Тема 1.4 аускультация легких
Цель:научиться методу аускультации легких. Уметь различать основные и побочные дыхательные шумы; интерпретировать полученные аускультативные данные.
Приступая к изучению темы, необходимо знать:
1. Анатомические особенности строения легочной ткани;
2. Физиологические механизмы процесса вентиляции.
Основные вопросы темы, подлежащие изучению
1. Механизм образования везикулярного дыхания. Причины изменения везикулярного дыхания.
2. Механизмы образования бронхиального дыхания. Причины появления патологического бронхиального дыхания.
3. Виды побочных дыхательных шумов (хрипы, крепитация, шум трения плевры), механизмы образования, причины их появления.
4. Правила и последовательность проведения аускультации легких.
5. Понятие о бронхофонии.
6. Нарисуйте в тетради схемы основных и побочных дыхательных шумов
Ситуационные задачи.
1. При перкуссии обнаружено притупление перкуторного звука в нижних отделах легких. Дыхание там же при аускультации резко ослаблено. Укажите патологические состояния, при которых могут выявляться данные симптомы. Чем объяснить этот феномен? Какие физикальные исследования необходимо провести в этом случае?
2. На фоне каких основных дыхательных шумов развиваются следующие побочные дыхательные шумы: сухие хрипы, влажные хрипы, крепитация, шум трения плевры.
Тестовые задания
1.Объясните, почему после откашливания уменьшаются басовые
сухие хрипы:
1) уменьшается бронхоспазм
2) уменьшаются проявления раннего экспираторного закрытия бронхов
3) происходит отхаркивание вязкой мокроты
4) уменьшается отек интерстициальной ткани
5) сохраняется спазм мелких бронхов
2. С какой целью используется дополнительный прием при аускультации легких - покашливание?
1) для отличия шума трения плевры от крепитации и хрипов
2) для выявления скрытой бронхиальной обструкции
3) для отличия сухих хрипов от влажных хрипов
4) для отличия хрипов от крепитации или шума трения плевры
5) для лучшего выслушивания патологического бронхиального дыхания
3. С какой целью используется дополнительный прием при аускультации легких - форсированный выдох?
1) для отличия шума трения плевры от крепитации и хрипов
2) для выявления скрытой бронхиальной обструкции
3) для отличия сухих хрипов от влажных хрипов
4) для отличия хрипов от крепитации или шума трения плевры
5) для лучшего выслушивания патологического бронхиального дыхания.
4. С какой целью используется дополнительный прием при аускультации легких - имитация вдоха при сомкнутой голосовой щели?
1) для отличия шума трения плевры от крепитации и хрипов
2) для выявления скрытой бронхиальной обструкции
3) для отличия сухих хрипов от влажных хрипов
4) для отличия хрипов от крепитации или шума трения плевры
5) для лучшего выслушивания патологического бронхиального дыхания.
5. Саккадированное дыхание выслушивается:
1) при наличии препятствия в крупных бронхах
2) при сужении (спазма) крупных бронхов
3) при бронхоспазме
4) при неравномерных сужениях мелких бронхов
6. Тест «Верно-неверно» Выбрать абсолютно верный ответ. Укажите основной механизм появления жесткого дыхания
1) снижение эластичности легочной ткани;
2) проведение на поверхность грудной клетки ларинготрахеального дыхания (с изменением его тембра) при уплотнении легкого или наличии в нем полости, соединенной с бронхом;
3) сужение бронхов (спазм, вязкая мокрота);
4) наличие небольшого очага уплотнения легочной ткани, окруженного неизмененными альвеолами;
5) усиление колебаний стенки альвеол при дыхании.
7. Какой основной дыхательный шум наиболее часто выслушивается при долевом воспалительном уплотнении
1) ослабленное или ослабленное везикулярное дыхание;
2) амфорическое дыхание;
3) бронхиальное дыхание;
4) жесткое дыхание;
8. Укажите основной механизм появления патологичecкoго бронхиального дыхания:
1) снижение эластичности легочной ткани;
2) проведение на поверхность грудной клетки ларинготрахеального дыхания (с изменением его тембра) при уплотнении легкого пли наличии в нем полости, соединенной с бронхом;
3) сужение бронхов (спазм, вязкая мокрота);
4) наличие небольшого очага уплотнения легочной ткани, окруженного неизмененными альвеолами;
5) усиление колебаний стенки альвеол при дыхании.
Ответы на тестовые задания: 1)-3, 2)-4, 3) -2, 4)-1, 5)-2, 6) – 3,
7)- 3, 8)-2.