Клиент будет нуждаться в поощрении своего вхождения в нестыдящую группу равных

Обращение к другим – болезненная задача для глубоко стыдящегося индивида, убежденного, что он ниже большинства в этом мире. Уход – стандартная защита от стыда; алкоголик, даже начавший выздоравливать, будет склонен впадать в изоляцию, если эту тенденцию не предвидеть и не конфронтировать. Это одна из причин, по которой программы лечения химической зависимости часто подчеркивают социальное взаимодействие. Выход после амбулаторных групповых сессий перекусить или поиграть в карты с товарищами помогает убедить выздоравливающего, что он принадлежит к заботящемуся сообществу. Стыд постепенно уменьшается, когда алкоголик узнает, что его принимают.

Терапевт, занимающийся индивидуальной терапией, находится в значительно менее выгодном положении на этой фазе лечения. Не важно, как много он помогает клиенту, принимая и поддерживая его: он остается всего лишь одним человеком. Терапевту может быть нужно помочь клиенту найти группу равных, в которой не стыдят своих членов.

Анонимные Алкоголики представляют собой наиболее подходящую готовую группу для выздоравливающих алкоголиков (Ал-Анон и группы Взрослых Детей Алкоголиков также помогают многим членам семьи). Формат их встреч как будто задуман для того, чтобы уменьшить стыд. Например, в течение многих закрытых встреч (могут участвовать только алкоголики) каждому участнику предоставляется равная возможность говорить. Более того, только председательствующий может прервать говорящего – потенциальный критицизм алкоголика сведен к минимуму. Также не принято нападать на тех, кто вернулся к пьянству. Эти индивиды просто поощряются к тому, чтобы вернуться к своим программам трезвости так скоро, как они смогут. Другие аспекты Анонимных Алкоголиков, которые помогают их членам уменьшить стыд, включают акцент на конфиденциальности; их определение проблемы как болезни, а не недостатка; их подчеркивание развития и трезвого стиля жизни, который повышает самоуважение; «двенадцать шагов», которые задают специфическое напрвление выздоровления личности, и то, что все члены организации равны, могут учиться друг у друга и быть полезными друг другу.

В Американском обществе трудно найти поддержку. Большинство людей заняты собой и своей жизнью. Конкуренция за деньги, статус и власть ограничивает нашу способность радоваться успехам друг друга. Выздоравливающие алкоголики могут нуждаться в усердном поиске, чтобы обнаружить индивидов или группы, которые действительно могут оценить их выздоровление. Индивиды, отклоняющие АА, должны еще больше потрудиться в поиске поддерживающей системы, которую можно использовать.

Терапевт должен убедиться, что лечебные группы, которые он проводит, не стыдят своих членов. Он может сделать это частично путем моделирования принимающего поведения и нестыдящей коммуникации, а частично – открыто заявляя, что никому не позволено стыдить других. Консультанту может быть нужно привести примеры разницы между конструктивной критикой и стыдящим нападением, чтобы помочь группе приобрести навыки позитивного взаимодействия.

Определенные индивиды будут постоянно сталкиваться с проблемами при поиске нестыдящей группы равных. Клиентам с двойными расстройствами, гомосексуалистам и замкнутым личностям может быть некомфортно и в терапии, и в группах самопомощи, так как они уверены, что не могут поделиться собой целиком с этими группами без того, чтобы натолкнуться на отвержение. Этим клиентам может потребоваться более длительная индивидуальная терапия или направление в спечиальную группу поддержки. Однако, консультант может преследовать цель вовлечения этих клиентов в общение с таким количеством других выздоравливающих, какое только возможно, чтобы уменьшить стыд.

Друзья могут стыдить клиента, в особенности если они все еще сердятся или им нанесен ущерб поведением алкоголика, или если они напуганы его трезвостью. Наиболее болезненная ситуация складывается, когда приходится отказываться от прошлых связей, потому что они не дают поддержки. Индивид в этом случае будет нуждаться в немедленном образовании нестыдящей группы равных, чтобы противостоять дополнительному стыду, порожденному остракизмом, которому его подвергло его прежнее окружение.

И наконец, консультантам часто будет нужно помогать своим клиентам встретить стыдящие атаки привычно критически настроенных членов семьи. Можно надеяться, что сессии семейного консультанта смогут научить всех членов семьи меньше стыдить друг друга; однако, иногда наиболее стыдящая персона не участвует в этих сессиях, или ей не удается изменить свое поведение. Клиенты могут нуждаться в помощи, чтобы научиться обращаться с безосновательным критицизмом своей семьи, не принимая этих атак и не начиная стыдиться. Они могут также нуждаться в разрешении минимизировать контакты с наиболее стыдящими членами своей семьи.

Выздоравливающий алкоголик может оставаться трезвым и не стыдиться стыдящих друзей, семьи, нанимателей и товарищей. Он может иметь небольшой выбор в некоторых из этих вопросов. Но этот индивид обычно должен управляться с большим количеством стыда, который он несет с собой, который делает его более уязвимым и легче верящим, что он плох, когда другие говорят ему об этом. Я сомневаюсь, что многие люди могут заметно поправить мнение о себе, когда их постоянно критикуют. Как минимум, выздоравливающий алкоголик нуждается в регулярном раскрытии перед поддерживающей группой равных, чтобы только уравновесить эту излишнюю критику. Каждый раз, когда стыдящийся человек принимает свою принадлежность к нестыдящему сообществу, он приобретает силу, с которой он может лучше защитить себя, когда столкнется с тем, кто попытается увеличить его стыд.

Наши рекомендации