Средство от цели, добро от зла

Я обнаружил, что самоактуализированным людям не свойственны терзания по поводу правомерности того или иного своего поступка. Все мои испытуемые, независимо от того, насколько уверенно они формули­ровали исповедуемые ими нравственные принципы, твердо придержива­лись их в повседневной жизни. Поведение самоактуализированного че­ловека высоконравственно, а, кроме того, оно и более последовательно, более логично и более однозначно, чем поведение среднестатистического человека. Это люди с твердыми моральными устоями, люди, которые ни­когда не совершают дурных поступков. Понятно, что их понимание доб­ра и зла, их представления о хорошем и плохом не всегда совпадают с общепринятыми.

Доктор Дэйвид Леви как-то сказал, что в средние века таких людей называли божьими или святыми людьми. Некоторые из моих испытуе­мых говорили о том, что верят в Бога, но в их описаниях Бог представал скорее как некое метафизическое понятие. Если мы определим веру в терминах социальных отношений и поведения, то всякого самоактуализи­рованного человека, даже самого закоренелого атеиста, мы должны будем признать глубоко верующим человеком. Но если придерживаться обще­принятого понимания религиозности, если понимать ее как веру в некое сверхъестественное начало и отправление культовых обрядов, тогда мы придем к прямо противоположному выводу.

В поведении самоактуализированных людей четко проявляется их умение отличать средство от цели. Можно было бы сказать, что эти люди ориентированы на цель, что средства не имеют для них большого значе­ния и всегда подчинены цели. Но это заявление толкает нас к слишком простому пониманию проблемы, в некоторых деталях искажает истину. Дело в том, что самоактуализированные люди часто очень своеобразно понимают саму цель, их поступки зачастую нацелены не на достижение какого-то конкретного результата, хотя и он в конце концов не безразли­чен им. Как правило, причины их поступков кроются в самой деятельно­сти и в переживаниях, связанных с этой деятельностью. Они умеют по­лучать удовольствие от самого процесса, умеют чувствовать самоценность деятельности, и она важна для них не меньше, а быть может, и больше, чем результат. Они устремлены к цели, но и дорога любопытна им. Пу-

Маслоу А. Самоактуализированные люди... 291

Средство от цели, добро от зла - student2.ru тешествие так же приятно для них, как и момент прибытия. Даже самая обыденная, самая рутинная работа в их руках становится веселой игрой, способом самовыражения. Этим они похожи на детей, как, впрочем, и многим другим. Вертхаймер заметил как-то, что дети настолько креатив­ны, что способны привнести смысл в любую рутинную, механическую де­ятельность, такую, например, как перекладывание книг с одного стеллажа на другой, и превратить ее в веселую, забавную игру.

Философское чувство юмора

Своеобразное чувство юмора — одна из первых характеристик само-актуализированных людей, которую мне удалось обнаружить, оно было присуще абсолютно всем моим испытуемым. Вам не удастся заставить этих людей улыбнуться в ответ на плоскую шутку, на то, что кажется смеш­ным обычному человеку. Злобные, обидные или пошлые шутки нисколь­ко не позабавят их. Им по нраву юмор мягкий, философичный, юмор, ко­торый можно назвать сущностным юмором. В их шутках всегда заметен легкий оттенок грусти, их юмор нацелен на глупость, недостатки, претен­циозность, их забавляет высокомерие человека, возомнившего себя венцом творения и «пупом Земли», забывшего, сколь ничтожно малое место отве­дено ему в универсуме. Самоактуализированный человек способен к само­иронии, однако, она никогда не перерастает в мазохизм или в шутовство. За образец такого чувства юмора можно принять чувство юмора Линколь­на. Я уверен, что Линкольн ни разу не позволил себе оскорбительной или унизительной шутки. На мой взгляд в большинстве его шутливых выска­зываний, дошедших до нас, обязательно содержится некий подтекст, некое иносказание, его шутки не просто смешны, но и назидательны, как назида­тельны притчи и басни.

Если взяться за труд количественного измерения чувства юмора, то мне придется признать, что мои испытуемые шутят гораздо реже, чем среднестатистический человек. При всем желании я бы не решился на­звать их весельчаками или балагурами, они не блещут остроумием в компаниях, не травят анекдоты, не устраивают веселых розыгрышей. Философичный юмор самоактуализированного человека может вызвать улыбку, но не гомерический хохот, он порожден ситуацией и вплетен в ее канву, он неотделим от нее, он естествен и спонтанен, его нельзя зап­ланировать или повторить. Неудивительно, что среднестатистический че­ловек, чье чувство юмора не столь утонченно, привыкший хохотать до упаду, до колик в животе, воспринимает этих людей как чересчур серь­езных.

Чувство юмора этих людей объемлет собой самые разные аспекты человеческого бытия и проявляет себя в самых разных формах. Можно

292 Тема 14. Развитие личности

Средство от цели, добро от зла - student2.ru сказать, что юмор пронизывает само восприятие жизни этих людей. Тщес­лавие, гордыня, стремление к успеху, суета, амбиции, борьба, — все чело­веческие недостатки могут показаться им забавными и комичными. В пол­ной мере я осознал их отношение к жизни, когда однажды волей судеб ока­зался в студии так называемого «кинетического искусства». В небольшом помещении я обнаружил массу разнообразнейших предметов, которые бес­порядочно, с дребезжанием и грохотом перемещались в разных направле­ниях. В этом безумном, хаотичном, грохочущем круговращении я увидел замечательную пародию на нашу жизнь. Так же легко, с юмором эти люди воспринимают и свою профессиональную деятельность. Работа, сколь бы ответственно они ни относились к ней, одновременно является для них и развлечением, и игрой.

Креативность

Креативность — универсальная характеристика всех самоактуали­зированных людей. У каждого из моих испытуемых я обнаруживал ту или иную форму креативности, которую можно назвать оригинальностью, изоб­ретательностью или творческой жилкой. Креативность самоактуализи­рованных людей имеет ряд специфических особенностей. В полной мере оценить все своеобразие творческих способностей этих людей можно толь­ко в контексте других их особенностей, о которых речь пойдет ниже. Кре­ативность этих людей — это не креативность Моцарта, это. не гениальность, не специфический дар. Гениальность практически не связана с личностны­ми качествами гения, она непостижима. Глядя на гения, нам остается толь­ко констатировать, что он наделен гениальностью, что она свойственна ему от рождения. Способности такого качества не нуждаются в поддержке пси­хического здоровья, и потому мы не станем их рассматривать. Креатив­ность самоактуализированного человека сродни креативности ребенка, еще не испорченного влиянием культуры. Креативность — фундаментальней­шая характеристика человеческой природы, это потенциал, данный каждо­му человеку от рождения. По мере социализации большинство из нас ут­рачивает способность к невинному и наивному восприятию жизни, очень немногие люди выносят ее из детства или, уже повзрослев, вновь обретают ее. Сантайана называл эту способность «вторичной наивностью».

Креативность не ищет себе подтверждений, она не обязательно про­является в музицировании, стихосложении или занятиях живописью. Это скорее особый способ мировосприятия, особый способ взаимодействия с ре­альностью. Креативность помогает здоровой личности выразить себя вов­не, ее следы можно обнаружить в любой деятельности самоактуализиро­ванного человека, даже в самой обыденной, в самой далекой от творчества в обычном понимании этого слова. Чем бы ни занимался креативный че­ловек, что бы он ни делал, во все он привносит присущее только ему отно-

Маслоу А, Самоактуализированные люди... 293

Средство от цели, добро от зла - student2.ru шение к происходящему, каждый его акт становится актом творчества. В этом смысле звания творца может заслужить любой самоактуализиро­ванный сапожник, портной или кондитер. Даже отдельный акт зрительно­го восприятия, акт видения может быть креативным.

Я выделил креативность в отдельную характеристику только в де­монстрационных целях, понимая, что она неотделима от прочих харак­теристик самоактуализированного человека. Очень может статься, что креативность в данном случае — лишь одно из проявлений или одно из следствий особой эффективности восприятия, о которой мы говорили выше. Мы вправе сказать, что самоактуализированные люди отличают­ся более точным и правдивым видением мира и именно потому они креативны.

Кроме того, как мы уже говорили, эти люди в гораздо меньшей сте­пени подвержены влиянию культуры, ее запреты не становятся для них абсолютными, не переходят в разряд внутренних запретов и ограничений, они гораздо менее «окультурены» по сравнению со среднестатистическим человеком. Понятно, что эта «некультурность» позитивна, и я склонен на­зывать ее спонтанностью. Самоактуализированный человек искренен и ес­тествен, и возможно, отчасти в этом причина того, что обычные люди часто склонны счесть его одаренным, талантливым человеком. Наблюдения за детьми дают нам основания предполагать, что каждый из нас когда-то об­ладал этой спонтанностью и, быть может, в глубине души по-прежнему ис­кренен и естествен, но не может проявить этого, скованный тяжелыми це­пями запретов и ограничений, налагаемых на нас культурой.

Но если все обстоит именно таким образом, то не вправе ли мы предположить, что, сбросив оковы культуры, мы окажемся в царстве все­общей креативности?1

Наши рекомендации