История развития учения о голосе и его нарушениях.

Изучение патологии голоса и способов его восстановле­ния является одной из проблем логопедии. В последние годы область педагогического воздействия при различных нару­шениях голосового аппарата значительно расширилась, по­лучив наименование фонопедия.

Фонопедия — комплекс педагогического воздействия, направленного на постепенную активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани специальными упраж­нениями, коррекцию дыхания и личности обучающегося. В процессе фонопедических занятий устанавливаются и зак­репляются такие условия голосоведения, при которых голо­совой аппарат работает с наименьшей нагрузкой при хоро­шем акустическом эффекте. Это педагогический процесс, базирующийся на физиологии голосообразования, основных дидактических и методологических принципах логопедии.

Фонопедия развивается в тесном содружестве с фониатрией — медицинской наукой, разделом оториноларинголо­гии, изучающей причины нарушений голоса и разрабаты­вающей методы их лечения.

Голос и его расстройства издавна привлекали внимание специалис­тов. В «Каноне врачебных наук» выдающегося ученого средневековья Авиценны (980-1037) описаны заболевания и способы лечения голосо­вого аппарата. В 1024 г. им написан специальный фонетический трак­тат, охватывающий многие проблемы голосообразования: причины воз­никновения звука и процессы его восприятия органом слуха, детальный анализ анатомии и физиологии голосоречевых органов, физиологичес­кие и акустические характеристики фонем. Особое значение в голосообразовании ученый придавал голосовым складкам, подчеркивая их активно регулирующую роль во время фонации. Он указал на взаимо­связь функций головного мозга и голосового аппарата.

Развитие театрального искусства в XVI в. потребовало от актеров большой выносливости голосового аппарата. Голосовая патология проявлялась не только у актеров, но и у всех, кому по роду своей деятельности приходилось много говорить. По данным испанского фониатра J. Perello, еще в 1600 г. медицинская литература называ­ла дисфонию болезнью проповедников.

Интерес к процессу голосообразования и появление профессио­нальных заболеваний выдвинули необходимость фундаментальных знаний анатомии и физиологии гортани, потребность усовершенство­вания голоса, устранения его дефектов. В 1855 г. певцом и вокаль­ным педагогом Мануэлем Гарсиа был применен ларингоскоп (неболь­шое зеркало, укрепленное на стержне), давший возможность обозревать гортань живого человека (рис. 1, 2). С этого момента, мож­но считать, начала свое развитие фониатрия.



История развития учения о голосе и его нарушениях. - student2.ru

История развития учения о голосе и его нарушениях. - student2.ru

Рис. 1. Нормальная гортань при Рис. 2. Нормальная гортань дыхании при фонации

Основоположниками развития в нашей стране научных проблем в области физиологии и патологии голоса считают­ся Е.Н. Малютин, Ф.Ф. Заседателев, Л.Д. Работнов, И.И. Левидов, М.И. Фомичев, В.Г. Ермолаев. Ими разрабатывались научные основы постановки голоса, изучались причины по­явления и процесс развития расстройств голосового аппара­та, типы дыхания и значение дыхательной системы для пра­вильного голосообразования. И хотя исследования были направлены на изучение вокального голоса, они также име­ли большое теоретическое и практическое значение для по­становки и устранения дефектов речевого голоса.

Среди применявшихся в разные годы методов восстанов­ления хронических голосовых нарушений можно выделить несколько направлений.

• Механическое воздействие на гортань в виде сдавлива­ния ее хрящей (Л.Б. Французов, 1949). Это вызывало боль, временное удушье. Больные реагировали на манипуляцию криком, и таким образом вызывался гром­кий голос.

• Введение в гортань различных раздражителей — ме­ханических или раздражающих веществ (В.В. Шестаков, 1952; С.К. Берченко, 1953).

• Применение наркоза (СМ. Михелович, 1932; В.Я. Гапанович, 1960) ставило своей целью получение голоса в фазе возбуждения.

• Вибрационный массаж гортани (Е.Н. Малютини, 1924; К.Л. Гарри-Пшеничникова, 1938; М.И. Фомичев, И.П. Блескина, 1944) в сочетании с психотерапевти­ ческой беседой.

• Метод заглушения трещоткой Барани или корректофоном для выключения регуляции голоса по слуху (И.И. Левидов, М.И. Фомичев, А.Ф. Сысоева, 1947;
И.Я. Деражне, 1950).

• Ортофонический метод (Е.М. Воронина, 1939; Н.Ф. Лебедева, 1952; А.Т. Рябченко, 1964; Г.Т. Бекбулатов, 1969).

Все эти приемы используются и в современной практи­ке, но самое широкое применение находит фонопедия. Раз­личные авторы давали свои названия этому методу — фонический, ортофонический, фоническая ортопедия, голосо­вая гимнастика. Эти понятия подразумевают восстановле­ние голоса специальными упражнениями голосового аппа­рата. Новейшие достижения в изучении механизмов голосообразования дали обоснование фонопедическим при­емам, подтвердили их физиологичность и эффективность при восстановлении голоса.

Методики восстановления голоса при различных его на­рушениях описаны С.Л. Таптаповой (1962, 1977, 1984), Е.В. Лавровой (1975,1977,1984), О.С. Орловой (1978,1981, 1985). Материалы экспериментальных исследований Н.И. Жинкина, М.С. Грачевой, В.П. Морозова, Л.Б. Дмит­риева, С.Л. Таптаповой используются в практической рабо­те логопеда.

Наши рекомендации