Фаза 3. «Езда в шаговой группе без ассистента»
Если умственно отсталый всадник уже в достаточной степени освоился со своим умением действовать и полностью доверяет лошади, то в рамках шаговой группы можно начинать следующий этап - короткие пассажи рысью без помощи ассистента, т.е. самостоятельно.
Фаза 4. «Совершенствование применения средств управления на рыси и галопе на корде».
После прохождения вышеописанных фаз обучения очевидно, что всадник демонстрирует достаточное умение реагировать и обладает необходимыми физическими умениями, он хорошо понимает инструкции и задания. Все это является предпосылкой для его участия в интегративной тренировке шагом, рысью и галопом. На этом переходном этапе всадник снова ездит на корде. Таким образом, во время этой работы он закрепляет применение средств управления на рыси и галопе, чтобы впоследствии ездить самостоятельно на этих более сложных в отличие от шага аллюрах.
Фаза 5. «Включение
В состав интегративной
Группы»
Так как в рамках школы и работы умственно отсталый человек мало общается с людьми без отклонений, то в состав верховой группы, если, конечно, это возможно, должны входит и нормальные всадники.
Все эти фазы обучения были разработаны на основе многолетнего опыта в центре лечебной верховой езды «Белый лук» (Кельн) в рамках лечебно-педагогической верховой езды и верховой езды как вида спорта для умственно отсталых людей, а также на протяжении моей работы в центре помощи молодежи и инвалидам Миха- ельсхофен (Кельн). По причине индивидуальных условий отдельных всадников, а также с учетом вида их отклонения и количества часов езды за неделю, о временной продолжительности отдельных фаз нельзя сообщить определенных данных. Впрочем, с нормальными всадниками дело обстоит точно так же. «Поддерживающий» способ верховой езды проводился с помощью нормальных подростков в центре лечебной верховой езды «Белый лук» благодаря соединению с союзом верховой езды. Результатом этой работы в роли ассистента было то, что нормальные дети и подростки на фоне общения с лошадью перестали бояться общаться с умственно отсталыми людьми, исчезли все связанные с этим предрассудки, что способствовало всеобщей интеграции внутри союза верховой езды.
13 специфика организации и проведения занятий лечебной верховой ездой
К. Хайперц-Хенгст (С. Heipertz-Hengst)
13.1. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ЛОШАДЯХ
ОСНОВЫ
Если мы хотим использовать лошадь в качестве инструмента и партнера влечении инвалидов, нам необходимо иметь представление о ее строении, движениях и свойствах характера. Другими словами, нам следует знать особенности разных пород лошадей, разбираться в их экстерьерах, иметь представление об их развитии и хорошо знать, как обращаться с лошадью и как заботиться о ее благополучии. Нам нужны также практические навыки кормления лошади и содержания ее в конюшне. Кроме того, нам надо иметь представления о пульсе, дыхании и температуре тела животного, чтобы мы могли понять, здорова лошадь или больна. Существует множество книг, в которых можно найти большую часть всех необходимых сведений, не следует пренебрегать и советами опытных конников. Ниже мы рассмотрим те аспекты, которые имеют непосредственное отношение к терапии инвалидов.
Мы начнем с анатомии, физиологии и движений лошади, затем рассмотрим свойства этого животного, которые имеют непосредственное отношение к терапии. Многие физические и психологические свойства лошади можно эффективно применять в лечебной верховой езде, медики и педагоги используют эти свойства для работы с различными нарушениями и проблемами.
Например, в анатомии лошади можно выделить группы мышц, наиболее важных как для движений лошади, так и для того, чтобы нести всадника, среди них следует обратить внимание на две группы антагонистов, которые взаимодействуют друг с другом (рис. 13.1).
Эти группы мышц важны для верховой езды, их напряжение и расслабление определяют гибкость и сбор лошади, что, в свою очередь, влияет на качество движений лошади и всадника (рис. 13.2-13.5).
На рис. 13.2 показано, как вес всадника влияет на мускулатуру лошади:
а) молодая лошадь, реагируя на непривычный вес всадника, резко напрягает все мышцы; от этого у лошади возникают спазмы, снижается подвижность;
б) лошадь прогибает спину; это не позволяет всаднику принять удобную посадку и эффективно управлять движениями лошади;
в) натренированная лошадь сохраняет расслабленность и гибкость. Она научилась нести на себе всадника; всадник ощущает правильные и приятные движения.
На рис. 13.3 представлены различные типы воздействия веса всадника на спину лошади и механизмы поддержания равновесия:
Рис. 135. |
а - человек несет вес правильно: его спина выгнута, груз лежит на плечах, голова опущена. Таким же образом молодая лошадь несет на себе всадника, сохраняя равновесие: спина выгнута, голова опущена, всадник находится над центром тяжести лошади, ее задние ноги активны;
б - этот же груз становится вдвое тяжелее, если его нести на пояснице. То же самое происходит с молодой лошадью, когда всадник смещается в сторону крупа. Когда спина прогнута, а голова высоко поднята, аллюр становится неровным, и лошадь волочит задние ноги;
в - когда человек несет груз, сохраняя равновесие, а кто-то толкает его ношу вперед или тянет назад, он теряет равновесие.
ПОВЕДЕНИЕ ЛОШАДИ
Мы уже упоминали о том, что человек, работающий с лошадьми, должен прекрасно разбираться в их психологии. В нашей высокоразвитой цивилизации люди настолько привыкли полагаться исключительно на интеллект, что утратили способность чувствовать лошадь естественным образом. Однако успешная работа с лошадью или верховая езда возможны только в том случае, когда человек понимает поведение животного, так что следует изучать соответствующую литературу. В этих книгах говорится об особенностях психологии лошади: о ее желаниях, инстинктах и рефлекторных реакциях, о ее ощущениях и интеллектуальных способностях, о том, как она выражает свои эмоции, и о ее поведении. Мы рассмотрим лишь некоторые аспекты поведения лошадей, имеющие прямое отношение к терапии.
Рис. 134. |
История появления лошади восходит к периоду эоцена, к началу кайнозойской эры. Путем эволюции предшествующих видов появилось быстроногое травоядное животное степей, на психику которого повлияла его среда обитания. В естественных условиях лошади жили в табунах, возглавляемых жеребцом. (Табун - это скорее группа, чем стадо, поскольку каждое животное сохраняло свою индивидуальность, и группа состояла примерно из тридцати лошадей.) У них существовала подвижная социальная структура, в которой потребность в социализации совпадала с потребностью в уважении к своему социальному статусу. Развивались правила социального поведения, а также различные формы общения, с помощью которых устанавливался авторитет, так что лошадь может выражать своим поведением симпатии, антипатии, угрозы, готовность повиноваться, ревность или любовь к самке. Подобные социальные инстинкты у лошадей очень хорошо развиты, хотя у животных, выросших в конюшне, они не находят своего полного осуществления. Тем не менее человек должен знать, что его лошадь, в том числе и терапевтическая, может повести себя нежелательным образом при встрече с другими представителями своего вида. Лошадь склонна к «социальному» поведению и в домашних условиях в какой-то степени переносит это поведение на человека. Если ее растили и воспитывали соответствующим образом, лошадь может относиться к человеку как к доминирующему члену своей группы.
Как бы плохо себе ни вел жеребенок, члены его табуна никогда не причинят ему вреда. Большинство лошадей с такой же заботой (В. Блендингер даже называл это «чувством такта» [Blendinger W. Psychologie und Verhalten- sweisen des Pferdes. Heidenheim: Hofmann Verlag 1974]) относятся к человеку. Об этом свидетельствуют те факты, что лошадь, если только она физически в состоянии этого избежать, никогда не наступит на лежащего всадника, а чуткая терапевтическая лошадь сама останавливается, когда с нее начинает соскальзывать пациент.
Сильное желание постоянно двигаться связано со степным образом
жизни и с тем, что лошадь питалась растениями. Чтобы найти достаточное количество корма, дикие лошади проходят огромные расстояния спокойным аллюром, т.е. шагом. (Передвижение рысью появилось значительно позже.) Галоп давал животному возможность убегать от опасности или выражать свою радость. Домашняя лошадь также должна сохранять этот элемент удовольствия от галопа; если мотивом галопа служит исключительно страх, галоп легко может стать неуправляемым. Противниками живущих в естественных условиях лошадей были хищники, и лошади нападали на них только в отчаянных обстоятельствах, т.е. когда их «зажимали в угол». При любой другой возможности они предпочитали спасаться бегством. Этот сильный инстинкт бегства всегда следует принимать во внимание; именно на нем основываются многие принципы обучения. Лошадь подозрительно наблюдает за любым непонятным и страшным объектом, подпуская его на определенное расстояние, после чего убегает. Если границы безопасного пространства нарушены или если лошади что- то мешает убежать, она начинает обороняться. Расстояние от 3 до 5 м, на котором лошадь выбирает одну из альтернатив: убежать или драться, - можно назвать критической дистанцией. Поэтому от пугливой лошади следует держаться на достаточном расстоянии или же надо сразу подойти к ней ближе, чтобы ее успокоить. Из-за этого лошади тяжело стоять в деннике, вот почему следует соблюдать тишину в конюшне. Лошадь, с которой правильно обращаются и которую обучают, может преодолеть страх и проникнуться к человеку доверием.
Естественная среда обитания и образ жизни лошади повлияли также и на развитие ее органов чувств. Даже в спокойной обстановке лошадь продолжает наблюдать за окружением и готова мгновенно реагировать на опасность. Расположение глаз и форма хрусталика приводят к некоторому искажению восприятия горизонтального пространства, но зато лошадь видит все вокруг себя почти на 360°. При работе с лошадью следует это учитывать, поскольку она замечает то, что происходит рядом с ней или сзади от нее. Лошадь также хорошо видит в темноте. Поверхность земли особенно важна для лошади, поскольку тут она находит пищу и замечает признаки приближения врага, поэтому лошадь пугается того, что находится на земле. Неожиданно появившаяся на ее пути бумажка может серьезно обеспокоить хорошую терапевтическую лошадь, которая в то же время проигнорирует шум низко летящего самолета. Необыкновенная подвижность ушей позволяет лошади развернуть их в сторону источника звука, не меняя положения головы. Уши служат лошади чем-то вроде эхолокатора.
Кроме того, у лошади прекрасно развиты нюх и осязание. Вся поверхность кожи животного крайне чувствительна к разнообразным стимулам. Об этом свидетельствуют способность потеть, развитая сеть периферического кровообращения и социальный инстинкт ухаживать за кожей других лошадей, что позволяет лошади чувствовать также и ласку человека. Интересно, что по шкуре лошади судят о ее породе.
Лошадь выражает свои эмоции с помощью положения тела и движений. Мы уже упоминали, что аллюры не только выполняют функциональную роль, но могут также выражать удовольствие.
«Язык» лошади - это и издаваемые ею звуки, и все другие формы поведения, с помощью которых она себя выражает. Лошадь не может «корчить гримасы», поскольку на ее морде нет соответствующей мимической мускулатуры, тем не менее «выражения ее лица» могут быть очень разными, они зависят от положения глаз, ушей и шеи. Движения или положение хвоста также выражают эмоции.
Чтобы судить об интеллекте лошади, о котором много говорят, следует принять во внимание все написанное выше; можно увидеть, что лошадь очень хорошо подготовлена к своему образу жизни в естественной среде. Кроме того, это животное смогло адаптироваться к полной перемене своей судьбы, когда оно стало домашним; лошадь приспосабливается к самым «невообразимым» требованиям человека. Это свидетельствует об ее уме, хотя, разумеется, ум каждой лошади обладает индивидуальными особенностями. Многие естественные характеристики животного можно использовать в лечебной верховой езде.
Чем больше человек отрывает лошадь от ее естественной среды обитания, чем большего ума и ловкости он требует от животного, тем сильнее его ответственность за лошадь; только этим можно оправдать тот риск, которому подвергается животное.
13.2. ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ЛОШАДЬ
13.2.1. ХАРАКТЕР
Существует ли такое животное как «терапевтическая лошадь»? Очевидно, что это не отдельная порода лошадей и что невозможно разводить таких лошадей на конских заводах. Тем не менее среди многих самых разных лошадей всегда можно найти отдельных животных, которые могут хорошо работать в терапии. Решающую роль тут играет не экстерьер и не качество аллюров. Главное - это характер лошади, а его, к сожалению, сложнее всего определить или описать.
Хотя на терапевтическом занятии лошадь играет роль инструмента, никогда нельзя забывать о ее индивидуальных особенностях. Именно от того, как работает данная лошадь, зависит результат терапии. Что пользы от хорошей лошади, если она нетерпелива или непослушна? Какими бы достоинствами она ни обладала, она просто не может быть терапевтической лошадью! Надо добавить, что лошадь редко бывает норовистой по своему естественному характеру; обычно она приобретает «трудный» характер в результате общения с людьми. И наоборот, многие желательные для терапевтической лошади особенности можно развивать с помощью систематического воспитания и тренинга.
Лошадь, которая работает с инвалидами, должна быть дружелюбной и доверчивой, ей также необходимы и некоторые другие социальные качества, а также спокойствие и терпение. С другой стороны, она должна быть внимательной и ровной по своему настроению, что предполагает определенный уровень развития интеллекта. Поясним это на примере. Лошадь, которая используется в верховой езде для инвалидов, должна игнорировать неразумные команды, - следствие неопытности всадника или недостатка способностей; и одновременно она должна реагировать на незаметные сигналы, поданные с помощью средств управления или только с помощью голоса. Ее способность воспринимать голосовые команды (особенно команды инструктора) должна быть совершенной, потому что при некоторых серьезных нарушениях голос становится единственным средством управления.
Рис. 13.6. Различные типы строения лошади. а - «квадратное»; б - «прямоугольное»; в - хорошо поставленная голова со свободной нижней челюстью. Массивные мышцы шеи за ушами. |
Наконец, стоит упомянуть еще об одном факте, который все больше и больше признают даже самые скептически настроенные наблюдатели. Создается впечатление, что лошади с особым вниманием относятся к всадникам-инвалидам. Как иначе объяснить тот факт, что спокойная и терпеливая терапевтическая лошадь превращается в чрезмерно резвое животное в тот момент, когда ее используют для обычной верховой езды? Это заставляет задуматься еще над одним вопросом: у каждой лошади есть сильнейшая потребность двигаться, поэтому можно ожидать спокойствия от терапевтической лошади только в том случае, если эта потребность регулярно находит удовлетворение.
Характер лошади - наиболее важный критерий, по которому можно определить ее пригодность к терапевтической работе; на втором месте стоят ее анатомические и функциональные особенности.
13.2.2. ВНЕШНИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛОШАДИ: ОЦЕНКА ЭКСТЕРЬЕРА И АЛЛЮРОВ
Лучше всего подходят для терапии лошади среднего размера; это примерно пятнадцать ладоней. У низких лошадей обычно слишком малая длина шага, а спина колеблется слишком часто и недостаточно сильно. Если лошадь высокая, труднее обеспечивать страховку и работать с пациентом, но в любом случае лошадь должна быть достаточно большой и крепкой, чтобы нести на себе двоих взрослых людей. Так что предпочтительнее использовать лошадей среднего роста, хотя допустимы отклонения от этого правила в обе стороны.
Идеальная лошадь имеет «прямоугольное строение». Этот термин описывает соотношение длины тела и конечностей (за исключением головы и шеи). Особенно важна длина спины, являющейся центром движений (рис. 13.6, а). У «квадратной» лошади спина сильнее, что позволяет ей лучше нести на себе вес, но она часто перенапрягает спину и чувствует себя неудобно, кроме того, такое животное имеет тенденцию ходить зигзагом или даже иноходью вместо шага (рис. 13.6, б).
13.2.2.1. Передняя часть
Голова должна быть чистой, т.е. ясной формы без дополнительных утолщений. Большие ноздри позволяют лошади эффективнее дышать. Глаза очень важны, поскольку они дают представление о темпераменте лошади; они должны быть достаточно большими, выразительными, ясными и спокойными.
Плечо должно быть довольно длинным и косым, это дает возможность лошади делать более длинный шаг и обеспечивает хорошее положение для седока, поскольку перед ним находится «достаточно много» лошади.
Широкая грудь обеспечивает пространство для развития внутренних органов и потому является признаком хорошего строения тела.
Передние ноги должны быть прямыми с массивными и крепкими запястьями. Пясти также должны быть достаточно массивными и крепкими, не слишком тонкими. Бабка должна наклоняться прямо вперед под углом в 45° к воображаемой линии, проведенной через верхнюю конечность.
13.2.2.2. Туловище
(средняя часть лошади)
Важнее всего линия спины. Предпочтительнее длинная спина с хорошо развитой мускулатурой и хорошо выраженной изогнутой грудной клеткой. Окружность груди (в той области, где находится гурт) также является хорошим показателем развития внутренних органов. В том месте, где холка переходит в спину, должна быть четко оформленная вогнутая линия. Только в этом случае спина будет достаточно гибкой и расслабленной.
Рис. 13-7, а. Хорошее строение запястий, «плоские коленки», <■телячьи коленки■> (слева направо). |
13.2.2.3. Задняя часть лошади
Линия верхнего контура не должна быть слишком ровной, круп должен слегка выдаваться. Как и «переднее колено» лошади, скакательный сустав должен быть массивным и находиться сравнительно низко; но два задних сустава, в отличие от передних, могут находиться ближе друг ко другу. Сухожилия на задних ногах также должны быть
Рис. 13-7, б. Слева: правильный угол между бедром и ногой; справа: угол между бедром и ногой слишком велик (саблистый скакательный сустав).
четко выраженными. Бабки задних ног могут слегка расходиться, такая лошадь способна хорошо тормозить и крепче стоит на ногах (рис. 13.7, б).
Кроме расслабленной гибкой спины важное значение имеет также качество движений лошади, которое зависит от ног.
Ноги лучше всего удерживают вес, когда они вертикальны и стоят под корпусом лошади по углам прямоугольника. Только при правильной постановке ног лошадь может качественно идти различными аллюрами и долго сохранять трудоспособность. При движении лошадь должна поднимать ногу и делать ею взмах по прямой линии.
Мы так подробно обсуждаем физические характеристики лошади по той причине, что они определяют качество движений и здоровье животного. К сожалению, очень часто при выборе терапевтической лошади к животному не предъявляют высоких требований на том основании, что это «всего-навсего терапевтическая лошадь». Однако на самом деле именно при выборе терапевтической лошади следует проверять ее по всем возможным критериям. Поэтому следует пригласить с собою одного-двух знатоков и ветеринарного врача.
После того как человек, выбирающий лошадь, получил представление о ее возрасте, породе, размерах и экстерьере, следует перейти к оценке ее движений на аллюрах.
Надо оценить ритм и то, насколько уверенно лошадь наступает на землю, кроме этого, необходимо учитывать, что огромную роль играет правильность движений на аллюрах. Важно также обратить внимание на легкость хода и на импульс, легче всего оценить эти качества при наблюдении со стороны за лошадью, идущей рысью.
При оценки движений на шагу стоит обратить внимание на длину отдельного шага и положение задней ноги относительно следа передней.
Рис. 13-8, а. Неправильная постановка передних ног. Слева: расходящаяся; справа: сходящаяся. |
Большая длина одного шага является хорошим качеством только в том случае, если лошадь при этом хорошо работает задними ногами. На свободном шаге задние ноги должны заступать за следы передних на расстояние, равное длине одного-двух копыт.
Кроме того, чтобы оценить качество терапевтической лошади, на нее всегда следует сесть верхом; только в этом случае можно почувствовать те ощущения, которые порождают ее движения. Разумеется, при этом следует учитывать уровень подготовки лошади. В любом случае только лоша-
Рис. 13-8, б. Неправильная постановка задних ног. Слева - Х-образ- ная, справа - О-образная.ди, подготовленные не ниже уровня класса A-L, подходят для терапии. Кроме общей оценки качества аллю- ров и послушания следует применить специфические тесты. С помощью этих тестов можно получить представление о том, как животное поведет себя при воздействии необычных стимулов, с которыми имеет дело каждая терапевтическая лошадь. Хотя мы подчеркивали тот факт, что решающую роль при отборе играют темперамент и характер животного, эти качества невозможно правильно оценить. Только внимательно и постоянно наблюдая за поведением лошади в самых разных обстоятельствах, мы можем прийти к заключению о том, как она поведет себя в определенной ситуации.
Оценка поведения будущей терапевтической лошади начинается с того момента, как вы входите в денник или стойло. Как реагирует лошадь на незнакомого человека? Отходит и спокойно позволяет к себе подойти, вступает в контакт или отстраняется? Не прижимает ли она уши, не выражает ли она намерения укусить или лягнуть? Надо огладить шею лошади, чтобы ободрить животное, а потом постепенно распространить прикосновение на другие части ее тела: голову, спину, живот, поясницу, бока и круп. Затем можно надавить на ее тело, внимательно наблюдая за реакцией. Если лошадь по своей природе боится щекотки или обладает повышенной чувствительностью, она может вздрагивать, трясти головой, прижимать уши. Некоторые лошади вертят головой и щелкают зубами или угрожают «мучителю» своими задними ногами, другие скачут или шарахаются в сторону. Если ваше поведение было ровным и спокойным, а в окружающей среде не было никаких факторов, вызывающих испуг, но лошадь проявляет какие-то поведенческие реакции из перечисленных выше, - в этом случае мы настоятельно рекомендуем не обучать такое животное для терапии.
Если первый тест прошел сравнительно гладко, лошадь можно оседлать. Чтобы точнее оценить поведение лошади, лучше самому почистить ей копыта, вывести ее из денника и т.д. Затем можно оценить ее экстерьер и понаблюдать за ее свободными движениями при расслабленных поводьях. Это уже достаточно подробно было описано выше. Кроме того, стоит обратить внимание на движение спины лошади, на то, часто ли она меняет ногу на галопе, а также на то, как реагирует на внезапные звуки и незнакомые предметы. Дальнейшую оценку выполняет сидящий на лошади всадник, который проверяет ее способность реагировать на команды человека. Затем, в зависимости от того, как животное обучали, можно проверить некоторые особенности лошади, имеющие прямое отношение к терапии. Следует выполнять эту проверку мягко и осторожно, поскольку лошадь, быть может, впервые в своей жизни сталкивается с подобными действиями. Знакома ли она с кордой и вольтижировочной гуртом? Сидел ли когда-нибудь всадник на ее спине без седла? Что она почувствует, если сидящий на ней всадник осторожно выполнит какие- нибудь упражнения? Переносит ли она надавливание на область почек и на круп? Сохраняет ли спокойствие при неприятных ощущениях, когда ей надавливают на бока? Позволит ли на себя сесть двоим всадникам? - И многое, многое другое.
Если лошадь настроена сопротивляться или обороняться, она может: напрягать и выгибать спину, мотать головой, махать хвостом, нервно храпеть, пытаться убежать, сбросить всадника или лягнуть. Следует подчеркнуть, что это не обязательно является признаком повышенной чувствительности и противопоказанием к использованию животного в терапевтической работе. Возможно, это объяснимая временная реакция вследствие испуга при столкновении с незнакомыми стимулами. В любом случае испытание следует немедленно приостановить, надо похвалить и успокоить животное, а затем перейти к следующей задаче. Встречаются и обратная ситуация, когда в силу своей глупости или неопытности при первом испытании лошадь спокойно относится к любым стимулам, а уже позже реагирует на них страхом. Так что ваше решение должно строиться на внимательном наблюдении и размышлении.
Очевидно, что лишь после долгого периода подготовки за первые месяцы работы с пациентами в составе терапевтической команды можно будет понять, насколько лошадь соответствует своей функции. Недостаточно того, что лошадь послушна своему тренеру, к которому она привыкла; в перспективе следует задаться целью воспитать такое животное, которое без риска могут использовать и менее
опытные члены команды·
Рис 13 9 13 10. вольтижировочная гурт с добавочной ручкой и веревкой, завязанной узлами. |
Возможно, «идеальной терапевтической лошади» просто не существует, у каждой живой лошади есть свои плюсы и минусы. Принимая окончательное решение, следует взвесить все ее сильные и слабые стороны и посмотреть, что перевешивает. Больше всего следует ценить в терапевтической лошади ее добрый характер, что является определяющим фактором окончательного решения.
13.2.3. СНАРЯЖЕНИЕ
Следует, кроме обычного, иметь некоторые предметы специального снаряжения, необходимые для терапии, например лестничные поводья, безопасные стремена и т.д.
Г. Терапевтическое снаряжение
1. Чумбур
2. Лейцы с подперсьем
3. Вольтижировочная гурт
4. Терапевтическая гурт
5. Большая овечья шкура (овчинный вальтрап)
6. Специальные приспособления, применяющиеся вместе
с поводьями,стременами или седлами (самодельные)
Гурт, за который держится пациент, является существенной частью терапевтического снаряжения. Самую простой гурт можно сделать из обычной прочной седелки, к которой прикрепляются кольца для развязок (достаточно низко!) и три кожаные ручки (справа, слева и посередине). Эти ручки должны быть достаточно длинными и гибкими, чтобы держащийся за них пациент мог свободно двигаться. В некоторых случаях следует сделать ручки с меняющейся длиной, чтобы можно было приспособить гурт для пациента с той или иной патологией верхних конечностей. На практике достаточно зафиксировать на гурту сложенную вдвое веревку, перевязанную узлами. Петли такой веревки служат ручками. Гурт должен быть плоским и достаточно мягким, чтобы он не вызывал у сидящего верхом пациента неприятных ощущений (рис. 13.9).
Для более сложной терапевтической программы необходимо иметь также прочный кожаный гурт, снабженный, если это нужно, длинными жесткими ручками. Как правило, подходит обычная вольтижировочный гурт, если он плоский и его ручки не слишком высоки; ручки должны быть достаточно широкими, чтобы за них могли держаться двое (пациент и ассистент). К такому гурту легко добавить третью ручку или завязанную узелками веревку (рис. 13.10). Сейчас появились специальные гурты для лечебной верховой езды.
Здесь необходимо сделать одно серьезное предупреждение: сейчас стало появляться все больше и больше так называемых приспособлений для лечебной верховой езды. По сути своей это система ремней, с помощью которых пациента более или менее жестко прикрепляют к лошади. Действительно, с такими приспособлениями легче работать, можно также сэкономить средства, поскольку пациенту понадобится меньше ассистентов. Но, по нашему мнению, один существенный недостаток перевешивает все достоинства этого снаряжения: оно заметно увеличивает риск несчастного случая, в результате которого пострадает пациент. Существует старинный принцип верховой езды, который относится и к лечебной верховой езде также: у всадника должна оставаться возможность «отделиться» от лошади! Подобное снаряжение ограничивает пациента физически и психологически и мешает ему выполнять некоторые движения. Хорошо подготовленный ассистент выполнит те же функции, но при этом пациент не подвергается риску и обладает большей свободой.
Рис. 1312. Снаряжение терапевтической лошади: лейцы, подперсье,уздечка для работы на корде, учебное седло со специальными дополнительными приспособлениями, специальные стремена, ногавки. |
Гурты, которые рекомендуется применять в лечебной верховой езде, фиксируются на спине лошади, иногда поверх овчинного вальтрапа. Овчинный вальтрап используется по двум причинам: с его помощью можно сгладить недостатки экстерьера - слишком высокую холку или костлявую спину - таким образом, чтобы пациенту было удобнее сидеть. Во-вто- рых, пациент сидит на мягкой поверхности (что важно в случае, если имеется риск возникновения потертостей), и такое положение безопаснее. Обычно овечья шкура больше по размеру, чем вальтрап, так что на нем могут сидеть двое. Чтобы шкура не мялась и не сбивалась, ее фиксируют с помощью подхвостника и не туго затянутой на животе лошади подпруги (рис. 13.9-13.12).
13.3. МЕТОДЫ РАБОТЫ
РАЗМИНКА
Перед началом терапевтического занятия лошадь должна размяться, чтобы ее мышцы расслабились и она стала более гибкой. Надо дать животному возможность «выпустить пар», тогда во время занятия лошадь будет двигаться спокойнее, уверенней и ритмичней. Как правило, в начале разминки предпочтительнее не пользоваться развязками. Чтобы лошадь на занятии меньше скучала от однообразия и сохраняла внимание, во время разминки лучше предложить ей выполнить иные задания, нежели те, что ожидают ее во время терапевтического занятия. Можно предоставить ей возможность побегать свободно, если только она не доводит себя этим до «одурения». На разминку следует отвести не менее 20 минут. В течение последних 5 минут разминки на лошадь следует надеть развязки и то снаряжение, которое предстоит использовать, но дать ей возможность некоторое время походить без пациента и ассистентов. Период, предшествующий терапевтическому занятию, очень важен, поскольку правильная работа без хорошей разминки невозможна. Нельзя сокращать время разминки, неправильно также заниматься разминкой во время работы с пациентом.
РАЗВЯЗКИ
Рис. 13.13· Лошадь с правильно подогнанными развязками. Поводья перекинуты через шею и фиксированы под горлам. |
Рис. 15.14. а. Положение руки при вождении лошади в поводу, б. Вождение лошади на чумбуре, пристегнутом к ремешку; рука ведущего расположена примерно на расстоянии одной ладони от места прикрепления. |
188 к ______ |
Рис. 15.16, б. Вождение на чумбуре. |
Какой бы метод мы ни применяли, лошадь ходит в развязках. Без них животное не может сохранять правильное положение тела и головы, а благодаря правильному положению возникают необходимые колебания спины, и лошадь получает возможность сгибать свое тело. Без развязок лошадь не сможет идти собранным аллюром и будет мотать шеей. Развязки (с эластичными резиновыми кольцами) крепятся к гурту с обеих сторон примерно на высоте плеча лошади. Их подтягивают таким
образом, чтобы лошадь могла держать свой нос немного вперед от вертикальной линии. Если неправильно отрегулировать длину развязок, лошадь не сможет сохранять правильный ритм, ее спина будет уплощаться, а круп - опускаться. Так что необходимо внимательно следить за их длиной!
Рис. 15.16, а. Чумбур,минимальная длина 1,5м. |
Когда лошадь идет по прямой, обе развязки должны быть одинаковой длины. Если лошадь постоянно изгибает тело по всей его длине, как, например, при работе на корде, развязки должны помогать лошади изгибаться. В этом случае развязка со внутренней стороны должна быть на 3-4 дырочки короче, чем другая. Однако не забудьте снова отрегулировать развязки при перемене направления движения.
Если в течение одного занятия снаряжение (седло, вольтижировочную гурт) необходимо несколько раз поменять, практичнее перевернуть обе развязки, т.е. ремешок пристегнуть к кольцам удил, а карабин или другую застежку - к гурту или седлу; тогда вы потратите меньше времени на изменения. Иногда используется и третья развязка (одним концом она крепится к гурту посередине, проходит между передними ногами и фиксируется на переносье), чтобы лошадь не мотала головой. Во время терапевтического занятия нельзя позволять лошади мотать головой. При работе с более зрелыми лошадьми можно фиксировать развязки крест- накрест, это дает большую свободу для движений шеи.
13.3.2. ВОЖДЕНИЕ ЛОШАДИ В ПОВОДУ ИЛИ НА ЧУМБУРЕ
Лошадь ведут с обычной (левой) стороны, ведущий находится на уровне плеча лошади. Левой рукой держат петлю на конце чумбура (надежно, но достаточно свободно). Поводья при этом фиксируются под горлом лошади, как показано на рис. 13.13. Если длина развязок правильно отрегулирована и позволяет лошади держать морду немного впереди от вертикальной линии, рядом с животным могут идти двое ассистентов. Ведущий при этом должен следить за своим положением, чтобы не мешать идущему сзади ассистенту и не опережать лошадь (рис. 13.14, 13.15).
Ведущий посылает лошадь преимущественно с помощью голоса. Очень редко при работе с ленивой лошадью возникает необходимость в применении длинного хлыста для выездки, которым осторожно прикасаются к задней части животного. Ведущий отвечает за поведение лошади, он внимательно наблюдает за ней, стараясь предугадать ее реакции. Он должен также сохранять внимание к пациенту, следить за тем, чтобы движения лошади соответствовали сиюминутным терапевтическим потребностям пациента. Терапевт дает указания пациенту и ассистентам; он обращается и к ведущему в тот момент, когда надо поменять характер аллюра или направление движения.
Это самый простой и наиболее безопасный метод вождения; он доступен для сравнительно неопытной терапевтической команды, которая работает с относительно норовистой лошадью. С помощью этого метода легче ходить по прямой, он меньше подходит для движения по кругу. На лошади может быть седло, вольтижировочный или терапевтический гурт.
Распрос