Приоритетная проблема – конкретная цель – конкретное сестринское вмешательство

Четвёртый этап - реализация плана сестринских вмешательств.

Сестринское вмешательство– это категория сестринского поведения, в котором действия, необходимые для достижения целей ухода, производятся вплоть до завершения.

Цель: обеспечение соответствующего ухода за пациентом.

Три категории сестринских вмешательств.

Независимые Взаимозависимые

Зависимые

Независимое сестринское вмешательство – действия, осуществляемые медсестрой по собственной инициативе, без прямого требования со стороны врача или указания другого специалиста.

Взаимозависимое сестринское вмешательство – действия, осуществляемые в сотрудничестве с врачом или другими специалистами в области здравоохранения, где знания и умения медсестры также ценны, как их знания и умения.

Зависимые сестринские вмешательства – действия, осуществляемые сестрой на основании письменного предписания врача или под его наблюдением.

Центральны пунктом сестринского вмешательства, всегда является дефицит в способности пациента удовлетворять свои потребности.

Основные категории удовлетворения потребностей пациента:

1. пациент не может осуществлять самоуход;

2. пациент может осуществлять самоуход частично;

3. пациент может осуществлять самоуход полностью.

В связи с этим различны и системы сестринского вмешательства:

1. полностью компенсирующая система помощи (параличи, бессознательное состояние,

запреты пациенту на перемещение, психические нарушения);

2. частичная система помощи (большинство пациентов, находящихся в стационаре);

3. консультативно-поддерживающая система (амбулаторное обслуживание).

Вывод: процесс ухода требует от медицинской сестры теоретических знаний и практических навыков ухода за пациентом, стремления выполнить все намеченные пункты плана и добиться положительного результата.

Пятый этап – оценка эффективности сестринского процесса.

Это анализ ответных реакций пациента на сестринское вмешательство.

Цель: Определить, в какой степени достигнуты, поставленные цели (анализ качества сестринской помощи)

Оценка проводится сестрой постоянно /текущая/, с помощью которой осуществляется обратная связь, используемая для определения вновь появляющихся проблем пациента.

Текущая оценка осуществляется с определённой периодичностью, которая зависит от состояния пациента и характе­ра проблемы. Например, оценка в отношении одного пациента бу­дет производиться в начале и в конце смены, а в отношении другого - каждый час.

Заключительная оценка позволяет определить конечную степень достижения ожидаемого результата.

Оценка эффективности сестринского процесса позволяет:

- определить достигнуты ли поставленные цели,

- оценить эффективность сестринского вмешательства при решении конкретной проблемы,

- дать информацию для переоценки проблем пациента и нового планирования ухода.

Процесс оценки включает:

1 – определение достижения цели;

2 – сравнение с ожидаемым результатом;

3 – формулировка выводов;

4 – отметка в сестринской документации эффективности плана ухода.

Состояние пациента м.б. оценено как:

- лучше прежнего состояния

- без изменений

- хуже прежнего

К основным критериям эффективности сестринской помощи относятся:

- прогресс в достижении целей;

- ответная положительная реакция пациента на вмешательство;

- соответствие полученного результата ожидаемому.

Для оценки эффективности оказанной помощи служат:

- само личное мнение сестры,

- мнение пациента /его семьи/,

- оценка действий сестры руководителями /старшей или главной медицинской сестрой/.

Если же, цель не достигнута, необходимо:

- выявить ошибку в действиях;

- изменить саму цель, сделать ее более реальной;

- пересмотреть сроки;

- ввести необходимые коррективы в план (добавить недостающее или убрать лишнее, способствующее ухудшению) сестринской помощи.

Систематический процесс оценки требует от сестры критического мышления при сравнении ожидаемых результатов с достигнутыми. Поставленная задача выполнена – проблема решена. Медсестра письменно делает соответствующую отметку в сестринской документации, поставив дату и свою подпись.

Цель - не достигнута – сестринский процесс повторяется последовательно на новом уровне, выявляя факторы, мешающие её достижению, или ошибки в действиях медсестры, учитывая их.

Вывод: таким образом, пятый этап сестринского процесса даёт медсестре возможность установить сильные и слабые стороны своей профессиональной деятельности, оценить качество сестринского ухода.

Общий вывод: процесс ухода является динамичным, т. е. всё время проводится переоценка жизненных способностей пациента, пересмотр и изменение существующего плана ухода в соответствии с изменением потребностей пациента.

Модели сестринского дела

Модель – образец, по которому что-то должно быть сделано.

Модели сестринского дела (ухода) называют концептуальными, поскольку они выстраиваются на основе различных понятий и концепций.

Концепция – основная идея для передачи каких-либо взглядов.

Все модели имеют общие положения, но разную точку зрения и по-разному видят:

- пациента как один из объектов деятельности сестринского персонала;

- источник проблем пациента;

- направленность сестринского вмешательства;

- цель ухода;

- способы сестринского вмешательства;

- роль сестры;

- оценку качества и результатов ухода.

При проведении работы с пациентом по методике сестринского процесса чаще всего мы опираемся на элементы моделей сестринского дела Вирджинии Хендерсен, Доротеи Орем, Мойры Аллен и медицинскую.

Европейским региональным бюро ВОЗ предложена современная модель сестринского дела (всесторонняя, холистическая), которая в перспективе могла бы объединить работу медицинских сестёр всего мира.

· Модель сестринского дела В. Хендерсон ( 1966 г. )

Модель, предложенная Вирджинией Хендерсон (1966), акценти­рует внимание сестринского персонала на биологических, психоло­гических, социальных потребностях, которые могут быть удовлет­ворены благодаря сестринскому уходу. Одно из непременных усло­вий этой модели - участие самого пациента в планировании и осу­ществлении ухода.

Согласно этой модели пациент имеет фундаментальные человеческие потребности, являющиеся одинаковыми для всех людей: "Вне зависимости от того, болен человек или здоров, сестра всегда должна иметь в виду жизненно важные потребности чело­века в пище, крове, одежде; в любви и доброжелательности, в чувстве необходимости и взаимозависимости в условиях обществен­ных отношений". В основе модели теория американского психоло­га А. Маслоу об иерархии основных человеческих потребностей. В. Хендерсон приводит 14 фундаментальных потребностей.

Показатели повседневной жизнедеятельности Задачи медсестры
1. Нормально дышать.   2. Употреблять достаточное количество пищи и жидкости. 3. Выделять из организма продукты жизнедеятельности.   4. Двигаться и поддерживать нужное положение.     5. Спать и отдыхать. 6. Самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду. 7. Поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду и изменяя окружаю­щую среду. 8. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде.   9. Обеспечить свою безопасность и не создавать опасности для других людей.     10. Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции, мнение. 11. Отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой.   12. Заниматься любимой работой.     13. Отдыхать, принимать участие в развлечениях и играх. 14. Удовлетворять свою любознательность, помогающую нор­мально развиваться. 1. Обеспечить пациенту нормальное дыхание. 2. Обеспечить пациенту адекватное питание и питье. 3. Обеспечить пациенту удаление из организма продуктов жизнедеятельности. 4. Помогать пациенту поддерживать правильное положение тела, когда он лежит, сидит, ходит, а также помогать ему менять положение. 5. Обеспечить пациенту отдых и сон. 6. Помогать пациенту подбирать необходимую одежду и надевать ее. 7. Помогать пациенту поддерживать нормальную температуру тела.     8. Помогать пациенту содержать тело в чистоте и порядке, также обеспечивать защиту кожи. 9. Помогать пациенту избегать всевозможных опасностей извне и следить за тем, чтобы он не нанес вреда другим. 10. Помогать пациенту поддерживать контакт с другими, выражать свои желания, чувства. 11. Содействовать тому, чтобы пациент мог отправлять свои религиозные обряды и следовать своим принципам. 12. Помогать пациенту найти возможность заниматься каким-либо делом. 13. Содействовать отдыху и развлечениям пациента. 14. Содействовать обучению пациента.

Здоровый человек, как правило, не испытывает трудностей при удовлет­ворении этих потребностей. В то же время, в период болезни, беременности, детства, старости, при приближении смерти человек может быть не в состоянии удовлетворить потребности

само­стоятельно. Именно в это время сестра помогает "человеку, боль­ному или здоровому, в выполнении тех функций, которые поддер­живают его здоровье или же способствуют его выздоровлению, и которые этот человек выполнял бы без посторонней помощи, будь у него силы, желания или знания". Вирджиния Хендерсон утверждает, что во все времена сестринский уход должен быть направлен на скорейшее восстановление незави­симости человека.

Краткая характеристика модели:

Пациент: целостное, независимое, совершенное существо, имеющее 14 фундаментальных потребностей.
Источник проблем:   недостаток сил у пациента, желаний и/или знаний.
Направления сестринской помощи:   заключаются в оказании помощи пациенту в осуществлении тех действий, которые он смог бы осуществить сам, будучи здоровым.
Цель ухода: - помочь пациенту стать независимым в удовлетворении своих жизненных потребностей для достижения его выздоровления, улучшения состояния здоровья и обретения им самостоятельности; - создать условия для достойного ухода из жизни в случае неизбежности смерти.  
Способы сестринской помощи: - познавать жизненные потребности пациента; - создавать «конструктивные взаимоотношения» с пациентом/семьей; - выполнять необходимые действия за пациента; - осуществлять эмоциональную поддержку, - обеспечивать меры безопасности; - выполнять назначения врача.  
Оценка: приобретение пациентом независимости в удовлетворении своих основных физиологических потребностей; оценка осуществляется тогда, когда удовлетворены все фундаментальные потребности, в отношении которых было предпринято сестринское вмешательство.  
Роль м/с: самостоятельный, независимый специалист; помощник врача.  

· Модель Д. Орем (1971 г.)

Модель основана на принципах самоухода и личной ответственности человека за состояние собственного здоровья. Потребности в самоуходе Д. Орем разделила на три группы:

- универсальные (присущи всем, различны по уровню удовлетворения);

- связанные со стадией развития (от младенчества до старости и в период беременности);

- связанные с нарушением здоровья: --- анатомические, напр., отёки, ожоги…

--- функциональные физиологические, напр., одышка, тугоподвижность сустава…

- изменение поведения или повседневных жизненных привычек.

Сестринское вмешательство необходимо лишь в том случае, когда пациент или его родственники не могут сохранить равновесие между возможностями и потребностями самоухода (потребности превышают возможности). Роль медсестры автор определяет, как дополняющую к возможностям пациента осуществить самоуход, а сестринское вмешательство направлено на расширение возможностей самоухода или изменение потребностей в нём.

Краткая характеристика модели:

Пациент: единая функциональная система, имеющая мотивацию к самоуходу. Его возможности и потребности в самоуходе должны быть в равновесии.  
Источник проблем: нарушение равновесия между потребностями и возможностями самоухода.  
Направления сестринской помощи: на выявленный дефицит самоухода и его причины. Д. Орэм считает, что определив требования и возможности пациента к самоуходу, можно принимать решение о планировании ухода. Сестринское вмешательство позволяет человеку сохранить свое здоровье, справиться с последствиями травмы или болезни.  
Цель ухода: краткосрочные, промежуточные и долгосрочные цели должны быть сосредоточены на пациенте (его возможностях по самоуходу), при этом с пациентом обсуждают не только цели, но и сестринские вмешательства.  
Способы сестринской помощи: Шесть способов сестринского вмешательства: -делать что – либо за пациента; -руководить пациентом, направлять его действия; -оказывать физическую поддержку; -оказывать психологическую поддержку; -создавать среду для обеспечения самоухода; -обучать пациента (или его родственников) Три системы помощи: -полностью компенсирующая; -частично компенсирующая; -консультативная (обучающая).  
Оценка: возможность пациента и семьи в последующем осуществлять самоуход.  
Роль м/с: определяется, как дополняющая к возможности пациента осуществлять самоуход.

· Модель М. Аллен (70–е годы 20 века)

Особенностью этой модели является то, что она выходит за традиционные рамки профилактики и лечения заболеваний, направляя все усилия, возможности и внимание на укрепление здоровья. Объектом сестринской практики в модели Аллен рассматривается семья, а обучениеопределяется как путь, позволяющий медсестре и пациенту/семье реализовать их общую цель – укрепить здоровье. Конструктивное сотрудничество между медсестрой и пациентом /семьёй, как необходимое условие для достижения желаемой цели.

Наши рекомендации