Савинов А. Н., Зарембо Т. Ф.

Савинов А. Н., Зарембо Т. Ф.

Организация работы органов социальной защиты: Учеб. пособ. для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.: Мастерство: Высшая школа, 2001. — 192 с.

15ВК 5-294-00014-8 (Мастерство)

15ВК 5-06-003924-2 (Высшая школа)

Социальная защита рассматривается как совокупность законодательно закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан. Это охрана материнства и детства, труда и здоровья граждан, установление минимального размера оплаты труда, социальная защита инвалидов и пожилых, развитие системы социальных служб, государственные пенсии и пособия. Особое внимание уделено организации работы органов социального обеспечения.

Может быть полезно для практических работников органов социальной защиты.

УДК 362 ББК 65.272

Оригинал-макет данного издания является собственностью издательства «Мастерство» и его воспроизведение любым способом без согласия издательства запрещается.

I8ВN 5-294-00014-8© Савинов А.Н., Зарембо Т.Ф., 2001

I8ВN 5-06-003924-2© Издательство «Мастерство», 2001

Глава I

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ

ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ. НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ

ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ

Источниками финансирования социальной защиты населения являются государственные внебюджетные социальные фонды: Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского стра­хования.

Фонд социального страхования Российской Федерации — специа­лизированное финансово-кредитное учреждение при Правитель­стве Российской Федерации. Основная задача Фонда социально­го страхования — обеспечение гарантированных государством по­собий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения по­лутора лет, на погребение, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Пенсионный фонд Российской Федерации образован постановле­нием Верховного Совета РСФСР от 22.12.90 г. в целях государ­ственного управления финансами пенсионного обеспечения в Рос­сийской Федерации. Пенсионный фонд России является самосто­ятельным финансово-кредитным учреждением и находится в ве­дении Правительства Российской Федерации и ему подотчетен. Средства Пенсионного фонда России формируются за счет:

—страховых взносов работодателей;

—страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной
предпринимательской деятельностью;

—страховых взносов иных категорий работающих граждан;

—ассигнований из федерального бюджета и др.

Тариф страховых взносов в Пенсионный фонд России опреде­ляется Федеральным законом Российской Федерации.

Фонд занятости — государственный внебюджетный фонд Рос­сийской Федерации, предназначенный для финансирования ме­роприятий, связанных с разработкой и реализацией государствен­ной политики занятости населения.

Фонд занятости не является юридическим лицом и находится в оперативном управлении и распоряжении органов службы занятости.

Фонд занятости образуется за счет следующих поступлений:

—обязательных страховых взносов работодателей;

—обязательных страховых взносов с заработка работающих;

—- ассигнований из федерального бюджета Российской Феде­рации.

Средства Фонда занятости направляются на мероприятия по профориентации, профессиональной подготовке и переподготов ке безработных граждан; организацию общественных работ; вы­плату пособий по безработице, компенсаций; оказание матери­альной и иной помощи.

Фонд обязательного медицинского страхования представляет из, себя систему фондов обязательного медицинского страхования, состоящую из федерального и территориального Фондов обяза­тельного медицинского страхования в субъектах Федерации. Эти фонды созданы для выполнения Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.

Страховой тариф взносов на обязательное медицинское стра­хование, уплачиваемых работодателями и иными плательщиками, определяется Федеральным законом Российской Федерации.

Фонды социальной поддержки населения — это один из источни­ков финансовых средств для осуществления деятельности по со­циальному обслуживанию населения.

Это самостоятельные государственные учреждения, созданные с целью формирования финансовых источников социальной под­держки наиболее нуждающихся граждан, оказания адресной со­циальной защиты малообеспеченным группам населения.

Система Фондов социальной поддержки населения состоит из Республиканского (Федерального) и территориальных фондов.

Министерство труда и социального развития определяет основ­ные направления расходования средств этого фонда. На террито­рии субъектов Российской Федерации Фонды поддержки населе­ния действуют под руководством органов исполнительной власти и органов социальной защиты населения.

Право на получение помощи из Фонда социальной поддержки населения предоставлено особо нуждающимся пенсионерам, ин­валидам, лицам, имеющим иждивенцев, другим нетрудоспособ­ным гражданам, у которых совокупный среднедушевой доход не превышает установленного на региональном уровне минимума.

Средства Фондов социальной поддержки населения расходу­ются на дополнительное (сверхбюджетное) финансирование ме­роприятий по следующим направлениям:

—предоставление натуральной помощи в виде предметов пер­
вой необходимости (продуктов питания, одежды, обуви) бесплатно
или по льготным ценам;

—оказание социальных услуг, в том числе и на дому;

—организация бесплатного питания;

—предоставление дотаций на приобретение лекарств, протез­
но-ортопедических изделий, на оплату коммунальных и бытовых
услуг;

—обеспечение ночного проживания бездомных граждан;

—создание собственных предприятий;

—содействие в предоставлении кредитов и прочее.
Правительство Российской Федерации содействует развитию

негосударственных систем пенсионного обеспечения. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О негосударствен­ных пенсионных фондах» негосударственный пенсионный фонд — социально-финансовая некоммерческая организация, осуществ­ляющая деятельность по формированию активов путем привлече­ния добровольных целевых денежных взносов юридических и фи­зических лиц, передачу этих средств компании по управлению активами негосударственного пенсионного фонда, осуществлению пожизненных или в течение длительного периода регулярных вып­лат гражданам в денежной форме, а также других действий по выполнению социальных обязательств перед гражданами.

Негосударственные пенсионные фонды действуют независимо от системы государственного пенсионного обеспечения. Выплата из этих фондов осуществляется наряду с выплатами государственных пенсий. Перечисление работодателями и работниками средств в негосударственные пенсионные фонды не освобождает их от обя­занности производить обязательные отчисления в государствен­ный Пенсионный фонд и другие внебюджетные фонды.

Размер, условия и порядок внесения взносов и осуществления выплат определяются соглашением между негосударственным пен­сионным фондом и страхователем.

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Основным федеральным органом исполнительной власти, про­водящим государственную политику и управление в области тру­да, занятости и социальной защиты населения, является Мини­стерство труда и социального развития Российской Федерации.

Министерство в своей деятельности руководствуется Консти­туцией Российской Федерации, Указами и распоряжениями Пре­зидента Российской Федерации, постановлениями и решениями Правительства Российской Федерации и Положением о Мини­стерстве труда и социального развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Феде­рации от 23.04.97 г. № 480 с изменениями и дополнениями.

Министерство труда и социального развития Российской Фе­дерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с дру­гими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, орга-

нами местного самоуправления, общественными и иными объе­динениями, а также другими организациями независимо от их организационно-правовой формы.

В соответствии с задачами, поставленными перед министер­ством, оно строит свою работу по разным направлениям и осуще­ствляет свои функции в следующих областях: решение комплекс­ных проблем социального развития; повышение уровня жизни и доходов населения; оплата труда; условия и охрана труда; соци­альное партнерство в трудовых отношениях; народонаселение; за­нятость населения; развитие кадрового потенциала; социальное страхование; пенсионное обеспечение; социальная защита насе­ления; социальное обслуживание населения; государственная служ­ба; законодательство о труде, занятости и социальной защите на­селения; международное партнерство.

Министерство труда и социального развития Российской Фе­дерации возглавляет министр, которого назначает и освобождает от должности Президент Российской Федерации по представле­нию Председателя Правительства Российской Федерации. Предсе­датель Правительства Российской Федерации несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство труда и социального развития задач и осуществление им своих функций.

Функции Департамента

А. В области пенсионного обеспечения:

—организует работу органов социальной защиты населения по
назначению, перерасчету, выплате и доставке государственных
пенсий и осуществляет ее методическое обеспечение;

—создает и развивает автоматизированные системы назначе­
ния и выплаты государственных пенсий;

Савинов А. Н., Зарембо Т. Ф. - student2.ru Ера должорганизует и осуществляет контроль за правильностью на­
значения и выплаты государственных пенсий, пособий и компен­
саций, выделяемых из федерального, краевого бюджетов, а также
из Пенсионного фонда Российской Федерации органам социаль­
ной защиты населения;

—осуществляет совместно с Пенсионным фондом Краснодар­
ского края выплату пенсий гражданам, находящимся за предела­
ми Российской Федерации.

Б. В области социального обслуживания населения:

—организует и развивает совместно с органами исполнитель­
ной власти с учетом социально-демографических особенностей
регионов и потребностей различных категорий и групп населения
разветвленную сеть комплексных и специализированных государ­
ственных, а также муниципальных и иных служб, осуществляю­
щих социальное обслуживание населения, учреждений по реаби­
литации и социальному обслуживанию инвалидов, пожилых и
нетрудоспособных граждан, отделений социальной помощи на
дому, помощи семье и детям, социальных приютов для детей и
подростков, Центров помощи детям, оставшимся без попечения
родителей, Реабилитационных центров для детей и подростков с
ограниченными возможностями и т. д.;

—участвует в оказании помощи гражданам, оказавшимся в эк­
стремальных ситуациях, в том числе лицам без определенного мес­
та жительства и занятий, беженцам, вынужденным переселенцам.

В. В области медико-социальной экспертизы, реабилитации инва­лидов и оказания населению протезно-ортопедической помощи:

—разрабатывает предложения по формированию государствен­
ной политики по проблемам инвалидов и реализует ее во взаимо­
действии с органами исполнительной власти;

—осуществляет меры по организации и развитию службы ме­
дико-социальной экспертизы и государственной системы реаби­
литации инвалидов, а также по обеспечению их специальными
транспортными средствами реабилитации и ухода за ними;

—обеспечивает организацию протезно-ортопедической помо­
щи населению, контроль за соблюдением льгот и преимуществ,
предоставляемых гражданам при протезировании;

—содействуют созданию и совершенствованию деятельности
Центров медико-социальной и профессиональной реабилитации
инвалидов и иных предприятий, учреждений и организаций, осу­
ществляющих социальную защиту инвалидов;

—оказывает помощь общественным объединениям инвалидов
в их деятельности, в вопросах улучшения социального положения
инвалидов, воинов-интернационалистов.

Г. В области социальной поддержки пожилых граждан и вете­ранов:

—разрабатывает предложения по формированию государствен­
ной политики в области социальной поддержки пожилых граждан
и ветеранов и реализует ее во взаимодействии с органами испол­
нительной власти;

—осуществляет в пределах своей компетенции контроль за ре­
ализацией социальных гарантий, установленных для пожилых граж­
дан и ветеранов действующим законодательством.

Д. В области социальной поддержки семьи, материнства, отцов­ства и детства:

—разрабатывает предложения по формированию государствен­
ной политики в области социальной поддержки семьи, материн­
ства, отцовства и детства и реализует ее во взаимодействии с орга­
нами исполнительной власти;

—осуществляет контроль за реализацией социальных гарантий,
установленных для семьи, женщин и детей действующим законо­
дательством;

—осуществляет социальную поддержку выпускников детских
домов и школ-интернатов, не имеющих родителей или оставших­
ся без их попечения на начальном этапе самостоятельной жизни.

Е. В области социальной защиты граждан, уволенных с военной службы и членов их семей:

—подготавливает проекты нормативных актов, краевых про­
грамм, а также обеспечивает организацию социальной поддержки
членов семей военнослужащих, погибших при прохождении воен­
ной службы, ветеранов войны и военной службы;

—координирует создание и совершенствование системы соци­
альной реабилитации инвалидов военной службы.

Ж. В области финансово-экономической и инвестиционной поли­тики:

—финансирует подведомственные Департаменту учреждения и
организации, краевые программы и мероприятия по социальной
защите населения в пределах средств, выделяемых на эти цели из
краевого бюджета, а также осуществляет анализ расходов на реа­
лизацию краевых программ и мероприятий по социальной защите
населения;

—рассматривает балансы и отчеты о финансово-хозяйственной
деятельности подведомственных ему учреждений и организаций;

—осуществляет в пределах своей компетенции мероприятия по
совершенствованию организации и нормирования труда работни­
ков подведомственных ему учреждений и организаций.

3. В области подготовки и повышения квалификации кадров:

— разрабатывает и реализует программы подготовки кадров для
государственной системы социальной защиты населения, органи­
зует подготовку и повышение квалификации работников и специ­
алистов органов социальной защиты населения и их контроль.

И. В области труда и охраны труда, обеспечения социальных льгот и гарантий:

—осуществляет меры по повышению роли тарифных соглаше­
ний, коллективных договоров между работодателями, наемными
работниками и профсоюзами;

—осуществляет контроль за обеспечением гарантий по оплате
труда;

—изучает причины возникновения коллективных трудовых кон­
фликтов и принимает участие в их разрешении;

—разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные
на обеспечение здоровых и безопасных условий труда, соблюде­
ния норм и правил по охране труда работников подведомственных
ему учреждений и организаций.

Структура Департамента

Департамент возглавляет генеральный директор. Его назначает и освобождает от должности глава администрации края.

Генеральный директор несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и осуществление им своих функций.

Генеральный директор имеет заместителей, назначаемых и ос­вобождаемых от должности по его представлению главой админи­страции края.

Генеральный директор Департамента:

— распределяет обязанности между своими заместителями;

—руководит на принципах единоначалия деятельностью Де­
партамента;

—координирует и контролирует деятельность подведомствен­
ных ему учреждений, организаций, предприятий;

—в пределах своей компетенции издает приказы, инструкции
и дает указания, обязательные для исполнения всеми подведом­
ственными организациями и органами системы социальной защи­
ты населения края;

—назначает и освобождает от должности работников аппарата
Департамента и руководителей подведомственных организаций,
предприятий;

—налагает дисциплинарные взыскания на работников аппарата;

—представляет в установленном порядке особо отличившихся
работников к присвоению почетных званий и наград;

—имеет другие права в соответствии с действующим законода­
тельством.

В Департаменте образуется Коллегия. В ее состав входят: гене­ральный директор (председатель Коллегии), его заместители, ру­ководящие работники аппарата Департамента. В состав Коллегии

могут входить руководители и специалисты подведомственных и других организаций, учреждений. Состав Коллегии утверждается постановлением главы администрации края.

Коллегия Департамента по социальной защите населения ад­министрации края создана в целях организации эффективного управления системой социальной защиты населения края, для совместного обсуждения и принятия решений по наиболее важ­ным и сложным вопросам деятельности Департамента.

Коллегия на своих заседаниях рассматривает важнейшие воп­росы социальной защиты населения, перспективы деятельности подведомственных подразделений, подбора, расстановки и вос­питания кадров и другие основные вопросы деятельности Депар­тамента, вырабатывает главные направления развития системы социальной защиты населения края.

Постановления Коллегии оформляются протоколами и прово­дятся в жизнь приказами генерального директора.

В ведении Департамента находится краевой Фонд социальной защиты населения, действующий в соответствии с положением о нем, утвержденным постановлением главы администрации края.

СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

Справочно-кодификационная работа имеет важное значение. Невозможно удержать в памяти многочисленные нормативные акты, издаваемые по различным вопросам социального обеспе­чения. Поэтому для правильного применения действующего за­конодательства необходимо обеспечить надлежащий учет, систе­матизацию и хранение нормативных материалов. Систематизацию законодательства необходимо вести так, чтобы в ходе работы можно было быстро найти конкретную норму закона и дать пра­вильный исчерпывающий ответ на любой вопрос. В отделах ведут­ся следующие формы систематизации: подшивки; контрольные экземпляры нормативных актов; хронологические журналы реги­страции.

Подшивки ведутся на приказы, инструктивные письма Мини­стерства труда и социального развития Российской Федерации, краевых (областных) управлений социальной защиты населения.

Подшивки могут быть хронологические и тематические. Хроно­логические подшивки являются основной систематизацией. Докумен-

ты в них подшиваются в строго хронологическом порядке в одну папку отдельно за каждый год.

Тематические подшивки ведутся по разделам законодательства (трудовой стаж, повышения и надбавки, заработок и т. д.). Доку­менты подшиваются в хронологическом порядке в разные папки до отмены основного нормативного акта.

При отсутствии достаточного количества экземпляров норматив­ного акта он подшивается в тематическую подшивку, а в хроноло­гической подшивке делается ссылка на этот акт с указанием его даты, номера, названия, а также дела, в котором он подшит.

Страницы подшивок нумеруются. В них своевременно вносятся изменения, дополнения или сведения об отмене нормативного акта. При этом старый текст перечеркивается, а на полях вписываются дата, номер и название документа, в который внесено изменение.

В отделах ведутся контрольные экземпляры Закона о государствен­ных пенсиях в РСФСР от 20.11.90 г., сборников нормативных ак­тов о пособиях, инструкции по бухгалтерскому учету, сборники нормативных актов о трудовом устройстве и материально-быто­вом обслуживании инвалидов и некоторых других нормативных актов. На титульном листе делается надпись «Контрольный экзем­пляр» и отмечается дата начала его ведения. В контрольные экзем­пляры вносятся отметки об отмене, изменении, дополнений нор­мативного акта по тем же правилам, что и в подшивке.

В отделах вместо хронологических подшивок ведутся хронологи­ческие журналы регистрации нормативных актов. Приказы, инст­руктивные письма в них регистрируются в строгом хронологичес­ком порядке. В дальнейшем они подшиваются в тематически^ под­шивки по вопросам практики применения пенсионного законода­тельства.

По усмотрению отделов могут вестись и другие формы система­тизации, например, алфавитно-предметные журналы и т. д. Спра­вочно-кодификационная работа возлагается на одного из работ­ников отдела, обычно на ведущего специалиста. При увольнении работника, ведущего эту работу, дела передаются по акту другому работнику. Контроль за правильностью ведения справочно-коди-фикационной работы возлагается на областные (краевые) управ­ления социальной защиты населения. В актах (справках) ревизий, проверок отражается полнота и качество ведения этой работы.

В настоящее время, когда в работу органов социальной защиты населения внедрены компьютеры, на рабочих местах сотрудников должна быть внедрена информационно-поисковая система с обес­печением доступа к правовой базе и возможностей выбора нужно­го нормативного акта, необходимого в данный момент специали­сту для выполнения своих функций, принятия решений илр* кон­сультаций.

Савинов А. Н., Зарембо Т. Ф. - student2.ru 2.6. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ РАЙОННЫХ (ГОРОДСКИХ)

ГРАЖДАН К НАЗНАЧЕНИЮ ПЕНСИЙ

Работающих граждан к назначению пенсии представляют пред­приятия, организации, учреждения, на которых работает заяви­тель. На предприятиях назначается должностное лицо, ответствен­ное за подготовку документов, на крупных предприятиях образу­ются пенсионные отделы. Главная их задача — правильно и своев­ременно оформить документы для назначения пенсии и представ­ления их в отдел социальной защиты населения района (города). На предприятии составляются списки лиц, уходящих на пенсию в ближайшие два—три года. В списках указывается фамилия, имя, отчество пенсионера, год рождения, дата ухода на пенсию, об­щий трудовой стаж (ОТС), льготный трудовой стаж (ЛТС), адрес. Один экземпляр списка направляется в отдел социальной защиты населения. В период составления списков проверяются трудовые книжки будущих пенсионеров, подсчитывается ОТС, с особой тща­тельностью проверяется ЛТС. В случае необходимости запрашива­ются недостающие документы о стаже, заработке и т.д. Все произ­водится заблаговременно с тем, чтобы к моменту подачи заявле­ния были в наличии все необходимые документы.

Все предприятия распределены между инспекторами; на каж­дое предприятие заводится «наблюдательное дело», в котором хра­нится приказ о назначении лица, ответственного за подготовку документов, списки лиц, уходящих на пенсию. Ежегодно инспек­тор проверяет закрепленные за ним предприятия с выходом на место. В результате проверки оформляется акт, который также хра­нится в наблюдательном деле, с содержанием акта знакомятся руководитель предприятия и заведующий отдела социальной за­щиты населения. В акте отражается следующее:

1.Численность рабочих и служащих на предприятии, в учрежде­
нии, организации.

2.Наличие выписки из приказа (распоряжения) администрации о
назначении ответственного лица (представителя) и его заместителя.

3.Журнал регистрации заявлений и представлений к назначе­
нию пенсий (форма ведения, отчетность).

4. Журнал или список лиц, которые в связи с достижением
возраста приобретут право на пенсию через два—три года.

5.Журнал регистрации заявлений на перерасчет пенсий (форма
ведения отчетности).

6.Извлечения из Списков № 1 и № 2 профессий и должностей,
дающих право на льготное пенсионное обеспечение, такие же из­
влечения из списков в соответствующих цехах и участках.

7.Ведется ли систематизированная подшивка журнала «Соци­
альное обеспечение», разъяснений отраслевого Министерства.

8.Имеется ли в наличии необходимое количество бланков для
оформления документов на пенсии.

9.Учет и регистрация запросов и проверок в истребовании не­
достающих документов о стаже, заработке и других для назначе­
ния пенсии (форма ведения, отчетность).

10.Учет проводимой разъяснительной работы с указанием темы,
когда проведена и сколько человек присутствовало.

11.Работает ли на предприятии консультационный пункт, пе­
чатаются ли в местной рабочей газете консультации по пенсион­
ным вопросам.

12.Планирование работы.

• 13. Правильность заполнения трудовых книжек, знакомятся ли с записями в них рабочие и служащие.

14.Как решаются конфликтные пенсионные дела? Практику­
ются ли отказы, в какой форме?

15.Оформляются ли макеты дел.

16.Имеются ли наглядные пособия, таблицы, оформлен ли уго­
лок пенсионера.

17.Имеются ли комиссии по пенсионным вопросам в цехах с
численностью рабочих и служащих свыше 500 человек. Как они
работают.

18.Заслушивается ли отчет о работе комиссии по пенсионным
вопросам на заседании профкома.

Ответственный представитель предприятия, учреждения, орга­низации работает в тесном контакте с Пенсионным отделом, со специалистом, обслуживающим данное предприятие. Он должен знать действующее законодательство в области пенсионного обес­печения, делопроизводство, должен уметь подготовить макет пен­сионного дела, предварительно подсчитав общий трудовой стаж, размер среднемесячного заработка, рассчитать пенсию, он дол­жен уметь давать необходимые консультации и разъяснения по пенсионным вопросам, следить за изменениями в законодатель­стве, для этого он проходит стажировку в Пенсионном отделе, принимает участие в семинарах, в технической учебе, постоянно работает над повышением квалификации.

ПОДГОТОВКА ПЕНСИОННЫХ ДЕЛ РАЙОННЫМ (ГОРОДСКИМ) ПЕНСИОННЫМ ОТДЕЛОМ

Подготовка пенсионного дела начинается с приема документов. Прием документов ведется в специально отведенные для приема дни специалистами. Неработающие граждане подают документы

лично, работающие — через представителей предприятий. При приеме специалист проверяет следующее:

1.Принадлежность документов заявителю, т. е. фамилия, имя,
отчество во всех документах должны соответствовать данным пас­
порта. Если обнаруживается несоответствие, то факт принадлеж­
ности документов данному лицу устанавливается в судебном по­
рядке.

2.Данные паспорта сверяются с данными, указанными в заяв­
лении, проверяется не получает ли заявитель пенсию по другому
основанию (в трудовой книжке делается отметка отдела о назначе­
нии пенсии по старости, инвалидности, выслуге лет) или от дру­
гого ведомства.

3.Наличие в документах всех необходимых реквизитов (номер
документа, дата, наименование предприятия, фамилия, имя, от­
чество, основание выдачи, подписи, печати).

4. Если документы сдаются представителем предприятия, то
проверяется своевременность представления к назначению пен­
сии.

После проверки всех документов заявление регистрируется в журнале регистрации заявлений и представлений на назначение пенсии. Журнал содержит следующие графы: порядковый номер документа, дата его поступления, фамилия, имя, отчество, вид пенсии, дата назначения, номер протокола, общий трудовой стаж, СМЗ, размер пенсии. Часть данных вносится при приеме заявле­ния, остальные данные после назначения пенсии. После регистра­ции заявителю или представителю предприятия возвращаются под­линные документы, исключая трудовую книжку и другие доку­менты о трудовом стаже, и выдается расписка о приеме докумен­тов, в которой указывается фамилия, имя, отчество заявителя, дата приема документов, перечисляются недостающие документы и срок их представления. Если при приеме обнаруживаются доку­менты, вызывающие сомнения, то они подлежат замене или про­верке с выходом на место выдачи документов. Если предприятие, выдавшее документ в отдел социальной защиты, находится в дру­гом районе, то посылается запрос о проверке документов в отдел социальной защиты населения по месту нахождения этого пред­приятия. По результатам проверки составляется акт, который при­общается к делу. В настоящее время широко практикуется рассмот­рение документов, вызывающих сомнение на Комиссии по назна­чению пенсий. Она принимает решение о возможности принятия документов для назначения пенсий.

Часто проверяются справки, уточняющие характер работы, да­ющий право на пенсию на льготных основаниях, и справки о зар­плате. При подчистках, подделке текста документ можно напра­вить на экспертизу в научно-исследовательскую лабораторию су-

дебной экспертизы, чтобы установить факт изменения первона­чального текста. На экспертизу также можно направить документы с целью восстановления слабо видимых записей, смытых, выц­ветших, залитых чем-нибудь. Заключение экспертизы также под­шивается в пенсионное дело.

После проверки документов специалист оформляет пенсион­ное дело. Если оно сдано представителем предприятия, то прове­ряется то, что уже подсчитано на предприятии. В отделе пенсии назначаются с использованием соответствующих компьютерных программ. Полностью готовое дело передается на проверку веду­щему специалисту, который проверяет право на пенсию заявите­ля, размер, право на повышение и надбавки, срок назначения, правильность оформления всех документов и оформления пенси­онного дела. После проверки специалист ставит подпись на прото­коле. Далее пенсионные дела передаются на подпись заведующему отделом, который подписывает дела, не вызывающие сомнения. Дела, по которым отказано в назначении пенсии, и дела, вызыва­ющие сомнение, передаются на рассмотрение Комиссии по на­значению пенсий. Отказные дела рассматриваются в присутствии заявителя. Решение об отказе оформляется протоколом с указани­ем мотивов отказа и со ссылкой на нормативные акты. Если заяви­тель не явился на Комиссию, то в течение пяти дней его извещают о принятом решении.

После назначения пенсии дела пересылаются в Центр по на­числению и выплате пенсий или передаются бухгалтеру на участок. Центр выписывает пенсионное удостоверение, которое выдается заявителю или представителю предприятия под подпись вместе с трудовой книжкой.

Делается разноска в журнале.

НАЗНАЧЕНИЯ (ПЕРЕРАСЧЕТА) ВЫПЛАТЫ

И ДОСТАВКИ ПЕНСИИ

Технология работы пенсионной службы строится по следую­щим направлениям:

—прием населения;

—назначение пенсий;

—перерасчет и выплата пенсий;

—доставка пенсий.

В пенсионной службе должны быть установлены компьютеры, локальная сеть и программа обработки данных по пенсионной

информации. При этом необходимо строгое разграничение досту­па к базе данных (БД) для каждого специалиста:

—для приема населения — возможность просмотра всей БД без
внесения в нее изменений;

—для нового назначения — возможность работы только с про­
граммами подготовки макета пенсионного дела и право доступа к
БД и внесения изменений при переводе с одного вида пенсии на
другой;

—на участках перерасчета и выплаты пенсий — возможность
доступа для специалистов к информации с правом внесения изме­
нений по пенсионным делам в закрепленной зоне обслуживания.

Остальные специалисты имеют право работы в режиме сбора статистических данных и просмотра информации по БД.

Все изменения, вносимые в БД, должны автоматически фик­сироваться, при этом запоминается код пользователя, осуществив­шего корректировку, и характер изменения.

В единую автоматизированную систему должно быть объедине­но программное обеспечение по назначению, выплате, доставке пенсий и сбору страховых взносов. При этом необходимо наладить эффективный обмен информацией между уровнями системы, оп­тимизировать структуры БД, обеспечить независимость программ от изменений форм документов, создать на основе общероссийс­ких и отраслевых классификаторов целостную систему классифи­кации и кодирования показателей. По мере накопления данных, не используемых в работе, для увеличения свободного простран­ства и ускорения работы компьютера данные подлежат архивации на специальных дискетах или на жестком диске ПЭВМ.

На рабочих местах сотрудников должна быть внедрена инфор­мационно-поисковая система с обеспечением доступа к правовой базе и возможностей выборки документов, необходимых в данный момент специалисту для выполнения своих функций, принятия решений или консультаций.

Делопроизводство в пенсионной службе ведется с помощью единого автоматизированного журнала учета по основным разде­лам деятельности (назначение, перерасчет, учет начисленных и выплаченных сумм пенсий, обращение граждан и организаций и другие).

Для осуществления успешной работы в условиях автоматиза­ции все сотрудники должны проходить обучение на соответствую­щих курсах.

Группа специалистов по автоматизации пенсионной службы следит за обновлением программного обеспечения, техническим состоянием аппаратных средств, Организует контроль за соблюде­нием технологического процесса обработки пенсионной инфор­мации, за состоянием базы в течение выплатного периода, за вы-

дачей сведений на участки об изменении реквизитов пенсионных дел, за подготовкой базы к выплатному периоду, за распечаткой сформированных выплатных документов, а также другой инфор­мации о пенсионерах.

Организация работы по назначению пенсий

При проведении операций первичного назначения пенсий об­рабатываются документы от заявителей и организаций и создается макет пенсионного дела.

В единый автоматизированный журнал (раздел нового назначе­ния) заносятся следующие данные о пенсионере:

—фамилия, имя, отчество (полностью);

—адрес постоянного места жительства (прописка, регистра­
ция);

—вид пенсии;

—способ выплаты (выбирается из меню);

—недостающие для назначения пенсии документы (выбирают­
ся из меню);

—дата представления последнего необходимого документа;

—наименование организации (в случае приема представителей
организации);

—результаты рассмотрения заявлений.

После приема заявления и документов заявителю или предста­вителю организации выдается распечатанная на компьютере рас­писка, в которой указывается дата приема заявления, регистраци­онный номер, фамилия, имя, отчество заявителя, перечень полу­ченных и недостающих документов с указанием срока их пред­ставления, подпись специалиста, принявшего заявление.

Представителю организации и заявителю даются разъяснения о том, какие документы и в какие сроки необходимо представить до­полнительно, и о правовых последствиях нарушений этих сроков.

Есл

Наши рекомендации