Особенности психических расстройств при общих нейроинфекциях, травмах мозга
Каждый из представленных здесь синдромов может встретиться при любом из острых экзогенных психических расстройств. Однако необходимо отметить имеющееся своеобразие при некоторых заболеваниях.
Для гриппозного психоза, по мнению Г. Е. Сухаревой (1974), характерны синдромы нарушения сна и бодрствования (бессонница, сонливость, извращение ритма сна, эпизодические онейроиды иделирии), а также аффективные нарушения с выраженной эмоциональной гиперестезией (депрессия, тоскливое возбуждение, приступы безотчетного страха, сопровождающиеся болями в области сердца и другими болезненными ощущениями). По нашим наблюдениям, гриппозные психозы оформляются, главным образом, в виде нарушений сознания: астенической или, реже, аментивной спутанности, и значительно реже в форме онейроида, сноподобного оглушения и делирия, сменяющихся астенией. Наиболее общие особенности этих расстройств сознания — в колебании их интенсивности («мерцании»), в содержательности переживаний и их близости личности больного (Исаев Д. Н., 1960).
ПРИМЕР 1____________________________________Катя, 10 лет
В 2-месячном возрасте была пневмония; в 3 года — корь в тяжелой форме, после которой осталось косоглазие. Перенесла вирусный грипп с температурой 39-40°С, незадолго до чего узнала, что она «подкидыш». В течение трех дней на фоне лихорадки отмечался страх, двигательное беспокойство, казалось, что «поднимет палец, и кровать улетит», видела какие-то фигуры, чертей. Они были черные, полосатые, с противными мордами, рогами, хвостами и что-то говорили. Головная боль, появившаяся в острый период, продолжалась некоторое время после снижения температуры. Через семь дней пошла в школу, однако спустя четыре дня вновь появилась головная боль, окружающие предметы стали восприниматься уменьшенными, маленькими были буквы в книге, лицо матери казалось удлиненным, ее глаза превращались в точки. Слышала голоса, которые подгоняли ее: «Быстро, быстро», особенно когда ей было поручено какое-нибудь дело. Эти слова звучали в ушах то на высоких, то на низких гонах. Голову сжимало, казалось, что она уменьшается в размерах. При длительном рассмотрении предметы уходили вдаль, а затем и вовсе исчезали. Было очень страшно. В это время усилилось косоглазие. Понимала свое болезненное состояние, обращалась к врачу за помощью. Будучи в клинике, продолжала посещать класс, была приветливой, исполнительной. Примерно через 7-8 недель исчезли слуховые галлюцинации, а вскоре и психосенсорные расстройства. Еще некоторое время повторялись приступообразные головные боли, дольше всего сохранялась утомляемость. На рентгенограмме черепа — отложение извести в серповидном отростке твердой мозговой оболочки. ЭЭГ выявила пароксизмальную активность с дисфункцией глубинных структур.
Как видно, больная перенесла делирий, а затем, после светлого промежутка — галлюциноз в сочетании с психосенсорными расстройствами. В раннем детском возрасте был коревой энцефалит, о чем можно предполагать по степени тяжести заболевания и по развившемуся вслед за ним косоглазию. Такой анамнез при заболевании тяжелой формой гриппа должен был мобилизовать врачей на предотвращение повторного поражения ЦНС назначением транквилизаторов, нейролептиков, дезинток-сикационных и дегидратирующих средств. В связи с тем что эти меры не были приняты, развился психоз, отдаленный прогноз которого не ясен, так как и в клинической картине, и на ЭЭГ имеются данные за органическое поражение мозга.
Психические нарушения при скарлатине зависят от стадии заболевания. В продромальном периоде нередки эйфория, возбуждение, затем — оглушенность, сонливость. На высоте заболевания — сновидно-делириозные состояния, психосенсорные расстройства («ноги врастают в постель»; «тело тяжелое»; «голова пустая»). В период выздоровления отмечаются астено-депрессивные состояния с бредовой настроенностью.
В картинах психозов при пневмонии преобладают состояния расстроенного сознания: астеническая спутанность, делириозно-депрессивный синдром в сочетании с оглушением (Боднянская Н. Н., 1973).
При вирусном гепатите Б. В. Воронков (1984), обследовав свыше 200 больных детей, обнаружил, что примерно в 10% случаев наряду с соматическими проявлениями заболевания дети страдают более или менее выраженными психическими расстройствами. Психические нарушения у одних выражались в форме астении, проявлявшейся вялостью, разбитостью, слабостью, затруднением сосредоточения, утомляемостью, головной болью и головокружениями, снижением игровой активности, нежеланием делать уроки, общаться со сверстниками. Эти нарушения достигали степени астено-апатического или астеноадина-мического состояний. У других больных отмечались расстройства сна, с сонливостью днем, затрудненностью засыпания, поверхностным, сопровождающимся кошмарами, страхами и сноговорениями ночью. У третьей группы детей наблюдались внутреннее беспокойство, эпизодическая беспричинная тревога, сниженное настроение. У нескольких пациентов были парэйдолии, истинные зрительные галлюцинации, психосенсорные расстройства, оптико-вестибулярные нарушения. Нарушения сознания в виде оглушенности отмечены лишь у двух детей. Больные с психическими расстройствами отличаются от тех, у кого гепатит не осложняется ими, тем, что у них в 5 раз чаще обнаруживаются неблагоприятные биологические факторы (патология беременности и родов, тяжелое сотрясение головного мозга), в 6 раз чаще встречаются неблагоприятные микросоциальные условия. У этих больных высокий уровень нейротизма и личностной тревоги, неспособность адекватно вести себя в трудной ситуации отмечена в 4—5 раз чаще, чем в контрольной группе. На основании изложенного можно сделать заключение о том, что перечисленные вредности наступают в виде не только провоцирующих, но и внутренних факторов, определяющих течение инфекционного процесса и повышающих вероятность возникновения соматогенных нервно-психических расстройств.
ПРИМЕР 2______________________________________Света, 12 лет
Отец злоупотребляет алкоголем, в связи с чем в семье постоянно напряженно-конфликтная обстановка со скандалами и драками. Развивалась без особенностей. Учится посредственно, в школе конфликты с учителями. В преджелтушном периоде у девочки отмечались затруднения засыпания, часто просыпалась ночью, чувствовала себя вялой, разбитой, жаловалась на головную боль, головокружения, отказывалась делать уроки, стремилась днем лечь в постель, однажды при гостях заснула за столом. С развитием желтухи помещена в больницу, где отмечены депримированность, сноговорение, при разглядывании окружающего мелкие предметы (лампочки, розетки) двоились, ощущала, что пол и потолок «качаются».
Описанное состояние можно оценить как психотическое, обусловленное основным заболеванием — гепатитом. Преобладающая симптоматика укладывается в астено-депрессивный синдром с психосенсорными нарушениями и расстройством сна. Возникновение психических расстройств в данном случае нельзя считать случайностью, так как ее тревожная личность, истощенная постоянными домашними конфликтами, представляла благоприятную почву для развертывания психоза. Однако можно предположить, что если бы именно эта больная с ее тревожностью и неблагоприятным семейным конфликтом в течение гепатита получала психотропное лечение, то психоз мог бы и не развиться.
Кишечные инфекции осложняются вначале глубокой астенией, слабостью, вялостью, раздражительностью, затем подавленностью и тревогой, которые на высоте заболевания сочетаются с устрашающими зрительными галлюцинациями (звери, пауки), психосенсорными расстройствами и двигательным беспокойством. При токсической дизентерии преобладают оглушенность, судорожные явления, реже встречаются делирии (Кудрявцева В. П., 1963).
При кори в инкубационном периоде встречаются раздражительность, плаксивость, двигательное и речевое возбуждение, в разгаре заболевания — делириозные синдромы с оптико-вестибулярными расстройствами, сенестопатиями с последующим оглушением, в периоде выздоровления — астения, нередко сопровождающаяся утратой приобретенных навыков (Симеон Т. П., Модель М. М., 1952).
В остром периоде полиомиелита может наблюдаться астения со страхами, тревогой, сновидными переживаниями, делириозными эпизодами, а при энцефалитической форме — разные степени оглушения и психосенсорные расстройства (Галинис В. И., 1962).
Ревматизм при первых приступах может проявиться в форме обмороков, висцеро-вегетативных кризов, что связано с нарушением мозгового кровообращения и реакцией диэнцефально-лимбических структур (Доброгаева И. В., 1973). Дальнейшее его течение знаменуется своеобразным астеническим синдромом, на фоне которого развиваются разнообразные симптомы: а) моторные расстройства: замедленность, меньшая ловкость движений, подергивания, двигательное беспокойство, насильственные действия; б) сенсорные расстройства: удвоение окружающих предметов, приближение или удаление их, восприятие цветных шаров, ощущение падения, проваливания, изменение вкусовых ощущений, нарушение восприятия собственного тела (отчуждение рук, ощущение присутствия кого-то рядом); в) эмоциональные расстройства: раздражительность, вспыльчивость, немотивированная плаксивость, обидчивость, тревожность (Деянов В. Я., 1962). Выраженные ревматические психозы чаще всего оформляются в картине онейроидных или депрессивных синдромов (Осипова Е. А.; 1946).
При энцефалитах и менингитах особенности психических проявлений определяются типом возбудителя, локализацией его действия (ме-нингеальные оболочки, мозговая ткань), патогенезом (первичные или вторичные энцефалиты), видом патологического процесса: гнойное или серозное воспаление в оболочках мозга, пролиферативные и альтеративные энцефалиты. Примером вторичного энцефалита может быть коревой, при котором в момент завершения высыпания на фоне уже снизившейся температуры тела возникает новый подъем — развиваются сначала вялость, сонливость с двигательным возбуждением, а затем возможно глубокое помрачение сознания — сопор и даже кома, с гиперкинезами, а у младших детей и судорогами.
Психические нарушения вследствие травм мозга (коммоций, контузий) в начальном периоде выступают в форме нарушений сознания различной глубины — от легкой оглушенности до комы. Обычно прояснение сознания происходит постепенно, и именно в этот период может развиться психоз, характеризующийся сумеречным или делириозным помрачением сознания, астеническим оглушением, мориоподобным синдромом (Мнухин С. С., 1935; ЛичкоА. Е., 1985). В менее тяжелых случаях в остром периоде наблюдаются расстройства настроения, тревога, страхи, повышенная истощаемость, иногда адинамия, эмоциональная гиперестезия, головная боль, головокружение, вегетативные нарушения. Обычно при травматических расстройствах нарушения памяти могут выступать в форме корсаковского синдрома, особенно после тяжелых повреждений мозга. При этом у детей отмечается не только неспособность запомнить текущие события, но и отсутствие воспоминаний, относительно значительного периода прошлого (ретроградная амнезия).