Оценка федеральных органов исполнительной власти

Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России)

Принятие нормативных правовых актов позволило достигнуть значительных результатов как в части общесистемных мер по развитию конкуренции, так и на отдельно взятых товарных рынках.

Важную роль в развитии конкуренции продолжают играть мероприятия по обеспечению открытости и публичности государственных и муниципальных торгов по реализации имущества и ограниченных ресурсов. В этой связи в 2015 году была продолжена работа по развитию официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, по адресу: www.torgi.gov.ru (далее - сайт торгов, Интернет-портал).

Также в 2015 году были внесены изменения в ряд подзаконных актов, с целью обеспечения максимальной открытости и публичности при проведении торгов на право заключения договора пользования рыбоводным участком, торгов на право заключения концессионного соглашения, торгов по реализации имущества, обращенного в собственность государства, торгов на право заключения соглашений о государственно-частном партнерстве, соглашений о муниципально-частном партнерстве. Указанными актами адрес сайта торгов определяется в качестве адреса официального сайта.

Также в 2015 году на сайте торгов создан новый функционал размещения извещений о приеме заявлений граждан и крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе на право заключения договоров купли-продажи и аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)

В период 2013-2015 годов Министерством образования и науки Российской Федерации предпринят ряд мер, направленных на развитие конкуренции в сфере предоставления услуг дошкольного образования:

В соответствии с разделом 5 Плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2579-р, Минобрнауки России выполнены и сняты с контроля мероприятия по:

· разработке и направлению в субъекты Российской Федерации рекомендаций по применению механизма муниципального заказа на услуги дошкольного образования у немуниципальных поставщиков (в том числе в частных дошкольных организациях);

· внесены изменения в законодательство Российской Федерации, предусматривающие сохранение целевого назначения зданий, используемых для оказания образовательных услуг дошкольным образовательными учреждениями

· проведен анализ реализуемых в различных субъектах Российской Федерации механизмов налоговой и имущественной поддержки негосударственных (частных) детских садов и распространен положительный опыт в субъектах Российской Федерации;

· установлены равные права педагогических работников государственных и муниципальных учреждений дошкольного образования, с одной стороны, и негосударственных учреждений – с другой, в части обеспечения доступа к современным образовательным, психологическим и иным необходимым методам, включены в систему повышения профессионального уровня;

· распространены лучшие практики по совершенствованию нормативно-правовой базы субъектов Российской Федерации, муниципальных районов и городских округов в части выделения субсидий на содержание детей в детских садах независимо от их форм собственности;

· принято участие в разработке нормативных актов правовых актов в сфере здравоохранения, устанавливающих систему современных требований для детских садов всех форм собственности, различных типов и видов, а так же групп временного пребывания детей, в том числе: разработке новых концептуальных основ формирования санитарных правил для дошкольных образовательных организаций различной организационно-правовой формы и формы собственности; разработке санитарных правил для семейных групп, в том числе созданных индивидуальными предпринимателями;

· принято участие в разработке нормативных правовых актов в сфере пожарной безопасности, устанавливающих систему современных требований для детских садов всех форм собственности, различных типов и видов, а также групп временного пребывания детей, предусматривающих в том числе: оптимизацию правил пожарной безопасности для дошкольных учреждений; разработке правил пожарной безопасности для семейных дошкольных групп, в том числе расположенных в жилых и приспособленных помещениях.

Минобрнауки России оказывает консультативную помощь субъектам Российской Федерации в развитии негосударственного сектора в области дошкольного образования.

Статистика.

По данным Росстата:

На 1 января 2013 года число дошкольных образовательных организаций (ДОО), находящихся в частной собственности, составило 467. В них обучалось 50 383 человека;

На 1 января 2014 года число частных ДОО составило 549, которые посещали 57 072 человека;

На 1 января 2015 года число частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр за детьми, составило 928, из них 763 частных ДОО. Численность обучающих в частных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, составляла 93 039 человек, из них 84 897 человек в частных ДОО.

При этом, Росстатом не учитываются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие только присмотр и уход за детьми, воскресные школы и другие.

Таким образом в 2015 году фактический показатель частных организаций оказался выше ожидаемого на 53,64% а число обучающихся превысил прогноз на 53,64 %.

Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго России)

Мероприятия, направленные на оптимизацию процедур государственных закупок

В соответствии со статьей 26 Закона № 44-ФЗ и во исполнение пункта 62 поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 21.05.2013 № ДМ-П13-3339 издан приказ Минэнерго России от 26.10.2015 № 787 «Об осуществлении закупок».

В соответствии со статьей 19 Закона № 44-ФЗ и пунктом 66 указанного поручения издан приказ Минэнерго России от 07.12.2015 № 933 «Об утверждении требований к закупаемым Министерством энергетики Российской Федерации и подведомственными ему бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг)» (далее – приказ).

Приказом, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2015 № 927, установлены требования к количеству, качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам товаров, работ и услуг, которые позволяют осуществить обеспечение федеральных нужд, но не приводят к закупкам товаров, работ и услуг, имеющих избыточные потребительские свойства или являющихся предметами роскоши.

Приказом Минэнерго России от 15.12.2015 № 969 внесены изменения в Порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг для нужд Министерства энергетики Российской Федерации, (утвержденный приказом Минэнерго России от 14.03.2014 № 109), в котором нашли отражения изменения в законодательстве о контрактной системе.

В 2015 году совместно с заинтересованными компаниями ТЭК продолжалась работа по подготовке предложений в части внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Постановление № 1352).

Предложения компаний ТЭК преимущественно касаются внесения изменений в пункт 7 Положения, утвержденного Постановлением № 1352. Данным пунктом предусмотрено, что при расчете совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных Заказчиками, не учитывается ряд закупок товаров, работ, услуг.

В соответствии с пунктом 3 Директив представителям интересов Российской Федерации для участия в заседаниях советов директоров (наблюдательных советов) открытых акционерных обществ с государственным участием, являющихся заказчиками, закупочная деятельность которых подпадает под действие Закона № 223-ФЗ, утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 07.12.2013 № 7377п-П13, а также пункта 12 плана мероприятий («дорожной карты») «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29.05.2013 № 867-р разработаны пилотные программы партнерства с субъектами малого и среднего предпринимательства, в том числе ПАО «Россети», ПАО «Газпром».

Во исполнение пункта 2 поручения Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 № АД-П9-9306, разработаны и утверждены Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации
И.И. Шуваловым директивы (от 01.06.2015 № 3425п-П13 и от 23.07.2015 № 4807п-П13) представителям интересов Российской Федерации для участия в заседаниях советов директоров (наблюдательных советов) открытых акционерных обществ, включенных в специальный перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2003 № 91-р, в том числе устанавливающие обязанность указанных обществ и их дочерних обществ в случае осуществления ими в ходе своей деятельности закупок угля (горючих сланцев) и (или) продукции его переработки заключать договоры на их поставку непосредственно с производителями угольной продукции или обществами, входящими в одну группу лиц с ними и только сроком действия более 1 года.

Оценка состояния конкуренции, конкретные действия и достигнутые результаты по развитию конкуренции

В сфере электроэнергетики

Состояние конкурентной среды в электроэнергетике может быть оценено как среднее, в зависимости от рассмотрения конкретной сферы деятельности субъектов отрасли, ввиду сочетания в современной российской электроэнергетике неконкурентных секторов, где действуют субъекты естественных монополий (услуги по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям, услуги по оперативно-диспетчерскому управлению и организации торговли на оптовом рынке) с относительно конкурентными секторами – производство и сбыт электрической энергии.

В действующей системе взаимоотношений на рынках электроэнергетики успешно реализованы следующие неотъемлемые части конкурентной среды:

конкуренция среди производителей электрической энергии в рамках оптового рынка на котором цена формируется под воздействием спроса и предложения (за период 2011 – 2015 годов рост цен на электроэнергию составил всего 16% при росте цен на газ в 42%);

конечные потребители электрической энергии защищены от «искусственного» завышения цен на электроэнергию с помощью внедренного единого механизма трансляции цен с оптового рынка;

посредством «конфликта интересов» между сетевыми и сбытовыми организациями организована система взаимного контроля, в том числе в части решения споров между потребителями и сетевыми компаниями, обеспечивается балансировка объемов поставки электрической энергии при недостаточном обеспечении потребителей системами коммерческого учета;

увеличение общего числа независимых сбытовых организаций, предлагающих лучшую цену (свободную) и качество обслуживания потребителей, чем гарантирующий поставщик (за период 2011 – 2015 годов доля потребителей, обслуживающихся у гарантирующих поставщиков, сократилась с 72% до 64%).

Введенный в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2015 № 893 «Об изменении и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности, а также проведения долгосрочных конкурентных отборов мощности» усовершенствованный долгосрочный конкурентный отбор мощности (далее – КОМ) на 4-летний период с эластичной кривой функции спроса на мощность улучшил конкурентную среду на оптовом рынке посредством создания эффективных экономических стимулов для выведения с рынка неэффективной и неконкурентоспособной генерации (через снижение величины оплаты мощности при ее невостребованности).

В сфере электросетевой инфраструктуры реализована значительная часть мер, предусмотренных планом мероприятий («дорожной картой») «Повышение доступности энергетической инфраструктуры» (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 1144-р) (далее – «дорожная карта»), что также способствует улучшению конкурентной среды в различных отраслях промышленности и снятию ранее существовавших административных барьеров: число этапов технологического присоединения сокращено за 4 года реализации «дорожной карты» с 10 до 4, средний срок длительности процедуры технологического присоединения сокращен с 280 до 135 дней, существенно снижена стоимость технологического присоединения на разных уровнях напряжения, запущен единый интернет-портал по вопросам технологического присоединение «портал-тп.рф», позволяющий потребителям получить исчерпывающую информацию о доступе к сетям и оценить наличие свободной мощности в соответствующих центрах питания электрической сети.

Важную роль в достижении целевых показателей, установленных «дорожной картой» сыграл ряд организационных и административных процедур.

В Минэнерго России проведены совещания, с участием представителей ПАО «Россети», ПАО «МОЭСК», ПАО «Ленэнерго», ПАО «Мосэнергосбыт», ПАО «Петербуржская сбытовая компания», по итогам которых представителям сетевых организаций поручено подготовить и представить на согласование советам директоров Обществ планы мероприятий по достижению ключевых показателей в части технологического присоединения к электрическим сетям, необходимых для достижения целевого рейтинга Всемирного банка «Doing Business» по вопросам доступности сетевой инфраструктуры.

В целях дополнительного информирования потребителей о прохождении процедуры технологического присоединения с описанием процедур и разъяснением информации о сроках/этапах технологического присоединения в соответствии с письмом Минэнерго России (от 11.06.2015 № ВК-6542/09) в СПС «Консультант Плюс» и СПС «Гарант» был размещен путеводитель по процедуре технологического присоединения заявителей мощностью до 150 кВт.

В сфере теплоснабжения

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2012 № 190-ФЗ
«О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) определен перечень видов цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, подлежащих государственному регулированию.

Следует отметить, что в настоящее время предусмотренный статьей 12 Закона о теплоснабжении механизм по переходу из состояния рынка, характеризующегося отсутствием конкуренции, в состояние конкурентного товарного рынка в котором регулирование тарифов в сфере теплоснабжения может быть отменено, на практике не реализуется. Таким образом, действующий в настоящее время механизм не стимулирует развитие конкуренции в сфере теплоснабжения.

Распределение тепловой нагрузки потребителей в системе теплоснабжения между источниками тепловой энергии осуществляется в схеме теплоснабжения по критериям, установленным статьей 18 Закона о теплоснабжении и требованиями к схемам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154.

Конкуренция теплоснабжающих организаций на входе в рассматриваемый рынок заключается в конкуренции предлагаемых проектов, которые рассматриваются и обосновываются в схеме теплоснабжения, которая определяет необходимость строительства новых генерирующих мощностей, переключения тепловых нагрузок и вывода из эксплуатации неэффективных и физически устаревших источников тепловой энергии.

Следует отметить, что субъекты малого и среднего предпринимательства на рынках услуг по теплоснабжению могут осуществлять свою деятельность в части распределенной генерации тепловой энергии (индивидуальные источники тепловой энергии вне крупных централизованных систем теплоснабжения) в случае, если это предусмотрено и обосновано в схеме теплоснабжения, а также на рынке сервисных услуг для теплоснабжающих, теплосетевых организаций.

Правительство Российской Федерации распоряжением от 02.10.2014 №1949-р утвердило план мероприятий («дорожная карта») «Внедрение целевой модели рынка тепловой энергии» (далее – Распоряжение № 1949-р), предусматривающий в том числе развитие конкуренции в сфере теплоснабжения и переход к новой системе ценообразования во всех системах централизованного теплоснабжения Российской Федерации, основанного на определении предельного уровня нерегулируемой цены на тепловую энергию.

При этом предельный уровень нерегулируемой цены «альтернативной котельной» – наименьшая цена на тепловую энергию у конечного потребителя, при которой окупается проект строительства новой котельной, замещающей теплоснабжение от централизованных источников.

Предельный уровень нерегулируемой цены «альтернативной котельной» планируется определять на основе следующих данных:

утвержденные эталонные параметры, характеризующие котельную (капитальные затраты, операционные затраты, показатели топливной эффективности);

поправочные коэффициенты для приведения параметров к условиям конкретного региона;

учет возврата инвестированного капитала в строительство котельной;

стоимость топлива, топливного баланса тепловых источников в данном населенном пункте.

По результатам выполнения мероприятий Распоряжения № 1949-р будет сформирована институциональная среда, предусматривающая:

либерализацию отношений в сфере теплоснабжения, основанную на принципах конкуренции с альтернативными способами теплоснабжения потребителей тепловой энергии;

переход от прямого ценового регулирования к регулированию правил организации отношений в сфере теплоснабжения и государственному контролю за деятельностью теплоснабжающих и теплосетевых организаций;

снижение административного регуляторного давления на бизнес с повышением ответственности бизнеса перед потребителями тепловой энергии.

Целевая модель рынка тепловой энергии предусматривает возможность заключения долгосрочных договоров и основана на следующих принципах:

переход от полного регулирования тарифов на тепловую энергию в сфере теплоснабжения к свободному ценообразованию с установлением единой справедливой цены для потребителей тепловой энергии не выше стоимости альтернативного теплоснабжения (далее – цена «альтернативной котельной»);

отмену регулирования тарифов на тепловую энергию с коллекторов источников тепловой энергии для промышленных потребителей;

изменение роли единой теплоснабжающей организации (далее – ЕТО).
ЕТО становится «одним окном» для потребителей по поставке всех товаров и услуг в границах зоны своей деятельности, ответственным за доведение до потребителей установленной государством справедливой цены и за надежное и качественное теплоснабжение и горячее водоснабжение (далее – ГВС) перед потребителями. Предусматривается передача ЕТО большинства функций, связанных с управлением системой теплоснабжения, которые сейчас осуществляет государство, с усилением требований к публичности и прозрачности деятельности ЕТО. Сохранение за ЕТО всей выгоды от мероприятий по оптимизации и развитию системы теплоснабжения, что обеспечивает прямую ее заинтересованность в эффективном функционировании и развитии системы теплоснабжения;

изменение процедуры назначения ЕТО. Назначение ЕТО вне схем теплоснабжения. Назначение ЕТО в городах с населением 500 тыс. человек и более и наделение ее ответственностью за качество, надежность и развитие системы централизованного теплоснабжения (СЦТ);

усиление ответственности теплоснабжающих организаций за надежность и качество теплоснабжения, ГВС;

введение экономических санкций как основной меры ответственности за невыполнение ЕТО своих функций;

усиление требований к учету тепла потребителями;

введение дополнительных мер по повышению платежной дисциплины потребителей, в том числе исполнителей коммунальных услуг, социально значимых потребителей и потребителей коммунальных услуг.

В целях реализации пунктов Распоряжения № 1949-р и перехода к целевой модели рынка тепловой энергии Минэнерго России разработан и в настоящее время согласовывается с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и иные федеральные законы по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения».

В газовой сфере

Внутренняя экономическая политика в отношении газовой отрасли характеризуется постепенным снижением доли ПАО «Газпром» в газоснабжении экономики страны, структура хозяйственных отношений на российском рынке газа складывается под воздействием высокой степени концентрации ресурсов газа и газотранспортных сетей в собственности ПАО «Газпром». Компании принадлежит газотранспортная система, система диспетчерского управления объемами добычи, переработки газа и его потоками, система подземных хранилищ газа, что позволяет ей выступать в качестве гаранта надежности газоснабжения потребителей Российской Федерации и осуществлять координацию производственно-технологических и коммерческих процессов, обеспечивая работу с потребителями в рамках «одного окна».

Независимые производители, являющиеся собственниками региональных систем газоснабжения, осуществляют свою деятельность в локальных системах газоснабжения, обслуживающих районы, не связанные с единой системой газоснабжения (далее – ЕСГ), а остальные не имеют собственных газотранспортных систем и используют на основе договоров свободные мощности магистральных газопроводов, принадлежащих ПАО «Газпром».

По итогам 2015 года в структуре производства 63,7% добычи обеспечило ПАО «Газпром», добыча группы ВИНК составила 22,1%, доля прочих производителей составила 10,0% и доля операторов соглашений о разделе продукции составила 4,2%.

В настоящее время можно выделить следующие основные проблемы в сфере конкуренции на рынке газа:

1. Низкая рентабельность поставок газа на внутренний рынок.

На внутреннем рынке газа (где реализуют газ все его производители) поддерживается заниженный по сравнению с европейским рынком газа уровень оптовых цен. Во многом это является результатом применения практики «замораживания» (1996–1999 годы) и последующего достаточно жесткого ограничения цен ПАО «Газпром» со стороны регулирующих органов. В результате рентабельность поставок газа на внутренний рынок низкая.

Высокая доля ПАО «Газпром» – основного поставщика газа на внутренний рынок по регулируемым ценам – оказывает «давление» на нерегулируемые цены на газ, поставляемый независимыми производителями.

2. Ограничения по расстоянию транспортировки газа независимыми производителями.

Высокие тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам для независимых производителей газа в совокупности с низкими ценами на газ на внутреннем рынке приводят к ограничениям по расстояниям транспортировки газа, на которых сохраняется положительная рентабельность.

Проблема доступа независимых производителей газа к ЕСГ.

Указанная проблема является следствием высокой степени концентрации ресурсов газа и газотранспортных сетей в собственности ПАО «Газпром».

Вместе с тем, в связи с прогнозируемым увеличением добычи газа, а также увеличением доли независимых производителей газа, приоритетное значение для газовой отрасли приобретает развитие конкуренции на внутреннем рынке.

С учетом необходимости развития конкуренции на внутреннем рынке газа приоритетным направлением развития конкуренции на указанном рынке является развитие биржевой торговли газом, в том числе посредством внесения изменений в нормативную правовую базу с целью законодательного обеспечения дальнейшего развития биржевой торговли.

В рамках указанного направления в настоящее время Минэнерго России и ФАС России разрабатывается проект совместного приказа, предусматривающего утверждение минимальной величины продаваемого на бирже газа и требований к биржевым торгам, в ходе которых заключаются сделки с природным газом хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.

По итогам 2015 года объем торгов газом с поставкой на месяц вперед составил порядка 7,7 млрд куб. м. Продавцами газа выступили такие крупные производители, как «Газпром», «Роснефть» и «Новатэк». С 26 октября 2015 года на ЗАО «СПбМТСБ» запущены также торги природным газом с поставкой на сутки вперед, обеспечивающие большую точность при формировании балансов газа.

В сфере нефти и нефтепродуктов

В 2015 году объем добычи нефти и газового конденсата на территории Российской Федерации составил порядка 534 млн тонн. Основная доля всей национальной нефтедобычи в размере 86,6% пришлась на организации, входящие в структуру одиннадцати вертикально-интегрированных нефтяных компаний (далее – ВИНК), 10,6% – на независимые добывающие компании и 2,8% – на операторов соглашений о разделе продукции соответственно.

Объем переработки нефти за указанный период составил 282,4 млн тонн, из которого доля организаций, входящих в структуру ВИНК, составила 83,6%, доля независимых НПЗ – 16,4% соответственно.

Необходимо отметить, что сложившийся в результате последовательной государственной политики производственный потенциал и структура добычи, переработки и транспортировки нефти и нефтепродуктов на базе крупных конкурентоспособных нефтяных компаний с государственным участием в целом надежно обеспечивает глобальные интересы России на мировых энергетических рынках и потребности внутреннего спроса, о чем свидетельствует устойчивость нефтяного комплекса страны в период нестабильности на мировых рынках углеводородов.

Вместе с тем совершенствование рыночных отношений и развитие конкуренции, в том числе между ВИНК, содержат потенциал повышения конкурентоспособности и эффективности функционирования отрасли.

Несмотря на значимое влияние крупнейших ВИНК и недостаточную прозрачность взаимоотношений на рынке, цены на нефть и нефтепродукты формируются в результате определяющего влияния рыночных факторов (мировые цены, баланс внутреннего спроса и предложения) и мер таможенно-тарифного и налогового регулирования.

В целях развития конкуренции в указанной сфере должны быть реализованы мероприятия, направленные на решение следующих наиболее значимых проблем:

1. Высокие барьеры входа в отрасль, обусловленные высокими капитальными затратами, что усложняет доступ новых участников на рынки.

2. Значительная доля налоговой составляющей в конечной цене реализуемых нефти и нефтепродуктов, что обусловливает необходимость оптимизации налоговой нагрузки на нефтяной сектор в период значительных колебаний цен на нефть и нефтепродукты на мировых рынках.

По итогам 2015 года добыча нефти и газового конденсата в России достигла рекордного уровня за последние 25 лет, составив 534 млн тонн, что на 1,4% выше уровня 2014 года.

Основным фактором поддержки роста добычи нефтяного сырья в 2015 году в целом по Российской Федерации являлось предоставление льготного налогового режима для новых месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, шельфовых месторождений, а также месторождений с трудноизвлекаемыми запасами нефти. Данный режим позволил повысить инвестиционную привлекательность соответствующих проектов разработки нефтяных месторождений и обеспечить ускорение темпов ввода в эксплуатацию и наращивание производственных показателей.

В 2015 году были реализованы меры, направленные
на совершенствование налогового законодательства Российской Федерации:

В 2014 году запущен механизм предоставления льгот по вывозной таможенной пошлине на нефть для месторождений в новых регионах (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2013 № 846), реализация которого успешно продолжилась в 2015 году. В результате добыча в 2015 году в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке увеличилась на 7,8% по сравнению с 2014 годом и составила 63,4 млн тонн. На конец 2015 года распоряжением от 30.03.2013 № 486-р предусмотрены льготы для месторождений: им. Ю. Корчагина, Дулисьминского, Восточно-Алинского, Алинского, Западно-Хоседаюского, Новопортовского, Восточного блока Талаканского месторождения.

Также благодаря мерам, принятым Правительством Российской Федерации в 2015 году (распоряжением Правительства Российской от 07.06.2014 № 987-р утвержден и реализуется План комплексного стимулирования освоения месторождений), добыча нефти на континентальном шельфе Российской Федерации увеличилась в 2015 году на 17,3% до 19 млн тонн по сравнению с 2014 годом, а на месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами – на 1,2% до 33 млн тонн за аналогичный период (в соответствии с утвержденными и реализованными мерами государственной поддержки в части стимулирования добычи на месторождениях, содержащих трудноизвлекаемые запасы нефти – с низкой проницаемостью, сверхвязкие, тюменские, баженовские, хадумские, абалакские и доманиковые продуктивные отложения).

С целью минимизации негативных последствий от введения 100% экспортной пошлины на темные нефтепродукты, стимулирования производства светлых нефтепродуктов и снижения субсидии неэффективной переработки, поэтапного сокращения вывозных пошлин на нефть и нефтепродукты с одновременным увеличением ставки НДПИ на нефть и газовый конденсат было принято решение о введении «налогового маневра» в нефтяной отрасли. Федеральный закон от 24.11.2014 № 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты» вступил в силу 1 января 2015 года.

Необходимо отметить развитие биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами.

По итогам 2015 года фактическое значение контрольного показателя «дорожной карты» «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» – «Объем биржевой торговли нефтепродуктами» превысило целевое значение в размере 10% от реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке по всем основным нефтепродуктам.

Так, доля биржевой торговли в общем объеме реализации на внутреннем рынке по автобензину составила 19,2%, по дизтопливу – 16,3% и по мазуту – 11,5% соответственно.

В качестве приоритетного направления развития конкурентоспособности российской нефтяной отрасли и в целях отвязки ценообразования на российскую экспортную нефть от публикуемых международными ценовыми агентствами котировок нефти «Brent» необходимо продолжить реализацию проекта создания российского эталонного сорта нефти.

В настоящее время указанный проект реализуется и предполагает запуск на ЗАО «СПбМТСБ» поставочного фьючерсного контракта на «Urals» на базисах поставки Приморск – Усть-Луга и «ESPO» (или ВСТО) на базисе поставки Козьмино.

В угольной отрасли

Конкурентные преимущества угольной отрасли в рамках российского топливно-энергетического комплекса заключаются в наличии огромных (второе место в мире) запасов угля; значительного опыта его добычи и использования; обеспечении устойчивого энергоснабжения; возможностях выхода на мировой рынок; наличии существенных резервов повышения эффективности угледобычи, обогащения и переработки угля; многообразии различных видов угольной продукции; адаптации к меняющимся условиям рынка энергоресурсов; интеграции с приоритетными направлениями инновационного развития смежных отраслей экономики; вкладе в региональную энергетическую безопасность, в том числе в кризисных ситуациях.

Угольная промышленность является динамично развивающейся отраслью сырьевого комплекса Российской Федерации, которая после структурных преобразований полностью адаптирована к рынку. В условиях рыночного ценообразования и конкуренции производство и реализация угольной продукции осуществляется частными предприятиями.

В течение 2015 года угольная промышленность Российской Федерации функционировала под воздействием факторов, имеющих разноплановый характер. Причины не только во введенных антироссийских санкциях, осложнивших работу финансового и энергетического секторов экономики, но и в ухудшении конъюнктуры внешних рынков, за исключением того, что низкий курс рубля поддержал экспортеров угля.

При этом развитию внутреннего угольного рынка препятствовал ряд проблем, обусловленных, в частности, перераспределением топливного баланса в пользу более дешевого газового топлива, газификация регионов Российской Федерации, а также спад производства в смежных отраслях экономики.

Негативное влияние сопутствующих факторов были полностью нивелированы максимальной загрузкой угольных блоков ТЭС в Восточной Сибири, где из-за маловодности рек серьезно сократилась выработка электроэнергии на гидроэлектростанциях.

В результате проведенной реструктуризации угольной отрасли угледобывающие предприятия являются частными, и осуществляют свою деятельность в условиях рыночной экономики.

Деятельность хозяйствующих субъектов, в том числе угледобывающих предприятий, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством, и основана на гражданско-правовых принципах свободы договора, стороны вправе самостоятельно выбирать, и взаимодействовать с заинтересованными контрагентами в условиях конкуренции.

В 2015 году Минэнерго России в соответствии с «Программой развития угольной промышленности России на период до 2030 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2014 № 1099-р и с целью обеспечения конкурентоспособности угольной продукции в условиях насыщенности внутреннего и внешнего рынков альтернативными энергоресурсами, осуществляло взаимодействие с представителями заинтересованных федеральных и региональных органов исполнительной власти, угольных, электрогенерирующих и транспортных компаний, а также научного сообщества.

Минэнерго России в установленном порядке в части вопросов своей компетенции участвовало в разработке предложений и актуализации мероприятий по развитию логистической и транспортной инфраструктур (железнодорожной и портовой), совершенствованию тарифного регулирования, строительству и модернизации объектов энергетики, работающих на угольном топливе, в том числе объектов ЖКХ (котельные), технологий глубокой переработки угля, импортозамещению, а также повышению эффективности угольного производства за счет комплексного использования сырьевой базы и создания стимулирующей среды для разработки и внедрения высокоэффективных технологий глубокой переработки угля.

Минэнерго России в 2015 году продолжило работу по созданию биржевых механизмов для последующей реализации угля/угольной продукции на биржевых и электронных торговых площадках согласно поручениям Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности от 26.08.2013 № А60-26-569 и Правительства Российской Федерации от 07.11.2013 № АД-П9-7970, а также в целях реализации статьи 11 Федерального закона от 21.11.2011 № 325-ФЗ «Об организованных торгах».

Минэнерго России совместно с ФАС России и при участии экспертов сформировало унифицированную номенклатуру угля в связи с тем, что установленный ранее перечень сведений, предоставляемых участниками рынка угля для регистрации внебиржевых договоров на ЗАО «СПбМТСБ», оказался недостаточным.

Внесены изменения в <

Наши рекомендации