Расстановка: И мертвые должны уступать место в системе
Анне: Мне хочется расставить мою родительскую семью.
Б.Х.: Хорошо.
Анне: К моей семье принадлежат мои отец, мать, сестра, которая старше меня на два года, и я.
Б.Х.: Что случилось с родителями твоего отца и в его родительской семье?
Анне: Их арестовали, отправили в концентрационный лагерь и там убили. Их детей, то есть моего отца и его сестру, от них забрали. Оба они выжили и в 1937 году уехали в Англию.
Б.Х.: А что с родителями твоей матери?
Анне: Отец моей матери был христианином, но перешел в иудейскую веру, чтобы жениться на моей бабушке. Его сестра спрятала его, бабушку и мою мать от гестапо, и они выжили.
Б.Х.: Твой дед, принявший иудейскую веру, является очень важным лицом в твоей системе. Так как он тогда принял иудейскую веру, сейчас есть шанс, что, согласно принципу уравновешивания, твой брак с немцем будет счастливым. Я приведу пример, касающийся темы уравновешивания в системах, где существуют браки между людьми разных вероисповеданий.
Участник одного из моих семинаров рассказал, что его дед в молодости переехал жить в другую деревню, где женился на единственной дочери самого богатого крестьянина. Она была протестанткой, а он — католиком. Но, к ужасу родителей невесты, в день свадьбы зазвучали колокола не протестантской церкви, а костела. Родители жениха обвели родителей невесты. Иными словами, молодые обвенчались в католической церкви, и поэтому родившиеся у них дети автоматически становились католиками.
Однажды человек, рассказавший эту историю, спросил у своей сестры, почему она назвала свою дочь Карин. Та ответила, что сначала они хотели назвать ее Катариной, но потом выбрали более современное и короткое имя. Тогда он внезапно вспомнил, что их бабушку-протестантку звали тоже Катарина, и сказал об этом своей сестре. Сестра же этой связи до сих пор не замечала. Сама она вышла замуж за протестанта, обвенчавшись в костеле и договорившись с мужем, что все их дети будут католиками. Но после рождения ее дочери, Карин, ребенка окрестили в протестантскую веру. Таким образом было осуществлено уравновешивание.
Анне: Мой муж, с которым я в разводе, тоже католик, как и мои дети.
Б.Х.: Это точно отражает существующий системный порядок.
Сейчас расставь свою семью и других важных лиц в ней — родителей твоего отца и матери и сестру деда, которая их тогда спрятала.
Б.Х.: Как чувствует себя мать?
Мать: Сейчас я чувствую себя хорошо. До этого, когда ты расставлял членов семьи и я в течение некоторого времени не могла видеть дочерей, у меня возникло чувство их потери.
Рис. 18.1:
О - отец; М - мать; 1 — первый ребенок, дочь; 2 — второй ребенок, дочь (Анне); +ОО — отец отца, погиб в концлагере; +МО — мать отца, погибла в концлагере; ОМ — отец матери, перешел в иудейскую веру; ММ — мать матери, еврейка (оба выжили во время войны, спрятанные сестрой отца); СОМ — сестра отца матери Анне, спрятавшая ОМ и ММ.
Б.Х.: Как чувствует себя отец?
Отец: Я чувствую присутствие огромной энергии, которая меня подавляет. Услышав, что родители погибли в концлагере, я понял, что надо согласиться с этим.
Б.Х.: Как чувствует себя старшая сестра?
Первый ребенок: Сначала у меня возникли теплые чувства к родителям, а когда меня переставили, эти чувства охладели. Когда в расстановку добавили родителей отца, у меня возникло устрашающее чувство, будто меня что-то засасывает. Здесь, рядом с сестрой, мне хорошо. Мои другие бабушка и дедушка представляют для меня что-то вроде урановешиваю-щего элемента. В целом мне здесь хорошо.
Б.Х. (участнице, исполняющей роль Анне): Как чувствует себя младшая сестра?
Второй ребенок: Я чувствую себя ужасно. Я в страшном гневе. Я нахожу всех такими милыми, подавляюще милыми... Единственная связь, которую я ощущаю, это очень слабый контакт с сестрой моего деда. Она чудесный человек! Все остальные чересчур милы. (Передергивает плечами.)
Б.Х.: Ощущать гнев легче всего.
Второй ребенок: Ты имеешь в виду, что я чувствую гнев, вместо того чтобы взглянуть в лицо проблеме?
Б.Х.: Да.
Второй ребенок: Да, я тоже заметила, что это легче.
Отец отца: Странно. У меня такое впечатление, словно я врастаю йогами в землю и одновременно поднимаюсь вверх. Теплый поток энер-I ни течет от меня к моему сыну и его семье, а также к родителям матери Лине и к сестре ее дедушки. Но я воспринимаю их как группу, а не отдельных индивидуумов. В этой энергии заключены и другие позитивные чувства.
Мать отца: У меня такое впечатление, словно я к ним не причастна, и все это меня не интересует.
(Б.Х. изменяет расстановку так, что дети становятся напротив родителей. Погибших в концлагере родителей отца он переставляет на другое место, позади остальных.)
Рис. 18.2
Мать отца: Так гораздо лучше.
Б.Х. (отцу): А как ты себя чувствуешь?
Отец: Я ощущаю больше энергии.
Б.Х.: Мертвые тоже должны уступать место.
Отец матери: Сейчас мне хорошо. Прежде, когда родители отца Анне стояли напротив меня, я ощущал сильнодействующее поле энергии между нами, и это придавало мне сил, было приятно. Когда они ушли, сила исчезла. Обе внучки до этого стояли слишком далеко от меня. Сейчас, когда они стоят напротив, мне хорошо.
Мать матери: Я чувствовала себя самым важным лицом в группе. Сейчас же я могу уделить больше вниманию мужу.
Сестра отца матери: У меня сильное сердцебиение, но я понимаю, что это нормально.
(Б.Х. переставляет родителей матери и тетку на задний план.
Рис. 18.3
Сестра отца матери: Так лучше. Это самое спокойное место.
Второй ребенок: Что касается моих родителей, то они приобрели сейчас больше веса, и мне легче на них сосредоточиться. Сейчас я могу внутренне установить контакт с ними. И лучше, что все родители наших родителей стоят там, на заднем плане. Только мне плохо видно сестру дедушки со стороны матери.
Б.Х. (матери): Как ты себя чувствуешь, когда твои родители и тетка стоят позади тебя?
Мать: Хорошо.
Б.Х.: В общем, при расстановках семей надо обратить внимание на то, что существует разница между тем, когда мы расставляем лиц, исключенных из системы, и лиц, имеющих большую власть в ней. Лица, обладающие властью в системе, должны стоять на заднем плане, а исключенные из системы — на переднем. В данном же случае мы имеем дело с членами семьи, которые не были забыты или исключены. Решение данной констелляции состоит в том, что живые и умершие родители родителей должны уступить место в пользу своих детей и внуков и их связи друг с другом. Живые уважают умерших, продолжая свою нормальную жизнь. Значит, живые не переплетены с прошлым и свободны от него.
(К Ант): Встань на свое место в расстановке.
(Анне становится на свое место в расстановке и начинает плакать.)
Б.Х.: Открой глаза и посмотри на всех с любовью.
(Анне кивает и смотрит на всех.)
Б.Х.: Правильно.
Подарок от жизни
Ида: Я чувствую себя целостной и ощущаю внутри какое-то жжение. (Она взволнована и близка к слезам.) Было бы хорошо, если бы я больше прислушивалась к своему внутреннему голосу. Все чаще и чаще я чувствую его присутствие, и мне бы хотелось больше доверять ему.
Б.Х.: Жил-был один набожный еврей, который каждый вечер молился Богу и просил послать ему выигрыш в лотерее. Много лет спустя он услышал голос Бога, который сказал ему: «Дай же мне наконец шанс -купи себе лотерейный билет!»
Ида: Я уже несколько раз получала подарки от жизни.
(Она все еще очень взволнована.)
Б.Х.: Взгляни на своего отца, но оставь его там, вдали от себя. Посмотри с любовью на него и его семью. Оставь их там, где они сейчас, и посмотри на них с любовью. Внутренне прими от него благословение и обними его убитую сестру. Убили ли этого ребенка..?
Ида: Нет...
Б.Х.: Как бы то ни было, он не исчез. Его существование сохраняется в чем-то Высшем. И мертвые должны обрести покой.
(Ида кивает.)
Вильгельм: Я тоже чувствую себя хорошо. Все, что вижу здесь, меня очень трогает.
Софи: И я чувствую себя прекрасно. Больше энергии. У меня больше проблем сейчас нет.
Б.Х.: Ты сейчас в области влияния матери. Там ты в безопасности.
Клара: Мне тоже хорошо. Словно получила подарок от жизни.