Основные направления работы медицинской сестры по профилактике кишечных инфекций у детей

О появлении инфекционного больного ставят в известность участковых вра­чей, детские консультации и поликлиники, здравпункты, детские учреждения (ясли, детские сады, школы, больницы), бюро госпитализации и районных эпидемиологов СЭС. Длительность изоляции инфекционных больных в ста­ционарах или на дому определяется сроками, установленными Министер­ством здравоохранения РФ.

Профилактика инфекций в детских поликлиниках. Наряду с большой рабо­той по оздоровлению детей детская поликлиника обязана оградить приходя­щих детей от возможного заражения инфекционными болезнями на приеме у врача. Профилактика инфекций в детской поликлинике основана на пра­вильном устройстве помещений и соответствующей постановке работы. Про­филактический прием здоровых детей (осмотр, взвешивание, беседы с матеря­ми по вопросам вскармливания, уходу, правилам личной гигиены и воспитанию) проводят отдельно от приема больных детей. При отсутствии отдельного помещения с разными входами четко разграничивают время при­ема здоровых и больных.[8,c.71]

Больных детей следует преимущественно обслуживать на дому. Обслужи­ванию на дому подлежат первично заболевшие и лихорадящие дети. Участ­ковый врач регулярно посещает больного ребенка или при повторном посеще­нии направляет участковую медицинскую сестру для дальнейших наблюдений и выполнения диагностических и лечебных назначений.

При посещении детской поликлиники дети проходят через специально вы­деленные боксы (фильтры) для предварительного осмотра. В фильтре квали­фицированная медицинская сестра опрашивает мать о заболеваниях в доме, соседних квартирах, О возможности встречи ребенка с инфекционными больными, получает сведения о самом ребенке, его поведении, измеряет тем­пературу тела и одновременно осматривает зев (ангина) и кожные покровы. При подозрении на инфекционное заболевание медицинская сестра немедлен­но показывает ребенка врачу. Детей с инфекционными заболеваниями или с подозрением на них немедленно изолируют в бокс, откуда направляют до­мой (домашняя изоляция) или в стационар. Освободившийся бокс подвергают влажной уборке и проветривают. Медицинская сестра ведет точную запись всех проходящих через бокс детей с указанием часа их прихода. При устано­влении инфекционного заболевания у ребенка на последующих этапах обслу­живания в поликлинике устанавливают имена и адреса всех детей, бывших в контакте с больным. В отношении последних и их окружения проводят со­ответствующие профилактические мероприятия (сигнализация, карантин, бак­териологическое исследование, проведение прививок).[15,c.123]

Поликлиника должна иметь постоянный деловой контакт с СЭС в прове­дении общих оздоровительных и специальных профилактических мероприя­тий.

Профилактика инфекций в детских учреждениях (ясли, детский сад). Прово­дится по трем основным направлениям:

а) повышение невосприимчивости и устойчивости детей к инфекции;

б) защита от заноса инфекции в детское уч­реждение;

в) быстрая ликвидация источника инфекции в случае ее распростра­нения.

Делая всем здоровым детям специфические предохранительные прививки, нужно в то же время тщательно предохранять коллектив от заноса инфекции. Ее источником может быть обслуживающий персонал, поэтому необходимы систематическое обследование персонала на носительство возбудителей диф­терии, тифо-паратифов, дизентерии, профилактическая проверка на туберку­лез, кожно-венерические и паразитарные болезни. Чаще всего источником ин­фекции является либо больной ребенок, либо ребенок, бывший в контакте с больным. Такие дети не должны посещать детские учреждения. Как извест­но, инфекционное заболевание клинически проявляется после инкубационного (скрытого) периода. Это необходимо строго учитывать, своевременно изоли­ровав инфицированного ребенка (карантин), чтобы оградить других детей от контакта.

В детских учреждениях необходимо проводить большую санитарно-воспи­тательную работу с матерями, добиваясь того, чтобы они сами сообщали в ясли и детский сад о заболеваниях в семье, квартире или доме. Такое свое­временное извещение (сигнализация) является важнейшим условием борьбы с заносом возбудителя инфекции в детские учреждения. Справку о том, что ребенок не имел контакта с инфекционными больными, необходимо требо­вать на каждого вновь поступающего в детское учреждение ребенка, а также от детей, вернувшихся из больницы или санатория. Всякий пропуск в посеще­нии ребенком детского учреждения работники этого учреждения должны кон­тролировать. При обнаружении инфекционной болезни у ребенка принимают соответствующие меры (изоляция дома или помещение в стационар).[14,c.165]

Кроме своевременной сигнализации, при ежедневном приеме ребенка в яс­ли и детский сад необходимо тщательно расспрашивать мать, как о состоянии ребенка, так и о здоровье окружающих его детей (в семье, у соседей по квар­тире). Ежедневный опрос ведет медицинская сестра, принимающая детей. Све­дения об эпидемическом неблагополучии в квартире следует проверить путем дополнительного обследования, а ребенка немедленно отправить домой. При приеме медицинская сестра тщательно осматривает ребенка, особенно зев, ко­жу, измеряет температуру тела. При подозрении на инфекционное забо­левание ребенка не оставляют в детском учреждении, а отправляют домой.

Необходимо стремиться к тому, чтобы обнаруженный в детском коллекти­ве случай инфекционной болезни оставался единственным, не вызывал дальнейшего распространения инфекции. Для своевременного обнаружения инфекционного больного каждая медицинская сестра, воспитательница в дет­ском учреждении и педагогический персонал в школе должны иметь предста­вление об этих болезнях, знать самые важные признаки и уметь их обнаруживать.

Особое внимание нужно уделять детям, находящимся в течение круглых суток в детских учреждениях. Необходимо постоянно следить за состоянием и поведением ребенка в течение дня. Начало болезни чаще всего проявляется в изменении настроения и общего самочувствия ребенка. До того веселый и живой он становится вялым, скучным, малоподвижным, иногда капризни­чает или отказывается от еды. Полагается измерить температуру тела, тща­тельно осмотреть все кожные покровы, установить, нет ли какой-нибудь сы­пи, желтушности кожных покровов, катаральных явлений в зеве, припухания лимфатических узлов или околоушных слюнных желез, изменений стула и патологических примесей в испражнениях. Если у ребенка обнаружены признаки острого заболевания, нужно немедленно послать за матерью, а ре­бенка поместить в изолятор (свободную комнату), уложить в постель. Нельзя допускать непосредственного контакта между здоровыми детьми и заболев­шим ребенком.[7,c.10]

При инфекционном заболевании в детском учреждении на все учреждение или на отдельную группу, где обнаружена инфекция, накладывают карантин. В этой группе проводят следующие мероприятия: обеспечивают полное раз­общение детей с детьми остальных групп, прекращают прием в группу вновь поступающих детей, не перенесших данное заболевание, перевод детей в дру­гие группы, а также в иные учреждения, обеспечивают тщательное медицин­ское наблюдение, имеющее целью наиболее раннее выявление новых случаев заболевания, бактериологическое исследование у всех, кто находился в кон­такте с больным ребенком (включая обслуживающий персонал), выполняют профилактическую и заключительную дезинфекцию.

Каждый случай инфекционного заболевания регистрируется в специальном журнале. В отдельной тетради записывают случаи заболевания внутри кол­лектива с подробным эпидемиологическим разбором, указанием числа забо­левших (имевших контакт) и установленных сроков карантина. Кроме того, фиксируют весь комплекс проведенных профилактических и противоэпидеми­ческих мероприятий в очаге инфекции,[2,c.160]

Медицинская сестра должна доводить до сведения родителей правила по профилактике инфекционных заболеваний у детей. Памятка для родителей: правила по профилактике пищевых инфекций приведена в Приложении 2.

Таким образом, мы увидели, что роль медсестры в профилактике заболеваний огромна в любой сфере здравоохранения для пациентов абсолютно всех возрастов. Медицинская сестра всегда должна помнить и повторять пациентам, что болезнь легче предупредить, чем лечить.

2.2. Роль медицинской сестры в профилактике кишечных инфекций в учреждениях

Велика и значима роль медсестры в профилактике заболеваний самого различного характера в самых разнообразных отраслях медицины. Медицинская сестра находится возле пациента большую часть своего рабочего времени и значительно дольше по сравнению с врачом. И она имеет право и обязана доносить знания о профилактике заболеваний различных органов и систем, а также инфекционных болезнях.

Рассмотрим роль медицинской сестры в профилактике ВБИ.

Наибольшее значение придается роли медицинских работников среднего звена в профилактике ВБИ (внутрибольничных, нозокомиальных инфекций), или ИСМП (инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи). При этом основная часть профилактических мер связана с соблюдением санитарно-эпидемиологического режима. Ответственность ложится как на исполнителей, так и на лиц, осуществляющих организацию и контроль. Иными словами, и на медицинских сестер палатных, процедурных, операционных, анестезистов, физиотерапевтических и остальных, и на старших медсестер отделения, а также на помощников эпидемиолога, контролирующих организацию и исполнение СЭР в отделении.[16,c.98]

Чем лучше организована работа в плане исполнения санитарных правил, чем четче исполняются все требования, чем чаще и качественней осуществляется производственный контроль, тем ниже риск возникновения ИСМП.

Наши рекомендации