Раздел 11 процесс репродукции. анатомо-физиологические аспекты сексуальной потребности человека

ГЛАВА 11.1 ОБЩИЕ ВОПРОСЫ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ РЕПРОДУКЦИИ.

Процесс репродукции (лат. re – приставка, означающая повторение, возобновление, + produsere – производить)
Воспроизводство человека осуществляется половым путем. Это важно для сохранения вида, поскольку соматические клетки даже при самых оптимальных условиях не живут определенно долго. Воспроизводство потомства осуществляется с помощью внутренних женских и мужских половых органов (яичек и яичников), в которых образуются женские (яйцеклетка) и мужские (сперматозоиды) половые клетки, а также продуцируются гормоны, которые способствуют развитию половых органов и вторичных половых признаков – тех признаков, которые отличают мужской пол от женского, за исключением особенностей строения половых органов, которые относят к вторичным половым признакам. Секреция половых гормонов, в свою очередь. Контролируется гонадотропными гормонами гипофиза. Чтобы произошло оплодотворение, необходимы добавочные репродуктивные органы. У мужчин – это придаток яичка, где скапливаются половые клетки, семявыносящий роток, по которому семенная жидкость проводится в начальную часть мочеиспускательного канала, семенные пузырьки и предстательная железа, вырабатывающие семенную жидкость, половой член, по которому проходит сперма во время семяизвержения. У женщин к добавочным репродуктивным органам относятся: маточные трубы, по которым оплодотворенная яйцеклетка проникает в матку, а также влагалище. Половые функции - это комплекс процессов, обеспечивающих воспроизводство потомства, которые имеют циклический характер. Этапы процесса репродукции:половое созревание, формирование половой мотивации, половое поведение, половой акт, мужской и женский половые циклы; оплодотворение, беременность, роды, лактация и последующее выращивание потомства. Половое созревание – это процесс достижения организмом половой зрелости, то есть формирование репродуктивной функции (способности к размножению) женского или мужского организма. Оно включает эмбриональный и постнатальный периоды развития. Детерминация пола начинается с ранних этапов. У зародышей человека мужского и женского пола в составе закладок яичек и яичников очень рано появляются незрелые половые клетки, внутриутробно они размножаются, а созревание, то есть образование яйцеклеток и сперматозоидов происходит в период полового созревания. В детском возрасте (мальчики до 10 лет, девочки до 8 лет) появляются половые различия. Но особенно интенсивно протекает половое созревание в пубертатный (подростковый) период
Характеристика подросткового периода.
Период c 12-13 до 16-18 лет. Его начало совпадает с созреванием и началом функционирования половых желез. Половые гормоны влияют на течение всех процессов в организме, в том числе происходит перестройка деятельности нервной системы. Появляются вторичные половые признаки: вырастают волосы на лобке и в подмышечных впадинах, у девочек увеличиваются молочные железы, у мальчиков отмечаются мутации голоса и др. О готовности половых желез к функционированию свидетельствует появление менструаций (см. ниже) у девочек (менархе – первая менструация) и поллюций у мальчиков. Вначале менструации бывают нерегулярными, в дальнейшем, когда сформируется периодическая деятельность желез внутренней секреции, менструации наступают достаточно регулярно. Поллюция – это непроизвольное семяизвержение (эякуляция), происходящее обычно во сне. Усиление функции эндокринных желез способствует пробуждению полового влечения (биологическая мотивация), происходит становление полового сознания, то есть осознания себя как носителя определенного пола. Появляется интерес к противоположному полу, который приобретает сексуальную окраску с завершением процесса полового созревания, и появляется половая активность.

раздел 11 процесс репродукции. анатомо-физиологические аспекты сексуальной потребности человека - student2.ru

раздел 11 процесс репродукции. анатомо-физиологические аспекты сексуальной потребности человека - student2.ru

Половой акт – это процесс, который начинается с введения во влагалище полового члена и заканчивается эякуляцией (семяизвержением) и оргазмом (сладострастное ощущение). У человека половой акт служит не только инстинкту продолжения рода, но и предполагает духовное единение мужчины и женщины. После полового акта во влагалище попадает большое количество сперматозоидов, которые за счет активности хвоста проникают в матку и маточные трубы. Здесь они живут не более двух суток. В трубе только один сперматозоид проникает в яйцеклетку, и происходит оплодотворение. Оплодотворение – слияние сперматозоида с яйцеклеткой, приводящее к образованию зиготы, которая дает начало новому организму. Во время оплодотворения происходит хромосомная дифференцировка пола. Как известно, у человека 46 хромосом: 44 аутосомы и 2 половые; в сперматозоиде – 22 аутосомы и Y-хромосома, в яйцеклетке – вместо Y-хромосомы – Х-хромосома. Для женского пола набор хромосом – 44 аутосомы и 2 ХХ-хромосомы (одна из них от отца, другая – от матери), для мужского пола – 44 аутосомы и XY-хромосомы (Х-хромосома от матери, Y-хромосома – от отца). Итак, пол ребенка определяется отцом, от которого он получает либо Х, либо Y-хромосому. Беременность начинается с момента оплодотворения и продолжается в среднем 40 недель. Благодаря ритмичным сокращениям маточных труб оплодотворенная яйцеклетка продвигается в полость матки. Через неделю образовавшееся плодное яйцо (зародыш и зародышевые оболочки), густо покрытое ворсинками, погружается в слизистую матки (имплантация). Ворсинки пышно разрастаются на месте прикрепления зародыша, и из них к 8-й неделе беременности образуется детское место – плацента, соединенная с плодом посредством пуповины. Через плаценту от матери к плоду по кровеносным сосудам пуповины поступают питательные вещества и кислород и удаляются продукты обмена. Плацента вырабатывает необходимые для поддержания беременности гормоны, а также стимулирует развитие железистой ткани и протоков молочных желез, которые начинают выделять в конце беременности молозиво, а после родов – молоко. Также плацента выполняет защитную функцию: задерживает проникновение микроорганизмов к плоду. На 12-й неделе беременности завершается образование всех органов зародыша, в оставшиеся месяцы происходит преимущественно рост. Половые железы образуются в брюшной полости из зачатков – гонадных валиков на 4-ой неделе внутриутробного развития. Вначале они индифферентны, то есть ни мужские, ни женские, и состоят из коркового и мозгового вещества. На 8-ой неделе развиваются яички или яичники. Яички выделяют тестостерон, под влиянием которого к 12-ой неделе завершается дифференцировка половых органов. В конце беременности яички их брюшной полости через паховый канал опускаются в мошонку. Яичники формируются под влиянием гормонов плаценты и беременной, сами не функционируют до периода полового созревания. Таким образом, если есть андрогены, то развитие идет по мужскому типу, а если нет, то – по женскому типу. На 28 неделе плод уже жизнеспособен, то есть способен существовать в случае преждевременных родов, но он маложизнеспособен. Нормальная беременность завершается на 40-й неделе родами доношенным и зрелым плодом. Роды – сложный физиологический процесс изгнания плода и последа из полости матки через родовые пути. Решающим пусковым механизмом родов является гормон гипофиза – окситоцин. Во время беременности матка растягивается, увеличивается масса ее мышц, развивается сеть сосудов, которые несут кровь к плаценте, дыхание углубляется, увеличивается сократительная способность сердца, увеличивается объем крови и образование эритроцитов в костном мозге, что в комплексе обеспечивает насыщение крови кислородом, также усиливается работа почек, выводящих продукты обмена матери и плода. Для нормального развития плода, особенно в первые месяцы, когда закладываются органы, необходимо достаточное количество кислорода и питательных веществ. Гигиена беременной. Неправильное питание, нарушение режима беременной, повреждающие факторы внешней среды (токсические химические продукты, вибрация и т. д.), употребление алкоголя, курение отрицательно влияют на развитие плода и могут привести к уродствам, а иногда и гибели плода. Поэтому беременная должна соблюдать правила гигиены, режим труда, отдыха и питания. Нельзя париться в бане, поднимать тяжести, чтобы не вызвать преждевременные схватки. Надо больше бывать на свежем воздухе, чтобы предотвратить кислородное голодание, регулярно заниматься физкультурой, что улучшает сон, аппетит, укрепляет мышцы брюшного пресса и промежности, которые участвуют в родовой деятельности. Лактация – секреция молока, основная функция молочной железы, которая развивается под влиянием эстрогена и соматотропного гормона гипофиза. Созревание железы и подготовка к секреции обеспечивает прогестерон. Большое количество эстрогена и прогестерона, вырабатываемых плацентой, обеспечивает развитие молочных желез и их подготовку к секреции молока. Сама же секреция возникает под влиянием гормона пролактина (лактогенного гормона), вырабатываемого передней долей гипофиза. Эстрогены и прогестерон тормозят продукцию пролактина, без которого молоко не продуцируется. Резкое падение содержания эстрогенов и прогестерона в крови после родов, вызванное удалением из организма вырабатывающей их плаценты, ведет к тому, что тормозящее влияние этих гормонов на гипофиз устраняется, и он начинает синтезировать значительные количества пролактина, под влиянием которого в молочной железе начинается секреция молока. Выделение молока стимулирует окситоцин. Сосательные движения ребенка раздражают чувствительные нервные окончания соска. Возникающие при этом нервные импульсы рефлекторно через гипоталамус возбуждают секрецию задней доли гипофиза. Выделяющийся в ней окситоцин приносится с током крови к миоэпителиальным клеткам железы, вызывая их сокращение, выход молока из альвеол в молочные ходы и его выделение. Нервная система регулирует не только выделение молока, но и его выработку. Нормальной секреции молока способствует хорошее самочувствие и настроение матери. Тяжелые психические переживания, страх, подавленное настроение уменьшают секрецию молока и могут привести к полному угнетению секреции. В небольших количествах секреция молочной железы начинается в 16 недель, на протяжении 2-3-х дней после родов молочные железы выделяют молозиво – водянистую жидкость, содержащую большое количество белка. Постепенно начинается выработка молока, богатого жирами. У здоровой кормящей женщины выделяется до 1,5 л молока и больше. Женское молоко содержит белки, жиры, углеводы, витамины А, В, С, В, минеральные вещества (Са, Мg, Р и др.) и 87% воды. В молоке имеются бактерицидные вещества и антитела, способствующие возникновению пассивного иммунитета у ребенка, питающегося этим молоком. Белки молока — казеин, лактоальбумин и лактоглобулин — содержат все необходимые организму аминокислоты в нужных пропорциях. Это обстоятельство, а также высокая усвояемость белков молока делают его весьма полноценным пищевым продуктом. Выращивание потомства. Задача родителей – вырастить здоровую и гармоничную личность. С первых дней жизни для правильного формирования и развития организма ребенка необходимо уделять внимание правильному и рациональному вскармливанию, режиму дня, физическому воспитанию и закаливанию, соблюдению гигиенических правил. В процессе воспитания ребенка важно прививать любовь к труду и людям, чувство ответственности и долга, уважения к женщине. В подготовке к здоровой супружеской жизни родителям помогают педагоги и родители, производственные коллективы и т.д.
Климакс
Это естественное постепенное снижение половой функции, которое сопровождается временной дезорганизацией функций организма. У женщин этот период (климактерический) наступает в 45-50 лет. у мужчин – позже, и продолжается в течение 3-5 лет и более. Яичники уменьшаются в размерах, фолликулы исчезают, внутренняя секреция прекращается, месячные становятся нерегулярными и прекращаются (менопауза). У мужчин отмечаются атрофические изменения в яичках, в частности постепенная атрофия интерстициальных клеток; сначала утрачивается подвижность сперматозоидов, а значит способность к оплодотворению, а затем способность эякулировать и совершать половой акт.
Критерии оценки процесса репродукции
1) развитие вторичных половых признаков; 2) наличие полового влечения; 3) наличие менструаций (поллюций); 4) возможность полового акта, наступления и развития беременности; 5) наличие материнских и отцовских чувств.


Вопросы для самоконтроля.

1. Перечислите этапы процесса репродукции.

2. Первые признаки наступления полового созревания у мальчиков и девочек.

3. Охарактеризуйте подростковый период.

4. В каком возрасте организм человека физически готов к репродукции?

5. Что такое половой акт и оплодотворение?

6. Что такое плацента? Какова ее роль?

7. Что Вы знаете о лактации?

8. Понятие «женский» и «мужской» климакс.

Наши рекомендации