по программе «Первые шаги к спорту» проведено 12 реабилитационных занятий для 12 детей-инвалидов и 12 родителей.
В рамках организации деятельности указанной группы предусмотрено проведение 15 консультаций детей-инвалидов врачами ортопедом и неврологом. За отчетный период в условиях группы из запланированных консультаций проведено не было ни одной ввиду установленного карантина в городе Шарья в декабре 2016 года.
Важным сегментом региональной модели реабилитации целевой категории детей и родителей являются детские группы общей физической подготовки, открытые в соответствии с приказом директора Романовского центра от 28 августа 2016 года № 30 на базе 8 филиалов Романовского центра.
Занятия в этих группах 2—3 раза в неделю проводят специалисты по адаптивной физкультуре, имеющие высшее физкультурное образование.
Занятия проводятся с использованием средств физического воспитания и включают виды легкой атлетики, плавания, лыжного спорта, гимнастики, входящие в комплекс ГТО, а также общеразвивающие физические упражнения, подвижные и спортивные игры и др.
Реализация программы занятий осуществляется последовательно, когда занятия одним видом физических упражнений через некоторое время сменяются другим видом, или комплексно, когда в одном занятии присутствуют различные виды физических упражнений. С помощью подобранных для каждого занятия упражнений и применения соревновательно-игрового метода, специалисты влияют на эмоциональность занятий, что позволяет добиться от занимающихся максимального проявления их физических способностей и реализацию реабилитационного потенциала детей.
Программа учебно-тренировочных занятий рассчитана на детей с инвалидностью в возрасте от 7 до 18 лет, численность группы составляет до 12 человек. При организации работы групп оформляется и ведется журнал учета работы группы, в котором отражены сведения:
1. Расписание занятий;
2. Список детей, посещающих группу;
3. Тематическое планирование занятий по общей физической подготовке;
4. Учет посещаемости занятий;
5. Учет физкультурно-спортивных мероприятий;
6. Сведения о травматизме;
7. Проверка и инспектирование работы.
Для организации деятельности групп указанного профиля на средства гранта приобретен и установлен весь перечень реабилитационного оборудования, предусмотренный Программой.
В соответствии с приказом директора Романовского центра от 28 августа 2016 года № 30 на базе филиалов Ресурсного центра открыты 8 групп общей физической подготовки по следующим адресам:
1) Костромская область, г. Галич, ул. Свободы, д. 14 Б. За отчетный период в условиях группы проведено 12 занятий для 18 детей-инвалидов с периодичностью 3 раза в неделю;
2) Костромская область, г. Шарья, ул. Ленина, д. 126. За отчетный период проведено 10 занятий для 12 детей-инвалидов с периодичностью 3 раза в неделю;
3) Костромская область, г. Нея, ул. Чкалова, д. 17. Всего за отчетный период проведено 12 занятий для 15 детей-инвалидов с периодичностью 3 раза в неделю;
4) Костромская область, п. Вохма, ул. Пушкинская, д. 18 открыта группа общей физической подготовки. За отчетный период в условиях работы группы организовано 10 занятий для 12 детей-инвалидов с периодичностью 3раза в неделю;
5) Костромская область г. Мантурово, ул. Свободы, д. 98. В условиях работы группы за отчетный период занятия проведены 12 занятий с 21 ребенком-инвалидом, с периодичностью 3 раза в неделю;
6) Костромская область г. Нерехта, ул. Металлистов, д. 18. За отчетный период с пользованием оборудования организованы 12 занятий для 16 детей-инвалидов, с периодичностью 3 раза в неделю;
7) Костромская область, п. Кологрив, ул. Куйбышева, д. 7. В условиях работы группы за отчетный период проведено 16 занятий для 25 детей с периодичностью 3 раза в неделю;
8) Костромская область, г. Кострома, Кинешемское шоссе, д. 39. В условиях работы группы за отчетный период проведено 15 занятий для 24 детей с периодичностью 3 раза в неделю.
В целях повышения доступности и качества оказания медицинской помощи недоношенным детям, детям-инвалидам на ранней стадии развития приказом главного врача областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Центр восстановительной медицины и реабилитации для детей» от 1 июля 2016 года № 29 открыт кабинет катамнестического наблюдения за недоношенными детьми и детьми-инвалидами на ранних стадиях развития на базе указанного учреждения.
Для реализации программного мероприятия за счет средств гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, приобретено следующее реабилитационное оборудование:
1. Тренажер медицинский терапевтический МОТОмед модели МОТОмедgracile 12 для верхних и нижних конечностей. Работу на указанном реабилитационном оборудовании осуществляют доктор реабилитолог и 2 медицинские сестры.
В настоящее время комплекс установлен и будет использоваться по целевому назначению после планового обучения специалистов. В 1 квартале 2017 году обучение медицинского персонала для проведения реабилитационных процедур будет проведено, заявка на зачисление в группу для обучения направлена и одобрена.
2. Комплекс БОС опорно-двигательного с логопедическим программным обеспечением, включающий функции тренажеров для тренировки диафрагмального дыхания и тренажера логопедического. Работа на оборудовании организуется врачом ЛФК и тремя инструкторами ЛФК.
Указанный реабилитационный комплекс установлен 18 ноября 2016 года, за отчетный период проведено 60 процедур для 12 детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Ванна для подводного душа-массажа. Указанный реабилитационный продукт установлен 14 декабря 2016 года, пролечено 20 детей.
За период работы отделения катамнестического наблюдения всего пролечено 855 человек, из них 79 человек из числа недоношенных детей, что составляет 8,3 % от числа пролеченных больных этого периода. Согласно статистическому анализу ежегодно с применением приобретенного по Программе оборудования планируется проводить комплексную медико-социальную реабилитацию более 300 недоношенных детей и детей-инвалидов.
Для обеспечения дополнительных занятий физической культурой и спортом детей-инвалидов, обучающихся в общеобразовательных организациях, организована работа двух групп лечебно-физической культуры на базе:
- муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 6». Проведено 10 занятий для 6 детей целевой категории, с периодичностью 1 раз в неделю.
- муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №11» города Костромы. Проведено 10 занятий для 2 детей, с периодичностью 1 раз в неделю.
1.3. С целью расширение спектра и повышение качества социальных услуг за счет внедрения инновационных универсальных технологий реабилитационной и социальной работы с целевыми группами детей проведена следующая работа:
В целях методического сопровождения организации процесса реабилитации, абилитации и интеграции детей-инвалидов, разработки единой информационно-методической базы, совершенствования механизмов оказания адресной помощи, формирования единой системы повышения квалификации специалистов учреждений - поставщиков социальных услуг целевой группе приказом директора областного государственного казенного учреждения «Романовский реабилитационный центр инвалидов Костромской области» от 9 сентября 2016 года № 28 создан Ресурсный центр «Абилитация. Реабилитация. Интеграция» (далее - Ресурсный центр).
Ресурсное обеспечение деятельности центра осуществлялось за счет оборудования, приобретенного на средства гранта.
В команде Ресурсного Центра работает 62 специалиста, в том числе 23 — внештатных, ориентированных на разработку и апробацию межведомственной модели комплексной реабилитации детей-инвалидов Костромской области. Это площадка для открытого взаимодействия и взаимопомощи, встреч специалистов социальной сферы, родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основной детальностью Ресурсного центра в 2016 году стала апробация и внедрение модели межведомственного и межсекторного социального партнерства. В целях формирования единого социально-реабилитационного пространства заключены соглашения:
1. ГБОУ ДОД «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва имени олимпийского чемпиона Александра Вячеславовича Голубева - спортивно-тренировочный центр зимних видов спорта и адаптивного спорта»;
2. ГБОУ ДОД Костромской области «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва с ипподромом» - спортивно-тренировочный центр по прикладным видам спорта»;
3. МАУ ДО г. Костромы «Детско-юношеская спортивная школа № 6»;
4. ОГКУК «Библиотека-центр культурно-просветительной и информационной работы инвалидов по зрению»;
5. ОГБУЗ «Костромской областной врачебно-физкультурный диспансер»;
6. ГКОУ «Школа-интернат Костромской области для глухих, слабослышащих детей»;
7. ГКОУ «Школа-интернат Костромской области для слепых, слабовидящих детей»;
8. ГКОУ «Школа-интернат Костромской области для детей с ТНР. и детей с нарушениями ОДА»;
9. ГКОУ «Школа №3 для детей с ОВЗ Костромской области»;
10. ФГБОУ ВО высшего образования «Костромской государственный университет»;
11. Костромская областная организация Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов»;
12. Костромская областная организация Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество глухих»;
13. Костромское региональное отделение Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»;
14. КРМОО «Арт-Группа взаимопомощи «Другие Мы»;
15. Костромское областное отделение общероссийской общественной благотворительной организации «Специальная Олимпиада России»;
16. Костромская областная общественная молодёжная организация инвалидов «Белый дельфин»;
17. Костромской областной благотворительный фонд «Единение»
Организационно-методической службой Ресурсного центра за отчетный период:
подготовлено 24 нормативно-правовых документа для реализации программных мероприятий;
Организовано и проведено:
10 выездных семинаров в г. Москву для специалистов ресурсного Центра;
13 семинаров для специалистов социальной сферы;
16 семинаров и вебинаров для родителей, воспитывающих дете-инвалидов.
Руководство Ресурсного Центра приняло участие в 11 региональных, 8 Всероссийских совещаниях, форумах, конференциях, семинарах, «круглых столах».
Выпущено 8 буклетов для родителей:
«Рекомендации дефектолога»,
«Рекомендации логопеда для родителей»,
«Советы офтальмолога для родителей»,
«Советы сурдолога для родителей»,
«Рекомендации невролога: методы реабилитации в неврологии»,
«Рекомендации ортопеда»,
«Рекомендации психолога: развитие эмоции в дошкольном возрасте»,
«Физический терапевт: советы для родителей».
За отчетный период Ресурсным центром разработан и распространен следующий перечень материалов для специалистов, оказывающих социальные услуги детям-инвалидам и родителям, воспитывающим детей целевой категории:
1. Технология «тренировочная квартира»;
2. Инновационная система взаимодействия с родителями детей-инвалидов;
3. Адаптивная физкультура для детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающими дошкольное образовательное учреждение (из опыта работы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Костромы «Детский сад № 69»);
4. Дистанционный обучающий курс «Учимся, играя» для родителей, воспитывающих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
5. Технология включения ребенка с ОВЗ в образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения;
6. Биоэнергопластика в артикуляционной гимнастике для детей с нарушением речи;
7. Взаимодействие с родителями по развитию двигательных способностей детей с нарушением опорно-двигательного аппарата с использованием фитбол-гимнастики;
8. Особенности социальной коммуникации и социализации детей с РАС;
9. Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия с родителями детей-инвалидов;
10. Психолого – педагогическое сопровождение родителей в дошкольном образовательном учреждении, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья в рамках организации дополнительной образовательной услуги на платной основе;
11. Развивающие и игровые упражнения в работе с детьми с синдромом Дауна;
12. Развитие речи детей с аутизмом посредством игр и упражнений;
13. Адаптивная физическая культура – средство преодоления недостатков в физическом развитии детей с нарушением зрения» (из опыта работы);
14. Игры и упражнения по формированию связной речи детей с ЗПР;
15. Игры и упражнения по формированию связной речи детей с ЗПР. Нетрадиционные изобразительные техники в работе с дошкольниками.
В период с 25 октября по 1 декабря 2016 года 58 специалистов Ресурсного центра «Абилитация. Реабилитация. Интеграция» прошли обучение технологиям и методикам работы с детьми с расстройством аутистического спектра в Москве на базе автономной некоммерческой организации «СУВАГ» и автономной некоммерческой организации «Центр реабилитации и социальной адаптации «Наш солнечный мир».
В комплексную обучающую программу Центра «Наш солнечный мир» вошли занятия по игровому взаимодействию:
- кинезотерапия;
- поведенческая терапия «АВА»;
- соматосенсорная терапия;
- иппотерапия;
- продуктивная деятельность;
- фольклорные и развивающие игры;
- использование компьютера как средства коммуникации.
№п/п | Название обучающего занятия | Дата проведения занятия | Количество специалистов, прошедших обучение |
Апробация примерных образовательных программ физической культуры для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием средств адаптивной физической культуры и адаптивного спорта | 25 октября 2016 года | 7 специалистов | |
Иппотерапия в комплексной реабилитации детей с расстройством аутистического спектра | 3 ноября 2016 года | 7 специалистов | |
Иппотерапия в комплексной реабилитации детей с расстройством аутистического спектра | 8 ноября 2016 года | 6 специалистов | |
Иппотерапия в комплексной реабилитации детей с расстройством аутистического спектра | 10 ноября 2016 года | 6 специалистов | |
Двигательная коррекция в системе комплексной реабилитации детей с расстройством аутистического спектра и другими нарушениями здоровья | 15 ноября 2016 года | 5 специалистов | |
Двигательная коррекция в системе комплексной реабилитации детей с расстройством аутистического спектра и другими нарушениями здоровья | 7 ноября 2016 года | 3 специалиста | |
Двигательная коррекция в системе комплексной реабилитации детей с расстройством аутистического спектра и другими нарушениями здоровья | 22 ноября 2016 года | 7 специалистов | |
Деятельностная терапия в работе с детьми с расстройством аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями | 24 ноября 2016 года | 4 специалиста | |
Двигательная коррекция в системе комплексной реабилитации детей с расстройством аутистического спектра и другими нарушениями здоровья | 29 ноября 2016 года | 7 специалистов | |
Двигательная коррекция в системе комплексной реабилитации детей с расстройством аутистического спектра и другими нарушениями здоровья | 1 декабря 2016 года | 6 специалистов | |
Итого | 58 специалистов |
Для привлечения родительского сообщества к процессу формирования особых условий для реабилитации и интеграции детей-инвалидов при Ресурсном центре создан и успешно функционирует Родительский комитет, являющийся органом самоуправления.
Основными задачами родительского комитета являются:
- укрепление связей между семьей, Центром, общественными организациями в целях обеспечения единства реабилитационного и воспитательного воздействия на получателей услуг Центра и повышения его результативности;
- оказание Центру помощи по использованию потенциальных возможностей родительской общественности по защите законных прав и интересов учащихся и педагогических работников;
- организация работы с родителями (законными представителями) получателей услуг Центра по разъяснению их прав и обязанностей, значения всестороннего воспитания учащегося в семье;
- содействие укреплению материально-технической базы Центра, совершенствованию условий для осуществления учебно-тренировочного процесса, охраны жизни и здоровья получателей услуг.
За отчетный период проведено 3 организационных собрания Родительского комитета:
28.09.2016. «Об оказании благотворительной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов в виде продуктов питания» (дистанционно). Помощь оказана 33 семьям.
15.10.2016. «Об организации семейных выходов на спектакли учреждений культуры (дистанционно)». Помощь оказана 48 семьям в рамках 4 мероприятий.
15.11.2016. «Об организации спортивного праздника для членов семейного клуба «Жаворонушки», посвященного декаде инвалидов». В празднике приняло участие 22 семьи.
В рамках реализации программы апробирована инновационная для региона модель организации обучения родителей методам реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в условиях совместного оздоровительного отдыха на базе загородного центра «Красная горка».
В условиях профильной смены созданы условия для социальной интеграции, реабилитации детей-инвалидов, повышения психолого-педагогической компетенции родителей.
Участниками профильной смены стали 30 детей-инвалидов с различными нарушениями развития: синдром Дауна, задержка психомоторного развития, нарушения зрения, ДЦП, болезнь Пертеса, расстройство аутистического спектра, и их 30 родителей. Оплата стоимости путевок осуществлялась за счет средств гранта, стоимостью 20 000 рублей за 1 шт.
Кадровое обеспечение профильной смены предусматривало участие специалистов различного профиля и ведомственной подчиненности:
- сотрудники организация дошкольного образования, осуществляющие профессиональную деятельность в условиях группы компенсирующей направленности для детей с различными нарушениями развития;
- специалисты учреждений здравоохранения по профилю для оказания консультационных услуг и лечения;
- представители высшей школы Костромского государственного университета для организации обучения родителей инновационным технологиям и методикам реабилитационной работы;
- специалисты Центра реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир» из города Москвы,
в том числе:
Психолог, кандидат педагогических наук О.Б. Скрябина организатор семинаров-практикумов:
1. «Возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка: что нужно знать родителю?»;
2. «Трудности воспитания: как справиться с ними родителям? Приемы стимулирования активности ребенка»;
3. Тренинг для родителей «Профилактика «эмоционального выгорания родителей»;
4. Тренинг для родителей «Воспитание ребенка с особыми потребностями: новые горизонты»
Дефектолог, кандидат педагогических наук, доцент Т.Н. Адеева — организатор семинаров-практикумов:
1. «Значение изобразительной деятельности для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья»;
2. «Эмоциональное развитие ребенка-дошкольника. Основные показатели»;
3. «Тренинг для родителей «Формирование позитивного восприятия действительности у родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья» ;
4. Семинары-практикумы для родителей по особенностям психического и социального развития ребенка.
Логопед, кандидат психологических науки Е.Н. Бобкова — организатор семинаров-практикумов:
1. «Особенности речевого развития у детей дошкольного возраста»;
2. «Речевые нарушения у детей дошкольного возраста. Тренинг по применению артикуляционной гимнастики в домашних условиях»;
3. Тренинг для родителей «Приемы развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья: родительская методическая копилка»;
4. Семинар-практикум для родителей по особенностям психического и социального развития ребенка.
Привлеченные специалисты-медики: невролог, ортопед, физический терапевт, офтальмолог, сурдолог (ОГБУЗ «Областной госпиталь для ветеранов войн», ОГБУЗ «Центр восстановительной медицины и реабилитации для детей», ОГБУЗ «Окружной больницы Костромского округа №1», «Клиника Медекс г. Кострома») обеспечение семинаров-практикумов:
1. Семинар «Здоровье ребенка с особыми потребностями»;
2. Семинар «Кинозетерапия в реабилитации детей-инвалидов разных нозологических групп»;
3. Семинар «Комплексные лечебно-реабилитационный программы для детей с ОВЗ в Костромской области»;
4. Семинар «Что нужно знать родителям о технических средствах реабилитации детей-инвалидов разных нозологических групп»;
5. Семинар «Профилактика двигательных, зрительных нарушений, нарушений слуха у детей с ОВЗ».
Инструктор по физкультуре, медицинская сестра по массажу — организаторы семинаров-практикумов для родителей детей-инвалидов:
1. «Массаж груди и живота. Упражнения для развития подвижности плечевого сустава и лопаток»;
2. «Массаж нижних конечностей. Комплекс упражнений для устранения деформации нижних конечностей»;
4. «Массаж при сколиотической деформации позвоночника. Комплекс упражнений при сколиозе»;
5. «Оздоровительный массаж для детей с ОВЗ дошкольного возраста. Комплекс оздоровительной гимнастики для детей с ОВЗ дошкольного возраста»;
Перечь социальных партнеров, принявших участие в проведении профильной смены:
1. Родительская общественность Фонд «Другие Мы» и отдел религиозного образования и катехизации города Костромы — проведение мастер-классов для родителей и детей-инвалидов по живописи ;
2. ОГКУК «Библиотека-центр культурно-просветительной и информационной работы инвалидов по зрению» и Костромской архитектурно - этнографический и ландшафтный музей-заповедник «Костромская слобода» - проведение мастер-классов:
1) Мастер-класс по фитнесу;
2) Спортивное ориентирование;
3) Мастер класс по флористике;
4) Мастер-класс для родителей по фото и видеосъемке.
3) Центр реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир» г. Москва — проведение мастер-классов:
1. «Использование компьютера как средства альтернативной коммуникации и развития детей с РАС и другими нарушениями развития» ;
2. «Игровые фольклорные группы - терапевтическое и коррекционное действие для развития детей с РАС и другими нарушениями развития»;
3. Мастер-класс «Фольклорные игры»;
4. Индивидуальные консультации.
Для удобства проведения коррекционных занятий участники смены были сформированы в 5 групп, объединяющие детей с различными нарушениями развития, что позволяло обеспечить социализацию и развитие коммуникативных способностей детей.
Программа профильной смены была разработана с учетом социального заказа родителей, воспитывающих детей целевой категории, и предусматривала проведение цикла реабилитационных мероприятий по направлениям: медицинское, физкультурно-оздоровительное, духовно-нравственное, коррекционное, досуговое, развивающее, социально-педагогическое.
В первой половине дня с родителями и детьми работали приглашенные специалисты, проводились семинары, мастер-классы, тренинги, совместно и по подгруппам. Во второй половине дня проходили совместные практические занятия, где родители получали навыки конструктивного взаимодействия с ребенком через игру.
Особенность программы профильной смены «Седьмой лепесток» состояла в том, что она реализовывалась в 2 этапа.
В рамках первого этапа в период с 26 августа по 5 сентября 2016 года родители получили навыки и знания в области реабилитационных технологий, изготовлению реабилитационного оборудования для коррекционной работы с детьми в домашних условиях.
Освоение реабилитационных технологий осуществлялось за счет использования наборов для творчества.
Набор
Гуашь 6 цв 120мл ELFIN
Стакан-непроливайк