Подострые трансмиссивные спонгиоформные энцефалопатии

В группу прионовых подострых трансмиссивных спонгиоформных энцефалопатий человека входят следующие заболевания:

— болезнь Крейтцфельдта—Якоба;

— синдром Герстманна—Штросслера—Шейнкера;

— синдром фатальной семейной бессонницы;

— болезнь куру;

— хроническая прогрессирующая энцефалопатия детского возраста, или болезнь Альперса.

Клиническая картина при всех формах прионовой энцефалопатии характеризуется разнообразной неврологической симптоматикой, связанной с вакуолизацией и гибелью нейронов (как уже отмечалось, основной механизм действия прионов на клеточном уровне) практически в любом отделе серого вещества мозга, включая мозжечок (табл. 5.4).

Таблица 5.4. Клинические проявления при прионовой энцефалопатии

Характер повреждения Клинические проявления
Расстройства чувствительной сферы Амнезия различной степени, потеря и извращение чувствительности, выпадение функций органов чувств
Нарушения в двигательной сфере Атаксия, обездвижение, атрофия мышц, в т. ч. дыхательных, параличи
Нарушения психики Утрата профессиональных навыков, депрессия, сонливость, агрессивность, снижение интеллекта вплоть до полного слабоумия

Несмотря на имеющиеся клинические проявления прионовой энцефалопатии, у больных не наблюдается признаков воспаления, изменений в крови или в СМЖ, отрицательны любые тесты, позволяющие подтвердить диагноз. ЭЭГ сомнительна. Клинический диагноз можно подтвердить только при гистологическом исследовании ЦНС (спонгиоз с вакуолизацией нейронов, пролиферация астроцитов и глии без признаков воспаления и демиелинизации).

Болезнь Крейтцфельдта—Якоба

Болезнь Крейтцфельдта—Якоба (БКЯ) — подострая энцефалопатия, которая характеризуется медленной прогрессирующей гибелью нейронов.

Болезнь развивается обычно у взрослых и характеризуется быстрым развитием деменции, которая сопровождается пирамидальными и экстрапирамидальными симптомами. Заболевание встречается с частотой 1:1 000 000; реже наблюдаются семейные и ятрогенные случаи заболевания. В 1968 г. была установлена трансмиссивная (инфекционная) природа этого заболевания у приматов.

Чаще всего заражение происходит при употреблении в пищу мяса больных коров. Имеются случаи передачи от человека к человеку, в частности при имплантации внутричерепных электродов, пересадке роговицы и, наиболее часто, при введении гормонов роста, экстрагированных из гипофиза человека.

В мозге пораженных людей чаще всего регистрируется диффузная атрофия коры головного мозга с губкоподобными изменениями, особенно в неокортексе, и распространенная дистрофия нейронов. При патологоанатомическом исследовании на разрезах обнаруживаются очаги размягчения вещества мозга, иногда в виде полостей, заполненных мутноватым серовато-розовым кашицеобразным содержимым. При гистологическом исследовании определяется уменьшение количества нейронов, реактивная пролиферация астроцитов, в отростках нейронов и астроцитов многочисленные маленькие вакуоли, что дало основание появлению термина «губчатый энцефалит». При БКЯ в ткани мозга не обнаруживаются признаки воспаления.

Выделяют три классические формы БКЯ:

— спорадическая (85–90 % всех случаев);

— семейная (10–15 %);

— ятрогенная (процент еще окончательно не установлен).

В последние годы, по предложению британских исследователей, выделена еще одна форма — так называемая новая атипичная форма БКЯ.

Спорадическая форма БКЯ является редким заболеванием, несмотря на то что распространена на всех континентах. Средний уровень регистрируемой в мире заболеваемости БКЯ составляет около 0,5–1 случай на 1 млн человек. БКЯ встречается в разных возрастных группах — от 17 до 82 лет. Продолжительность течения болезни колеблется от нескольких недель до 8 лет. Однако средняя продолжительность жизни от начала болезни составляет 6 мес.

Ятрогенные формы БКЯ возникают вследствии нейрохирургического заражения (через недостаточно обеззараженный хирургический инструментарий или электроды, при трансплантации роговицы, твердой мозговой оболочки) или при лечении дериватами гипофиза человека (гормоны роста и гонадотропины). Инкубационный период при ятрогенной БКЯ, как при других формах, зависит от многих факторов: способ и ворота поступления инфекта в организм, его фенотип, доза, генотип реципиента и т. д. В случаях, когда проникновение агента происходит непосредственно в ЦНС, инкубационный период составляет 10–30 мес. и первым признаком заболевания является деменция. В случаях, когда инфекционный агент поступает в организм из периферии, например, при введении гормонов роста или гонадотропинов, инкубационный период удлиняется до 5 лет и более, достигая иногда 35 лет. У этих больных диагностируется только мозжечковая атаксия.

По клинической симптоматике новая атипичная формаБКЯ ближе к болезни куру и ятрогенным формам. У больных наблюдается выраженное преобладание атаксии над деменцией и большое количество прионовых амилоидных PrP-бляшек в биоптатах головного мозга. Бляшки располагаются моноцентрически, окружены характерной спонгиозной зоной. Время развития болезни от момента первых клинических проявлений до их завершения составляет около 12 мес. Специфического лечения не существует, и болезнь имеет 100%-ную летальность.

Болезнь куру

Болезнь куру, установленная в 1957 г., — наиболее типичный пример трансмиссивных прионовых заболеваний человека. Оно встречается исключительно среди жителей племен горной местности Окапа и Форес (острова Папуа-Новая Гвинея), характеризующихся близкородственными связями, среди которых существовал ритуал каннибализма. Последнее обстоятельство позволило выдвинуть основную гипотезу относительно происхождения и распространения куру среди изолированных племен Новой Гвинеи. Она заключается в том, что заболевание началось спонтанно у одного представителя племени как случай спорадической БКЯ, а затем трансмиссивно передалось другим членам племени в связи с ритуальным каннибализмом. С момента первого описания этой болезни до настоящего времени от болезни куру погибло более 2500 человек (почти 10 % популяции некоторых деревень), унося ежегодно около 200 человеческих жизней. Ее трансмиссия осуществлялась во время ритуального обряда каннибализма, связанного с расчленением и съеданием трупов. Болезнь фактически исчезла с прекращением каннибализма.

Наши рекомендации