Этноцентризм и проблемы поддержки нуждающихся

Этноцентризм – система взглядов, согласно которой ценности, культура, образ жизни традиции одной этнической группы навязываются другой, в обществе формируется механизмы дискриминации по принципу «мы и они». Р. Мертон в своем исследовании выделяет четыре стереотипа поведения людей:

1. Беспристрастный недискриминатор – человек, который не ущемляет достоинство других этнических групп. В основе такого отношения лежат гуманистические принципы и ценности.

2. Беспристрастный дискриминатор – человек, проявляющий дискриминацию к другим группам, потому что ему это выгодно социально и материально.

3. Потерпевший недискриминатор – человек, испытавший ущерб от других этнических групп, поэтому испытывающий враждебность по отношению к ним, страх перед законом, социальными нормами и ценностями не позволяет ему распространять агрессию.

4. Потерпевший дискриминатор – человек, испытавший ущерб от других этнических групп, как бы в отместку осуществляет их дискриминацию.

Сегодня практически во всех демократических странах дискриминация де-юре (по закону) запрещена. Однако де-факто, т.е. в жизни, существуют социальные установки, приводящие к дискриминации.

В истории часто господствует этнос, доминирует над другим этносом. Например, в истории дискриминация черных американцев, индейских племен, колонизация европейскими странами стран «третьего мира». Причинами этнической дискриминации является энкультурация, или насильственное введение в иную культуру.

В процессе энкультурации человек усваивает определенные культурные стереотипы. Л.Н. Гумилев приводит исторические примеры, когда культурные стереотипы, заложенные в обычаях и традициях, различны у разных этносов. «Древний афинянин, побывав в Оливии, с негодованием рассказывал, что скифы не имеют домов, а во время своих праздников напиваются до бесчувствия. Скифы же, наблюдая вакханалии греков, чувствовали такое омерзение, что однажды, увидев своего царя, гостившего в Оливии, в венке и с тирсом в руках в составе ликующих эллинов, убили его. Иудеи ненавидели римлян за то, что те ели свинину, а римляне считали противоестественным обычай обрезания. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам». В Израиле употребляется только кашарная пища, суббота – шабат, следует отдыхать. Бедуины живут в палатках, не признают домов.

Социальная работа в отношении

Этнических меньшинств

В процессе социализации человек усваивает определенные нормы и отношения в основном через свою семью. В таблице представлены модели социализации в ирландских и английских семьях, посмотрим, насколько они различаются.

  Ирландские родитель­ские наставления Английские родитель­ские наставления
Жизненные ожидания Люди изначально грехов­ны, жизнь задается судь­бой. Либо вы любимчик фортуны, либо нет – ничего изменить вы не в силах Добро и зло зависят от личного выбора. Вы от­вечаете за свою судьбу. Жи­ви по закону и трудись – в этом залог успеха
Отношение к семье Семья – ваш исток и ваша сила. Семья – ваша инди­видуальность и ваш долг. Без семьи вы одиноки и беспомощны Вы личность сильная и самодостаточная. Оставь свой дом, чтобы устроить свою судьбу, создай свою новую семью. Ваша жизнь – в ва­ших руках
Роли полов Женщины морально пре­восходят мужчин. Муж­чины обычно подвержены всевозможным слабо­стям. Мать – основа семьи Женщины – хрупкие созда­ния и нуждаются в защите. Отец – глава семьи
Отношение к женитьбе Женитьба необходима, и ты связан ею на всю жизнь. Если у тебя в семье есть проблемы – это твой крест и надо нести его Женитьба – социальный контракт. Обе стороны от­ветственны за согласие в се­мье. Если одна из сторон ве­дет себя недопустимо, раз­вод возможен

В трудах зарубежных исследователей представлены типы этнических агрессий:

1. Люди более агрессивны по отношению к другой этнической группе, отличной от своей.

2. Люди с расовыми предрассудками будут вести себя более агрессивно к представителям других этнических групп, чем к представителям своей этнической группы.

Этнические проекции включают культурный шок и индивидуальные проекции. Культурный шок связан чаще с миграцией, когда меняется добровольно или по принуждению среда обитания.

В результате этнических конфликтов в 1988-1989 гг. из Азербайджана в Армению, из Армении в Азербайджан переселились 422 тыс. человек. В результате этнических конфликтов Узбекистан покинуло 9 тыс. русскоязычного населения, а Азербайджан свыше 10 тыс. русских.

Культурный шок приводит к стрессовым ситуациям, наблюдается чувство беспомощности, стремление к собственной культурной среде.

Этнический традиционализм приводит к принципу: «мы лучше, чем они». Происходит оценка «чужой» культуры на основе традиционных для данной культуры ценностей.

Исследователь Дельбока считает, что этническая предубежденность существует, но претерпевает изменения.

1. Расизм низких слоев общества – «ощущение расовой угрозы» основан на страхе потерять этническую целостность.

2. Сопротивление продвижению представителей этнических меньшинств в социальной иерархии.

3. «Антирасизм по расчету» – представители высших слоев общества оказывают поддержку людям иной расы ради собственного авторитета.

Социокультурные теории на Западе рассматривают дискриминацию как последствие конкуренции на рынке труда.

Р. Блаунер разработал теорию расового угнетения:

1) принудительное навязывание туземцам господствующей культуры;

2) попытки господствующей культуры изменить и контролировать туземную культуру;

3) политическое господство;

4) экономическая эксплуатация;

5) идеология, оправдывающая власть господствующей группы.

В работе с этночувствительными клиентами социальный работник должен знать культуру клиента, его социальные ценности, стереотипы поведения, специфику взаимоотношений, должен выполнять следующие принципы:

1) осуществлять поддержку на основе понимания социокультурного своеобразия клиента;

2) оказывать помощь клиентам без предубеждений по отношению к ним;

3) планировать с клиентами решение их проблем через систему административных действий;

4) сотрудники социального агентства, работающие с этническими меньшинствами, должны иметь соответствующую квалификацию и возможность продвижения по службе на равноправных основаниях с сотрудниками из социальных меньшинств;

5) этническим меньшинствам должны быть предоставлены возможности для профессионального обучения.

На Западе в социальной работе с этническими группами используется концепция Барбары Соломон, которая называется стратегией полномочий.

В основе этой стратегии лежит устранение негативных влияний этнических меньшинств. По мнению Б. Соломон, этнические меньшинства страдают не только от материальной недостаточности, сколько от невозможности использовать механизм власти. Б. Соломон считает, что развитие человека проходит три уровня:

1) уровень семьи, где формируется социальная компетентность субъекта;

2) уровень формирования социальной компетентности в обществе;

3) уровень принятия и выполнения социальных ролей.

Складываются главные цели в социальной работе:

1) обнаружение реальных проблем клиента;

2) представление социальным работникам специфических знаний клиенту для решения его проблем;

3) использование структур власти для изменения ситуации клиента.

В практике работы с этночувствительными группами социальный работник выступает в следующих ролях: во-первых, как консультант, предлагая модели решения проблем, во-вторых, как тренер-учитель, обучающий клиента умению решать задачи.

Специфика ролей требует от социального работника специфических умений, нонрасистской (измененной) практики:

1) способность альтернативного объяснения любого поведения;

2) способность находить альтернативные программы, нужные клиенту;

3) способность проявлять сочувствие, интерес, сердечность к клиенту, несмотря на наличие у него этнических стереотипов;

4) способность понимать истинные чувства, независимо от формы проявления.

Контрольные вопросы

1. Почему сексизм и этнизм является факторами дискриминации человека?

2. Покажите отношение сексизма к общественному сознанию?

3. Покажите модели антидискриминационной практики?

4. Что такое этноцентризм?

5. Покажите особенности социальной работы с этночувствительными группами клиентов.


Наши рекомендации