Спор и конфликт при организации общения в медицинской практике
Врачу следует помнить, что нужно различать два основных вида споров:
1. Конструктивные (реалистические, предметные),где идет поиск истины ибольной восполняет свой дефицит информации. Такой вид спора достаточно важен, и врач может и должен использовать его данные при общении с больным.
2. Конфликтные, софистические (нереалистические, беспредметные), где неистина важна, а необходима победа любой ценой. В такой спор врача,как правило, втягивают насильно. Конфликтный спор надо распознаватьсразу,несмотря на то что он маскируется под спор, который ведется радипоиска истины. Признаки конфликтного спора следующие: нежелание и неумение слушать противника; монолог, а не диалог; переход с истины на дискредитацию личности противника; предубежденность; эмоциональная агрессия; демонстрация своей значительности; порицание и осуждение, особенно огульное, всеобщего характера, что является неосознанным стремлением повысить свою самооценку. Этот тип конфликтов нередко обусловливается предвзятым отношением пациента к медицинской службе в целом или к отдельному врачу. Для нейтрализации такого конфликта врачу необходимо:
1. Полностью дать высказаться противнику, чтобы он имел возможностьсбросить агрессию.
2. Благожелательно и некатегорично попытаться локализовать спор. Психологическое клише: «Неужели вы даже этого не знаете» или «Как вы, конечно, знаете...».
3. Не показывать антипатию и не игнорировать ум противника. Возможно,онувидел что-то важное, с этим непременно надо согласиться. Психологическое клише: «Не исключено, что я в чем-то ошибаюсь, давайте вместе разберемся...».
Главное в споре - узнать мотивы противника, зачем он затеял конфликтный спор. Это может быть стремлением к самоутверждению, к власти, частовыходомраздражению или повышением своей самооценки за чужой счет. Мотивымогутне осознаваться, их обозначение словами вызывает мощный протест, агрессию, однако именно эти мотивы крайне важны для профилактики будущих конфликтных споров, в том числе и для снятия с врача обвинений по сути спора.
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Контрольные вопросы и задания
1. Обоснуйте необходимость знаний психологии общения для профессиональной деятельности врача.
2. Каковы особенности общения с пациентами разного возраста?
3. Что представляет собой беседа в медицинской практике?
4. Перечислите и охарактеризуйте такие формы общения врача и пациента, как руководство, сотрудничество, договорная форма.
5. Укажите и охарактеризуйте основные виды споров при организации общения в медицинской практике. Как нейтрализовать беспредметный спор?
I. Заполните пробелы
1. Основные формы общения врача и пациента – ..., …, … .
2. . Основные виды слушания – ..., …, … .
3. Врачу следует помнить, что нужно различать два основных вида споров - …, … .
II. Верно или неверно?
1. В ситуации конфликта необходимо полностью дать возможность высказаться противнику.
2. Сотрудничество - форма, где врач занимает ведущую, активную позицию, а пациент остается сравнительно малоактивным.
3. Руководство - это модель не авторитарного сотрудничества, а союза, она предполагает активное участие больного в лечебном процессе, развитие его самостоятельности и ответственности в выборе альтернативных решений.
III. Выберите верный вариант ответа
1. Для нейтрализации спора врачу необходимо:
а) полностью дать высказаться противнику
б) благожелательно и некатегорично попытаться локализовать спор
в) не показывать антипатию и не игнорировать ум противника
г) все ответы верны
2. Что из предложенных вариантов характерно для подростков
а) неумение формулировать жалобы
б) притязание на взрослость
в) снижение возможности самообслуживания
г) отсутствие осознания болезни
3. Укажите, в каком виде спора идет поиск истины и восполняется дефицит информации:
а) конструктивном
б) конфликтном
в) софистическом
4. Что из нижеперечисленного не относится к формам общения врача и пациента
а) сотрудничество
б) контрактная форма
в) противоборство
г) руководство
5. Какую функцию выполняет общение на первом этапе лечения
а) использование врачом взаимоотношений с пациентом как лечебного инструмента
б) установление взаимопонимания врача с пациентом, согласование целей лечения
в) подчеркивание самостоятельности и независимости пациента
6. Форма руководства взаимоотношений врача и пациента характеризуется
а) активное участие пациента в лечебном процессе, развитие его самостоятельности и ответственности в выборе альтернативного решения
б) врач занимает активную позицию, а пациент остаётся сравнительно малоактивным
в) одинаково активны и врач, и пациент
г) взаимные обязательства, как со стороны пациента, так и со стороны врача в процессе лечения