С курсом пропедевтики детских болезней
С курсом пропедевтики детских болезней
«АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ И СЕМИОТИКА ПОРАЖЕНИЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»
Учебное пособие по пропедевтике детских болезней для студентов педиатрического факультета
Оренбург - 2007
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» РОСЗДРАВА
Кафедра факультетской педиатрии
С курсом пропедевтики детских болезней
Зыкова Л.С., Мотыженкова О.В.,
Любимова О.К.
«АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ И СЕМИОТИКА ПОРАЖЕНИЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»
Учебное пособие по пропедевтике детских болезней для студентов педиатрического факультета
Оренбург - 2007
УДК:[611.2: 612.2: 616.2 – 053.2 – 071] (075.8)
Авторы:
Л.С. Зыкова, О.В. Мотыженкова, О.К. Любимова.
«АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ И СЕМИОТИКА ПОРАЖЕНИЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»
Учебное пособие по пропедевтике детских болезней для самостоятельной работы студентов III – IV курсов педиатрического факультета. – 2007 г. – 56 с.
Аннотация: в пособии представлена особенности жалоб, анамнеза, методики и методов исследования органов дыхания у детей.
Пособие содержит вопросы для подготовки к занятиям, перечень литературы и задания для тестового контроля знаний по данной теме.
Рецензенты:
Воляник М. Н. –д.м.н., профессор, зав. кафедрой детских болезней лечебного факультета ОрГМА
Лебедькова С.Е. – д.м.н., профессор, зав. кафедрой педиатрии ФППС ОрГМА
Утверждено Методическим Советом педиатрического факультета и РИС ОрГМА.
Оренбургская государственная медицинская академия
2007г.
Занятие 1.
4. Тема: « АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА» (4 часа)
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Анатомо-физиологические особенности системы органов дыхания у детей и подростков:
- органогенез бронхиального дерева;
- механизм первого вдоха;
- клинические признаки зрелости дыхательного центра;
- сегментарное строение легких;
- особенности бронхиального секрета, мукоцилиарного
транспорта.
2. Возрастные особенности этапов дыхания у детей. Глубина, частота, ритм, минутный объем, ЖЕЛ, МВЛ и др. их возрастные изменения.
3. Газы крови у детей. Особенности диффузии газов через альвеолокапиллярную мембрану и вентиляционно-перфузионные соотношения у детей.
4. Методика исследования органов дыхания у детей и подростков:
- жалобы, предъявляемые больными;
- особенности анамнеза заболевания;
- особенности анамнеза жизни (выделение факторов риска развития патологии органов дыхания);
- осмотр (физическое развитие, цвет кожных покровов, тип лица, состояние зева, миндалин, тип дыхания, форма грудной клетки, участие ее в дыхании, частота дыхания в минуту, оценка глубины и ритма дыхания, соотношение вдоха и выдоха, соотношение дыхания и пульса, экскурсия грудной клетки);
- пальпация (эластичность грудной клетки, голосовое дрожание, толщина кожной складки на симметричных участках);
- перкуссия легких (топографическая и сравнительная, экскурсия нижнего легочного края, проекция долей легких на грудную клетку);
- аускультация (виды дыхания, их отличия, бронхофония).
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1.А.В.Мазурин, И.М.Воронцов «Пропедевтика детских болезней» - СПб: ИКФ «Фолиант», 1999.- с. 327 – 360.
2. А.В.Мазурин, И.М.Воронцов “Пропедевтика детских болезней” - М., 1985. - с. 101 - 126.
3. Пропедевтика детских болезней: Практикум /Под ред. В.В.Юрьева. – СПб: Питер, 2003. – с. 244 – 266.
3. Лекции, учебное пособие для студентов.
Дополнительная:
И.Н.Усов “Здоровый ребенок”, Минск, 1994, стр. 111 - 121.
Темы микрорефератов для выступления на занятии:
- анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей и их клиническое значение
-возрастные особенности этапов дыхания у детей
Занятие 2.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. А.В.Мазурин, И.М.Воронцов «Пропедевтика детских болезней» - СПб: ИКФ «Фолиант», 1999. – 928 с.
2. А.В.Мазурин, И.М.Воронцов «Пропедевтика детских болезней» - М., 1985. - с. 115 - 125, 134 - 136.
3. Лекции, учебные пособия для студентов.
Дополнительная:
1. Пневмонии у детей / Под ред. С.Ю.Каганова, Ю.Е.Вельтищева - М.: Медицина, 1995. - с. 155 - 178.
2. Соматические болезни у детей: Руководство для врачей под общей редакцией М.С. Игнатовой. – Москва-Оренбург. – 2002. – с.189 – 250.
Занятие 3.
Тема: «МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ У
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
- А.В.Мазурин, И.М.Воронцов «Пропедевтика детских болезней» - СПб: ИКФ «Фолиант», 1999. – с. 360 – 377.
2. Мазурин А.В., Воронцов И.М. «Пропедевтика детских болезней» - М., 1985.- с. 115 – 136.
3. Пропедевтика детских болезней: Практикум /Под ред. В.В.Юрьева. – СПб: Питер, 2003. – с. 244 – 266.
3. Лекции, учебное пособие для студентов.
Дополнительная:
2. Пневмонии у детей / Под ред. С.Ю.Каганова, Ю.Е.Вельтищева, М., 1995, стр. 130 - 153, 179 – 185
3. Соматические болезни у детей: Руководство для врачей под общей редакцией М.С. Игнатовой. – Москва-Оренбург. – 2002. – с.189 – 250.
3. Усов И.Н. «Здоровый ребенок». - Минск, 1994. - с. 111 - 121.
Занятие 4.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1 А.В.Мазурин, И.М.Воронцов “Пропедевтика детских болезней”, М., 1985, стр. 115 - 136. С.- Петербург, 1999, стр. 360 - 377.
2. Лекции, учебное пособие для студентов.
Дополнительная:
1. И.Н.Усов “Здоровый ребенок”, Минск, 1994, стр. 111 - 121.
2. Пневмонии у детей // Под ред. С.Ю.Каганова, Ю.Е.Вельтищева, М., 1995, стр. 130 - 153, 179 - 185.
Тема микрореферата для выступления на занятии:
- особенности показателей внешнего дыхания у детей
ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ
НА ЗАНЯТИЯХ
Перечень практических умений и навыков (в соответствии с ГОС, 2000), которыми студент должен овладеть на практических занятиях:
Пальпация грудной клетки
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПЛАН ОБСЛЕДОВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ
I. Расспрос.
1. Жалобы.
2. История настоящего заболевания.
3. История жизни больного.
II. Осмотр.
1. Общий осмотр.
2. Осмотр грудной клетки.
III. Пальпация грудной клетки.
1. Определение эластичности.
2. Определение голосового дрожания.
IV. Перкуссия легких.
1. Топографическая перкуссия:
- определение высоты стояния верхушек
- определение ширины полей Кренинга
- определение нижних границ легких
- определение экскурсии легочного края
2. Сравнительная перкуссия легких:
- спереди
- сзади
V. Аускультация легких.
1. Основные дыхательные шумы.
2. Определение побочных дыхательных шумов.
3. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.
VI. Бронхофония на симметричных участках легких.
VII. Рентгенологическое исследование.
VIII. Лабораторные методы исследования.
1. Анализ мокроты.
2. Анализ плевральной жидкости.
3. Аллергологические пробы.
IX. Инструментальные методы исследования.
1. Спирометрия.
2. Спирография.
3. Пневмотахометрия, пикфлоуметрия.
4. Бронхоскопия (по показаниях).
О С М О Т Р
При осмотре обращать внимание на:
- тип дыхания;
- тип лица (аденоидный);
- цвет кожных покровов: бледность или цианоз (локальный, общий);
- наличие явлений ринита;
- изменение голоса;
- участие вспомогательной мускулатуры в акте дыхания;
- изменение формы грудной клетки (бочкообразная, асимметричная; уплощение, западение, уменьшение в размерах пораженной стороны);
- отек кожи грудной клетки;
- сужение или расширение межреберий;
- состояние зева и миндалин (гиперемия, зернистость, налеты,
гипертрофия миндалин);
- подсчет числа дыханий (тахипное, брадипное);
- частота дыханий в зависимости от возраста;
- ритм дыхания, оральные хрипы;
- признаки одышки: изменение частоты ритма и глубины дыхания, участие вспомогательной мускулатуры;
- тип одышки: а) инспираторная (затрудненный вдох);
б) экспираторная (затруднен выдох);
в) смешанная.
ПАЛЬПАЦИЯ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ
1. Определение резистентности:
Обе руки накладываются на симметричные участки грудной клетки - спереди - назад или в боковых ее частях.
Ощущается или хорошая податливость - эластичная грудная клетка или выраженное сопротивление - ригидность грудной клетки. Чем старше ребенок, тем грудная клетка ригиднее. Повышенная ригидность грудной клетки при:
- эмфиземе легких;
- пневмосклерозе;
- плеврите.
При пальпации можно определить болезненность.
ПЕРКУССИЯ ЛЕГКИХ
Перкуссия помогает установить, являются ли подлежащие ткани плотными или они содержат воздух или жидкость, однако она позволяет оценить состояние тканей, расположенных в грудной клетке на глубине не более 5 - 7 см.
ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ ПЕРКУССИЯ
Топографической перкуссией определяют высоту стояния верхушек легких, ширину полей Кренига и нижнюю границу легких.
Определение высоты стояния верхушекначинают спереди. Палец - плессиметр ставят над ключицей (конечная фаланга касается наружного края грудинно - ключично - сосковой мышцы). Палец передвигают вверх до появления укорочения перкуторного звука. Отметка границы по стороне пальца, обращенной к ясному звуку. В норме этот участок находится на расстоянии 3 - 4 см от середины ключицы. Сзадиперкуссию верхушек ведут от гребня лопатки к VII шейному позвонку.
Определение ширины полей Кренига.Поле Кренига - полоса ясного перкуторного тона шириной 4 - 6 см, идущего от плеча к шее. Палец-плессиметр ставят перпендикулярно верхнему брюшку трапециевидной мышцы - на середину. От этого положения проводят перкуссию поочередно по направлению к шее и плечу до притупления, граница по стороне пальца, обращенной к ясному звуку.
Определение нижних границ легкихначинают справа по средне-ключичной линии сверху вниз от ясного звука к тупому и прекращают с появлением укорочения перкуторного звука. Отметка границы по стороне пальца, обращенной к ясному перкуторному звуку. Подобным путем определяется нижняя граница по средне-подмышечным линиям и по лопаточным линиям справа и слева.
Линии | Справа | Слева |
Средне ключичная | VI ребро | На высоте IV ребра выемка для сердца |
Средне подмышечная | VIII ребро | IX ребро |
Лопаточная | IX - X ребро | X ребро |
Паравертебральная | На уровне остистого отростка XI грудного позвонка |
ГРАНИЦЫ ДОЛЕЙ ЛЕГКИХ
Границы спереди | Границы сзади |
Правое легкое: над IV ребром - верхняя доля под IV ребром - средняя доля | Правое легкое: над остью лопатки - верхняя доля под остью лопатки - нижняя доля |
Левое легкое: верхняя доля | Левое легкое: над остью лопатки - верхняя доля под остью лопатки - нижняя доля |
Сбоку: справа определяются все 3 доли, слева – 2 доли.
Определение подвижности нижних краев легких (экскурсия легких) проводят по средне-подмышечной или заднеподмышечной линиям. В норме нижний край легкого при усиленном вдохе опускается на 3 - 4 см ниже границы, при максимальном выдохе край легкого поднимается также на 3 - 4см. Таким образом,дыхательная экскурсия легких равна 6 - 8 см.
О подвижности нижнего края легких у детей раннего возраста можно судить во время плача или крика.
НИЖНЯЯ ГРАНИЦА ЛЕГКИХ
Опускается при: Поднимается при:
- эмфиземе - пневмосклерозе
- низком стоянии диафрагмы - оттеснении легких плевральной
- параличе диафрагмы жидкостью или газом
- высоком стоянии диафрагмы
АУСКУЛЬТАЦИЯ
СИНДРОМ ОБРАЗОВАНИЯ ПОЛОСТИ В ЛЕГКОМ
Синдром образования полости в легком встречается при абсцессе или туберкулезной каверне, распаде опухоли легкого, когда крупная полость свободна от содержимого, сообщается с бронхом и окружена воспалительным “валиком”. При осмотре грудной клетки отмечается отставание в акте дыхания “больной” половины, голосовое дрожание усилено; перкуторно определяется притупленно-тимпанический или (при крупной полости, расположенной на периферии) тимпанический звук, иногда с металлическим оттенком, а аускультативно - амфорическое дыхание, усиление бронхофонии и нередко звучные средне- и крупнопузырчатые хрипы. Рентгенологическое исследование подтверждает наличие полости в легком.
РЕСПИРАТОРНЫЙ СИНДРОМ
Клинические признаки ОРЗ в анамнезе, в начале или (и) в динамике заболевания. Кашель - влажный, сухой, частый, приступообразный; мокрота - слизистая, гнойная, слизисто-гнойная. Осиплость голоса. заложенность носа, чихание, гиперемия зева и задней стенки глотки, увеличение подчелюстных и шейных лимфатических узлов. Болезненность в области придаточных пазух носа.
БРОНХОЛЕГОЧНЫЙ СИНДРОМ
Асимметрия грудной клетки в процессе дыхания, ее вздутие. Усиление или ослабление голосового дрожания и бронхофонии над участками поражения. Укорочение или усиление разной степени выраженности перкуторного звука над легкими или их участками, выявление жесткого, бронхиального дыхания, влажных (крупно-, средне-, мелко-пузырчатых), крепитирующих и сухих хрипов в участках поражения легких.
СИНДРОМ ТОКСИКОЗА
Оценивается по клиническим признакам, разработанным В.Ф.Шемитовым, по трем степеням выраженности.
Симптомы токсикоза 1 степени: снижение эмоционального тонуса (ребенок не улыбается, капризен), легкая бледность или избыточная гиперимия кожи, субфебрильная температура, небольшое снижение мышечного тонуса, усиление или легкое приглушение 1 тона на верхушке сердца, превышение частоты дыхания над нормой до 5 в минуту и частоты сердечных сокращений до 20 в минуту с учетом поправки на температуру - 4 дыхания и 10 сердечных сокращений на каждый градус выше нормы (показатель избыточности). Симптом “белого пятна” (СБП) отрицательный (не более 2 сек.).
Признаки токсикоза II степени: Ребенок беспокоен или необычно вял (потеря интереса), кожа бледная, снижен тонус мышц, температура тела 38-39°С, показатель избыточности дыхания 6-15 в минуту, ЧСС - 21-30 в мин., глухие тоны на верхушке сердца, печень увеличена на 2,5-3 см, СБП 2-3 сек.
Признаки токсикоза III степени:Сопор, ребенок вялый, заторможенный, кожа резко бледная или бледно-серая, выражена мышечная гипотония, атония (рука как “плеть”), температура тела 39°С и выше, показатель избыточности дыхания 16 в мин. и более, ЧСС - более 30 в мин., тоны сердца глухие,
аритмия, печень увеличена на 3,5 см и более, СБП 3 и более сек.
Заключение о степени токсикоза у больного в момент осмотра дается на основании выявления не менее трех симптомов максимальной выраженности токсикоза. Если выявляются только два симптома, относящихся к более тяжелой степени, токсикоз оценивается, как переходный I-II, II-III степени.
ХРОНИЧЕСКОЙ ПНЕВМОНИИ
Хроническая пневмония -хронический неспецифический бронхолегочный процесс, имеющий в основе необратимые морфологические изменения в виде деформации бронхов и пневмосклероза в одном или нескольких сегментах и сопровождающийся рецидивами воспаления легочной ткани и (или) бронхов.
Данные анамнеза заболевания: частые повторные пневмонии с
локализацией процесса в одном
определенном месте с затяжным
течением, начавшемся в раннем
детстве, а также перенесенные
тяжелые пневмонии с деструкцией
легкого.
Респираторный синдром: кашель постоянный, влажный, со
слизисто-гнойной мокротой по утрам.
Синдром токсикоза I, II, III степеней при обострении.
Синдром интоксикации (хронической).
Бронхообструктивный синдром - возможен у больных с
распространенным процессом.
Бронхолегочный синдром: локально - при первичной пневмонии,
диффузно (чаще) при вторичной ХП:
укорочение перкуторного звука в
пораженных участках легких, изменение
дыхания в них, длительное сохранение
влажных и крепитирующих хрипов.
Рентгенологически: стойкое снижение прозрачности в
пораженных сегментах, усилен,
деформирован легочный рисунок
(пневмосклероз).
Бронхографически: деформация бронхов, цилиндрические или
мешотчатые бронхоэктазы, пневмосклероз.
Лабораторные показатели: общие анализы крови –
воспалительные процессы
нередко выражены при обострении
процесса и нормальные показатели
крови в период ремиссии.
СОСТАВ ПЛЕВРАЛЬНОЙ ЖИДКОСТИ
Свойства жидкости | Транссудат | Экссудат серозный | Экссудат гнойный |
Цвет, консистенция | Бесцветная слегка опалесцирует | светло-желтый | желтый, густая |
Удельный вес | Менее 1015 | более 1015 | более 1015 |
Белок | Менее 30 г/л | более 30 г/л | более 30 г/л |
Реакция Ривальта на муцин (помутнение при добавлении р-ра уксусной кислоты) | Отрицательная | Положитель-ная | Положительная |
ЦИТОЗ: лейкоциты Лимфоциты Нейтрофилы ( в норме единичные лимфоциты) | Единичные + - | большое кол-во + - | Повышенные - + |
Окраска по Граму | - | - | + |
Бакпосев | - | - | + |
Клиническое значение | Гидроторакс | серозный плеврит | гнойный плеврит |
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
ПО ТЕМЕ: “ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА У ДЕТЕЙ”
Выберите правильные ответы:
1. Анатомическими особенностями полости носа у детей раннего возраста являются:
1) недоразвитие полостей
2) нежность слизистой оболочки
3) плотность хрящей
4) узость носовых ходов
5) несформированный нижний носовой ход
2. Апноэ у новорожденных детей связаны:
1) с недостатком сурфактанта
2) с незаконченной дифференцировкой дыхательного центра
3) с гипоксией дыхательного центра
4) со слабостью сокращения диафрагмы
3. Особенностями гортани у детей раннего возраста являются:
1) хорошее развитие эластической ткани
2) податливость хрящей
3) узость голосовой щели
4) нежность слизистой оболочки
4. Ложные голосовые связки у детей:
1) богаты лимфоидной тканью
2) обильно кровоснабжаются
3) кровоснабжаются скудно
4) бедны лимфоидной тканью
5) утолщенные
Выберите правильный ответ:
5. Развитие альвеол в легких начинается:
1) внутриутробно
2) с рождения
3) с 4 - 6 недель
4) с 6 месяцев
5) с 1-го года
Выберите правильные ответы:
6. Лобная пазуха у ребенка:
1) к рождению отсутствует
2) к рождению развита плохо
3) начинает развиваться с 7 лет
4) формирование заканчивается к 10 годам
5) формирование заканчивается к 15 годам
Выберите правильный ответ:
7. Пещеристая ткань носа :
1) развита к моменту рождения
2) развивается в течение всего периода детства
3) претерпевает обратное развитие после рождения
4) окончательно развивается к 8 - 9 годам
5) окончательно развита к моменту полового созревания
8. Глоточные миндалины максимально развиты:
1) к моменту рождения
2) к 6 месяцам
3) к 3 - 5 годам
4) к 5 - 10 годам
5) к моменту полового созревания
Выберите правильные ответы:
9. Особенностями бронхов у детей раннего возраста являются:
1) слабое развитие мышечных и эластических волокон
2) узкий просвет бронхов
3) недостаточное кровоснабжение слизистых оболочек
4) недоразвитие хрящевого каркаса
5) хорошее сопротивление спадению бронхов
10. Особенностями легочной ткани у детей раннего возраста являются:
1) обильное развитие кровеносных сосудов
2) недоразвитие эластической ткани
3) недостаточное развитие ацинуса
4) хорошая воздушность легочной ткани
5) недостаточное количество альвеол
6) широкие бронхиолы
11. Малая глубина дыхания у детей раннего возраста обусловлена:
1) небольшой массой легких
2) малым количеством альвеол
3) большой частотой дыхания
4) слабостью дыхательной мускулатуры
5) малой экскурсией грудной клетки
12. Пуэрильное дыхание у детей обусловлено:
1) малой воздушностью легочной ткани
2) примесью ларингеального дыхания
3) малыми размерами грудной клетки
4) широким просветом бронхиол
5) утолщенными стенками грудной клетки
13. Склонность к ателектазам у детей раннего возраста объясняется:
1) недоразвитием дыхательного центра
2) отсутствием коллатеральной вентиляции
3) хорошим кровоснабжением легких
4) узостью бронхов
14. На заднюю поверхность грудной клетки справа проецируются доли легкого:
1) верхняя
2) средняя
3) нижняя
15. Нижние границы правого легкого у детей:
Линия Ребро
1) срединноключичная а) IV
2) средняя подмышечная б) V
3) лопаточная в) VI
г) VIII
д) IX
е) X
Ответы: 1 _____ . 2 ______ . 3 _____ .
16. На переднюю поверхность грудной клетки справа проецируются доли легкого:
1) верхняя
2) средняя
3) нижняя
17. На боковую поверхность грудной клетки справа проецируются доли легкого:
1) верхняя
2) средняя
3) нижняя
4) язычковая
Выберите правильный ответ:
18. Количество сегментов левого легкого:
1) 9 2) 10 3) 11
4) с возрастом увеличивается
5) с возрастом уменьшается
19. Установите соответствие:
Расположение долей легкого
Слева Доли легкого
А - спереди 1) верхняя
Б - сбоку 2) средняя
В - сзади 3) нижняя
20. Установите соответствие:
Возраст Частота дыхания в 1 минуту
1) 1 месяц а) 15
2) 1 год б) 16 - 18
3) 5 лет в) 20
4) 10 лет г) 25
д) 30 - 35
е) 40 - 60
ж) 60 - 70
Ответы: 1 ______ . 2 _____ . 3 ______. 4 _____ .
Выберите правильный ответ:
21. Соотношение дыхание - пульс у здорового ребенка на 1-ом году жизни:
1) 1 : 1,5 - 2,0
2) 1 : 2,5 - 3,0
3) 1 : 3,5 - 4,0
4) 1 : 4,0 - 4,5
5) 1 : 3,0 - 3,5
ЭТАЛОНЫ К ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ
ДЛЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
ПО ТЕМЕ: “ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА У ДЕТЕЙ”
1. 1, 2, 4, 5 15. 1 - в, 2 - г, 3 - е
2. 2, 3 16. 1, 2
3. 2, 3, 4 17. 1, 2, 3
4. 1, 2, 5 18. 1
5. 3 19. А - 1, Б - 1, 3, В - 1, 3
6. 1, 5 20. 1 - е, 2 - д, 3 - г, 4 - в
7. 4 21. 5
8. 4 22. 4
9. 1, 2, 4 23. 3
10. 1, 2, 3, 5 24. 5
11. 1, 2, 4, 5 25. 2
12. 1, 2, 3 26. 1
13. 2, 4 27. А - 2, Б - 3, В - 1
14. 1, 3
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ
ЭТАЛОНЫ К ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ
ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ
ПО ТЕМЕ: “ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА У ДЕТЕЙ”
1. 2, 3, 5, 6, 7
2. 2, 3
3. 4
4. 2, 4
5. 1, 5
6. 2, 3, 5
7. 3, 5
8. 1, 3
9. 2
10. 2, 4, 5, 6
11. 1
12. 4
13. 1, 2, 5
14. 5
15. 2
16. 4
17. 1, 2, 4
18. 2, 3
19. 1, 2, 5, 6
20. 2, 4
21. 1
22. 3
23. 1
24. 1
25. 1, 2, 3
26. 1, 2, 3, 4, 5
27. 1, 2, 3
28. 1, 2, 3, 4, 5
29. 2, 4
30. 2, 4
31. бронхиальной проводимости
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ТЕМЕ:
“ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИТЕМА У ДЕТЕЙ”
Решите клинические задачи:
ЗАДАЧА № 1
Саша А. 10 месяцев доставлен в стационар “скорой помощью” в связи с повышением температуры до 37,80 С и затрудненным дыханием. Заболел 3 дня назад: появился насморк, сухой кашель. После применения медового компресса на грудную клетку состояние ребенка ухудшилось: усилился кашель, мальчик стал тяжело дышать, температура повысилась до 37,50 С.
Ребенок от первой беременности, 1 срочных родов, родился с массой 3200,0 кг, длиной тела 51 см. Находился на естетвенном вскармливании до 2 месяцев, затем на искусственном из-за гипогалактии у матери. При приеме в пищу желтка и лимонного сока у мальчика отмечается папулезная зудящая сыпь на коже. Отец ребенка страдает поллинозом, бабушка по линии матери - бронхиальной астмой.
При поступлении в стационар состояние ребенка ближе к тяжелому: лихорадит, вялый, кожные покровы бледные, цианоз носогубного треугольника, ЧД - 52 в 1 минуту. Беспокоит частый надсадный кашель, зев ярко гиперемирован, из носа слизистое отделяемое.
Отмечается втяжение межреберий, покачивание головой при дыхании. Над легкими перкуторно легочный звук с коробочным оттенком, аускультативно жесткое дыхание, сухие свистящие и влажные хрипы с обеих сторон, выдох затруднен и удлинен. Тоны сердца ритмичные, средней громкости, ЧСС - 146 в минуту. Живот мягкий, печень на 2,0 см выступает из-под реберной дуги.
Вопросы:
1. Оцените анамнез жизни ребенка.
2. Оцените ЧСС и АД.
3. Укажите систему поражения.
4. Выделите основные синдромы поражения.
ЗАДАЧА № 2
Мать Ани Д. 7 лет, обратилась к врачу с жалобами на кашель, насморк, повышение температуры до 38 - 38,50 С у девочки. Ребенок болел в течение 7 дней, появился насморк, сухой кашель, першение в горле, субфебрильная температура (37,40 С - 37,50 С), недомогание. Лечились тепловыми процедурами, отваром трав, кашель стал более влажным, глубоким, но последние 3 дня девочка лихорадила до 38,60 С - 390 С.
При осмотре врачом выявлено: кожные покровы умеренно бледные, из носа слизистое отделяемое, зев гиперемирован, миндалины рыхлые, налетов нет. ЧД - 30 мин. Над легкими перкуторно легочный звук, справа ниже угла лопатки укорочение легочного звука. Аускультативно здесь же крепитация. Тоны сердца ритмичные, громкие, ЧСС 100 в минуту. Живот мягкий, безболезненный, печень у края реберной дуги.
Вопросы:
1. Оцените ЧД и ЧСС.
2. Укажите систему поражения.
3. Выделите основные синдромы поражения.
4. Какое заболевание можно предположить?
5. Какие дополнительные методы исследования целесообразно провести для подтверждения Вашего предположения ?
ЗАДАЧА № 3
Витя Н. 7 месяцев доставлен в стационар “скорой помощью” в связи с затруднением дыхания, повышением температуры до 380 С, с грубым сухим кашлем. Болел 3 дня. Появилась осиплость голоса, насморк, лающий кашель, затем затруднение дыхания, которое последние 4 часа нарастает.
Объективно: мальчик бледный, беспокойный, дыхание шумное. Цианоз носогубного треугольника, ЧД - 48 в минуту, отмечается втяжение подложечной области, межреберий при дыхании, затруднен вдох. В зеве умеренная гиперемия. Над легкими перкуторно легочный звук, аускультативно - жесткое дыхание, хрипов нет. Сердечные тоны ритмичные, громкие, ЧСС - 136 в минуту. Живот мягкий, безболезненный, печень на 2,5 см выступает из-под реберной дуги. Стул однократно кашицеобразный.
Вопросы:
1. Выделите синдромы поражения.
2. О каком заболевании можно подумать?
ЗАДАЧА № 4
Саша А. 7 месяцев. Заболел остро. Заболевание началось после переохлаждения с появления кашля, насморка, повышения температуры
до 37,50 С, недомогания. У мальчика отмечалось снижение аппетита, беспокойный сон. Дыхание с частотой 36 в минуту при кормлении и плаче увеличивается до 42 в минуту, появляется цианоз носогубного треугольника.
При объективном обследовании: зев гиперемирован, миндалины разрыхлены. Перкуторно - над легкими “легочный” звук, при аускультации - дыхание жесткое, влажные разнокалиберные хрипы с обеих сторон. Тоны сердца средней громкости, ритмичные. Живот мягкий, безболезненный. Печень и селезенка не увеличена, стул и мочеиспускание не нарушены.
Вопросы:
1. Поражение какой системы имеет место у ребенка?
2. Выделите синдромы поражения.
3. Какое заболевание можно предположить ?
4. Какие дополнительные методы исследования необходимо провести?
ЗАДАЧА № 5
Ребенок Виталий К. 3-х лет, заболел неделю назад, когда появились сухой кашель и насморк.Мать лечила ребенка тепловыми процедурами, но без положительного эффекта: кашель усилился, стал более влажным, присоединилось повышение температуры до 37,80 С, ухудшился аппетит. Был вызван участковый врач, который выявил у ребенка следующее: зев ярко гиперемирован, миндалины рыхлые, налетов нет. Носовое дыхание затруднено из-за слизисто-гнойных выделений. Частота дыхания - 27 - 28 в минуту, грудная клетка равномерно участвует в дыхании, втяжений межреберий нет. Над легкими перкуторно легочный звук. При аускультации жесткое дыхание, сухие и рассеянные влажные крупно-пузырчатые хрипы с обеих сторон. Тоны сердца ритмичные, громкие, отчетливые. Живот мягкий, безболезненный во всех отделах. Печень + 2 см из-под реберной дуги. Селезенка не пальпируется. Мочеиспускание свободное. Стул 1 раз в сутки, оформленный.
В анамнезе: ребенок от II беременности, протекавшей с токсикозом I половины (тошнота, рвота), угрозой прерывания во II половине. Родился на сроке 36 недель, с массой 2900,0, длиной 49 см, на 7 баллов по шкале Апгар. К груди приложен на 3 сутки. Естественное вскармливание до 2 мес.
Перенесенные заболевания: ОРВИ - 3 - 4 раза в год, ветряная оспа, отит.
Наследственность: у матери хронический тонзилит.
Вопросы:
1. Сделайте заключение по анамнезу жизни с выделением факторов риска.
2. Выделите основные синдромы поражения.
3. Поражение какой системы имеется у ребенка?
4. Какие дополнительные методы исследования Вы можете предложить для подтверждения поражения данной системы?
ЗАДАЧА № 6
УКАЖИТЕ СОСТАВ ПЛЕВРАЛЬНОЙ ЖИДКОСТИ ПРИ:
1) гидротораксе (транссудат)
2) серозном плеврите (экссудат серозный)
3) гнойном плеврите или эмпиеме плевры (экссудат гнойный)
Варианты ответа:
а б в |
Цвет, консистенция желтый, светло- бесцветная
густая желтый слегка опа-
лесцирует
Удельный вес 1035 1022 1012
Белок 40 г/л 35 г/л 10 г/л
Реакция Ривальта на муцин
(помутнение при добавле-
нии уксусной кислоты) полож. полож. отрицат.
Цитоз:
лейкоциты сплошь в поле зрения больш. кол-во единичные
лимфоциты - + +
нейтрофилы + - -
Окраска по Граму + отрицат. отрицат.
Бакпосев + отрицат. отрицат.
ЭТАЛОНЫ К ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМУ КОНТРОЛЮ ПО ТЕМЕ:
“ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА У ДЕТЕЙ”
ЭТАЛОН К ЗАДАЧЕ № 1
1. Анамнез жизни неблагоприятный, факторы “риска”: раннее
искусственное вскармливание, пищевая аллергия,
наследственная отягощенность по аллергическим заболеваниям.
2. Тахикардия, тахипноэ Д = 52 = 1 : 2,8 - признак одышки
Р 146
3. Поражена дыхательная система.
4. Синдромы: респираторный, интоксикации, бронхообструктивный, ДН II степени.
ЭТАЛОН К ЗАДАЧЕ № 2
1. Тахикардия, тахипноэ Д = 30 = 1 : 3,5 - признак одышки
Р 100
2. Дыхательная система.
3. Синдромы поражения: респираторный, интоксикации, бронхолегочный.
4. Можно предположить пневмонию.
5. - R - логическое исследование грудной клетки
- клинический анализ крови
- посев мокроты на флору и чувствительность к антибиотикам.
ЭТАЛОН К ЗАДАЧЕ № 3
1. Респираторный, интоксикации, дыхательная недостаточность II степени (ДН II степени).
2. Подсвязочный ларингит (ложный круп).
ЭТАЛОН К ЗАДАЧЕ № 4
1. Поражена дыхательная система.
2. Синдромы поражения: респираторный, интоксикации,
бронхолегочный, ДН I степени.
3. Можно предположить острый бронхит.
4. - R - логическое исследование грудной клетки
- посев мокроты на флору и чувствительность к антибиотикам
- клинический анализ крови.
ЭТАЛОН К ЗАДАЧЕ № 5
1. Анамнез неблагоприятный, т.к. имеются факторы риска:
- токсикоз во время беременности у матери
- угроза прерывания беременности
- недоношенность
- легкая асфиксия у ребенка при рождении
- позднее прикладывание к груди
- раннее искусственное вскармливание.
2. Синдромы поражения: респираторный, интоксикации,
бронхолегочный.
3. Поражение дыхательной системы.
4. Дополнительные методы исследования:
- R - графия грудной клетки
- посев мокроты на флору и чувствительность к
антибиотикам
- клинический анализ крови
- консультация ЛОР-врача.
ЭТАЛОН К ЗАДАЧЕ № 6
1 - в, 2 - б, 3 - а
с курсом пропедевтики детских болезней
«АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ И СЕМИОТИКА ПОРАЖЕНИЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»
Учебное пособие по пропедевтике детских болезней для студентов педиатрического факультета
Оренбург - 2007
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» РОСЗДРАВА
Кафедра факультетской педиатрии