Факторы, противодействующие удалению души
Таким образом, во время физической смерти и акта возвращения удаляющейся душе приходится иметь дело со следующими факторами:
1. Физическим элементалом, интегрированной координированной жизнью физического тела, всегда стремящейся сохраниться в целости благодаря силам притяжения всех его составных частей и их взаимодействию. Эта сила работает через множество малых центров.
2. Эфирным проводником, который обладает собственной могучей координированной жизнью, выражающейся через семь главных центров, реагирующих на астральную, ментальную и душевную импульсивные энергии. Он работает также через некоторые малые центры, не предназначенные откликаться на тот аспект человеческой оснащенности, который Е.П.Б. не считает принципом: плотный физический механизм.
Поэтому малые центры делятся на две группы: те, что откликаются на жизнь плотной материи, на аспект матери, и определенно находятся на инволюционной дуге; они унаследованы от предыдущей солнечной системы, в которой человек контролировался через эти малые центры, а у посвященных и продвинутых учеников того времени слабо обозначались лишь очень немногие главные центры. Во-вторых, центры, откликающиеся на энергии, поступающие из главных центров,- они подпадают под контроль астрального тела и ментального аппарата. Вы понимаете, почему ранее в трактате я упоминал о малых центрах. Вам интересно узнать, где расположен двадцать один малый центр. Их можно локализовать в следующих точках:
Два центра находятся впереди ушей, там, где соединяются челюсти.
Два — прямо над сосками.
Один на месте соединения грудных костей близ щитовидной железы. Он вместе с двумя грудными центрами образует треугольник сил.
Два расположены на ладонях.
Два расположены на подошвах.
Два — непосредственно позади глаз.
Два связаны с гонадами.
Один вблизи печени.
Один связан с желудком; поэтому он относится к солнечному сплетению, но не идентичен ему.
Два центра связаны с селезенкой. В действительности они образуют единый центр, составленный из двух наложенных друг на друга центров.
Два центра находятся позади коленей.
Имеется один мощный центр, тесно связанный с блуждающим нервом. Он самый сильный и рассматривается некоторыми школами оккультизма как главный; расположен он не на позвоночнике, но на близком расстоянии от вилочковой железы.
Один центр расположен вблизи солнечного сплетения и связывает его с центром у основания позвоночника, образуя треугольник из сакрального центра, солнечного сплетения и центра у основания позвоночника.
Оба упомянутых здесь треугольника имеют действительно важное значение. Один над, другой под диафрагмой.
Процесс смерти можно рассматривать как двойную активность эфирного тела. Прежде всего имеет место собирание и удаление эфирной субстанции, так что она более не заполняет плотный физический организм, но уплотняется (я умышленно употребляю этот слово) в той области эфирного тела, которая всегда окружала, но не заполняла плотный проводник. Эту область иногда ошибочно называют аурой здоровья; ее легче и успешнее можно фотографировать во время процесса умирания, чем в любое другое время, вследствие аккумуляции уходящих сил на расстоянии нескольких дюймов от материального тела. Именно в этот момент опыта отходящей души произносится «слово смерти», и до произнесения этого слова еще возможно возвращение к физическому существованию и уходящие эфирные силы снова могут заполнить тело. Связь со всеми уходящими силами вплоть до этого момента поддерживается через голову, сердце или солнечное сплетение, а также через оба малых грудных центра.
Все это время сознание умирающего фокусировано либо в эмоциональном (или астральном) теле, либо в ментальном проводнике согласно точке эволюции. Он не бессознателен, как может считать посторонний, но полностью внутри себя осведомлен о том, что происходит. Если он сильно фокусирован на жизни физического плана, если последняя составляет его доминирующее желание, которое он сильнее всего осознает, он может усилить конфликт; тогда физический элементал отчаянно борется за существование, природа желания стремится отсрочить процессы смерти, а душа занята работой отделения и возвращения. Это может привести и зачастую приводит к борьбе, очень явной для наблюдателя. По мере прогресса и развития людской расы такая тройная борьба будет встречаться гораздо реже; желание существования на физическом плане не будет столь притягательным, и активность астрального тела сойдет на нет.
Вообразите себе символическую картину человека, который находится в расцвете воплощения, укоренен в своей фазе опыта, и человека, который выходит из этого опыта. Она в малом масштабе повторяет великие планетарные процессы инволюции и эволюции; она отражает виды активности, которые фокусируют или поляризуют в одном из двух направлений; она напоминает то, что можно считать процессом вливания жизни и света в сосуд на физическом плане, или же столь интенсивным излучением этой жизни и света, что могуществом души оба они удаляются и собираются в центре жизни и света, из которого пришли. Здесь я дал (если бы вы только это осознали) определение посвящения, хотя и в необычной трактовке. Возможно несколько строк из «Учебника Смерти», хранящегося в иерархических архивах, что-нибудь вам объяснят и помогут увидеть в смерти новую перспективу. В учебнике даны так называемые «Формулы, предшествующие Пралайе». Последние трактуют все процессы смерти или отделения, смерть всяких форм, будь то смерть муравья, человека или планеты. Формулы касаются лишь двух аспектов жизни и света: первый обеспечивается Звуком, второй — Словом. В писании, которое я имею в виду, говорится о свете и Слове, которое отделяет свет от формы или фокусирует его в форме.
«Помни, о Чела, что внутри ведомых сфер нет ничего, кроме света, отзывающегося на СЛОВО. Знай, что свет нисходит и концентрируется; знай, что из точки своего избранного фокуса он освещает собственную сферу; знай также, что свет восходит, оставляя во тьме то, что он — во времени и пространстве — осветил. Эти нисхождение и восхождение люди называют жизнью, существованием и кончиной; Мы, пролагающие Светлый Путь, называем их смертью, опытом и жизнью.
Свет, который нисходит, укореняется на плане временных явлений. Семь нитей он протягивает, и семь лучей света пульсируют вдоль этих нитей. Потом излучается двадцать одна малая нить, возжигая сорок девять огней. На плане проявленной жизни раздается слово: Смотри! Человек родился.
С течением жизни выявляется качество света; тусклым и мрачным он может быть, или лучистым, ярким, сияющим. Так точки света внутри Пламени пробегают туда-сюда; они приходят и уходят. Это люди называют жизнью; они именуют это истинным существованием. Так они обманывают себя и все же служат целям своих душ и исполняют великий План.
Позднее раздается Слово. Низошедшая лучистая точка света восходит, откликаясь на смутно слышный призывный звук, притягиваясь к своему эманирующему источнику. Это человек называет смертью, а душа называет жизнью.
Слово вносит свет в жизнь; Слово отделяет свет, и лишь ТО остается, что есть Само Слово. Это Слово — Свет. Этот Свет — Жизнь, а Жизнь — это Бог».
Для проявления эфирного тела во времени и пространстве характерно то, что эзотерически называется «двумя моментами сияния». Это, во-первых, момент перед физическим воплощением, когда нисходящий свет (несущий жизнь) фокусируется со всей своей интенсивностью вокруг физического тела и вступает в связь с врожденным светом самой материи, присущим каждому атому субстанции. Будет обнаружено, что этот фокусирующийся свет концентрируется в семи зонах своего не-преступи-кольца, образуя семь главных центров, определяющих, эзотерически говоря, его выражение и существование на внешнем плане. Это момент сильного свечения; точка пульсирующего света как бы превращается в пламя, и внутри пламени обозначаются семь точек интенсивного света. Эта высокая точка опыта воплощающегося непосредственно предшествует его физическому рождению. Именно благодаря ей наступает час рождения. Следующая стадия процесса, как видится ясновидящему, это стадия взаимопроникновения, когда «семь становятся двадцатью одним, потом множеством»; световая субстанция, энергетический аспект души заполняет физическое тело, и творческая работа эфирного или жизненного тела завершается. Первым знаком этого на физическом плане является «звук», издаваемый новорожденным. Это кульминация процесса. Акт творчества души теперь завершен; новый свет загорелся в темном месте.
Второй момент сияния характеризует обратный процесс — период возвращения и окончательного отделения душой своей собственной внутренней энергии. Тюрьма плоти рассеивается после удаления света и жизни. Сорок девять огней физического организма потухают; их тепло и свет поглощаются двадцатью одним малым центром света; они, в свою очередь, поглощаются семью главными энергетическими центрами. После чего издается «Слово Возвращения», и аспект сознания, природа качества, свет и энергия воплощенного удаляются в эфирное тело. Жизненный принцип аналогично удаляется из сердца. После чего следует яркая вспышка чистого электрического света, и «тело света» наконец разрывает всякий контакт с плотным физическим проводником, фокусируется на короткое время в жизненном теле и исчезает. Акт возвращения завершен. Весь данный процесс фокусирования духовных элементов в эфирном теле с последующим отделением и рассеянием эфирного тела сильно ускоряется, если тело не закапывается в землю, а кремируется.