Савинов А. Н., Зарембо Т. Ф.
Савинов А. Н., Зарембо Т. Ф.
Организация работы органов социальной защиты: Учеб. пособ. для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.: Мастерство: Высшая школа, 2001. — 192 с.
15ВК 5-294-00014-8 (Мастерство)
15ВК 5-06-003924-2 (Высшая школа)
Социальная защита рассматривается как совокупность законодательно закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан. Это охрана материнства и детства, труда и здоровья граждан, установление минимального размера оплаты труда, социальная защита инвалидов и пожилых, развитие системы социальных служб, государственные пенсии и пособия. Особое внимание уделено организации работы органов социального обеспечения.
Может быть полезно для практических работников органов социальной защиты.
УДК 362 ББК 65.272
Оригинал-макет данного издания является собственностью издательства «Мастерство» и его воспроизведение любым способом без согласия издательства запрещается.
I8ВN 5-294-00014-8© Савинов А.Н., Зарембо Т.Ф., 2001
I8ВN 5-06-003924-2© Издательство «Мастерство», 2001
Глава I
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ. НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ
ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ
Источниками финансирования социальной защиты населения являются государственные внебюджетные социальные фонды: Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования.
Фонд социального страхования Российской Федерации — специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве Российской Федерации. Основная задача Фонда социального страхования — обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения полутора лет, на погребение, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
Пенсионный фонд Российской Федерации образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.90 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд России является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и находится в ведении Правительства Российской Федерации и ему подотчетен. Средства Пенсионного фонда России формируются за счет:
—страховых взносов работодателей;
—страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной
предпринимательской деятельностью;
—страховых взносов иных категорий работающих граждан;
—ассигнований из федерального бюджета и др.
Тариф страховых взносов в Пенсионный фонд России определяется Федеральным законом Российской Федерации.
Фонд занятости — государственный внебюджетный фонд Российской Федерации, предназначенный для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости населения.
Фонд занятости не является юридическим лицом и находится в оперативном управлении и распоряжении органов службы занятости.
Фонд занятости образуется за счет следующих поступлений:
—обязательных страховых взносов работодателей;
—обязательных страховых взносов с заработка работающих;
—- ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации.
Средства Фонда занятости направляются на мероприятия по профориентации, профессиональной подготовке и переподготов ке безработных граждан; организацию общественных работ; выплату пособий по безработице, компенсаций; оказание материальной и иной помощи.
Фонд обязательного медицинского страхования представляет из, себя систему фондов обязательного медицинского страхования, состоящую из федерального и территориального Фондов обязательного медицинского страхования в субъектах Федерации. Эти фонды созданы для выполнения Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.
Страховой тариф взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых работодателями и иными плательщиками, определяется Федеральным законом Российской Федерации.
Фонды социальной поддержки населения — это один из источников финансовых средств для осуществления деятельности по социальному обслуживанию населения.
Это самостоятельные государственные учреждения, созданные с целью формирования финансовых источников социальной поддержки наиболее нуждающихся граждан, оказания адресной социальной защиты малообеспеченным группам населения.
Система Фондов социальной поддержки населения состоит из Республиканского (Федерального) и территориальных фондов.
Министерство труда и социального развития определяет основные направления расходования средств этого фонда. На территории субъектов Российской Федерации Фонды поддержки населения действуют под руководством органов исполнительной власти и органов социальной защиты населения.
Право на получение помощи из Фонда социальной поддержки населения предоставлено особо нуждающимся пенсионерам, инвалидам, лицам, имеющим иждивенцев, другим нетрудоспособным гражданам, у которых совокупный среднедушевой доход не превышает установленного на региональном уровне минимума.
Средства Фондов социальной поддержки населения расходуются на дополнительное (сверхбюджетное) финансирование мероприятий по следующим направлениям:
—предоставление натуральной помощи в виде предметов пер
вой необходимости (продуктов питания, одежды, обуви) бесплатно
или по льготным ценам;
—оказание социальных услуг, в том числе и на дому;
—организация бесплатного питания;
—предоставление дотаций на приобретение лекарств, протез
но-ортопедических изделий, на оплату коммунальных и бытовых
услуг;
—обеспечение ночного проживания бездомных граждан;
—создание собственных предприятий;
—содействие в предоставлении кредитов и прочее.
Правительство Российской Федерации содействует развитию
негосударственных систем пенсионного обеспечения. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О негосударственных пенсионных фондах» негосударственный пенсионный фонд — социально-финансовая некоммерческая организация, осуществляющая деятельность по формированию активов путем привлечения добровольных целевых денежных взносов юридических и физических лиц, передачу этих средств компании по управлению активами негосударственного пенсионного фонда, осуществлению пожизненных или в течение длительного периода регулярных выплат гражданам в денежной форме, а также других действий по выполнению социальных обязательств перед гражданами.
Негосударственные пенсионные фонды действуют независимо от системы государственного пенсионного обеспечения. Выплата из этих фондов осуществляется наряду с выплатами государственных пенсий. Перечисление работодателями и работниками средств в негосударственные пенсионные фонды не освобождает их от обязанности производить обязательные отчисления в государственный Пенсионный фонд и другие внебюджетные фонды.
Размер, условия и порядок внесения взносов и осуществления выплат определяются соглашением между негосударственным пенсионным фондом и страхователем.
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Основным федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и управление в области труда, занятости и социальной защиты населения, является Министерство труда и социального развития Российской Федерации.
Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и решениями Правительства Российской Федерации и Положением о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.97 г. № 480 с изменениями и дополнениями.
Министерство труда и социального развития Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, орга-
нами местного самоуправления, общественными и иными объединениями, а также другими организациями независимо от их организационно-правовой формы.
В соответствии с задачами, поставленными перед министерством, оно строит свою работу по разным направлениям и осуществляет свои функции в следующих областях: решение комплексных проблем социального развития; повышение уровня жизни и доходов населения; оплата труда; условия и охрана труда; социальное партнерство в трудовых отношениях; народонаселение; занятость населения; развитие кадрового потенциала; социальное страхование; пенсионное обеспечение; социальная защита населения; социальное обслуживание населения; государственная служба; законодательство о труде, занятости и социальной защите населения; международное партнерство.
Министерство труда и социального развития Российской Федерации возглавляет министр, которого назначает и освобождает от должности Президент Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Председатель Правительства Российской Федерации несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство труда и социального развития задач и осуществление им своих функций.
Функции Департамента
А. В области пенсионного обеспечения:
—организует работу органов социальной защиты населения по
назначению, перерасчету, выплате и доставке государственных
пенсий и осуществляет ее методическое обеспечение;
—создает и развивает автоматизированные системы назначе
ния и выплаты государственных пенсий;
— Ера должорганизует и осуществляет контроль за правильностью на
значения и выплаты государственных пенсий, пособий и компен
саций, выделяемых из федерального, краевого бюджетов, а также
из Пенсионного фонда Российской Федерации органам социаль
ной защиты населения;
—осуществляет совместно с Пенсионным фондом Краснодар
ского края выплату пенсий гражданам, находящимся за предела
ми Российской Федерации.
Б. В области социального обслуживания населения:
—организует и развивает совместно с органами исполнитель
ной власти с учетом социально-демографических особенностей
регионов и потребностей различных категорий и групп населения
разветвленную сеть комплексных и специализированных государ
ственных, а также муниципальных и иных служб, осуществляю
щих социальное обслуживание населения, учреждений по реаби
литации и социальному обслуживанию инвалидов, пожилых и
нетрудоспособных граждан, отделений социальной помощи на
дому, помощи семье и детям, социальных приютов для детей и
подростков, Центров помощи детям, оставшимся без попечения
родителей, Реабилитационных центров для детей и подростков с
ограниченными возможностями и т. д.;
—участвует в оказании помощи гражданам, оказавшимся в эк
стремальных ситуациях, в том числе лицам без определенного мес
та жительства и занятий, беженцам, вынужденным переселенцам.
В. В области медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов и оказания населению протезно-ортопедической помощи:
—разрабатывает предложения по формированию государствен
ной политики по проблемам инвалидов и реализует ее во взаимо
действии с органами исполнительной власти;
—осуществляет меры по организации и развитию службы ме
дико-социальной экспертизы и государственной системы реаби
литации инвалидов, а также по обеспечению их специальными
транспортными средствами реабилитации и ухода за ними;
—обеспечивает организацию протезно-ортопедической помо
щи населению, контроль за соблюдением льгот и преимуществ,
предоставляемых гражданам при протезировании;
—содействуют созданию и совершенствованию деятельности
Центров медико-социальной и профессиональной реабилитации
инвалидов и иных предприятий, учреждений и организаций, осу
ществляющих социальную защиту инвалидов;
—оказывает помощь общественным объединениям инвалидов
в их деятельности, в вопросах улучшения социального положения
инвалидов, воинов-интернационалистов.
Г. В области социальной поддержки пожилых граждан и ветеранов:
—разрабатывает предложения по формированию государствен
ной политики в области социальной поддержки пожилых граждан
и ветеранов и реализует ее во взаимодействии с органами испол
нительной власти;
—осуществляет в пределах своей компетенции контроль за ре
ализацией социальных гарантий, установленных для пожилых граж
дан и ветеранов действующим законодательством.
Д. В области социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства:
—разрабатывает предложения по формированию государствен
ной политики в области социальной поддержки семьи, материн
ства, отцовства и детства и реализует ее во взаимодействии с орга
нами исполнительной власти;
—осуществляет контроль за реализацией социальных гарантий,
установленных для семьи, женщин и детей действующим законо
дательством;
—осуществляет социальную поддержку выпускников детских
домов и школ-интернатов, не имеющих родителей или оставших
ся без их попечения на начальном этапе самостоятельной жизни.
Е. В области социальной защиты граждан, уволенных с военной службы и членов их семей:
—подготавливает проекты нормативных актов, краевых про
грамм, а также обеспечивает организацию социальной поддержки
членов семей военнослужащих, погибших при прохождении воен
ной службы, ветеранов войны и военной службы;
—координирует создание и совершенствование системы соци
альной реабилитации инвалидов военной службы.
Ж. В области финансово-экономической и инвестиционной политики:
—финансирует подведомственные Департаменту учреждения и
организации, краевые программы и мероприятия по социальной
защите населения в пределах средств, выделяемых на эти цели из
краевого бюджета, а также осуществляет анализ расходов на реа
лизацию краевых программ и мероприятий по социальной защите
населения;
—рассматривает балансы и отчеты о финансово-хозяйственной
деятельности подведомственных ему учреждений и организаций;
—осуществляет в пределах своей компетенции мероприятия по
совершенствованию организации и нормирования труда работни
ков подведомственных ему учреждений и организаций.
3. В области подготовки и повышения квалификации кадров:
— разрабатывает и реализует программы подготовки кадров для
государственной системы социальной защиты населения, органи
зует подготовку и повышение квалификации работников и специ
алистов органов социальной защиты населения и их контроль.
И. В области труда и охраны труда, обеспечения социальных льгот и гарантий:
—осуществляет меры по повышению роли тарифных соглаше
ний, коллективных договоров между работодателями, наемными
работниками и профсоюзами;
—осуществляет контроль за обеспечением гарантий по оплате
труда;
—изучает причины возникновения коллективных трудовых кон
фликтов и принимает участие в их разрешении;
—разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные
на обеспечение здоровых и безопасных условий труда, соблюде
ния норм и правил по охране труда работников подведомственных
ему учреждений и организаций.
Структура Департамента
Департамент возглавляет генеральный директор. Его назначает и освобождает от должности глава администрации края.
Генеральный директор несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и осуществление им своих функций.
Генеральный директор имеет заместителей, назначаемых и освобождаемых от должности по его представлению главой администрации края.
Генеральный директор Департамента:
— распределяет обязанности между своими заместителями;
—руководит на принципах единоначалия деятельностью Де
партамента;
—координирует и контролирует деятельность подведомствен
ных ему учреждений, организаций, предприятий;
—в пределах своей компетенции издает приказы, инструкции
и дает указания, обязательные для исполнения всеми подведом
ственными организациями и органами системы социальной защи
ты населения края;
—назначает и освобождает от должности работников аппарата
Департамента и руководителей подведомственных организаций,
предприятий;
—налагает дисциплинарные взыскания на работников аппарата;
—представляет в установленном порядке особо отличившихся
работников к присвоению почетных званий и наград;
—имеет другие права в соответствии с действующим законода
тельством.
В Департаменте образуется Коллегия. В ее состав входят: генеральный директор (председатель Коллегии), его заместители, руководящие работники аппарата Департамента. В состав Коллегии
могут входить руководители и специалисты подведомственных и других организаций, учреждений. Состав Коллегии утверждается постановлением главы администрации края.
Коллегия Департамента по социальной защите населения администрации края создана в целях организации эффективного управления системой социальной защиты населения края, для совместного обсуждения и принятия решений по наиболее важным и сложным вопросам деятельности Департамента.
Коллегия на своих заседаниях рассматривает важнейшие вопросы социальной защиты населения, перспективы деятельности подведомственных подразделений, подбора, расстановки и воспитания кадров и другие основные вопросы деятельности Департамента, вырабатывает главные направления развития системы социальной защиты населения края.
Постановления Коллегии оформляются протоколами и проводятся в жизнь приказами генерального директора.
В ведении Департамента находится краевой Фонд социальной защиты населения, действующий в соответствии с положением о нем, утвержденным постановлением главы администрации края.
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
Справочно-кодификационная работа имеет важное значение. Невозможно удержать в памяти многочисленные нормативные акты, издаваемые по различным вопросам социального обеспечения. Поэтому для правильного применения действующего законодательства необходимо обеспечить надлежащий учет, систематизацию и хранение нормативных материалов. Систематизацию законодательства необходимо вести так, чтобы в ходе работы можно было быстро найти конкретную норму закона и дать правильный исчерпывающий ответ на любой вопрос. В отделах ведутся следующие формы систематизации: подшивки; контрольные экземпляры нормативных актов; хронологические журналы регистрации.
Подшивки ведутся на приказы, инструктивные письма Министерства труда и социального развития Российской Федерации, краевых (областных) управлений социальной защиты населения.
Подшивки могут быть хронологические и тематические. Хронологические подшивки являются основной систематизацией. Докумен-
ты в них подшиваются в строго хронологическом порядке в одну папку отдельно за каждый год.
Тематические подшивки ведутся по разделам законодательства (трудовой стаж, повышения и надбавки, заработок и т. д.). Документы подшиваются в хронологическом порядке в разные папки до отмены основного нормативного акта.
При отсутствии достаточного количества экземпляров нормативного акта он подшивается в тематическую подшивку, а в хронологической подшивке делается ссылка на этот акт с указанием его даты, номера, названия, а также дела, в котором он подшит.
Страницы подшивок нумеруются. В них своевременно вносятся изменения, дополнения или сведения об отмене нормативного акта. При этом старый текст перечеркивается, а на полях вписываются дата, номер и название документа, в который внесено изменение.
В отделах ведутся контрольные экземпляры Закона о государственных пенсиях в РСФСР от 20.11.90 г., сборников нормативных актов о пособиях, инструкции по бухгалтерскому учету, сборники нормативных актов о трудовом устройстве и материально-бытовом обслуживании инвалидов и некоторых других нормативных актов. На титульном листе делается надпись «Контрольный экземпляр» и отмечается дата начала его ведения. В контрольные экземпляры вносятся отметки об отмене, изменении, дополнений нормативного акта по тем же правилам, что и в подшивке.
В отделах вместо хронологических подшивок ведутся хронологические журналы регистрации нормативных актов. Приказы, инструктивные письма в них регистрируются в строгом хронологическом порядке. В дальнейшем они подшиваются в тематически^ подшивки по вопросам практики применения пенсионного законодательства.
По усмотрению отделов могут вестись и другие формы систематизации, например, алфавитно-предметные журналы и т. д. Справочно-кодификационная работа возлагается на одного из работников отдела, обычно на ведущего специалиста. При увольнении работника, ведущего эту работу, дела передаются по акту другому работнику. Контроль за правильностью ведения справочно-коди-фикационной работы возлагается на областные (краевые) управления социальной защиты населения. В актах (справках) ревизий, проверок отражается полнота и качество ведения этой работы.
В настоящее время, когда в работу органов социальной защиты населения внедрены компьютеры, на рабочих местах сотрудников должна быть внедрена информационно-поисковая система с обеспечением доступа к правовой базе и возможностей выбора нужного нормативного акта, необходимого в данный момент специалисту для выполнения своих функций, принятия решений илр* консультаций.
2.6. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ РАЙОННЫХ (ГОРОДСКИХ)
ГРАЖДАН К НАЗНАЧЕНИЮ ПЕНСИЙ
Работающих граждан к назначению пенсии представляют предприятия, организации, учреждения, на которых работает заявитель. На предприятиях назначается должностное лицо, ответственное за подготовку документов, на крупных предприятиях образуются пенсионные отделы. Главная их задача — правильно и своевременно оформить документы для назначения пенсии и представления их в отдел социальной защиты населения района (города). На предприятии составляются списки лиц, уходящих на пенсию в ближайшие два—три года. В списках указывается фамилия, имя, отчество пенсионера, год рождения, дата ухода на пенсию, общий трудовой стаж (ОТС), льготный трудовой стаж (ЛТС), адрес. Один экземпляр списка направляется в отдел социальной защиты населения. В период составления списков проверяются трудовые книжки будущих пенсионеров, подсчитывается ОТС, с особой тщательностью проверяется ЛТС. В случае необходимости запрашиваются недостающие документы о стаже, заработке и т.д. Все производится заблаговременно с тем, чтобы к моменту подачи заявления были в наличии все необходимые документы.
Все предприятия распределены между инспекторами; на каждое предприятие заводится «наблюдательное дело», в котором хранится приказ о назначении лица, ответственного за подготовку документов, списки лиц, уходящих на пенсию. Ежегодно инспектор проверяет закрепленные за ним предприятия с выходом на место. В результате проверки оформляется акт, который также хранится в наблюдательном деле, с содержанием акта знакомятся руководитель предприятия и заведующий отдела социальной защиты населения. В акте отражается следующее:
1.Численность рабочих и служащих на предприятии, в учрежде
нии, организации.
2.Наличие выписки из приказа (распоряжения) администрации о
назначении ответственного лица (представителя) и его заместителя.
3.Журнал регистрации заявлений и представлений к назначе
нию пенсий (форма ведения, отчетность).
4. Журнал или список лиц, которые в связи с достижением
возраста приобретут право на пенсию через два—три года.
5.Журнал регистрации заявлений на перерасчет пенсий (форма
ведения отчетности).
6.Извлечения из Списков № 1 и № 2 профессий и должностей,
дающих право на льготное пенсионное обеспечение, такие же из
влечения из списков в соответствующих цехах и участках.
7.Ведется ли систематизированная подшивка журнала «Соци
альное обеспечение», разъяснений отраслевого Министерства.
8.Имеется ли в наличии необходимое количество бланков для
оформления документов на пенсии.
9.Учет и регистрация запросов и проверок в истребовании не
достающих документов о стаже, заработке и других для назначе
ния пенсии (форма ведения, отчетность).
10.Учет проводимой разъяснительной работы с указанием темы,
когда проведена и сколько человек присутствовало.
11.Работает ли на предприятии консультационный пункт, пе
чатаются ли в местной рабочей газете консультации по пенсион
ным вопросам.
12.Планирование работы.
• 13. Правильность заполнения трудовых книжек, знакомятся ли с записями в них рабочие и служащие.
14.Как решаются конфликтные пенсионные дела? Практику
ются ли отказы, в какой форме?
15.Оформляются ли макеты дел.
16.Имеются ли наглядные пособия, таблицы, оформлен ли уго
лок пенсионера.
17.Имеются ли комиссии по пенсионным вопросам в цехах с
численностью рабочих и служащих свыше 500 человек. Как они
работают.
18.Заслушивается ли отчет о работе комиссии по пенсионным
вопросам на заседании профкома.
Ответственный представитель предприятия, учреждения, организации работает в тесном контакте с Пенсионным отделом, со специалистом, обслуживающим данное предприятие. Он должен знать действующее законодательство в области пенсионного обеспечения, делопроизводство, должен уметь подготовить макет пенсионного дела, предварительно подсчитав общий трудовой стаж, размер среднемесячного заработка, рассчитать пенсию, он должен уметь давать необходимые консультации и разъяснения по пенсионным вопросам, следить за изменениями в законодательстве, для этого он проходит стажировку в Пенсионном отделе, принимает участие в семинарах, в технической учебе, постоянно работает над повышением квалификации.
ПОДГОТОВКА ПЕНСИОННЫХ ДЕЛ РАЙОННЫМ (ГОРОДСКИМ) ПЕНСИОННЫМ ОТДЕЛОМ
Подготовка пенсионного дела начинается с приема документов. Прием документов ведется в специально отведенные для приема дни специалистами. Неработающие граждане подают документы
лично, работающие — через представителей предприятий. При приеме специалист проверяет следующее:
1.Принадлежность документов заявителю, т. е. фамилия, имя,
отчество во всех документах должны соответствовать данным пас
порта. Если обнаруживается несоответствие, то факт принадлеж
ности документов данному лицу устанавливается в судебном по
рядке.
2.Данные паспорта сверяются с данными, указанными в заяв
лении, проверяется не получает ли заявитель пенсию по другому
основанию (в трудовой книжке делается отметка отдела о назначе
нии пенсии по старости, инвалидности, выслуге лет) или от дру
гого ведомства.
3.Наличие в документах всех необходимых реквизитов (номер
документа, дата, наименование предприятия, фамилия, имя, от
чество, основание выдачи, подписи, печати).
4. Если документы сдаются представителем предприятия, то
проверяется своевременность представления к назначению пен
сии.
После проверки всех документов заявление регистрируется в журнале регистрации заявлений и представлений на назначение пенсии. Журнал содержит следующие графы: порядковый номер документа, дата его поступления, фамилия, имя, отчество, вид пенсии, дата назначения, номер протокола, общий трудовой стаж, СМЗ, размер пенсии. Часть данных вносится при приеме заявления, остальные данные после назначения пенсии. После регистрации заявителю или представителю предприятия возвращаются подлинные документы, исключая трудовую книжку и другие документы о трудовом стаже, и выдается расписка о приеме документов, в которой указывается фамилия, имя, отчество заявителя, дата приема документов, перечисляются недостающие документы и срок их представления. Если при приеме обнаруживаются документы, вызывающие сомнения, то они подлежат замене или проверке с выходом на место выдачи документов. Если предприятие, выдавшее документ в отдел социальной защиты, находится в другом районе, то посылается запрос о проверке документов в отдел социальной защиты населения по месту нахождения этого предприятия. По результатам проверки составляется акт, который приобщается к делу. В настоящее время широко практикуется рассмотрение документов, вызывающих сомнение на Комиссии по назначению пенсий. Она принимает решение о возможности принятия документов для назначения пенсий.
Часто проверяются справки, уточняющие характер работы, дающий право на пенсию на льготных основаниях, и справки о зарплате. При подчистках, подделке текста документ можно направить на экспертизу в научно-исследовательскую лабораторию су-
дебной экспертизы, чтобы установить факт изменения первоначального текста. На экспертизу также можно направить документы с целью восстановления слабо видимых записей, смытых, выцветших, залитых чем-нибудь. Заключение экспертизы также подшивается в пенсионное дело.
После проверки документов специалист оформляет пенсионное дело. Если оно сдано представителем предприятия, то проверяется то, что уже подсчитано на предприятии. В отделе пенсии назначаются с использованием соответствующих компьютерных программ. Полностью готовое дело передается на проверку ведущему специалисту, который проверяет право на пенсию заявителя, размер, право на повышение и надбавки, срок назначения, правильность оформления всех документов и оформления пенсионного дела. После проверки специалист ставит подпись на протоколе. Далее пенсионные дела передаются на подпись заведующему отделом, который подписывает дела, не вызывающие сомнения. Дела, по которым отказано в назначении пенсии, и дела, вызывающие сомнение, передаются на рассмотрение Комиссии по назначению пенсий. Отказные дела рассматриваются в присутствии заявителя. Решение об отказе оформляется протоколом с указанием мотивов отказа и со ссылкой на нормативные акты. Если заявитель не явился на Комиссию, то в течение пяти дней его извещают о принятом решении.
После назначения пенсии дела пересылаются в Центр по начислению и выплате пенсий или передаются бухгалтеру на участок. Центр выписывает пенсионное удостоверение, которое выдается заявителю или представителю предприятия под подпись вместе с трудовой книжкой.
Делается разноска в журнале.
НАЗНАЧЕНИЯ (ПЕРЕРАСЧЕТА) ВЫПЛАТЫ
И ДОСТАВКИ ПЕНСИИ
Технология работы пенсионной службы строится по следующим направлениям:
—прием населения;
—назначение пенсий;
—перерасчет и выплата пенсий;
—доставка пенсий.
В пенсионной службе должны быть установлены компьютеры, локальная сеть и программа обработки данных по пенсионной
информации. При этом необходимо строгое разграничение доступа к базе данных (БД) для каждого специалиста:
—для приема населения — возможность просмотра всей БД без
внесения в нее изменений;
—для нового назначения — возможность работы только с про
граммами подготовки макета пенсионного дела и право доступа к
БД и внесения изменений при переводе с одного вида пенсии на
другой;
—на участках перерасчета и выплаты пенсий — возможность
доступа для специалистов к информации с правом внесения изме
нений по пенсионным делам в закрепленной зоне обслуживания.
Остальные специалисты имеют право работы в режиме сбора статистических данных и просмотра информации по БД.
Все изменения, вносимые в БД, должны автоматически фиксироваться, при этом запоминается код пользователя, осуществившего корректировку, и характер изменения.
В единую автоматизированную систему должно быть объединено программное обеспечение по назначению, выплате, доставке пенсий и сбору страховых взносов. При этом необходимо наладить эффективный обмен информацией между уровнями системы, оптимизировать структуры БД, обеспечить независимость программ от изменений форм документов, создать на основе общероссийских и отраслевых классификаторов целостную систему классификации и кодирования показателей. По мере накопления данных, не используемых в работе, для увеличения свободного пространства и ускорения работы компьютера данные подлежат архивации на специальных дискетах или на жестком диске ПЭВМ.
На рабочих местах сотрудников должна быть внедрена информационно-поисковая система с обеспечением доступа к правовой базе и возможностей выборки документов, необходимых в данный момент специалисту для выполнения своих функций, принятия решений или консультаций.
Делопроизводство в пенсионной службе ведется с помощью единого автоматизированного журнала учета по основным разделам деятельности (назначение, перерасчет, учет начисленных и выплаченных сумм пенсий, обращение граждан и организаций и другие).
Для осуществления успешной работы в условиях автоматизации все сотрудники должны проходить обучение на соответствующих курсах.
Группа специалистов по автоматизации пенсионной службы следит за обновлением программного обеспечения, техническим состоянием аппаратных средств, Организует контроль за соблюдением технологического процесса обработки пенсионной информации, за состоянием базы в течение выплатного периода, за вы-
дачей сведений на участки об изменении реквизитов пенсионных дел, за подготовкой базы к выплатному периоду, за распечаткой сформированных выплатных документов, а также другой информации о пенсионерах.
Организация работы по назначению пенсий
При проведении операций первичного назначения пенсий обрабатываются документы от заявителей и организаций и создается макет пенсионного дела.
В единый автоматизированный журнал (раздел нового назначения) заносятся следующие данные о пенсионере:
—фамилия, имя, отчество (полностью);
—адрес постоянного места жительства (прописка, регистра
ция);
—вид пенсии;
—способ выплаты (выбирается из меню);
—недостающие для назначения пенсии документы (выбирают
ся из меню);
—дата представления последнего необходимого документа;
—наименование организации (в случае приема представителей
организации);
—результаты рассмотрения заявлений.
После приема заявления и документов заявителю или представителю организации выдается распечатанная на компьютере расписка, в которой указывается дата приема заявления, регистрационный номер, фамилия, имя, отчество заявителя, перечень полученных и недостающих документов с указанием срока их представления, подпись специалиста, принявшего заявление.
Представителю организации и заявителю даются разъяснения о том, какие документы и в какие сроки необходимо представить дополнительно, и о правовых последствиях нарушений этих сроков.
Есл