Зоны и болевые точки, выявляемые у больных с заболеванием поджелудочной железы.

Болевая зона Шоффара, болевая зона Губергриц-Скульского, болевая зона Мэйо-Робсона, болевая точка Дежардена, болевая точка Губергрица, болевая точка Мэйо-Робсона.

Задание для самостоятельной работы в альбомах:

1.Написать методику пальпации желчного пузыря.

2.Написать методику пальпации поджелудочной железы.

3.Нарисовать зоны и болевые точки при заболевании поджелудочной железы.

4.Перечислить пальпаторные симптомы говорящие о заболевании желчного пузыря.

Обучающие ситуационные задачи:

Задача 1.

Больную беспокоят резкие боли в области правого подреберья с иррадиацией в правое плечо, возникшие после употребления жирной пищи, тошнота, рвота. Объективно: больная не находит себе места от боли, кожные покровы, склеры, видимые слизистые желтого цвета. При пальпации болезненность и напряжение мышц в области пересечения правой реберной дуги с наружным краем правой прямой мышцы живота. Положительные симптомы Ортнера, Кера.

1. Какому органу соответствуют топографические ориентиры области болезнености?

2. В чем проявляются и о чем свидетельствуют симптомы Ортнера, Кера?

3. Какова вероятная причина желтухи?

4. Как называется болевой синдром?

Ответ: Топографические ориентиры соответствую желчному пузырю.

Симптом Ортнера – болезненность при поколачивании ребром ладони по правой реберной дуге. Симптом Кера – боль при глубокой пальпации в области желчного пузыря. Закупорка камнем общего желчного протока. Желчная колика.

Задача 2.

Больной жалуется на боли в эпигастрии справа от срединной линии с иррадиацией в правое подреберье ноющего характера. При пальпации отмечается болезненность в зоне Шоффара и точке Дежардена.

1. Где находится зона Шоффара и точка Дежардена?

2. О поражении какого органа свидетельствует боль в зоне Шоффара и точке Дежардена?

Ответ: Зона Шоффара расположена в эпигастрии справа кнутри от бессектрисы, разделяющей прямой угол, образованный двумя пересекающимися линиями: передней срединной линией живота и линией проведенной перпендикулярно к ней через пупок. Точка Дежардена находится на границе средней и верхней трети расстояния между пупком и правой ребрной дугой. Мысленно проводится линия от пупка к правой подмышечной впадине.

Боль свидетельствует о поражении головки поджелудочной железы.

Блок информации, разработанный на кафедре:

1.методическая разработка;

2.тестовые вопросы для контроля усвоения материала занятия;

3.ситуационные задачи.

Рекомендованная литература:

Основная литература:

1.Лекционный материал.

2.Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней: учебник для вузов. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2007, 848 с.

Дополнительная литература:

1.Атлас. Пропедевтика внутренних болезней. Под редакцией Регинова И.М., перевод с английского. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2003, 701 с.

2.Гребцова Н.Н. Пропедевтика в терапии: учебное пособие. М.: Эксмо, 2008. – 512 с.

3.Ивашкин В.Т., Султанов В.К., Драпкина О.М. Пропедевтика внутренних болезней. Практикум. М.: Литтера; 2007, 569 с.

4.Струтынский А.В., Баранов А.П., Ройтберг Г.Е., Гапоненков Ю.П. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. М.: МЕДпресс-информ; 2004, 304 с.

5.Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности 060101 (040100) «Лечебное дело». В 2-х частях. Москва. 2006.

6.Руководство по клиническому обследованию больного. Пер. с англ. / Под ред. А.А. Баранова, И.Н. Денисова, В.Т. Ивашкина, Н.А. Мухина.- М.: "ГЭОТАР-Медиа", 2007.- 648 с.

7.Чучалин А.Г. Основы клинической диагностики. Изд. 2-е, перераб. и доп. / А.Г. Чучалин, Е.В. Бобков.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 584 с.

8.Ю.М. Бобылев, М.А. Зубарев Симптомы и синдромы: из прошлого в будущее. Пермь, 2004.

7. Работа на занятии:

План проведения занятия:

(общее время – 90 мин, в том числе 5 мин перерыв).

1. Организационные вопросы – 3 мин.

2. Проверка исходного уровня знаний – 5 мин.

3. Коррекция исходного уровня знаний – 5 мин.

4. Опрос студентов с использованием контрольных вопросов – 15 мин.

5. Демонстрация определения характерных симптомов при заболевании желчного пузыря, зон и болевых точек при заболевании поджелудочной железы, пальпации желчного пузыря и поджелудочной железы – 10 мин.

6. Самостоятельная работа студентов по освоению методики пальпации желчного пузыря и поджелудочной железы – 15 мин.

7. Самостоятельная работа студентов у постели тематических больных: собирание анамнеза, проведение общего и местного осмотра живота, проведение пальпации желчного пузыря и поджелудочной железы, выявление характерных симптомов при заболевании желчного пузыря и поджелудочной железы – 25 мин.

8. Итоговый контроль – тестирование (тесты прилагаются) – 10 мин.

9. Подведение итогов и задание на дом – 3 мин.

Место проведения занятия:

учебная комната и больничные палаты.

Оснащение занятия:

1.тематические больные,

2.ситуационные задачи,

3.компьютер с лекционными слайдами,

4.тестовые вопросы.

Форма отчетности:

заключение студентов по результатам работы с больными, доклады студентов, результаты письменного тестирования, решения ситуационных задач.

Методическая разработка для студентов 3 курса лечебного факультета (семестр 6) составлена доцентом кафедры пропедевтики внутренних болезней (Ю.М. Бобылевым).

ГОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Росздрава

Кафедра пропедевтики внутренних болезней

Утверждаю:

Зав.кафедрой пропедевтики внутренних болезней

Проф.___________ В.Ю. Мишланов

Наши рекомендации