Ключ к опроснику Спилбергера

При ответе испытуемые пользуются четырехбалльной шкалой оценок: «Почти никогда» (1 балл), «Иногда» (2 балла), «Часто» (3 балла), «Почти всегда» (4 балла).

Инструкция к 1-й части. Прочти внимательно каждое предложение и обведи кружком одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, как ты обычно себя чувствуешь, каково твое обычное состояние.

Что означает каждая цифра, написано вверху страницы.

Инструкция ко 2-й части. А теперь постарайся оценить, как ты себя чувствуешь на уроках в школе.

Кроме того, дополнительно к каждой части опросника авторы ввели по десять «свободных» пунктов, попросив учащихся заполнить их ответами на вопросы: «Какие еще чувства ты обычно испытываешь?» (после 1-й части опросника) и «Какие еще чувства ты испытываешь на уроке?» (после 2-й части). При апробации методики предполагалось, что, ответив на эти вопросы, школьники оценят и степень проявления этих чувств в баллах, подобно тому как это делалось с основной частью опросника. Однако большинство учащихся отнеслось к данному заданию как к возможности свободно высказаться о наиболее значимых для себя переживаниях, и необходимость в их балльной оценке отпала. Здесь следует отметить, что более содержательные ответы обычно даются на второй дополнительный вопрос — о чувствах, переживаемых на уроке, — и именно они предоставляют наиболее интересный материал для анализа. В то же время учащиеся нередко затрудняются при ответе на первый вопрос и зачастую просто опускают его. Тем не менее авторы считают целесообразным включение этого вопроса в методику для получения более объективной картины. В целом дополнительные пункты опросника позволяют получить данные, оказывающие существенную помощь при интерпретации основных результатов.

Опросник Спилбергера (часть 1)



Самооценка Почти никогда Иногда Часто Почти всегда
1
Я уравновешенный человек
2
Мне хочется изучать то, что меня окружает
3
Я несдержан
4
Я доволен собой
5
Я испытываю любопытство
6
Я вспыльчив
7
Я нервничаю и беспокоюсь
8
Мне интересно
9
Я горячий человек
10
Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие
11
Я любознателен
12
Я сержусь, когда из-за чужих ошибок мне приходится действовать медленнее
13
Я неудачник
14
Я энергичен
15
Меня раздражает, когда меня не хвалят за хорошую работу
16
Мне становится не по себе, когда я думаю о своих делах и заботах
17
Я чувствую себя исследователем
18
Я легко выхожу из себя
19
Я спокоен, хладнокровен и собран
20
Я легко возбуждаюсь
21
Когда я взбешен, я могу сказать все что угодно
22
Мне не хватает уверенности в себе
23
Меня ничто не интересует
24
Меня бесит, когда меня критикуют при других
25
Я чувствую, что не приспособлен для жизни
26
Я чувствую, что у меня хорошо работает голова
27
Когда мне мешают, мне хочется кого-нибудь ударить
28
Я беспокоюсь даже тогда, когда для этого нет повода
29
Мне скучно
30
Меня приводит в ярость, когда за хорошую работу я получаю плохую оценку
Опросник Спилбергера (часть 2)

Самооценка Почти никогда Иногда Часто Почти всегда
1
Я спокоен
2
Мне хочется узнать, что мы проходим на уроке
3
Я разъярен
4
Я напряжен
5
Я испытываю любопытство
6
Мне хочется стукнуть кулаком по столу
7
Я чувствую себя совершенно свободно
8
Я заинтересован
9
Я рассержен
10
Меня волнуют возможные неудачи
11
Мне хочется знать, понять, докопаться до сути
12
Мне хочется на кого-нибудь накричать
13
Я нервничаю
14
Я чувствую себя исследователем
15
Мне хочется что-нибудь сломать
16
Я взвинчен
17
Я возбужден
18
Я взбешен
19
Я раскован
20
Я чувствую, что у меня хорошо работает голова
21
Я раздражен
22
Я озабочен
23
Мне скучно
24
Мне хочется кого-нибудь ударить
25
Я уравновешен
26
Я энергичен
27
Я чувствую себя обманутым
28
Я испуган
29
Мне не интересно
30
Мне хочется ругаться
Методика используется как при проведении фронтального обследования с целью выявления детей, испытывающих в школе различного рода эмоциональные проблемы или занимающих неблагополучное положение в классе в целом, так и при индивидуальной работе с учащимися, требующими помощи со стороны школьного психолога для нормализации учебной деятельности.

Наши рекомендации