Психология здоровья и профилактика
Профилактика подробно рассматривается в главе 14, но и здесь о ней приходится сказать несколько слов. Клинические психологи здоровья могут расходовать большую часть своего времени на «тушение пожара», но занимаются и «пожарной безопасностью». Психологи достаточно подготовлены, чтобы иметь представление об этиологии расстройств и состояний, представляющих риск для здоровья. Для многих проблем первичная профилактика означает работу с детьми и просвещение их в отношении здорового образа жизни. В Америке, например, стремительно растущей проблемой является ожирение, от которого не защищены даже дети школьного возраста. Из расчетных данных следует, что избыточный вес имеет место примерно у 11% школьников (Troiano, Flegal, Kuczmarski, Campbell & Johnson, 1995). Столь высокая частота ожирения может быть связана с неадекватным физическим воспитанием, слишком пассивным образом жизни, например в результате многочасового просмотра ТВ, отсутствием привлекательного и питательного пищевого выбора или просто зеркальным отражением пышных форм родителей (генетическая предрасположенность к ожирению существует, но вряд ли способна вызвать крупные изменения во всей популяции). Примером стратегии вторичной профилактики, ориентированной на риск (или раннего выявления), является консультирование женщин на предмет самостоятельного обследования груди. Если самообследование и не снижает вероятности развития рака молочной железы, то раннее выявление опухолей и соответствующее лечение весьма эффективны в профилактике распространения этого смертельно опасного заболевания. Той же цели служит ежегодная маммография после 50 лет. Третичная профилактика, или реабилитация, — обычное занятие психологов здоровья, поскольку они лечат индивидов с полностью развернутой симптоматикой и пытаются предотвратить дальнейшее ухудшение или рецидивы. Например, человек с плохими зубами может настолько бояться дантистов, что не обращает внимания на зубную боль — и в результате ему приходится идти к челюстно-лицевому хирургу. Психолог здоровья помогает вооружить клиента необходимыми навыками копинга, например релаксации, чтобы выдержать процедуру. Или возможна ситуация, когда клиент страдает от хронической боли и переходит к сидячему образу жизни, считая, что физические упражнения усиливают боль. Психолог здоровья может привлечь физиотерапевтов и диетологов для разработки программы по возвращению клиента к активной жизни и укреплению его сил.
Так как многие проблемы со здоровьем имеют отношение к труду, выделилась специальная отрасль психологии здоровья — психология профессионального здоровья (Quick, 1999). В данном случае психология применяется в условиях организаций для защиты и безопасности работников и окружающей их среды, а также с целью развития здоровых методов работы и стилей жизни. Важным моментом в профилактической деятельности нередко бывает связь между работой и семьей.
МОДУЛЬ 11.3.ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И ДЕПРЕССИЯ
Реальна ли польза от физических упражнений? Врачи общего профиля часто встречаются с депрессивными пациентами. Исследования показывают, что от 6 до 8% амбулаторных больных, приходящих на первичный прием, страдают большой депрессией. К счастью, депрессия очень неплохо лечится. Наряду с различными современными методами дополнительной формой лечения может быть физкультура. Она даже способна помочь профилактике депрессии у пока не страдающих ею лиц.
О чем говорят факты? Влиянию физических упражнений на психологические параметры посвящены труды, число которых далеко перевалило за тысячу, и в подавляющем большинстве случаев было отмечено благоприятное влияние физкультуры и на здоровых, и на депрессивных индивидов. Ткачук и Мартин (Tkachuk & Martin, 1999) выявили 14 хорошо выполненных экспериментальных и квазиэкспериментапьных исследовательских работ, в которых субъектами были больные с клинически диагностированной депрессией. Они обнаружили, что ни в одном проконтролированном исследовании не было найдено, что физкультура неэффективна. Упражнения на аэрацию (быстрая ходьба и бег трусцой] были эффективнее, чем плацебо или полное отсутствие лечения, а также—в некоторых случаях — чем разные формы психотерапии. Полезны и упражнения, не ставящие целью аэрацию. Достаточно быть просто активным и заниматься какой-нибудь разновидностью физкультуры. В одном исследовании, где субъектами выступили студенты колледжа в состоянии стресса и применялись физкультура, релаксация или лечение отсутствовало полностью, было выяснено, что у тех, кто занимался физкультурой,показатели стандартного опросника по депрессии были ниже.
Но почему это помогает? Хотя не найдено ни одного исчерпывающего объяснения точного механизма, посредством которого физкультура улучшает настроение, было выдвинуто несколько правдоподобных объяснений. Происходят физиологические изменения, например выброс эндорфинов, и упражнения наверняка снижают вес и улучшают здоровье. Психологические теории подключают ощущение возросшего мастерства или самоэффективности, отвлечение от неприятных мыслей й подкрепление позитивных когниций и настроения. Может играть свою роль снижение фрустраций и враждебности.
Должны ли мы просто советовать людям «заняться физкультурой»? Хэйс [Hays. 1999) предоставляет практическую информацию касательно внедрения физкультуры в терапевтическую практику. Некоторыми важными ключами к успеху в предложении физкультуры как части лечебного подхода являются следующие: поддерживайте экспектации на реалистическом уровне, составьте осуществимый план, акцентуируйте приятные аспекты физкультуры, будьте конкретны и побольше воодушевляйте пациентов. Конечно, если здоровье вызывает какие-то сомнения, люди должны проконсультироваться у врача и только потом приступать к энергичной физической деятельности. Помешают ли упражнения другому лечению, и наоборот? Основные методы лечения депрессии навряд ли явятся препятствием к физкультуре, а упражнения могут поспособствовать психотерапии, когда цель состоит в повышении общего уровня активности пациентов наряду с другими позитивными переживаниями.
НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ
Продолжая обсуждать учет психологами физических процессов, разворачивающихся в организме, мы переходим от общей психологии здоровья к более узкой области. Нейропсихология связывает психологию с нервной системой, в частности с головным мозгом. Давайте сперва рассмотрим некоторых конкретных больных, привлекших внимание работающих в этой области клинических психологов.
Тед недавно попал в автокатастрофу. В его машину с водительской стороны врезался пикап, проскочившим на красный свет. Тед был пристегнут ремнем, но ударился годовой о стекло и на несколько часов потерял сознание. Теперь, будучи выписан из больницы с легким параличом в правой половине тела, он столкнулся с необходимостью осмыслить долговременные последствия своей травмы и адаптироваться к ним.
Сьюзен подарили па день рождения роликовые коньки. Катаясь г друзьями, она упала и ударилась головой и спиной. Она была в шлеме, но все равно получила небольшую черепно-мозговую травму и ссадины. После падения Сьюзен, обычно энергичная и бодрая, стала периодически испытывать необъяснимые приступы утомляемости и депрессии. Ее осмотрели несколько разных враче!1!, и прошло больше года, прежде чем Сьюзен поставили диагноз мозговой травмы и дали некоторое объяснение ее странным симптомам.
Престарелая бабушки Инны живет с Ниной и ее родителями. За последние несколько лет у бабушки несколько усугубились проблемы с памятью.. Она быстро забывала о чем начинала говорить, и путалась в самых обыденных домашних' делах. Для семьи Нины все это представляло лишь мелкую проблему, однако бабушка отправилась погулять и заблудилась. Нина и ее родители глубоко обеспокоены предварительным диагнозом болезни Альцгеймера.
У всех этих людей есть нечто общее. У каждого в какой-то степени нарушена работа мозга, и в ходе диагностики и лечения каждый it:t них был осмотрен клиническим нейропсихологом. Что такое нейропсихология? Чем могут быть полезны ее основные принципы студенту-медику? Как повлияют эти принципы на ваши понимание и методы работы в психологии в будущем? Часть настоящей главы посвящена ответам на эти и сопряженные с ними вопросы.
Что такое нейропсихология?
Клиническая нейропсихология — раздел прикладной психологии, который занимается изучением влияния мозговых травм и дисфункций на поведение. Данная отрасль занимает любопытнейшее положение где-то между неврологией и различными отраслями психологии и образования. На рис. 11.1 показано, как техники нейропсихологической оценки соприкасаются и пересекаются с соответствующими техниками смежных дисциплин.
Нейропсихология — специальность, но ее можно рассматривать и как часть психологии здоровья, а обе вместе они являются частью клинической психологии вообще. Нейропсихологи широко представлены в междисциплинарных и мультидисциплинарных командах как часть современного медицинского подхода к лечению (Nelson & Adams. 1997). В условиях первичной помощи и ее повышенной сфокусированности на биопсихосоциальной модели клиническая нейропсихология является образчиком такого холистического и интегрированного подхода к оценке пациента (Bigler & Dodrill, 1997) и его лечению (Braverman et at., 1999). Нейропсихолог ищет различия в паттернах когнитивного и поведенческого функционирования у людей с дисфункцией мозга и без нее.
Необходимо разграничить роли невролога и клинического нейропсихолога. Невролог — врач, обычно специализирующийся в оценке и фармакологическом лечении заболеваний нервной системы. Клинический нейропсихолог — это, как правило, клинический психолог, прошедший дополнительную подготовку и практику, касающиеся связей между головным мозгом и поведением. Клинические психологи обычно работают с психиатрами, неврологами, профессиональными терапевтами, физиотерапевтами, логопедами и другими специалистами в рамках скоординированного командного подхода, где каждый профессионал предоставляет информацию, полезную для остальных. Они часто работают в пределах или в контакте с реабилитационными отделениями. В Соединенных Штатах докторские философские программы для специального тренинга в области нейропсихологии можно пройти либо в докторантуре, либо после получения докторской (доктор философии или доктор психологии) степени в клинической психологии.
В программу входят основы курсов по нейроанатомии, когниции, психопатологии, а также такие области неврологической науки, как физиологическая психология, нейрофармакология, и курсы, на которых лекции сочетаются с практическим клиническим нейропсихологическим тестированием в условиях супервизии. Дальнейшая подготовка, выходящая за рамки выпускной курсовой деятельности, представляет собой интернатуру с клинической деятельностью в условиях супервизии и два дополнительных года специальной подготовки, которая именуется ординатурой или повышением квалификации (Levin, 1994). После нескольких лет практической работы и сдачи экзаменов психолог может быть принят в Американскую Коллегию профессиональных психологов в качестве специалиста по нейропсихологии.
Рис. 11.1. Нейропсихологическая оценка и ее соседи
Краткая история. Изучение разнообразных поведенческих изменений после поражения отдельных частей головного мозга имеет давнюю историю. Древнейшие находки относятся к древнеегипетским материалам, датированным приблизительно 3000— 2500 гг. до н. э., где описываются физические особенности мозга и приводятся образчики случаев его поражения, включая лечебные рекомендации. Гален (130-200 гг. н. э.), врач римских императоров, лечил раненых гладиаторов. Именно в этом качестве он сделал прозорливые наблюдения, связав различные типы травм с последующими поведенческими изменениями.
Если перейти к сравнительно современной эпохе, то можно упомянуть Поля Брока, который в 1861 г. разработал важные теории локализации, опираясь на свою основополагающую исследовательскую работу с пациентом иод условным именем «Тан». Тан утратил речевую способность за 20 лет до кончины. Выполняя аутопсию, Брока обнаружил дефект в левом мозговом полушарии Тана — впоследствии это место было названо зоной Брока. Это предоставило данные в поддержку предмета, вызывавшего тогда ожесточенные дебаты, — локализации функции. Благодаря этому открытию Брока сумел убедить других, что различные части мозга действительно отвечают за специфические навыки и способности.
Другим показательным случаем эпохи Брока, придавшим импульс концепции локализации функции, был случай Финеаса Гейджа (Barber, 1995). Добросовестный железнодорожный работник и уважаемый начальник, Гейдж был тяжело ранен в результате несчастного случая в 1848 г. Копьеподоб-ный стержень пробил ему череп, войдя через щеку, пройдя непосредственно за глазами и выйдя наружу близ макушки. Хотя поразителен сам факт того, что раненый выжил, у него развилось множество разительных изменений в личности и поведении. Плохой импульсный контроль и нарушение способности к суждению сделали для Гейджа невозможным возвращение к прежней работе. Этот несчастный случай изменил его до того, что он так и не смог вернуться к былым обязанностям. Он умер в нищете. В то время все это представилось случайной серией изменений его преморбидной (до несчастного случая) личности и поведения. С учетом наших сегодняшних представлений о связи между мозговыми зонами и разнообразными функциями, обслуживаемыми этими зонами, в изменениях поведения Гейджа можно проследить относительно устойчивый паттерн.