Особенности нарушения речевых функций

Нарушенный слух обычно восстанавливается через один-два месяца после развития инсульта.

При выпадении половины поля зрения одного или обоих глаз на первых порах, если потерпевший это осознает, его легко научить поворачивать голову в целях компенсации имеющегося нарушения.

После инсульта могут возникать два типа нарушений речи.

1. Расстройства, обусловленные повреждением центров речи в головном мозге.

Они выражаются в виде трудностей в подборе, произнесении или написании подходящих слов и в понимании слов, сказанных или написанных другими.

В первом случае человек способен понимать смысл обращенной к нему речи, но сам не в состоянии найти нужные слова для ответа. Пытаясь говорить, человек может повторять одно и то же слово много раз подряд или произносит казалось бы лишенные смысла фразы. При менее тяжелых повреждениях пострадавший в состоянии разговаривать, используя простые слова и короткие фразы, но при этом временами затрудняется в выборе правильных слов. Во втором случае человек может понимать только очень малую часть того, что ему говорят, а потому сам не в состоянии отвечать правильно.

2. Нарушения артикуляции в результате слабости речевых и дыхательных мышц.

В этом случае имеются нарушения произнесения слов вследствие слабости мышц губ, языка, нёба и гортани. Речь в этом случае медленная, монотонная и невнятная. Неправильно произносятся звуки или целые слова.

Различают сенсорную афазию, когда распадается представление о звуках, умение различать их на слух, и моторную афазию, когда пострадавший от инсульта теряет способность говорить, то есть не может произносить звуки речи и слова.

В первом случае пострадавший от инсульта может принять один звук за другой, спутать их и в результате не разобрать звучания слова. В русском языке особенно легко смешиваются между собой такие сходные звуки, как «п» и «б», «д» и «т», «з» и «с» и т. д. Например, слово «почка» пострадавший от инсульта воспринимает как «бочка», а слово «дочка» — как «точка». Физический слух, то есть способность слышать вообще, при этом сохраняется. В результате страдает понимание речи: пострадавший от инсульта слышит одно, а воспринимает другое.

В случае моторной афазии пострадавший от инсульта либо совсем не говорит, либо искажает звуки речи, либо заменяет один на другой из-за того, что органы артикуляции принимают неправильное положение в полости рта. Его речь прерывается паузами, в ней много ошибочных звуков, затрудняющих понимание того, что человек говорит. В результате вместо слова «стол» получается «слот», вместо «папа» — «мапа». Иногда, замечая свои ошибки, пострадавший от инсульта либо резко сокращает попытки говорить, либо вовсе отказывается от речи.

Может иметь место и смешанная форма сенсорной и моторной афазии — сенсомоторная афазия.

От этих видов афазии следует отличать дизартрию. При дизартрии пострадавший от инсульта не теряет представления о звуках речи, буквах, словах, может составлять предложения. Ему мешает говорить парез (неполный паралич) органов артикуляции: губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок, дыхательной мускулатуры (диафрагма, бронхи, легкие). Он может читать и писать, хорошо понимает речь. Просто для такого пострадавшего характерны замедление темпа речи, нечеткость, а иногда и неразборчивость произнесения, снижение выразительности речи (однообразная интонация, бедная сопроводительная мимика), наличие носового оттенка в речи (назализация). Часто к этому присоединяются такие неречевые симптомы, как поперхивание.

Способы восстановления речи

Подготовка к занятиям

Очень детально методики восстановления речи при разных формах афазии и дизартрии даются в книгах замечательных специалистов в этой области Т. Г. Визель, Н. Н. Амосовой, Н. И. Каплиной. Книги этих авторов я рекомендую обязательно почитать тем, кого затронула проблема речи при инсульте. В них даны пошаговые, чуть ли не ежедневные инструкции по восстановлению речи, сопровождаемые рисунками и упражнениями.

Информация, данная здесь, необходима для сведения и общего понимания проблемы. Я опишу лишь общие подходы специалистов, поскольку в каждом конкретном случае методику восстановления речи пациента должны отработать невролог и логопед. Найдете вы в этом разделе и мои собственные советы, а также рекомендации других людей, как и я прошедших горнило инсульта.

В первую очередь перед занятиями по восстановлению речи, надо объяснить пострадавшему, что его интеллект и понимание всего окружающего по сути не пострадали в результате перенесенного и в дальнейшем обязательно восстановятся. Чтобы не возникало чувство разочарования, человека, пережившего инсульт, нельзя торопить в разговоре или побуждать повторять слова и предложения. Лучше дать ему время найти нужные слова самостоятельно.

Следует задавать вопросы, требующие простых ответов — «да» или «нет». При этом говорить надо медленно и отчетливо. Можно прибегать к языку жестов и мимики. Хорошим вспомогательным средством является так называемая «доска для общения». Это доска, которая состоит из множества отдельных гнезд, содержащих рисунки, иллюстрирующие повседневные потребности человека. Пострадавший в первое время сможет выражать свои желания, показывая на соответствующий рисунок в гнезде доски. Правда, если есть зрительные расстройства и нарушения процессов мышления, то этот способ неприменим.

Наши рекомендации