Дальневосточная дирекция тяги

ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ ЛОКОМОТИВНОЕ ДЕПО ХАБАРОВСК-II

Протокол №____________________ «_____»_______________________2016г. Профсоюзного комитета эксплуатационного локомотивного депо Хабаровск-2 Утверждаю: _________________ «_____»_________________2016 г. Начальник эксплуатационного локомотивного депо Хабаровск-2 Козлов Д.Г.

Инструкция

По охране труда для машиниста и помощника машиниста электровоза

ИОТ ТЧЭ-2 – 070 - 2016

дальневосточная дирекция тяги - student2.ru

I. Общие требования охраны труда.

1.1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с положениями

Трудового Кодекса Российской Федерации от 30.12,2001г. № 197 ФЗ, Инструкции по охране труда для локомотивных бригад ОАО «РЖД», утвержденной распоряжением №2707р 27 декабря 2012г, Правил по охране труда при эксплуатации локомотивов ОАО «РЖД», утвержденных распоряжением №2753р 29 декабря 2012г, правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями, введенных в действие приказом министерства труда и социальной защиты РФ от 17.08.2015г № 522н и другими нормативными актами по вопросам охраны труда и устанавливает основные требования охраны труда для машинистов, помощников машинистов электровозов при эксплуатации и техническом обслуживании электровозов эксплуатационного локомотивного депо Хабаровск-2 (далее депо).

1.2. К работе машинистами и помощниками машинистов электровозов в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, допускаются лица, прошедшие в установленном порядке профессиональный отбор, профессиональное обучение, обязательный предварительный (при поступлении на работу) медицинский осмотр, сдавшие квалификационные экзамены, а также прошедшие инструктаж, обучение по охране труда, стажировку, проверку знаний по охране труда, правил пожарной безопасности, проверку знаний норм и правил работы в электроустановках и дублирование.

Вновь принимаемые на работу машинисты и помощники машинистов электровозов должны быть ознакомлены с действиями при возникновении несчастного случая и оказанию первой помощи пострадавшим при вводном инструктаже.

1.3. Машинисты и помощники машинистов электровозов впервые принятые на работу или переведенные из подразделения в подразделение внутри ОАО «РЖД» с существенным изменением характера работы и которые впервые в зимних условиях выполняют работы, связанные с движением поездов - «первозимники» - должны проходить обучение для работников, впервые приступающих к работе в зимних условиях.

1.4. В процессе работы машинисты и помощники машинистов электровозов обязаны проходить обязательные периодические медицинские осмотры, в установленном порядке повторные, внеплановые и целевые инструктажи, обучение по охране труда, пожарной и электробезопасности, оказанию первой помощи пострадавшим при повышении квалификации по специальности и технической учебе, очередную и внеочередную проверку знаний требований охраны труда, пожарной безопасности, проверку знаний норм и правил работы в электроустановках.

1.5. Работники, прошедшие профессиональный отбор и допущенные к участию в производственных процессах, должны соблюдать Правила, Инструкции и другие нормативные документы по охране труда, пожарной безопасности, электробезопасности, установленные для выполняемой ими работы.

1.6. При работе машинисты и помощники машинистов электровозов обязаны руководствоваться требованиями по выполнению режимов труда и отдыха в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативно - правовыми актами, содержащими нормы трудового права, обязаны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка.

1.7. Машинистам и помощникам машинистов электровозов, сопровождающим локомотивы в «холодном состоянии», должен быть проведен целевой инструктаж по месту постоянной работы о соблюдении требований охраны труда и электробезопасности по специально разработанной инструкции на данный вид работ.

1.8. Работники, командируемые для временной работы, по прибытию в депо должны проходить вводный и первичный инструктажи по охране труда.

1.9. Машинисты и помощники машинистов электровозов должны знать:

· конструкцию локомотива, способы и безопасные приемы устранения неисправностей их оборудования;

· схемы электрических цепей электровоза, расположение электрических

проводов, электрических машин, приборов и аппаратов, которые находятся под напряжением;

· действие на человека опасных и вредных производственных факторов, которые могут возникнуть во время работы, и меры защиты от их воздействия;

· место хранения аптечки для оказания первой помощи пострадавшим;

· способы оказания первой помощи пострадавшим;

· требования охраны труда и пожарной безопасности при эксплуатации и

техническом обслуживании электровозов.

1.10. При исполнении служебных обязанностей машинисты и помощники машинистов электровозов должны иметь при себе служебное удостоверение, удостоверение о присвоении группы по электробезопасности, предупредительный талон по охране труда.

1.11. Во время работы на машинистов и помощников машинистов электровозов могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:

а) физические:

· движущийся подвижной состав;

· подвижные и вращающиеся части оборудования локомотива;

· повышенный уровень шума на рабочем месте от 94 до 99 ДБА (норма 80 ДБА);

· повышенный уровень вибрации от 100 до 104 ДБ (норма 100ДБ);

· повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования и воздуха рабочей зоны;

· повышенная или пониженная влажность и подвижность воздуха;

· работа на высоте.

б) физические и нервно-психические перегрузки (решение сложных задач, степень риска, работа в ночную смену);

1.12. В соответствии с «Типовыми нормами бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта РФ, занятым на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением», утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.10.2008г. № 582Н, машинисты и помощники машинистов электровозов должны быть обеспечены специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты:

Наименование сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты Норма выдачи на год (единицы или комплекты)
Костюм «Механик-Л»
Ботинки юфтевые на маслобензостойкой подошве 1 пара
Перчатки комбинированные или 12 пар
Перчатки с полимерным покрытием 12 пар
Очки защитные открытые до износа
Наушники противошумные до износа
Нарукавники из полимерных материалов до износа
Жилет сигнальный 2 класса защиты
При выполнении работ на тоннельных участках дополнительно:  
Противогаз фильтрующий дежурный
Зимой дополнительно: Комплект для защиты от пониженных температур 1 на 3 года «Локомотив»
Шапка трикотажная 1 на 2 года
Шапка-ушанка со звукопроводными вставками 1 на 2 года
Рукавицы утепленные или
Перчатки утепленные или
Перчатки утепленные с защитным покрытием, нефтеморозостойкие
Сапоги кожаные утепленные«СЕВЕР ЖД» или Валенки (сапоги валяные) 1 на 3 года
Галоши на валенки (сапоги валяные) 1 на 2 года
На каждую секцию локомотива дополнительно:  
Коврик диэлектрический до износа

1.13. При проведении осмотра и технического обслуживания электровоза для защиты от загрязнений и иных производственных факторов машинисты и помощники машинистов электровозов должны одевать спецодежду, спецобувь, пользоваться средствами индивидуальной защиты. При управлении локомотивом локомотивная бригада должны использовать спецобувь.

Спецодежда, в том числе сигнальный жилет, должны быть застегнуты на все пуговицы (молнии).

1.14. Машинисты и помощники машинистов электровозов должны соблюдать требования личной гигиены. Для защиты кожных покровов рук от воздействия дизельного топлива, мазута, смазочных материалов следует применять смывающие и обезвреживающие средства в соответствии с «Нормами бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств». Личную одежду машинисты и помощники машинистов электровозов должны хранить отдельно от спецодежды и спецобуви в специально предназначенных для этого шкафах в помещениях гардеробных. Локомотивная бригада должна следить за чистотой и исправностью спецодежды, своевременно сдавать ее в химчистку, стирку и ремонт.

1.15. В случае получения травмы или ухудшения состояния здоровья одного из работников локомотивной бригады при стоянке локомотива на станции, в депо, в пункте технического обслуживания локомотивов (далее ПТОЛ), другой работник обязан оказать первую помощь пострадавшему и сообщить о случившемся дежурному по станции, дежурному по депо.

В случае получения травмы или ухудшения состояния здоровья одного из работников локомотивной бригады при следовании с поездом, другой работник обязан остановить поезд (локомотив), сообщить о случившемся поездному диспетчеру или дежурному по ближайшей станции и приступить к оказанию первой помощи пострадавшему.

При внезапно возникшем недомогании в пути следования машинист, работающий без помощника, обязан сообщить о случившемся поездному диспетчеру, дежурному по станции и начальнику пассажирского поезда (при следовании с пассажирским поездом). При невозможности довести поезд до станции необходимо остановить поезд и по радиосвязи сообщить о случившемся машинистам вслед идущего и встречного поездов, поездному диспетчеру и дежурным по станциям, ограничивающим перегон.

1.16. В случае возникновения опасности для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, машинисты и помощники машинистов электровозов имеют право отказаться от выполнения работ до устранения такой опасности, за исключением случаев, предусмотренных Федеральными законами.

1.17. На территории станции, депо, ПТОЛ, пункта экипировки, при следовании к месту приемки электровоза, локомотивная бригада обязана следить за передвижением подвижного состава, грузоподъемных кранов, автомобилей и другого транспорта. Запрещается находиться под поднятым грузом и на пути его перемещения.

Меры безопасности при гололеде:

Передвигаться строго по служебным и технологическим проходам;

Не спешить, не бежать;

Наступать на всю подошву, не поднимать ноги высоко. Идти шаркающей походкой, короткими шажками;

Смотреть под ноги;

Расслабить ноги в коленях;

Руки не прятать в карманы, а немного развести в стороны для удержания равновесия.

1.18. При нахождении на железнодорожных путях машинисты и помощники машинистов электровозов обязаны соблюдать следующие требования безопасности:

· находиться в сигнальном жилете со светоотражающими накладками и надписью с наименованием принадлежности к хозяйству и структурному подразделению;

· обращать внимание на показания светофоров, видимые и звуковые сигналы и предупреждающие знаки;

· проходить к месту работы и обратно по установленным маршрутам служебного прохода, обозначенным указателями «Служебный проход»;

· при проходе вдоль железнодорожных путей идти по широкому междупутью, по обочине земляного полотна или в стороне от железнодорожного пути не ближе 2,5 м от крайнего рельса. При этом необходимо внимательно следить за передвижениями подвижного состава по смежным путям, смотреть под ноги, так как в указанных местах прохода могут быть предельные и пикетные столбики и другие препятствия;

· переходить железнодорожные пути следует в установленных местах (по пешеходным мостикам, тоннелям, настилам), а при их отсутствии - под прямым углом, перешагивая через рельс, не наступая на концы железобетонных шпал и масляные пятна на шпалах, предварительно убедившись в том, что в этом месте с обеих сторон нет приближающегося подвижного состава;

· при переходе железнодорожного пути, занятого железнодорожным подвижным составом, следует пользоваться переходными площадками вагонов с исправными подножками и поручнями. Переходить через переходную площадку вагона во время движения поезда запрещается. Перед сходом с вагона следует предварительно осмотреть место схода, убедиться в исправности поручней и подножек, а также в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава. В темное время суток место схода необходимо осветить фонарем. Эти требования должны соблюдаться при подъеме и спуске с локомотива;

· обходить группы вагонов (локомотивов), стоящих на железнодорожном пути, следует на расстоянии, не менее 5 м от автосцепки крайнего вагона или локомотива;

· проходить посередине между расцепленными вагонами (локомотивами) допускается, если расстояние между автосцепками не менее 10 м;

оказавшись на пути следования поезда, не менее, чем за 500 метров до его приближения, при обнаружении (визуальном или звуковом) приближающегося подвижного составаработники, оказавшиеся на пути следования поезда в габарите подвижного состава, должны отойти с путей на обочину земляного полотна, в том числе смежного пути, убрать инструменты, приспособления, материалы, изделия на расстояние не менее 2,5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч, не менее 4 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения 121 - 140 км/ч и не менее 5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения более 140 км/ч;

· при нахождении работников на путях станций допускается отойти на

середину широкого междупутья (в случае движения поезда по смежному пути).при нахождении на пути, смежном с маршрутом пропуска высокоскоростного поезда, при сообщении дежурного по станции о проследовании высокоскоростного поезда необходимо отойти в сторону на расстояние не менее 5 метров от крайнего рельса пути;

· при приближении подвижного состава необходимо обращать внимание на открытые двери, борта вагонов, предметы, выступающие за габарит подвижного состава;

· выходя из помещения вблизи железнодорожных путей в условиях плохой видимости, а также из-за угла здания, затрудняющего видимость пути, следует предварительно убедиться в отсутствии движущегося подвижного состава, а в ночное время подождать, пока глаза привыкнут к темноте, сознательно переключив свое внимание на обеспечение безопасности своих передвижений.

1.19. При нахождении на железнодорожных путях запрещается:

· проходить внутри колеи;

· переходить или перебегать железнодорожные пути перед движущимся железнодорожным подвижным составом, на расстоянии менее 500м, а также отходить на соседний путь (внутрь колеи пути или на край его балластной призмы) на время пропуска проходящего поезда;

· садиться на подножки вагонов или локомотивов и сходить с них во время движения;

· находиться на подножках, лестницах и других наружных частях локомотивов при их движении;

· перемещаться под стоящим на железнодорожных путях подвижным составом, через автосцепки или под ними;

· находиться в междупутье между поездами при безостановочном их следовании по смежным путям;

· становиться или садиться на рельсы, электроприводы, путевые коробки, вагонные замедлители и другие напольные устройства;

· переходить стрелочные переводы, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков, а также становиться между остряком и рамным рельсом, подвижным сердечником и усовиком, в желоба на стрелочном переводе и на концы шпал;

· располагаться в негабаритном месте при пропуске подвижного состава

· или автотранспорта;

· прыгать при спуске с локомотива или с переходной площадки вагона;

· пользоваться мобильной сотовой связью, аудио и видео - плеерами и другими устройствами, не предусмотренными технологическими процессами.

1.20. Машинисты и помощники машинистов электровозов, эксплуатирующие тяговый подвижной состав (ТПС) относится к электротехническому персоналу.

Машинисты электровозов должны иметь V группу по электробезопасности, помощники машиниста IV – V группу и права оперативно- ремонтного персонала.

Права оперативно-ремонтного персонала предоставляются помощнику машиниста после прохождения дублирования.

Помощнику машиниста электроподвижного состава с III группой по электробезопасности допускается предоставлять права оперативно-ремонтного персонала в объёме:

• осмотра электроподвижного состава (без открытия дверей ячеек с электрооборудованием, находящимся под напряжением);

• выполнения переключений на электрооборудовании до 1000В;

• участия в работе по обслуживанию электроустановок и электрообору­дования свыше 1000В в качестве второго работника.

До назначения на самостоятельную работу или при переходе на другую работу, а так же при перерыве в работе свыше одного года локомотивные бригады обязаны пройти стажировку под руководством ответственного обучающего работника, имеющего стаж практической работы по данной профессии не менее 2 лет. Продолжительность стажировки должна быть от 2 до 14 рабочих смен. Конкретная продолжительность стажировки устанавливается ответственным за электрохозяйство индивидуально в зависимости от уровня профессионального образования, опыта работы, профессии (должности) обучаемого и оформляется локальным документом.

Машинисты и помощники машинистов электровозов обязаны пройти дублирование. Допуск работника к стажировке и дублированию оформляется распоряжением начальника депо. Целью дублирования является приобретение достаточных практических навыков при предоставлении впервые электротехническому персоналу прав оперативного или оперативно-ремонтного персонала с правом переключений и единоличного осмотра электроустановок. Дублирование проводится на рабочем месте под руководством опытного обучающего лица. Продолжительность дублирования должна быть от 2 до 12 рабочих смен. Для конкретного работника она устанавливается решением комиссии по проверке знаний в зависимости от уровня профессиональной подготовки, стажа и опыта работы.

Ответственный за электрохозяйство депо вправе увеличить продолжительность дублирования, исходя из уровня знаний работников и его профессиональной подготовки.

В период дублирования работник локомотивной бригады должен принять участие в контрольных противоаварийных и противопожарных тренировках.

Если в период дублирования будет установлена профессиональная непригодность работника, он снимается с подготовки.

1.21. Машинисту и помощнику машиниста электровоза при нахождении на территории, в цехах и помещениях станции, депо, ПТОЛ, пункта экипировки запрещается:

· касаться электроприборов, их зажимов, арматуры общего освещения и опор контактной сети;

· заходить за защитные ограждения электрооборудования без разрешения ответственного лица;

· открывать двери электрошкафов, находящихся под напряжением;

· прикасаться к оборванным проводам контактной сети, воздушной линии электропередачи и находящимся на них посторонним предметам, независимо от того, касаются они или не касаются земли, заземленных конструкций.

Любые провисающие, оборванные и лежащие на деревьях, земле, балластной призме или шпалах провода представляют опасность для жизни человека.

Их следует считать находящимися под напряжением. Нельзя приближаться к ним на расстояние менее 8м. При этом необходимо принять меры к ограждению опасного места и сообщить о случившемся поездному диспетчеру, энергодиспетчеру, в район контактной сети (ЭЧК), дежурным по станциям, ограничивающим перегон, и далее действовать по их указанию.

1.22. Общая продолжительность рабочего времени, времени начала и окончания работы, продолжительность работы в ночное время устанавливаются в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка для работников эксплуатационного депо и их производственных подразделений, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов.

1.23. Локомотивная бригада обязана соблюдать следующие требования пожарной безопасности:

· не провозить посторонние предметы в кабине управления локомотива;

· содержать в чистоте служебные помещения и кабины управления электровозов;

· хранить смазочные материалы в металлических емкостях с узкими горловинами и плотно закрывающимися крышками, а обтирочный материал, как чистый, так и грязный - раздельно в металлических ящиках, ведрах с крышками. По мере накопления отходы с локомотивов удалять в емкости (баки, контейнера), установленные на территории эксплуатационного депо. Запрещается выбрасывать отработанные обтирочные материалы и производить слив нефтепродуктов на железнодорожный путь, канавы, кюветы;

· не допускать курения в машинном отделении электровозов и использование открытого огня при техническом обслуживании и осмотре электровозов;

· уметь пользоваться средствами и установками пожаротушения, используемыми на электровозах и контролировать их исправное состояние.

Запрещается выпускать в эксплуатацию, а локомотивной бригаде принимать, после проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту электровоз, не имеющий полного комплекта первичных средств пожаротушения, с неисправными или незаряженными установками пожаротушения, неисправной пожарной сигнализацией, с неисправностями, которые могут привести к пожару.

1.24. Работники, выполняющие работы, связанные с пожарной опасностью,

должны быть обучены пожарно-техническому минимуму без отрыва от производства в течение месяца после приёма на работу и с последующей периодичностью, не реже одного раза в год. Проверку знаний пожарно-технического минимума проходят в квалификационной комиссии эксплуатационного локомотивного депо сразу после обучения. Лица, не прошедшие обучение или проверку знаний пожарно-технического минимума, к работе не допускаются.

1.25. При устранении неисправностей, возникающих при нестандартных и аварийных ситуациях в процессе эксплуатации электровоза, локомотивная бригада должна использовать сертифицированный исправный слесарный инструмент:

Бойки молотков и кувалд должны иметь гладкую, слегка выпуклую поверхность без косины, сколов, выбоин, трещин и заусенцев. Рукоятки молотков и кувалд должны иметь по всей длине в сечении овальную форму, быть гладкими и не иметь трещин. К свободному концу рукоятки должны несколько утолщаться (кроме кувалд), во избежание выскальзывания рукоятки из рук при взмахах и ударах инструментом. У кувалд рукоятка к свободному концу должна несколько утончаться. Кувалда должна быть насажена на рукоятку в сторону утолщенного конца без клиньев. Запрещено использование ударных инструментов с металлическими рукоятками. Клинья для укрепления инструмента на рукоятке должны выполняться из мягкой стали и иметь насечки (ерши).

Запрещается использование молотков с металлическими рукоятками. Во время работы работник должен следить за отсутствием сколов, выбоин, трещин и заусенцев на бойках молотков и кувалд. Работать с ручным инструментом и приспособлениями ударного действия необходимо в защитных очках (щитке защитном лицевом) и средствах индивидуальной защиты рук работающего от механических воздействий.

· зубила, бородки должны иметь гладкую затылочную часть без трещин, заусенцев, наклепа и скосов. Средняя часть зубил не должна иметь острых ребер и заусенцев на боковых гранях;

· напильники должны иметь исправные, надежно насаженные рукоятки с металлическими бандажными кольцами;

· размеры зева (захвата) гаечных ключей не должны превышать размеров головок болтов (граней гаек) более чем на 0,3мм. Применение подкладок при зазоре между плоскостями губок и головок болтов или гаек запрещается. При откручивании и закручивании гаек и болтов удлинять гаечные ключи дополнительными рычагами, вторыми ключами или трубами запрещается. При необходимости следует применять ключи с длинными рукоятками;

· отвертка должна иметь рукоятку длиной не менее 150мм;

· губки плоскогубцев должны быть параллельны, насечка не стерта и не сбита. Изоляция ручек плоскогубцев не должна быть повреждена.

1.26. Помощник машиниста, может отлучаться из кабины локомотива только с разрешения машиниста.

1.27. Контроль соблюдения помощником машиниста требований охраны труда возлагается на машиниста локомотива.

1.28. Машинисту и помощнику машиниста электровоза запрещается находиться на работе в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения.

1.29. Согласно статьи 214 машинисты, помощники машиниста электровозов обязаны:

соблюдать требования охраны труда;

правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;

немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);

проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

1.30. Машинист и помощник машиниста электровоза, не выполняющий требования настоящей Инструкции несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

II. Требования охраны труда перед началом работы.

2.1. Машинисты и помощники машинистов электровозов эксплуатируют электровозы серий:

ВЛ80С, 3ЭС5К в грузовом и хозяйственном движении,

ЭП1, ЭП-1П, ЭП-1М в пассажирском и хозяйственном движении.

2.2. Заступление на работу локомотивных бригад эксплуатирующих электровозы производится в локомотивном депо Хабаровск-2, в пунктах смены и оборота локомотивных бригад Хабаровск-1, парка НС, Вяземская, Бикин, Волочаевка-2, Облучье, Ружино, Уссурийск.

Наши рекомендации