Спор и конфликт при организации общения в медицинской практике

Врачу следует помнить, что нужно различать два основных вида споров:

1. Конструктивные (реалистические, предметные),где идет поиск истины иболь­ной восполняет свой дефицит информации. Такой вид спора достаточно важен, и врач может и должен использовать его данные при общении с больным.

2. Конфликтные, софистические (нереалистические, беспредметные), где неис­тина важна, а необходима победа любой ценой. В такой спор врача,как правило, втягивают насильно. Конфликтный спор надо распознаватьсразу,несмотря на то что он маскируется под спор, который ведется радипоиска истины. Признаки конфликтного спора следующие: нежелание и неумение слушать противника; монолог, а не диалог; переход с истины на дискредитацию личности противника; предубежденность; эмоциональная агрессия; демонстрация своей значительности; порицание и осуждение, особенно огульное, всеобщего характера, что явля­ется неосознанным стремлением повысить свою самооценку. Этот тип конфликтов нередко обусловливается предвзятым отношением па­циента к медицинской службе в целом или к отдельному врачу. Для нейтрализации такого конфликта врачу необходимо:

1. Полностью дать высказаться противнику, чтобы он имел возможностьсбро­сить агрессию.

2. Благожелательно и некатегорично попытаться локализовать спор. Пси­хологическое клише: «Неужели вы даже этого не знаете» или «Как вы, ко­нечно, знаете...».

3. Не показывать антипатию и не игнорировать ум противника. Возможно,онувидел что-то важное, с этим непременно надо согласиться. Психологичес­кое клише: «Не исключено, что я в чем-то ошибаюсь, давайте вместе разбе­ремся...».

Главное в споре - узнать мотивы противника, зачем он затеял конфликтный спор. Это может быть стремлением к самоутверждению, к власти, частовыходомраздражению или повышением своей самооценки за чужой счет. Мотивымогутне осознаваться, их обозначение словами вызывает мощный протест, агрессию, однако именно эти мотивы крайне важны для профилактики будущих конфлик­тных споров, в том числе и для снятия с врача обвинений по сути спора.

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Контрольные вопросы и задания

1. Обоснуйте необходимость знаний психологии общения для профессиональной деятельности врача.

2. Каковы особенности общения с пациентами разного возраста?

3. Что представляет собой беседа в медицинской практике?

4. Перечислите и охарактеризуйте такие формы общения врача и пациента, как руководство, сотрудничество, договорная форма.

5. Укажите и охарактеризуйте основные виды споров при организации общения в медицинской практике. Как нейтрализовать беспредметный спор?

I. Заполните пробелы

1. Основные формы общения врача и пациента – ..., …, … .

2. . Основные виды слушания – ..., …, … .

3. Врачу следует помнить, что нужно различать два основных вида споров - …, … .

II. Верно или неверно?

1. В ситуации конфликта необходимо полностью дать возможность высказаться противнику.

2. Сотрудничество - форма, где врач занимает ведущую, активную позицию, а пациент остается сравнительно малоактивным.

3. Руководство - это модель не авторитарного сотрудниче­ства, а союза, она предполагает активное участие больного в лечебном процессе, развитие его самостоятельности и ответственности в выборе альтернативных ре­шений.

III. Выберите верный вариант ответа

1. Для нейтрализации спора врачу необходимо:

а) полностью дать высказаться противнику

б) благожелательно и некатегорично попытаться локализовать спор

в) не показывать антипатию и не игнорировать ум противника

г) все ответы верны

2. Что из предложенных вариантов характерно для подростков

а) неумение формулировать жалобы

б) притязание на взрослость

в) снижение воз­можности самообслуживания

г) отсутствие осознания болезни

3. Укажите, в каком виде спора идет поиск истины и восполняется дефицит информации:

а) конструктивном

б) конфликтном

в) софистическом

4. Что из нижеперечисленного не относится к формам общения врача и пациента

а) сотрудничество

б) контрактная форма

в) противоборство

г) руководство

5. Какую функцию выполняет общение на первом этапе лечения

а) использование врачом взаимоотношений с пациентом как лечебного инструмента

б) установление взаимопонимания врача с пациентом, согласование целей лечения

в) подчеркивание самостоятельности и независимости пациента

6. Форма руководства взаимоотношений врача и пациента характеризуется

а) активное участие пациента в лечебном процессе, развитие его самостоятельности и ответственности в выборе альтернативного решения

б) врач занимает активную позицию, а пациент остаётся сравнительно малоактивным

в) одинаково активны и врач, и пациент

г) взаимные обязательства, как со стороны пациента, так и со стороны врача в процессе лечения

Наши рекомендации