Исследование скоростных показателей дыхания
Средние и мгновенные скорости форсированного выдоха измеряют с помощью малоинерционных спирографов открытого и закрытого типа, пневмотахометров и пневмотахографов. В качестве датчика в этих аппаратах часто применяется трубка Флейша (рис. 6, а) - цилиндр с препятствием в виде пакета тонких трубочек внутри (для того чтобы поток был ламинарным). При выдохе на препятствии возникает разность давлений, позволяющая определить скорость движения воздуха. Для сохранения объема воздуха при легочных условиях датчик можно подогревать до температуры тела. Это предотвращает также конденсацию влаги.
Трубка Лилли устроена сходно, однако в качестве препятствия на пути воздуха помещена сетка (рис. 6,6). Этот датчик нелинеен и требует дополнительной обработки результатов. Механические пневмотахометры дают заниженные показатели, только пиковых скоростей вдоха и выдоха. Они требуют своих нормативов и применяемые чаще для скрининга при массовых осмотрах (в среднем максимальная скорость выдоха у мужчин 4-8 л/с, у женщин - 3-6 л/с). Рекомендуется ориентироваться на должные величины мощности форсированного выдоха, полученные по формуле ДМ выд = 1,2 ´ ЖЕЛ в системе STPD и на данные прежних исследований того же лица.
Постепенное изменение свойств механических пневмотахометров заставляет ежегодно накапливать статистику по группе здоровых лиц для определения текущей нормы для данного прибора.
Более точные результаты дают пневмотахографы, позволяющие записать кривую форсированного дыхания. Для автоматизации процесса сбора и обработки получаемой информации желательно наличие микропроцессора.
Рис 6 Исследование скоростных показателей дыхания, а - с помощью трубки Флейша, б - с помощью трубки Лилли.
Фармакологические пробы
Для подбора оптимального лечения широко применяются пробы с ингаляцией бронхолитиков, а для уточнения диагноза бронхиальной астмы проводятся провокационные пробы с вдыханием минимальных титрованных доз потенциального аллергена или ацетилхолина, вызывающих бронхоспазм. Перед пробой необходимо отменить холино- и адреноактивные средства за 8 ч, а антигистаминные средства и интал - за 48 ч до исследования. Критерием положительной пробы является изменение ОФВ, не менее, чем на 15 %. В ряде случаев проводится преднизолоновый тест, когда назначается преднизолон по 80 мг через день в течение 2 недель. Если ОФВ, увеличивается на 25 % и более, то проба положительна. Стероиды целесообразно продолжать принимать с коррекцией дозы, в противном случае, их одномоментно отменяют.
Методика пневмотахометрии
Условия исследования те же, что и при спирометрии и спирографии. Предварительная тренировка не нужна. Подключение к аппарату также через стерильный мундштук или загубник. Нос зажат носовым зажимом. Дыхательный маневр ФЖЕЛ выполняется так же, как и при спирографии. Повторяют его не менее 3-5 раз. Особое внимание уделяют регистрации показателей начальной и конечной частей форсированного выдоха, значения которых в большей степени, чем показатели средней части форсированного выдоха, зависят от прилагаемого физического усилия и поэтому более вариабельны.
Анализ петли «поток-объем»
Результат пневмотахометрии может быть проанализирован различными способами. Обычная спирограмма записывается на бумаге в координатах «объем-время», поскольку именно изменения объема резервуара приводит в движение перо. Если же непосредственно регистрируется скорость воздушного потока, то горизонтальная развертка обычно делается не по времени, а по суммарному объему прошедшего через прибор воздуха (путем цифрового интегрирования потока), образуя кривую «поток-объем». Иными словами, график показывает, какая скорость вдоха или выдоха к моменту, когда было выдохнуто определенное количество воздуха.
При правильном подсчете и достаточно энергичном дыхании (чтобы срабатывал датчик) объем вдоха равен последующему выдоху, и кривая возвращается в исходную точку. Таким образом, получается серия замкнутых кривых, или спираль, расположенная вокруг некоторой точки, что удобно для изучения. Наибольший практический интерес представляет исследование форсированного выдоха, в меньшей степени - и форсированного вдоха.
Рассмотрим форму кривой в норме и при основных видах патологии. В начале выдоха поток в течение 0,1 с достигает максимальной скорости и далее она линейно снижается (иногда кривая имеет небольшую выпуклость). Этот участок кривой мало зависит от усилия мышц и отражает состояние дыхательных путей. При достижении определенного порога воздух в точке наибольшего сопротивления теряет ламинарность, что резко повышает сопротивление его движению и не дает скорости движения повыситься.
Неправильно выполненный дыхательный маневр дает медленно повышающиеся или резко обрывающиеся кривые неправильной формы, неодинаковые при нескольких попытках. Поэтому принято делать несколько проб и учитывать их только тогда, когда они различаются по показателям не более чем на ± 12 %. При обструктивныхнарушениях достигается меньшая максимальная скорость, дальнейшая кривая обычно вогнута, подходит к горизонтальной оси под более острым углом.
В случае эмфизематозного варианта обструкции вдох не нарушен и приближается к полукругу; бронхитический вариант сопровождается снижением скорости и во время вдоха. При фиксированном стенозе верхних дыхательных путей кривая уплощена как сверху, так и снизу. Подвижный стеноз внутригрудных путей дает кривую, уплощенную на выдохе, а внегрудных - только на вдохе. Можно также столкнуться с дискинезией трахеи, ее экспираторным стенозом. Когда происходит спадение перепончатой части трахеи во время выдоха, кривая приобретает несколько инцизур, повторяющихся при повторных исследованиях на тех же объемах (!).
Важно помнить, что рестриктивные нарушения нельзя установить без определения остаточного объема и общей емкости легких, а при пневмотахометрии будет выявляться лишь уменьшение ЖЕЛ. Более подробно эти нарушения описаны в руководствах по патофизиологии дыхания, к которым и адресуем заинтересованного читателя.
Обратная связь.
1 совершенно несогласен | 2 несогласен | 3 не знаю | 4 согласен | 5 совершенно согласен | ||
Это занятие развило мои навыки по решению проблем. | ||||||
Для успешного прохождения этого занятия от меня требовалась только хорошая память. | ||||||
Это занятие развило моё умение работать в команде. | ||||||
Данное занятие улучшило мои аналитические способности. | ||||||
Данное занятие улучшило мои навыки изложения письменного материала. | ||||||
На занятии требовалось глубокое понимание материала. | ||||||
Преподаватель был более заинтересован в проверке того что я запомнил, чем того что я понял. |
Если в ходе занятия вы не смогли выполнить задание или получили, неудовлетворительную оценку ответьте на следующий вопрос:
Каковы причины невыполнения задания?
А) недостаточная активность участников малой группы
Б) отсутствие или недостаточное количество учебной литературы
В) недостаток базовых (школьных) знаний по физике
Г) недостаточно усилий приложено для выполнения задания
Д) чрезмерная сложность задания
Е) недостаток времени