Неогенез, продолжение и окончание
Адам боялся, потому что он не всегда понимал. Тем не менее, Бог сказал Еве: «Твой мужчина будет тобой править». Ева никогда ничего не говорила и время от времени казалась уходящей, крича, в открытое море; или же не ясно зачем, как, и почему она играла со своими дочерьми (ее дочерей Писание не упоминает вовсе). Однажды, более не сдерживаясь, Адам сказал Богу: «Позволь мне познать женские блаженства». И Бог позволил ему познать женские блаженства.
Они были таковы, что он погружался в радости без имени и без образа, вкушая удивительную смесь боли и удовольствия; он больше не шевелился. Его активные, дерущиеся, производящие детей сыновья пришли упрекнуть Адама за его состояние: сообщество не может терпеть, чтобы индивид наслаждался в одиночестве, был не активен, не размножался бы. Но бредящий Адам сказал: «Дитя мое, сестра моя, помечтай сладостно о том, чтобы пойти туда жить вместе». И тогда Бог сказал Адаму: «Осторожно, если ты позволишь себе пойти дальше, ты зайдешь слишком далеко». Но Адам продолжал бредить: «Любить свободно, любить и умереть в краю, который похож на тебя...». Тогда Бог пожалел о том, что сотворил другого, и сказал, что теперь для Адама это начало разрушения.
Адам умер,- другие же садятся за стол для тотемической трапезы среди мужчин.
ДЕТСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ
• Серж Лебовиси. Объектные отношения
у ребенка
• Нора КюртсРеальность возникает изнутри
Ален Жибо
ВВЕДЕНИЕ
Перевод с французского и научная редакция В. Л. Потаповой.
Статья Сержа Лебовиси, написанная в 1961 году, представляет собой своего рода справочное издание, поскольку в ней автор предлагает оригинальный синтез и открывает новые пути, по-прежнему не утратившие своей актуальности. Понятие объектных отношений позволяет объединять психоаналитические данные с нейробиологическими исследованиями развития, а структурную точку зрения — с генетической точкой зрения. Действительно, хотя детский психоанализ в первую очередь обращает внимание на генезис объектных отношений, он, тем не менее, придерживается определенной точки зрения на функцию объекта, учитывая структурную точку зрения. Объектные отношения, которые не признавал Лакан, находятся, таким образом, в центре теоретических изысканий целого направления психоанализа.
Серж Лебовиси рассматривает здесь структурирующую роль объекта через призму знаний об организации ребенком его инвестиций. Свои воззрения он выражает в следующем основополагающем предложении: «Объект инвестирован и стал ощущаем прежде, чем был воспринят». Стройный опыт приложения теории коммуникации к изучению объектного отношения приводит автора к рассмотрению его в рамках диалектического процесса в двух направлениях, что обосновывает тот факт, что во внимание принимается «трансактность». Критика теорий, согласно которым знание объекта лежит в основе Я, ведется в свете современных работ. Не следует забывать также о том, что и нарциссизм представляет собой основу отношений с объектом.
Здесь Серж Лебовиси стремится углубить и уточнить отношения между результатами непосредственного и генетического наблюдения ребенка, психоанализа детей и взрослых. Он пытается сделать набросок о нормальном и патологическом объектном отношении у ребенка, опираясь на работы, посвященные следующим темам: акцент на «обустройстве» отношений; выделение частичных отношений с объектом как высокопатогенного фактора; фокусирование на реальности объекта.
Теоретические и клинические подходы, разработанные Сержем Лебовиси, оказали существенное влияние на развитие детского психоанализа во Франции, о чем убедительно свидетельствует клиническая работа Норы Кюртс. На протяжении пяти лет она занималась психоаналитической психотерапией с мальчиком,
страдающим психозом. Полученные ею результаты позволяют нам видеть, как встреча двух психик может порождать изменения; как идентификация с психической работой психоаналитика приводит ребенка к «культурной работе», к «Kulturarbeit» Фройда, которая предполагает психическую игру. Изобразительная работа психоаналитика подводит ребенка к удовольствию «смотреть на себя самого», благотворно влияет, уменьшая тревогу, связанную с манией преследования, и прекращая продуцирование других внутренних тревог.
Серж Лебовиси
ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ У РЕБЕНКА. Генетическое исследование объектных отношений
Эта глава будет посвящена, прежде всего, попытке реконструкции генетической эволюции. Здесь необходимо обратиться к работам, которые буквально наводнили психоаналитические круги. Тщательное рассмотрение этих работ соответствовало бы попытке систематизации.
Исключительно из удобства мы решились выделить в эволюции ранних объектных отношений некоторое количество этапов, которые составят последующий предмет описания, обобщенный в таблице, которую мы предлагаем в качестве заключения. Мы увидим наряду с генетическими стадиями, описанными в свете продольной эволюции, и стадии, предлагаемые психоаналитиками, работающими со взрослыми, и синхронные функции материнского объекта. Мы также попытаемся систематизировать гипотезы о коммуникации в объектных отношениях.
Нарциссическая стадия
Описание этой стадии обязывает обратиться к состоянию новорожденного. Не было бы оснований помещать это описание в начале исследования объектных отношений, если бы нам не надо было ссылаться на тексты Фройда, посвященные изучению нарциссизма, предшествующего эволюции объектных отношений.
В «Метапсихологии» он противопоставляет нарциссическую стадию объектной стадии:
Представим себя на месте живого существа, почти лишенного поддержки, еще не ориентирующегося в мире, чья нервная субстанция воспринимает некоторые возбуждения. Это существо вскоре будет в состоянии сделать первое различение, начать ориентироваться. Оно ощутит, с одной стороны, возбуждения, от которых оно сможет избавиться мускульным действием, и присвоит их внешнему миру. С другой стороны, оно будет воспринимать и другие возбуждения, по отношению к которым подобное действие будет оставаться безрезультатным, и которые будут сохранять, несмотря на это действие, свой постоянный властный характер; эти возбуждения свидетельствуют о существовании внутреннего мира и являются доказательством инстинктивных потребностей. Субстанция живого существа, воспринимающая факт своей мускульной активности, обретает, таким образом, точку опоры, которая позволяет ему отличать «внешнее» от «внутреннего» [19, р. 30-31]...
Я примитивным образом находится в самом начале психической жизни, инстинктивно инвестируемое и частично способное удовлетворять само свои инстинкты. Мы называем это состояние нарциссическим и квалифицируем как аутоэротическую возможность удовлетворения, которая и него включена. В этот период внешний мир, вообще говоря, не инвестирован интересом с точки зрения удовлетворения, он остается индифферентным. В это время Я-субъект смешивается с тем, кто поставляет удовольствие, а внешний мир — с тем, что индифферентно (или же, возможно, с тем, что является неудовольствием в качестве источника возбуждения). Определим сначала любовь, сказав, что она — отношение Я с источниками удовольствия; ситуация, и которой Я любит только себя самое и остается индифферентным к внешнему миру, будет тогда первым из контрастных отношений, где мы нашли «любовь». Я не нуждается во внешнем мире, когда оно аутоэротично, но вытаскивает из него свои объекты через опыт инстинкта самосохранения и не может, тем не менее, помешать себе в течение некоторого времени испытывать неприятные внутренние возбуждения влечения. Под влиянием принципа удовольствия дальнейшая эволюция с того момента осуществляется в нем самом. Оно инкорпорирует в себя предложенные объекты, и если только они конституируют источники удовольствия, то оно их интроецирует, по выражению Ференци, и, с другой стороны, отвергает то, что внутри него самого становится причиной неудовольствия [19, р. 43-44].
В том же тексте можно прочесть и другое важное замечание:
...Да, примитивное нарциссическое состояние никогда бы не смогло эволюционировать, если бы каждый индивид, не будучи в состоянии помочь себе сам, не проходил бы период, где заботы другого ему необходимы... [19, р. 43].
Нарциссическая стадия, таким образом, соответствует первому периоду жизни, где новорожденный живет в состоянии относительного безразличия к внешнему миру, от которого он в некотором роде защищен высоким порогом возбуждения. Именно от внутреннего возбуждения зависят его потребности, которые выражаются во время его дискомфорта через пробуждение и крики, принимающие ритмичный характер, связанный с первыми набросками развития условных рефлексов. Нет объекта, который мог бы быть дифференцирован. Внешний мир и, в частности, мать не есть объект, хотя она себя чувствует объектом зова перед субъектом, реакции которого начинают индивидуализироваться на ее собственных глазах, поскольку она слышит и понимает его крики. Во всяком случае, в окружающей среде бесформенный объект удовлетворяет ритмические потребности новорожденного.
Нарциссическая инвестиция имеет свою судьбу, которую Фройд впоследствии уточнил. Мы к этому вернемся и увидим, какую роль она играет в выборе объекта у ребенка и взрослого.
В несколько схематичном виде мы допускаем, что Нарциссическая стадия соответствует первым неделям жизни: она продолжается до 8-12 недель.
Для ее определения можно принять термин «недифференцированности» Р. Шпица. Грудной ребенок не отделяет себя от своего окружения и может ощущать материнскую грудь только как часть самого себя. Я не отделяется от не-Я.
В это время, когда всякое восприятие связано с интероцептивными потребностями, реакции ребенка зависят от восприятия потребностей, выражающихся через эту систему, и внешние стимулы воспринимаются настолько, насколько они взламывают барьер спокойствия: они провоцируют
реакции, которые мы едва осмеливаемся квалифицировать как «неудовольствие».
Известно, что Шпиц не признает в качестве прототипа этих реакций неудовольствия знаменитую родовую травму, разработанную и широко применявшуюся Ранком [38]. Тем не менее, Маргарет Риббл показала, что потребности новорожденного в кислороде влекли за собой реакции, которые можно рассматривать как прототипы тревоги [39].
Во всяком случае, если можно говорить о неудовольствии в первые дни жизни, то противоположностью этого аффекта можно было бы назвать спокойствие, Ни этих бинарных физиологических основах может строиться фундамент психологической жизни — сначала на протяжении развития преобъектных отношений, а затем — объектных, как мы это увидим далее.
Реакции новорожденного соответствуют, уже по законам развития условных рефлексов, реакциям окружающей среды. С этой точки зрения, было бы уместным говорить о первых сигналах, происходящих от объекта не как от либидного объекта, а как от объекта, воздействующего на глубинную чувствительность: речь идет о модификациях равновесия, которые исследовал Шпиц [41] вслед эй Хетцером, работу которого он цитирует [26]:
Например, когда после первой недели ребенка берут из кроватки и помещают его в позицию, в которой он получает материнское молоко, то есть в горизонтальную, ребенок поворачивает голову к груди человека, держащего его в этом положении, будь то женщина или мужчина. Наоборот, если поднимают того же ребенка из кроватки в вертикальную позицию, он не повернет головы в сторону данного человека [26, р. 14-15].
Сигналы становятся все более специфическими, но до начала 2-го месяца грудной ребенок узнает пищу, только когда голоден.
К концу 2-го месяца в окружении ребенка начинает занимать свое место человеческое существо: оно воспринимается, начиная с этого момента, визуально, а нарциссическая стадия уступает место следующей фазе: если взрослый подходит к кричащему и стонущему младенцу, когда пришло время кормления, то младенец успокаивается и тянет ротик. Но такая реакция возникает, только если он хочет есть. Исключительно в этом смысле и должно интерпретироваться, как это показали Ажюриагерра1 и его сотрудники [3], исчезновение основного орально-языкового рефлекса Андре Тома в случае переполнения желудка. Главное обстоятельство состоит в том, что «он (младенец) в этот период реагирует на внешний стимул в соответствии с иитероцептивным восприятием, в соответствии с восприятием ненасытного влечения» [41, р. 16].
Аналитическая стадия
Это стадия преобъектных отношений, когда объект еще не узнается как таковой. По выражению Шпица, он является предвестником и выстраивается вокруг первых организаторов. Мы взяли термин аналитических отношений из Фройдовской терминологии, чтобы показать, что отношения грудного ребенка — это пока еще отношения нужды [33].
1 Этот автор был транслитерирован во многих русских текстах как Аджурагерра. Но мы считаем верным перевод Ажюриагерра. — Примеч. Е. Е. Щавлеевой.
463
По Шпицу, эта стадия характеризуется специфической реакцией грудного ребенка на человеческое лицо — улыбкой. Напомним эксперименты этого автора, оказавшего, что реакция-улыбка возникает при условии, что взрослый смотрит на него в упор, так, чтобы были видны его глаза и чтобы он не был неподвижным. Речь пока идет о сигнале, связанным с «гештальтом», который играет привилегированную роль в формировании объекта.
Так, первое восприятие ребенка не связано с грудью матери или с бутылочкой молока. Чаще всего оно имеет место во время кормления, но возникает через «пре-восприятие» человеческого лица1.
Итак, в первой воспринятой реальности связь устанавливается между грудью и человеческим лицом.
Первое восприятие возникает только в момент этой активности, запущенной интероцептивным путем, когда грудной ребенок голоден и особенно когда хочет пить. Сосание молока, устраняющее дискомфорт, и человеческое лицо определяют направленную орально-языковую активность, сопровождающуюся, как правило, ладонно-пальцевой активностью. Здесь можно вспомнить о совпадении двух архаических рефлексах хватания — орально-языковом и ладонном. Первое восприятие является одновременно визуальным (человеческое лицо) и оральным (преобладание движений сосания и глотания). Первый нечеткий гештальт соединяет лицо матери и оральный контакт с ней.
Первое восприятие от контакта с орально-визуальным «гештальтом» пре-объекта связано с потребностью, то есть с аффектом, в связи с которым можно было бы говорить об отсутствии спокойствия и даже о неудовольствии. С уменьшением напряжения возможности восприятия затушевываются.
Мы увидим, почему грудь является первым объектом в реальном смысле слова. Он воссоздается в первых фантазмах ребенка как опора удовлетворения или неудовлетворения. Но он не является первым воспринятым объектом. Первое контактное восприятие дается посредством трех органов:
1) рука, являющаяся активной во время кормления грудью и координирующаяся по мере инвестиции этой части тела;
2) внутренняя часть уха, если вспомнить основные рефлексы предыдущей фазы,
на нарциссической стадии. В момент изменения положения можно предположить, что ребенок испытывает связанные между собой вестибулярное и слуховое возбуждения интероцептивного, смутного, шумного и тревожащего характера;
3) внешний кожный покров, если принять, что грудной ребенок обретает в своей кроватке кожную защиту, которая во время беременности поддерживалась за счет амниотической жидкости; контакт с воздухом должен создавать состояние возбуждения, также нагруженное для него аффектом.
1 Эти взгляды изложены в работе Рене Шпица «Примитивная полость» [42]. Он исходит из исследования генетического значения феномена Левина (белое сновидение) и феномена Исаковера (мучительные и неприятные модификации телесного образа в момент засыпания или болезни).
Итак, возможно, что эти три органа соединены неразрывным образом в момент потребности, чтобы представить собой момент удовлетворения, в частности через пищу.
Опыт кормления задействует различные активности, которые будут координироваться друг с другом и обретать смысл:
1) физиологические факторы в большей степени, чем психологические, связаны с неприятным напряжением и с его уменьшением во время кормления;
2) моторные факторы, которые будут организовываться направленно и психологически, начиная с нескоординированной и диффузной активности, характеризующей этот период;
3) перцептивные факторы опыта кормления (сосание молока и глотание), которые определяют запуск проприоцептивных органов оральной полости;
4) сенсорный опыт руки и комплекса кожного покрова, развивающихся синхронно;
5) синхронный опыт интероцептивного характера, который должен быть запущен через возбуждение внутренней части уха.
Этот комплекс факторов, организующихся начиная с аффекта, запущенного потребностью, определяет непосредственное восприятие в момент опыта кормления, На этой базе закладывается дистанцированное восприятие, лежащее в основе когнитивных процессов. Первые рецептивные элементы, как мы видим, — диффузные и базируются на проприоцептивных элементах: поэтому пальцево-ладонные рефлексы не соответствуют скоординированным движениям, а реализуют настоящий разгул рук во время сосания молока. Оральная полость и руки составляют единое целое — «примитивную полость», которая способна создавать перцептивный элемент во время сосания, то есть в момент, когда устанавливается круговорот потребностей и их удовлетворения. Визуальный опыт в это время слит полностью с опытом кормления, и ребенок, конечно, не способен различить, что для него является внутренним, а что — внешним. В процессе созревания он начинает понимать, что означает для него ожидание пищи. Лицо матери, которое он теперь узнает, означает (и он это знает) подачу-пищи-в-рот. Дистанцированно воспринятой реальностью становятся, и лицо матери, и пища, которую она приносит. В то же время ребенок обретает, может быть, смутное осознание своей оральной и ручной активности.
В развитие этого перцептивного модуса вмешиваются:
а) восприятие того, что является внешним и что опосредовано нашей сенсорной системой;
6) интеро- и проприоцептивное восприятие.
Существенным является то, что инстинктивное удовлетворение связано с этими типами восприятий: именно наличие аффекта придает им ценность опыта.
Попытаемся уточнить различные уровни перцептивной и когнитивной интеграции, которых может достичь трехмесячный грудной ребенок: уже можно говорить об образном мышлении. В основе лежит кинестетическая организация, характеризующаяся восприятием в целом, опосредованная кинестетической системой и интеро- и проприоцептивными рецепторами. В три месяца грудной ребенок действительно способен на диакритическое дистанцированное восприятие на основе визуальных
образов, в то время как последние, на наш взгляд, оставляют мнезические недолговечные следы.
Определившееся таким образом рудиментарное 51 названо Шпицем коренной центральной организацией, позволяющей ребенку координировать свои первые преднамеренные действия в целях защиты и обретения мастерства. Барьер защиты от внешних стимулов становится для ребенка бесполезным: действительно, он выходит из состояния интероцептивной рецептивности и начинает воспринимать. Аффекты определяют следы памяти и разрядку активности. Само действие способствует развитию Я.
Как реальность, воспринимаемая в вербальном и экстравербальном модусе, объект должен рассматриваться в контексте Фройдовской теории: он является опорой влечений; не будучи осознаваем как объект, он, скорее, заслуживает названия пре-объекта, к которому направляются либидные и агрессивные влечения; пре-объект, который удовлетворяет потребности или отказывает в их удовлетворении, не заслуживает названия либидного объекта. Он обретает свою ценность только в связи с инвестицией, привязанной к аффекту влечения, то есть является только функциональным. Но это разъятие влечений, связанное с развитием условных рефлексов, ритмически организованных во времени посредством внутренней потребности, объясняет образование фантазмов парциального объекта, обнаруженных в психоаналитических наблюдениях, проводимых на маленьких детях Мелани Кляйн [28], и в генезис которых мы вместе с Рене Дяткиным попытались проникнуть.
Объект в своем постоянстве будет выделен из окружающей среды, только когда:
1) поступательное созревание ребенка позволит ему его осознать;
2) влечения смогут направиться на него.
Понятно, что часть аффектов будет десексуализирована. Хартманн, Крис и Левенштайн [25] предпочитают говорить о нейтрализации — процессе, очень важном для развития Я, когнитивные, то есть автономные, функции которого дезинвестируются от конфликта, который привносят с собой влечения, определяющие состояние потребности. Этот процесс, как мы увидим, нельзя путать с более поздним — сублимацией.
Несмотря на сложность действующих процессов (хотя грудной ребенок более не является тотально пассивным и вопреки исчезновению архаичных рефлексов и протопатических реакций), поле восприятия грудного ребенка остается достаточно ограниченным, поскольку оно не выражается, разумеется, в чисто вербальной форме — единственной эффективно действующей у взрослого. Между либидным пре-объектом и ребенком устанавливается обмен — вербальный и экстравербальный со стороны матери и инфравербальный со стороны ребенка. Мы плохо знаем реальность этих процессов, но этологические наблюдения заставляют нас догадываться об их богатстве.
И все-таки в своем исследовании «Психоанализ и нейробиология» Ажюриагорра, Дяткин и Бадаракко [3] достаточно основательно изучили этапы созревания и развитие первых зачатков Я. Эти авторы указывают на то, что возможности восприятия и выражения у грудного ребенка в данный период имеют свои ограничения: визуальное перцептивное поле ребенка сведено, по крайней мере в нашей культуре, к редуцированной порции пространства, поскольку он постоянно лежит в своей кроватке.
С другой стороны, он еще опит большую часть дня и не способен на хватание. Однако вполне возможно, что некоторые шумы, образующиеся от глотания или отрыгивания, предоставляют ему возможность инфравербального выражения.
Беспомощность грудного ребенка — это центральный факт пре-объектной фазы, Воздействие на окружение, несмотря на возможности, которые можно будет назвать пре-коммуникацией, характеризуется, по существу, простой диффузной «разрядкой»: крики, плач, беспокойство. Тем не менее, грудной ребенок организует объект через улыбку специфического значения.
Шпиц описывает этот период как период переходных отношений между ребенком и его матерью [41], желая сказать, что эти переходы — непрерывные и зачастую очень бурные. Мы добавим, что они являются транзитивными, потому что не опосредованы. Только с развитием речи и сигналов они становятся интранзитивными, непереходными. При этих переходных отношениях невозможно обратиться к опыту взрослого, чтобы понять, в каком мире живет грудной ребенок: если он сопротивляется некоторым возбуждениям лишения, которые были бы невыносимы для взрослого, то не менее верно, что он сильно зависит от среды — он совсем готов вступить в период, где отсутствие и лишение вкладов будут переживаться как потеря объекта, который отныне является чем-то другим, нежели опорой влечений. Но перед лицом объекта Я стремится выйти из Самости: оно будет структурироваться как раз по причине снижения порога восприятия, которое делает необходимым контроль стимулов.
Объектная стадия
Ажюриагерра, Дяткин и Бадаракко описывают в своей работе [3] поступательное созревание грудного ребенка: теперь он может садиться, и его перцептивное поле значительно расширяется, в то время как возможности его воздействия на мир будут увеличиваться благодаря развитию функций моторики и хватания.
Понятно, что материнский объект теперь осуществляет свое воздействие не только во время кормления и ухода. Он (материнский объект) входит в перцептивный мир ребенка, и ребенок может воздействовать на него посредством пре-речи: криками, лепетом, отрыгивающими звуками и т. д.
Именно в этом периоде, который длится все второе полугодие первого года жизни, Шпиц располагает «второй организатор», устанавливающийся вокруг аффекта неудовольствия, провоцирующегося отсутствием матери. Это тревога 8-го месяца.
Вот краткое изложение взглядов этого автора: аффекты удовольствия провоцируют специфическую реакцию социальной улыбки к трехмесячному возрасту. Аффекты неудовольствия начинают играть все более отчетливую роль после шести месяцев и так же необходимы, как и первые, для формирования Я. В этот период ребенок реагирует на дружеское присутствие матери и по-другому чувствует незнакомца, поскольку прячется, плачет или остается заторможенным. Именно на этом различении и его следствиях Шпиц базирует описание тревоги 8-го месяца. В генезисе этой реакции он рассматривает три последовательные стадии, которые ведут от неудовольствия к тревоге, проходя через страх. Состояния напряжения — прототипы неудовольствия — организуются на нарциссической стадии вне зависимости от того, принимаем мы или пет существование родовой травмы.
Состояние неудовольствия определяется постепенно, но отношению к некоторым возбуждениям и провоцирует все более и более экспрессивные проявления, все тоньше и тоньше воспринимаемые матерью.
На аналитической стадии можно было бы говорить о страхе перед некоторым неприятным опытом: напряжение и неудовольствие соответствовали сначала внутреннему неравновесию; страх возникает по случаю изменения окружения, одушевленного или неодушевленного. Новое восприятие провоцирует бегство перед опасностью, то есть страх в том смысле, в котором Фройд его противопоставлял тревожности [20].
Теперь ребенок реагирует больше не на объект, который происходит из неприятного опыта; он осознает постороннего, незнакомца, вызывающего боязнь, особенно в отсутствие матери. По Шпицу, ребенок разочарован незнакомцем, потому что способен осознавать материнский объект, но он его не обнаруживает: тревожность связана, по-видимому, с внутренним напряжением, вызванным желанием. Эта реакция, которая обретает, вероятно, полную отчетливость к 8-му месяцу и которая является архаичным прототипом тревоги, свидетельствует о том, что грудной ребенок отличает свою мать от других, так как он осознает себя, потому что знает ее: объект существует в перцептивной области; но он является либидным объектом. И теперь можно говорить о собственно объектных отношениях.
Следует, конечно, более детально остановиться на основных аспектах созревания, которые позволяют осознание объекта, и на следствиях, которые эта ситуация имеет для формирования Я. Перцептивное поле, как мы об этом уже сказали, значительно возросло, в то время как моторные и выразительные возможности находятся в состоянии развития в соответствии с интеграцией нервных функций.
Можно предположить, что накапливающиеся мнезические следы позволяют различным системам разрядки координироваться в русле направленного действия. Именно сейчас уже можно говорить о некотором Я, понимаемом в качестве приходящего в равновесие аппарата, который позволяет не только удовлетворение потребностей, но и образование системы вторичных процессов посредством ряда обменов акциями между Я и объектом. До сих пор были только Самость (801) и мир, объятый слиянием или расколом. Теперь Я (Moi) приходит в равновесие как с окружающим миром через индивидов и вещи, с одной стороны, так и с возбуждениями внутреннего происхождения — с другой. Именно здесь кроется происхождение защитных механизмов, описанных систематизированным образом Анной Фройд [15]. Образование вторичных систем разрядки позволяет дезинвестицию энергии влечений, которая частично нейтрализуется после рассмотренного нами ранее периода объектного слияния либидо и агрессивности, откуда и возникает эффективность секторов Я, называемых автономными [25].
Вместе с Дяткиным мы попытались показать формирующую роль этих так называемых тревожных проявлений [32]. Они позволяют ребенку приобрести настоящее управление объектом, которое выражается в некоторых игровых манипуляциях ритуализированного порядка. Классический пример, приведенный Фройдом, — игра, где ребенок роняет предмет из своей кроватки, чтобы заставить взрослого поднять его, и таким образом он манипулирует взрослым: то, что исчезает, может возвратиться.
Также можно отнести к атому периоду зачатки фантазматической жизни. Когда объект отсутствует, ребенок может его «галлюцинировать», Это галлюцинаторное удовлетворение свидетельствует о том, что ребенок знает о постоянстве объекта. Так он закладывает фундамент его телесного образа. Можно также представить, что постоянно переживаемый опыт «отсутствия или присутствия целостного объекта» пробуждает следы травмы от расчлененного объекта, дающего удовлетворение и отказывающего в нем, и объясняет генезис фантазмов отношений с парциальным объектом.
Таким образом, ребенок, осознавая, что объект существует не только в моменты нужды в нем, осознает себя существующим в мире. Через осознание другого он осознает, что сам имеет собственное существование и непрерывность.
В своей монографии [41] Шпиц детально останавливается на этапах развития, связанных с этой второй организационной фазой: понимание приказов и запретов, участие в первых социальных играх, постижение инструментария, свойственного только человеку, закладка защитных механизмов, в частности таких, как идентификация с агрессором или, скорее, с фрустратором, зачатки подражания взрослому (идентификация через жест).