Определение, распространенность и формы проявления

Буллинг представляет собой длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации.

Распространенность явления составляет от 5 до 25%. Результаты существенно зависят от того, проводится опрос среди учащихся или педагогов. Буллинг — скрытый процесс. Школьная травля не является чем-то преходящим: страдания многих детей длятся годами.

По данным опроса учащихся, при буллинге доля учителей позволяющих себе издевательства в отношении учеников, составила 10%. Существует и обратная тенденция: некоторые учителя считают, что подвергаются издевательствам со стороны учеников. Подчеркивается склонность взрослых защищать от нападок и обвинений учителей, но не детей.

Особое внимание исследователей привлекает позиция невольных свидетелей происходящего, не подвергающихся непосредственной агрессии («периферических жертв»): доказано, что в результате ощущения собственного бессилия их самооценка заметно снижается.

Как преследователи, так и их жертвы обычно имеют меньше близких друзей, чем другие дети. Преследователям присущи такие качества, как расчетливость, экстравертивность и склонность к насилию. Для жертв буллинга характерны: плохое здоровье, неудовлетворительные отношения со сверстниками, низкая самооценка, большие семьи, низкий социальный статус. Жертвы часто склонны полагать, что заслужили свои страдания.

Хотя физические характеристики, в частности внешность и физическая сила, безусловно важны, но их важность часто переоценивают. Любая особенность жертвы может послужить поводом для издевательств. Какова причина травли в каждом конкретном случае — национальная или половая принадлежность, социально-экономические различия или разные способности к учебе — всё это важно выяснить.

Несмотря на однозначный количественный перевес насильственных действий, совершенных мальчиками, случаи проявления женского насилия тоже имеют место. От актов насилия, обязанных действиям мальчиков, их отличает качественная сторона – агрессивность девочек выражается иначе и другим образом. В основе их отношения к насилию лежит тот факт, что планка восприятия насилия девочками находится гораздо ниже. То, что воспринимается двумя мальчиками как невинное желание размять кости, переживается девочками как отвратительная драка. Их понимание того, что дозволено, отличается от соответствующего понимания мальчиков. Разница в пороге чувствительности вызывает у девочек постоянное ощущение надвигающейся на них угрозы и необходимости держать оборону. Девочкам удается гораздо лучше контролировать свои эмоции. Девочка, только что плюнувшая в лицо соседу по парте или разорвавшая ему тетрадь – двумя секундами позже как ни в чем не бывало с невозмутимым видом внимает словам учительницы. Зачастую агрессивное поведение девочек труднее распознать. Мальчики склонны к гораздо более откровенным и примитивным проявлениям агрессии и соответственно чаще попадаются. В случае участия в групповых актах насилия девочки предпочитают оставаться в тени, действуя исподтишка: они не идут дальше выражения восхищения геройством одноклассников, их подстегивания или натравливания друг на друга. В возрастной группе подростков от одиннадцати до тринадцати лет власть порой переходит к девочкам. Хорошо известно, что именно в этом возрасте девочки получают отчетливое физическое преимущество над мальчиками, опережают их в развитии. Они сознают свое преимущество и извлекают из него пользу для себя (Гуггенбюль А., 2000).

Выраженность и продолжительность буллинга в значительной степени определяются позицией школьной администрации. Педагоги испытывают смешанное чувство гнева и собственного бессилия. Аналогичным образом, школьники считают, что учителя не способны их защитить, в результате устанавливался своеобразный «заговор молчания». Для того чтобы ситуация с буллингом в конкретном учреждении была управляемой, необходимо выяснить: не считают ли некоторые взрослые, что травля готовит детей к жизни? каково их отношение к травле и её зачинщикам?

Учащимся школ-интернатов, в отличие от учеников обычных дневных школ, негде искать спасения от своих преследователей. В школах закрытого типа широко распространены различные буллинг-системы, включая обряды посвящения:

- грубое сексуальное унижение, когда с ребенка стаскивают брюки и жестоко обращаются с гениталиями;

- втыкание булавок в ягодицы в присутствии зрителей;

- новичка проталкивают сквозь изгородь, так что его одежда пачкается или приходит в негодность.

Дети, которые всё же осмеливаются заявить об инцидентах, становятся объектом всеобщего презрения, например, им объявляется бойкот. Обряды инициации проводятся в отношении учащихся первого семестра, в то время как агрессоры обычно находятся на втором году обучения. Часто агрессоры участвуют в издевательствах, поскольку вынуждены соблюдать сложившиеся в системе правила поведения.

Буллинг-система имеет одно неоспоримое преимущество в глазах школьной администрации, она учит безропотно повиноваться. Однако эта же система начинает представлять серьезную проблему, если учащихся принуждают совершать противоправные действия, подрывающие авторитет школы.

В США и странах Европы всё более широкое распространение получают программы психологического просвещения, в рамках которых детей и взрослых обучают разрешать конфликты без применения насилия. Подчеркивается недостаточное внимание общественности к проблеме школьной травли, а также необходимость кропотливой работы с преследователями и их жертвами. Указывают на склонность американских психотерапевтов уделять внимание преимущественно жертвам издевательств, в то время как британцы предпочитают вовлекать в терапию родителей и местную общественность, а также делают ставку на учебную и пасторскую работу с детьми в рамках школы.

Наши рекомендации