Уровни организации, относящиеся к сознанию
В схеме на рис. 7.3 обобщаются уровни организации, предположительно вовлеченные в формирование сознательного опыта. Поскольку тема сознания по большей части игнорируется в рамках основного направления нейробиологии, мнение знаменитых исследователей мозга в отношении этого предмета определить довольно сложно. Заведующий моей кафедрой однажды предупредил меня: «Если ты хочешь сделать карьеру, ты должен сторониться изучения сознания (consciousness)». Несмотря на некоторые позитивные тенденции в других дисциплинах, ортодоксальные нейробиологии избегают этого вопроса, а все прочие используют политически корректный термин осведомленность (awareness), когда готовят заявки на гранты. Тем не менее, большинство нейробиологов согласятся с предположением, что все представленные здесь уровни, за исключением уровней в самом верху и в самом низу таблицы, включены в этот процесс.
Поскольку не существует экспериментальных данных, подтверждающих это, данную гипотезу можно подтвердить указанием на несогласованность современных нейробиологических понятий. И это нелегко, потому что, повторюсь, мы редко слышим, чтобы авторитетные нейробиологи выражали свои взгляды по поводу сознания. Если они все же делают это, то придают особое значение неврологическим коррелятам сознания, как, например, Фрэнсис Крик[252], который пояснил свое радикально редукционистское видение: «Вы, ваши радости и ваши печали, ваши воспоминания и ваши амбиции, ваше чувство личной идентичности и свобода воли, на самом деле не более чем поведение огромного сообщества нервных клеток и соединенных с ними молекул. Как могла бы сказать Алиса Льюиса Кэрролла: „Вы — всего лишь масса нейронов“».
Писатель Джон Хорган критиковал такую узость взглядов: «В определенном смысле Крик прав. Мы — всего лишь масса нейронов. С другой стороны, нейробиология до сих пор не ответила на главные вопросы. Объяснение работы мозга с термином нейроны принесло не намного больше пользы или открытий, чем объяснение его в терминах кварки или электроны. Существует множество альтернативных редукционистских подходов. Мы — всего лишь уникальные гены. Мы — всего лишь множество приспособлений, сформированных естественным отбором. Мы — всего лишь масса вычислительных устройств, предназначенных для решения различных задач. Мы — всего лишь сочетание сексуальных неврозов. Такие заявления, как и утверждение Крика, выполняют оборонительную функцию, и все они неадекватны»[253].
Высшее?
Культура/общество
Организм/мозг
"Части мозга" (полушария, триединый мозг Маклина) [254]
Кортикально-таламические нервные узлы
Модули мозга/нейронные сети
Нейроны/аксоны
Синапсы/нейронные мембраны
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Сеть микротрубочек [255]
Микроволоконная структура
Внутриклеточная жидкость
Белковая структура
Гидрофобные группы
Ван-дер-Ваальсовы силы [256]
Суперпозиции электронов/поляризации фотонов
Спинорные сети/пространственно-временная геометрия
Рис. 7.3. Уровни организации, относящиеся к сознательному опыту.
Чтобы не попасть в ловушку радикального редукционизма, мы должны допустить, что все уровни имеют дело с двунаправленными, взаимосвязанными, причинными процессами. Нужно обратить внимание на положение пунктирной линии на рис. 7.3. Мы можем назвать ее горизонтом знания, потому что она разделяет уровни, основанные на их предполагаемой причинной роли в формировании сознательного опыта. Согласно теории неврологических коррелятов сознания, система нейронов и аксонов играет важную роль и в возникновении сознательного опыта, и в функционировании более высоких уровней. В книге «Чистая доска: современное отрицание человеческой природы» Стивен Пинкер пишет: «Культура важна, но культура не может существовать без психических способностей, которые позволяют людям сначала создавать и изучать культуру»[257].
Воздействие культуры на формирование структуры мозга и функционирование нейронов также является допустимым. Это означает, что взаимодействия, идущие снизу вверх и сверху вниз, имеют место и выше пунктирной линии, где каждый уровень активно играет свою роль. В случае взаимодействий ниже пунктирной линии все обстоит иначе: допущением здесь является, что внутриклеточные уровни пассивны и служат для допуска к более высоким уровням, а не для формирования их функций. Здесь причинно-следственные отношения действуют только снизу вверх, а нисходящие эффекты, как считают представители магистрального направления нейробиологии, не оказывают воздействия на этом уровне. Над горизонтальной линией расположена сбалансированная и скоординированная иерархия, ниже нее действует принцип олигархии. Конечно, это произвольное установление границы с нарушенной симметрией. Стремясь к большей целостности, мы можем постулировать, что внутриклеточные системы привносят в опыт нечто, характеризующее их уровень. Они могут также формировать сознание. Поскольку размер внутринейронных компонентов близок к единицам измерения квантовой физики, предполагаемые характерные внутриклеточные уровни привносят в сознание собственную связь с квантовой реальностью, или «квантовой сверхъестественностью», как любят говорить некоторые физики. Самым знаменитым примером квантовой сверхъестественности считается нелокальность, или, более конкретно, — сигнальная нелокальность.