Как наука и предмет преподавания
ЭКОНОМИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
КАК НАУКА И ПРЕДМЕТ ПРЕПОДАВАНИЯ
Введение в экономическую теорию
Прежде чем говорить об экономике здравоохранения, необходимо разобраться в общеэкономических вопросах. Сам
термин “экономика” переводится с греческого языка как искусство управления домашним хозяйством.
Экономика может реализовать себя только в системе взаимоотношений между людьми. Это могут быть как производственные отношения, так и отношения межличностного или семейного характера. Личностные отношения предполагают решать такие экономические проблемы, как вопросы работы или занятости.
Решение этих проблем позволяет решить и семейные экономические проблемы, такие как: тепло и уют в доме, модная и современная одежда, обеспечение семьи качественным и полноценным питанием. Кроме того, к семейным относятся такие экономические проблемы: каким транспортом лучше и выгоднее добираться до места работы или учебы, можно ли позволить себе отдать ребенка в элитное дошкольное или школьное учреждение, можно ли пойти в салон красоты, позволить себе различного вида развлечения, отдых на море, и много, много других вопросов повседневной жизни.
Но нас, как медиков, в плане работы больше интересуют производственные отношения между людьми.
Производственные отношения – это объективные, не зависящие от воли и сознания людей отношения по поводу производства материальных благ, их распределения, обмена и потребления.
Многообразная деятельность людей по производству, распределению, обмену и потреблению различных благ порождает то, что называется “экономикой” или “экономической системой”.
Производственные отношения на уровне общества – это отношения в широком смысле, то есть на уровне общества в целом, иными словами, это общественные экономические отношения. В связи с этим, можно дать одно из определений экономики.
Экономика является общественной наукой, которая способствует решению хозяйственных, социальных и политических проблем, встающих перед всем миром, отдельным обществом и человеком в частности.
Все эти положения и определения из базовой экономической теории с некоторыми поправками и уточнениями можно отнести и к экономике здравоохранения.
Обратимся к истории
Довольно часто появляются высказывания, что экономика здравоохранения стала привлекать внимание исследователей лишь в последние годы. Многие вопросы экономики здравоохранения нередко теперь выдаются за новые, тогда как о них писалось в России 100 а то и 200 лет назад.
Впервые в России обратил внимание на экономическое значение санитарно-демографических процессов
Демограф А.Рославский. Еще в 1853 г. он указал, что мы должны знать не только средний, но и производительный век жителей России, т.к. в годы экономической деятельности человека складываются как “полезные, так и убыточные годы человеческой жизни, и, следовательно, нельзя судить, в какой мере выгодны для государства результаты, представляемые долговечностью его жителей”.
К первым попыткам определения экономического ущерба от заболеваемости относятся исследования
В.В.Фавра (1903г.), определившего расходы на лечение больных малярией и экономический ущерб от потери рабочего времени вследствие болезни.
В 1911 г. российскими учеными-медиками была сделана попытка определить экономический ущерб от чрезмерной заболеваемости и смертности в России на основании сравнения денежных затрат на лечение, убытка от потери заработной платы больных в рабочем возрасте, потерь рабочей силы в связи со смертностью в рабочем возрасте.
После 1917 г., с образованием Народного комиссариата по здравоохранению России большое внимание уделялось экономии средств, т.е. сокращению затрат на отопление, освещение, водоснабжение, контролю над расходами на медикаменты и продовольственные товары. В целях режима экономии были пересмотрены штаты управленческого аппарата, проводилась борьба с канцелярщиной, излишними расходами и т.д. При этом подчеркивалось, что это лишь одна сторона вопроса, что здравоохранение – специфическая область хозяйства страны и проведение здесь режима экономии требует особенно внимательного и серьезного отношения и, что все мероприятия, в конечном итоге, должны быть направлены на улучшение медицинского обслуживания трудящихся.
В настоящее время уже не требуется доказательств, что совершенствование средств профилактики и лечения заболеваний будет более результативно в случае обязательного сопоставления медицинского, социального и экономического эффекта с материальными, трудовыми и финансовыми затратами.
На всех этапах своего развития экономика с достаточным вниманием относилась к исследованиям хозяйственных процессов, связанных с медициной.
Предметом экономики здравоохранения являются экономические отношения, которые складываются и возникают между людьми в процессе оказания медицинских услуг, т.е. медицинской профессиональной деятельности
Взаимоотношения между людьми в профессиональной деятельности можно разделить на две группы: организационно-экономические и социально-экономические.
Характер
организационно-экономических отношений определяется технологией самого лечебно-профилактического процесса и отражает общие черты, которые имеет вся совокупность медицинских учреждений данного типа (все стационары, поликлиники, диагностические центры).
Примером организационно-экономических отношений может служить система финансирования ЛПУ, которая включает принцип определения тарифов на медицинские услуги, порядок взаиморасчетов.
Анализ
социально-экономических отношений дает возможность выявить специфические, особенные черты хозяйственной деятельности ЛПУ, которые функционируют в различных условиях (например: государственные, частные, акционерные, кооперативные и др. ЛПУ).
Размер и порядок начисления заработной платы существенно отличаются в этих учреждениях при равном объеме количества и качества оказываемых медицинских услуг.
Экономические отношения могут рассматриваться на четырех уровнях:
* макроэкономическом;
* мезо-, или медиумуровне;
* мидиэкономическом;
* микроэкономическом.
Макроэкономический уровень – это взаимодействие системы здравоохранения с государством и другими отраслями народного хозяйства.
На этом уровне отношения складываются в рамках национальной экономики в целом и, прежде всего, в тех отраслях, которые непосредственно связаны со здравоохранением, а таких отраслей насчитывается около тридцати. Эта деятельность осуществляется на уровне Министерства здравоохранения и государства в целом. На макроэкономическом уровне утверждаются законы, уставы деятельности лечебно-профилактических учреждений, регламентируется организационно-правовой каркас системы здравоохранения в целом и отдельных ЛПУ.
Мезо-, или медиумуровень представляет собой региональную экономику, т.е. экономику определенного пространства, территории. Здесь можно оперировать такими понятиями, как регион, область, округ, район, иначе говоря, переходим в область территориального экономического анализа. Например, это экономика здравоохранения Северо-Западного региона России, Ленинградской или Новгородской области, Москвы, Санкт-Петербурга.
Мидиэкономический уровень – это экономические отношения внутри системы здравоохранения, состоящий из целого ряда подотраслей производств, связанных решением одной функциональной задачи – охраны и укрепления здоровья населения.
Микроэкономический уровень охватывает деятельность каждого отдельного лечебно-профилактического учреждения, его звеньев и структур.
Главным микроэкономическим элементом в здравоохранении является лечебно-профилактическое учреждение или любое другое услугопроизводящее медицинское предприятие. Если говорить о частнопрактикующем враче, то он, по сути дела, воплощает в себе самом самостоятельное медицинское учреждение.
Микроэкономический уровень – это практический уровень. На этом уровне реализуются конкретные задачи, связанные с осуществлением медицинской деятельности ЛПУ и его отдельных подразделений, в частности:
* финансирование ЛПУ и его медицинских работников;
* вопросы собственности;
* вопросы стоимости медицинских услуг;
* вопросы экономического стимулирования медицинских работников;
* варианты системы взаиморасчетов между различными ЛПУ и СМО, между ЛПУ и промышленными предприятиями;
* определение основных, оборотных и нематериальных активов;
* проведение инвестиционной и инновационной политики.
В действительности, между этими четырьмя уровнями нет непроходимой стены или абсолютной обособленности, потому что экономические проблемы разного уровня тесно связаны между собой. Например, безработица не может существовать без конкретных людей и конкретного пространства.
Общая цель экономики здравоохранения – это изучение экономических отношений, хозяйственных контактов, которые складываются между людьми в процессе осуществления медицинской профессиональной деятельности.
Объект исследований экономики здравоохранения – это экономические отношения в сфере здравоохранения. Предмет исследования экономики здравоохранения – это экономические законы и закономерности, а также вытекающие из них принципы, которые находят отражение в действиях хозяйственного механизма в здравоохранении.
Задачи экономики здравоохранения:
1. Изучение роли и места здравоохранения в системе общественного производства.
2. Определение объемов экономических ресурсов здравоохранения и их рациональное использование.
3. Выявление тенденций дельнейшего изменения структуры расходов здравоохранения.
4. Изучение и оценка экономической эффективности медицинской помощи, различных медицинских мероприятий.
5. Изучение и оценка с точки зрения экономической эффективности деятельности учреждений нового типа (диагностические центры, дневные стационары, хосписы, частные фирмы).
6. Изучение и экономическая оценка новых форм организации труда медицинских работников (бригадный и арендный подряд, отделения сестринского ухода).
7. Изучение проблем, связанных с изменением оплаты труда медицинских работников и материального стимулирования.
8. Определение оптимального соотношения численности медицинских работников в здравоохранении (врачей и медицинских сестер, а также врачей разной специализации).
Например, в России соотношение между врачами и медицинскими сестрами определяется как 1:3, в цивилизованных европейских странах как 1:10. В связи с этим в нашей стране врач зачастую выполняет функции среднего медицинского персонала. Кроме того в России наблюдается резкий “крен” в сторону врачей “узких” специальностей.
9. Совершенствование подготовки и переподготовки руководителей здравоохранения.
В связи с переходом на рыночные отношения в медицину пришла большая группа работников без медицинского образования – экономистов. Здравоохранение несомненно нуждается в хороших специалистах, но они должны быть специально подготовлены для работы в медицинских учреждениях. С другой стороны, врач, особенно находящийся на руководящей деятельности, который не разбирается в вопросах экономики, обречен на неполное, поверхностное восприятие хозяйственной деятельности своего учреждения и здравоохранения в целом.
Рынок, его типы
В обыденной жизни рынок чаще всего ассоциируется с местом, где можно купить продукты, одежду, хозяйственные товары. Это самая старая форма рынка – традиционное место, где покупатели и продавцы совершают сделки. С точки зрения экономики рынок отражает взаимоотношения, которые складываются между производителями, продавцами, посредниками и потребителями товаров и услуг. Существует множество определений рынка, но все они сводятся к тому, что он является формой взаимоотношений, связей между отдельными субъектами, которые самостоятельно принимают решения.
Рынок – это институт или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг.
Рынок, в целом, функционирует на трех основных принципах: взаимовыгодность, возмездность и эквивалентность. Каждому участнику рынка должно быть интересно и выгодно устанавливать хозяйственные контакты с партнерами. А каждый труд должен быть оплачен.
Доминируя в экономике в целом, рыночные отношения одновременно охватывают и каждую отрасль, каждое предприятие и производство, не оставляя ни одного вне сферы своего влияния. В настоящее время рыночные отношения не обошли и сферу здравоохранения.
Для развития и функционирования рынка в любой производственной сфере недостаточно лишь желания его участников получить выгоду. Необходимо наличие следующих условий:
Ничем не ограниченное число участников конкуренции. Равный, свободный доступ на рынок и выход из него. Это значит, что каждый может заниматься предпринимательской деятельностью и получать доход в виде прибыли.
3. Равный доступ всех медицинских учреждений к имеющимся ресурсам, то есть все хозяйствующие субъекты должны иметь равные возможности приобретения медицинского оборудования, лекарств, получения кредитов, привлечения рабочей силы.
Основные понятия рынка
Различают следующие основные понятия рынка: нужда, потребность, запрос, товар или услуга, обмен, сделка, спрос, предложение, рынок, цена, конкуренция, реклама.
Исходной идеей, которая лежит в основе рынка, является понятие человеческих нужд.
Нужда – это ощущаемое человеком чувство нехватки чего-либо.
Нужды людей разнообразны и сложны.
Рынок медицинских услуг
Это рынок, который удовлетворяет потребности людей в здоровье. Он дает возможность получать и оказывать медицинские услуги, гарантирует их необходимый объем и соответствующий уровень качества. Рынок медицинских услуг имеет свою инфраструктуру – это лечебно-профилактические учреждения, НИИ, ВУЗы, страховые медицинские организации, медицинские профессиональные ассоциации.
Прежде всего остановимся на характеристике медицинской услуги. Под медицинской услугой следует понимать оказание профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, санаторно-курортной, санитарно-экологической, рекреационной, фармацевтической, протезно-ортопедической помощи.
По условиям и месту оказания медицинской услуги можно разделить на оказываемые на дому, в амбулаторно-поликлинических условиях, в стационаре, в условиях реанимации.
Виды медицинских услуг.
Скрытый спрос. Многие потребители могут испытывать сильное желание, которое невозможно удовлетворить с помощью имеющихся на рынке товаров и услуг. Предоставление этих услуг может быть в виде платных услуг ЛПУ (сервисные и дополнительные услуги в стационаре).
4. Падающий спрос. Например, в последнее время упал спрос на шприцы, системы переливания крови многоразового использования. Необходимо обратить вспять тенденцию спроса, благодаря улучшению товара или услуги. Поэтому в настоящее время увеличился спрос на шприцы и системы переливания крови одноразового использования.
5. Нерегулярный спрос. Это сезонные временные колебания. Например, спрос на санаторно-курортное лечение выше в весенне-летний период, чем в осенне-зимний.
Чрезмерный спрос. В здравоохранении наблюдается чрезмерный спрос на ургентную медицинскую помощь в праздничные и послепраздничные дни, когда больные, страдающие хроническими заболеваниями, нарушают диету и режим.
8. Нерациональный спрос. Это спрос на товары, вредные для здоровья. Задача медиков убедить потребителей от чего-то отказаться, распространяя устрашающие сведения об этом товаре или услуге. Например, Минздрав предупреждает: курение опасно для вашего здоровья, т.к. это может привести к необратимым явлениям: раку легких, гортани, желудка.
Следующий элемент рынка – это предложение. Это один из факторов, влияющих на спрос.
ЭКОНОМИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
КАК НАУКА И ПРЕДМЕТ ПРЕПОДАВАНИЯ