Конспект занятия с подростками по профилактике курения
Цель занятия: научить делать осознанный выбор
относительно курения;
формирование культуры здорового образа жизни.
Задачи:
Проанализировать вместе с учащимися отрицательные и
положительные последствия выбора.
Подвести подростков к самостоятельному осознанному выбору в отношении курения.
Основной метод, используемый в данной работе, - сопровождение становления и саморазвития личности учащегося, которое предполагает:
1) обучение поиску альтернативных вариантов решения любой проблемы (как выбора образ. маршрута, так и выбора в отношении алкоголя, наркотиков, курения, досуговой деятельности и т.д.);
2) обучение осознанному самостоятельному выбору.
Содержание занятия.
Содержание | Примечания |
Введение.Сообщение темы, краткий план занятия | |
Работа по алгоритму | |
1. Формулировка проблемы вместе с учащимися: Курить или не курить? | На доске – алгоритм принятия решения, у каждого учащегося листок с алгоритмом |
2. Анализ проблемы: что нужно знать, чтобы принять правильное, осознанное решение? /Необходимо рассмотреть возможные последствия курения/ | |
3. Рассмотрение возможных последствий курения Учащиеся высказывают свое мнение о том, что привлекает подростков в курении, какие последствия может иметь курение и заполняют таблицу «Последствия возможных вариантов выбора» | Соц. педагог и психолог записывают на доске все предложенные варианты в 2 колонки |
4. Учащимся предлагается подумать над тем, какая еще информация необходима для того, чтобы принять решение относительно курения (с кем посоветоваться, какую литературу изучить и т.д.) и дополнить таблицу « Возможные последствия курения» после анализа полученной информации | Ответы на сформулированные вопросы учащиеся должны найти после занятия самостоятельно и заполнить таблицу «Дополнительная информация, необходимая мне для принятия решения» |
5. Заключение.Учащимся предлагается, проанализировав всю полученную информацию (на занятии и самостоятельно собранную), сделать самостоятельный осознанный выбор. | Учащиеся самостоятельно заполняют последнюю часть «Мой выбор» в «Алгоритме принятия решения» |
АЛГОРИТМ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ
В чем заключается рассматриваемая проблема?
КУРИТЬ ИЛИ НЕ КУРИТЬ?
Что привлекает в курении? | Возможные последствия курения |
Что еще я должен знать, чтобы принять решение относительно курения? | |
Что надо узнать? Где я могу получить такую информацию? | Что я узнал |
Дополни таблицу « Возможные последствия курения» после анализа полученной информации |
МОЙ ВЫБОР:
Заключение
В настоящее время во всем мире в образовательной среде пропаганда ЗОЖ проводится путем использования различных профилактических моделей. Структура последних зависит от конкретных условий отдельных стран и регионов. Концепция профилактики в нашей стране должна строиться с учетом трех основных сфер жизнедеятельности детей и молодежи - семья, образовательное учреждение, досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение.
Мы не имеем права отворачиваться от данной проблемы, мы все должны знать меры профилактики и каждый должен внести свой вклад в эту работу, т.е. оповещать всех, своих друзей, близких, знакомых. Ведь любые усилия, даже самые маленькие шаги по дороге профилактики ведут нас к широкой и твёрдой дороге ЗОЖ. Будем надеяться, что уже в ближайшие годы у родителей дети будут лучше и прекрасней их самих. Жизнь детей не будет омрачена наркотическим зельем: физическое и духовное развитие не будет задержано. И наши дети в свою очередь будут совершенствовать грядущее поколение.
Быть непримиримым и последовательным в этой работе – дело чести и совести каждого, как взрослого, так и школьника. Наше будущее - в наших руках!
Библиография:
1. Ананьева Н. А., Ямпольская Ю. А. Здоровье и развитие современных школьников //Школа здоровья.1994. №1.
2. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. М., 1997.
3. Беличева С. А., Родионов В. А. Информация о деятельности Центр психосоциальной работы при Консорциуме «Социальное здоровье России»//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1999. №1.
4. Брехман И.И. Введение в валеологию — науку о здоровье. , 1987
5. Зайцев Г. К., Зайцев А. Г. Твое здоровье. Укрепление организма. СПб., 2000
6. Зелинская Д. И. О состоянии здоровья детей России// Школа здоровья. 1995. №2.
7. Куинджи Н., Поленова М. А. Влияние школы на состояние здоровья, формирование репродуктивной функции девочек//Школа здоровья. 1995. №4
8. Лебедева Н. Т. Школа и здоровье учащихся. Минск, 1998.
9. Мартыненко А.В. и др. Формирование здорового образа жизни молодежи, М., 1988;
10.Неверина К.К., Левитова А. Р. Особенности психологического театра.// Новые психологические техники. – М., 2004.
11 Сиверина В. Т. Якоб Леви Морено и психодрама. – М., 2003.
12. Основные проблемы воспитания: поиски решения. Серия «Библиотека федеральной программы развития образования». – М.:Из.дом. «новый учебник»,2003.
13 Педагогика здоровья/ Под ред. В. Н. Касаткина. М., 1999.
14. Родионов А. В., Родионов В. А. Физическое развитие и
психическое здоровье. М.: МКО, «Теис», 1997.
15. Рубинштейн С.Л. «Проблемы общей психологии», – М., Педагогика, 1976, с. 382
16. Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Программа допинг – профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ для школьников подросткового возраста (программа подготовки лидеров – сверстников). М., 2000.
17. Соловов А. В. Наркомании: причины, виды, последствия, профилактика. Казань, 1999.
18. Соловов А. В. Навыки жизни. Программа ранней профилактики химической зависимости для детей 9-12 лет. М., 2000
19 Тростанецкая Г.Н, ГеришА.А «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами» -Министерство Образования,2002
20.Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей//Издание 2-е, переработанное и дополненное/ Под научн. ред. Л. М
[1] Байер К, Шейнеберг Л. Здоровый образ жизни: Пер. с анг. М.,1997
[2] Рубинштейн С.Л. «Проблемы общей психологии», – М., Педагогика, 1976, с. 382