Экстренная психологическая помощь при острой травме насилия.
Экстренная помощь жертвам насилия организационно осуществляется в форме «горящей линии» — телефонов доверия, индивидуальной консультации, групповой работы (дебрифинг) и предоставления убежища.
Основными задачами экстренного краткосрочного сопровождения жертв насилия является оценка безопасности членов семьи, принятие мер по обеспечению их физической и психологической безопасности, нормализация психического состояния пострадавших. В случае необходимости рекомендуется направление в медицинские и правоохранительные органы.
Оказание экстренной психологической помощи при острой травме и посттравматическом стрессе строится на основе недирективной терапии, в которой большее внимание уделяется эмоциональным факторам, чувственным аспектам ситуации, чем интеллектуальным.
Специализированное вмешательство предполагает разрешение текущих трудностей клиента через создание условий для выражения сильных эмоций и приобретение им чувства контроля над собой. Вмешательство психологической защиты может изменить картину переживания насилия. Очень часто последствия настоящей травмы усиливаются переживаниями ситуаций насилия, которые имели место в прошлом опыте. Однако на данном этапе психологической поддержки прошлые проблемы могут быть только обозначены, так как все усилия консультанта должны быть сосредоточены на настоящем состоянии клиента, его мыслях и переживаниях.
Посттравматическая интервенция направлена на то, чтобы сделать возможной работу с проблемой, а не обязательно решить ее. Решение многих проблем требует длительного времени. Общий круг задач, решаемых методом посттравматической интервенции может включать в себя создание условий для:
1. выражения клиентом своих условий;
2. повторения травмирующих воспоминаний для уменьшения смятения;
3. четкого определения актуальных проблем;
4. создания оснований принятия клиентом себя и пережитого.
.Помощь жертвам насилия в форме длительного психологического сопровождения
Суицид в семье. Переживание горя детьми как следствие суицида родителя. Шкала травмы А. Дырегрова.
Переживание горя детьми как следствие суицида родителя
Особенно высок риск попадания в ситуацию кризиса у детей, переживших суицид близких. Дети, которые являлись свидетелями суицида родителя, попадают в группу, где горе переживается паталогически.
Суицид относится к социально не одобряемым поступкам, и тайна, окружающая смерть в таком случае, ещё более усугубляет горе.
1.Ситуация в семье как правило характеризуется либо наличием постоянной конфликтной ситуации или, напротив, отсутствием явных конфликтов. Обычно, суицид – кульминация неблагополучия в семье.
2.После случившегося семьи стремятся реорганизоваться.
3.Суицид родителя может заставит ребенка искать приемника, того кто может заменить ушедшего. Цель - восстановление эмоционального равновесия. Если такового нет, то это ведет к отчуждению ребенка.
4. Ребенок еще не может понять «добровольности самоубийства».
5. Процесс переживания горя затруднен, если ребенок озабочен собственным самосохранением и или проблемой безопасности оставшегося родителя.
6. Если смерть родителя приводит к длительному расколу семьи, то это может приводить к формированию суицидальных тенденций.
7.В семье может существовать запрет на обсуждение суицида, что приводит к более болезненному переживанию горя. От ребёнка часто скрывают обстоятельства смерти близкого.
8. У детей в случае суицида родителя часто наблюдаются признаки ПТСР.
Шкала травмы Дырегрова
Он различает горе и травму. Горе — нормальный процесс, а травма — процесс образования синдрома посттравматических нарушений.
Чем больше на графике характеристики ситуации смещаются вправо, тем больше риск возникновения патологического горя.
В своей жизни ребенок сталкивается со смертью прежде всего этих членов семьи. При этом ребенок заранее знает, что бабушка или дедушка уже старенькие, они скоро должны умереть, они долго болеют. В этом случае, если ребенок подготовлен заранее и не присутствует в самый момент умирания, процесс горя, как правило, протекает легче всего.
Тяжелее бывают случаи, когда ребенок в принципе знает, что бабушка или дедушка могут скоро умереть, но их смерть выступает полной неожиданностью.
И гораздо более травматичными являются случаи, когда ребенок сталкивается с насильственной смертью. Наконец, к самым травматогенным относятся ситуации, когда ребенок был вовлечен в тот несчастный случай, катастрофу или войну, которые унесли жизнь его близких, но он сам выжил.
Работа горя значительно осложняется в таком случае виной выжившего ("почему я выжил, а он погиб").
Детское восприятие того, что произошло, также сильно зависит от возраста и психологической зрелости. Более маленькое дети иногда вообще могут не понимать смысла происшедшего. Но половые различия в реакциях на то, что произошло, очевидны. Девочки легче могут говорить о своих мыслях, впечатлениях и реакциях, чем мальчики, что способствует в значительной мере их более быстрому исцелению