И еще несколько полезных советов

Если впроцессе работы у вас возникнут сомнения или сложности, разберитесь в своих мыслях и желаниях. Будьте правдивы с собой, увидьте вещи- такими, каковы они на самом деле. Задайте себе простые вопросы. Чего вы хотите от пациента: одобрения, уважения, любви, от­вета? Что показывает вам пациент своим поведением? Мы постоянно ищем то, что нам так необходимо, но не всегда замечаем, когда это входит в нашу жизнь. Часто пациент оказывается тем человеком, с которым мы вме­сте можем расти.

Как только вы поймете, что вам нужно, результаты не заставят себя ждать. Сознавая и принимая свое несо­вершенство, вы сможете сделать очень много. Если в ва­шей жизни не было никаких проблем, как вы сможете помочь другим решить их? Всегда помните, что пациент нуждается в вас, не задаваясь вопросом, совершенны ли вы.

Не берите на себя ответственности за другого чело­века, хотя иногда вам, возможно, захочется увеличить свою власть. Даже если сам пациент попросит вас об этом — не поддавайтесь. Забирая власть, вы становитесь слабее. Наблюдайте за собой, делайте это честно, не осуждайте себя.

И еще, если что-то не получается, помните — это не конец света, не принимайте все всерьез. Юмор является самым великим средством в выражении любви к себе и к другим. Те, кто ведет себя непосредственно и часто улыбается, имеют незаменимое качество — располагать к себе других людей.

Откройтесь многообразию направлений, которое раскрывает перед вами жизнь. Двигаясь по ее темным и светлым коридорам, отбросьте страх потеряться и сде­лать ошибку. Принимая жизнь во всех красках, вы нач­нете понимать, что неотделимы от Вселенной, что она — в вас, а вы — в ней.

ГЛАВА ВТОРАЯ

СОКРОВИЩА ТЕЛА —

СПОСОБОВ РАБОТЫ С БЛОКАМИ

Во время сеанса, кроме «следования за ощущения­ми» пациента, вы можете использовать и другие спосо­бы раскрытия блокированных участков. Некоторые из них очень просты: это может быть просто слово, взгляд, прикосновение; другие, которые используются при ра­боте с глубокими блоками, требуют времени и опреде­ленного опыта. В работе с блоками помните главное — центр можно достичь с любой точки окружности.

Поскольку сам метод — творческий и динамичный, мы полагаем, что вы сами сможете обнаружить другие способы и поделиться с нами. Вы можете использовать эти способы как в середине сеанса, так и в самом начале или конце. Овладевая своим искусством через воображе­ние и радость игры, вы вновь обретете жизненность и ма­гию ребенка.

Помогите человеку, который к вам обратился, про­явить свою индивидуальность через творчество, потому что именно оно делает нас непохожими на других.

Прямой контакт

При прямом контакте блок массируется напрямую. В том случае, если такой массаж вызывает еще большее напряжение, это означает, что блокированный участок пока еще не готов к прямому контакту. На первом сеансе, когда доверительный контакт с телом еще не установ­лен, лучше избегать прямого массажа блока.

Массаж прилегающей области

Основным преимуществом этого способа является от­сутствие непосредственного контакта с заблокированным участком. Именно поэтому он часто используется, когда боль не позволяет прибегать к прямому контакту или ко­гда блок очень жесткий (например, при сильном блоке в шее, когда она не двигается или голова не поднимается).

При этом способе работа проводится с участком вбли­зи блока. Например, при сильной боли в плечах можно массировать шею и грудную клетку. При неподвижности таза можно использовать массаж грудной клетки и ног. Бели у пациента боль в колене, массируйте выше (бедро) и ниже (икры). Этот способ окажет глубокое действие, не затрагивая при этом больной участок. Массируя окру­жающие участки, вы влияете на равновесие и гармонию во всем теле.

Непрямой массаж блока

Этот способ позволяет снять блок, массируя отдален­ный от него участок. Такая техника полезна в том слу­чае, если прямой контакт вызывает сильное напряжение. Массируя блок через отдаленный участок, вы позволяе­те ему реагировать с его собственной частотой. Такой не­прямой подход постепенно пробуждает в блоке энергию, позволяя ему открыться и двигаться тогда, когда он бу­дет к этому готов. Например, массируя ступни или бед­ра и посылая волны движения вверх, можно снять блок в шее, а массаж плеч вызывает движение в неподвижных руках или ногах.

Во время массажа вы устанавливаете зрительный кон­такт с заблокированным участком, исследуете его и на­блюдаете за движением, которое происходит в этой об­ласти. Через зрительный контакт, который сам по себе обладает огромной силой, вы можете увидеть и почувст­вовать ответный сигнал блока. Он выражается в движении, подергивании, изменении температуры тела, глубо­ком вздохе, урчании в животе и т. п. Подобные ответные движения говорят о том, что связь установлена и нача­лась работа на более глубоком уровне.

Неподвижный» массаж

Этот способ полезен при сильных блоках, когда во время сеанса участок вообще не реагирует на массаж или еще больше закрывается. Здесь мы используем мелкие вибрации, способные проникать на большую глубину, проходя через уровни напряжения. Большие движения в этом случае неэффективны.

Установив контакт через ритм, не торопитесь — дай­те блоку время ответить. Возможно, внешне будет ка­заться, что рука лежит совершенно неподвижно, однако контакт будет очень сильным. Перемену в блоке можно ощутить рукой, а также заметить по изменению дыха­ния — оно станет глубже. После этого начинайте посте­пенно увеличивать амплитуду движения, и через неко­торое время вы почувствуете, как тело расслабляется. Не забывайте использовать зрительный контакт.

Прикосновение

Если во время работы в массаже вы почувствовали, что какой-то участок тела напряжен, неподвижен — по­пробуйте остановиться, прекратить движение. Просто прикоснитесь к пациенту и сами в этот момент сосредо­точьтесь на блоке. Это не работа с какой-то проблемой или отдельным вопросом, терапевт отвечает прикоснове­нием на то, что происходит в данный момент с клиентом.

Прикосновение смягчает нас и дает покой, пусть да­же только на настоящий момент. Прикосновение на фи­зическом уровне вызывает отклик и на эмоциональном. Вы можете прикоснуться не только физически, но и взглядом. Это очень сильное взаимодействие, когда мы смотрим друг другу в глаза. В этот момент два человека устанавливают глубокий уровень коммуникации на уровне души, приглашая чудесное войти в нашу жизнь.

Вызов

При использовании этого способа мы двигаемся к блоку и «уходим» от него, не давая ему «почувствовать опасность». При массаже всего тела мы мимоходом ка­саемся блокированного участка и, не акцентируя на нем внимания, сразу переходим на другой. Затем опять воз­вращаемся, чтобы через секунду уйти вновь. Применяя этот метод, можно наблюдать, как, несмотря на началь­ное большое сопротивление, проблема разрешается са­ма собой.

Тови Браунинг сравнивает этот способ с общением с сердитым ребенком: «Он заинтригован тем, что вы не проявляете к нему никакого интереса. Он видит, как дру­гие играют и радуются, и ему тоже захочется принять участие в игре. Как и сердитый ребенок, блок "заинтри­гован". Он обязательно начинает реагировать на мас­саж».

Каждый раз, прислушиваясь к своей интуиции, вы выбираете для работы нужный способ. Однако хотелось бы отметить, что, поскольку сам сеанс представляет со­бой очень глубокое общение, этим способом нельзя поль­зоваться часто: нельзя «бросать вызов» на каждом сеан­се.

Дыхание

Работу с дыханием мы используем практически на каждом сеансе. Во время сеанса мы все время наблюда­ем за ним и реагируем на его изменения. Дыхание от­ражает нашу связь с этим миром: для того чтобы ды­шать, мы должны постоянно раскрываться, впуская в себя жизнь, и позволять ей покинуть нас. Связь между чувствами, дыханием и телом очевидна. Испугавшись, мы делаем быстрый вздох, задерживаем дыхание; раду­ясь, смеясь, дышим глубоко животом.

В дыхании много ключей к разгадке, по нему вы по­чувствуете, когда блок раскрывается или начинает дви­гаться. Неглубокое дыхание может вдруг стать глубо­ким, и все тело начнет колыхаться вместе с ним. Лицо расслабляется, и пациент начинает дышать через рот. Он может глубоко зевнуть, когда массируется один уча­сток, и вновь сжать челюсти и сдерживать дыхание при массаже на другом участке. Например, каждый раз, когда вы проводите массаж плеч, пациент почти пере­стает дышать, а при массаже ног он начинает дышать глубоко. Все это дает бесценную информацию для вас и пациента, поскольку помогает проникнуть во «внутрен­нюю» историю тела и узнать, где человек радуется жиз­ни, а где она представляет для него неисследованную территорию.

Дыхание через рот обычно называют «земным дыха­нием», а через нос — «небесным». Дыхание через рот со­единяет нас с нижней частью — животом — местонахож­дением наших эмоций, прибежищем наших «животных» чувств. Оно более глубокое и направляет нас в глубь те­ла. Дыхание через нос направлено вверх и вниз, его мож­но назвать медитативным дыханием.

Когда блоки начинают проявляться, попросите паци­ента дышать глубже и медленнее через рот, используя «земное» дыхание. Цель такого дыхания — усиление связи нашего сознания с ощущениями тела и создание резонанса с его энергиями и блокированными участка­ми.

SOLWI не связан догматически с каким-то типом ды­хания, он не учит «правильному» дыханию, а исследует и увеличивает жизненные возможности. В процессе се­анса мы предлагаем человеку способ дыхания, выходя­щий за рамки привычного. Если вы заметили, что паци­ент дышит только одним способом, можно предложить ему попробовать дышать по-другому.

Никогда не настаивайте и не принуждайте. Если в процессе сеанса вы хотите напомнить пациенту о более глубоком дыхании, необязательно ему говорить об этом. Просто откройте рот, дышите глубоко сами — это будет хорошим напоминанием. Можно обратить внимание па­циента на изменение дыхания при массаже различных участков, этим вы поможете ему осознать, где его дыха­ние было поверхностно. Обычно после этого пациент на­чинает дышать более глубоко.

Звук

Другое наше сокровище — звук. Во время сеанса, встретив блок или какую-то непонятную реакцию тела, вы можете попросить пациента издать звук, соответст­вующий этому участку тела. Важно, чтобы он доверил­ся первому ощущению, которое к нему придет. Перед ним вдруг откроется совсем другая жизнь, о которой он и не подозревал. Он может взорваться от хохота, услы­шав, что говорят его руки или неподвижный позвоноч­ник.

Очень многие стесняются произносить звуки, потому что боятся показаться глупыми и смешными. Помогитепациенту вернуть свою силу и стать естественным, пусть даже смешным на время. Примите то, что есть на самом деле, — это глубоко исцеляющее чувство.

И еще один важный порог, который мы должны пре­одолеть на этом пути, — это страх потерять контроль над своими чувствами.Издавая какой-то звук, мы го­раздо быстрее вступаем в контакт со своими чувствами, чем при изменении типа дыхания. Звук соединяет нас с внутренним «Я», и поэтому мы начинаем дышать глуб­же, открывая новое в себе. Звук может выдать запрятан­ного глубоко внутри бунтовщика или недотрогу, обна­ружить в руках — смех, в груди — грусть, а в животе — огромную радость. Голосовые блоки — одни из самых сильных, поэтому не стоит работать со звуком на пер­вых сеансах.

Если ваши пациенты от смущения не могут произнес­ти звуки вслух, вы можете предложить имприслушать­ся к внутренним звукам, которые издает массируемый участок, или представить, какими эти звуки могут быть. Многим проще прислушаться к своим внутренним зву­кам и чувствам, чем выразить их вслух.

Одна пациентка пришла ко мне, жалуясь на огромное эмо­циональное напряжение во всем теле, которое скопилось в ре­зультате свалившихся на нее проблем. Во время массажа верх­ней части она неожиданно начала раскачиваться сама, я лишь немного помогала ей, в основном для того, чтобы поддерживать контакт. После сеанса я спросила о том, каковы были ее ощущения. Она сказала, что слышала внутреннюю музыку во всем теле, и удивлялась, как это мне удается раскачивать ее в этом ритме. Ей хотелось смеяться и танцевать. Еще долго по­сле сеанса ее тело ощущало внутренний ритм и музыку в нем.

Работая со звуком, мы делаем акцент не на высво­бождении эмоций, а на осознании и интеграции. Жаж­да освобождения отразилась во многих методиках, где стали придавать огромное значение катарсису (греч. katharsis — «очищение»). Однако постепенно многие на­чали понимать, что чувство свободы, которое ощущает­ся вначале, создает такой же потенциал для остановки, как и другая крайность. Освобождение без интеграции никогда не приведет к истинному исцелению.

Усиление

Усиление вы можете использовать тогда, когда не удается добиться полного расслабления. В этом случае мы двигаемся в сторону большего напряжения.

Например, пациент лежит на животе, вы подбра­сываете голень, замечая при этом, что нога постоянно осуществляет контроль, а колено в свою очередь подни­мается вверх. Попросите пациента приподнять ногу и напрячь ее изо всех сил. Спросите, какие изменения произошли при этом в его теле. Напрягая ноги, паци­ент может почувствовать, что одновременно с этим сти­скивает зубы, сжимает кулаки или увеличивает на­пряжение в плечевом поясе. Попросите пациента оста­ваться в таком положении как можно дольше, а потом расслабиться. Вы сразу же заметите огромные переме­ны.

Пациентке с заболеванием сердца было очень трудно рас­слабить руки и ноги. Какое усилие необходимо сердцу, что­бы протолкнуть кровь через зажатые сосуды! Ее руки посто­янно были холодными. Как только я прикасалась к ним, они пытались мне помогать и контролировать движения. Я попро­сила ее держать ногу в напряжении, и она с удивлением заметила, что именно это напряжение создает боль в левой ло­патке. Как только нога расслабилась, пациентка почувствова­ла, как кровь циркулирует по ее телу. Ей казалось, что вся ее верхняя часть находится в теплой печке. Пальцы и руки ста­ли горячими. Эта энергия в течение двадцати минут циркули­ровала по телу, и мы с удивлением наблюдали за этим мощ­ным потоком.

Этот способ лучше применять тогда, когда вы освои­те язык тела и методы разговора с ним.

Разговор» с симптомом

В процессе сеанса мы позволяем симптому, ощу­щению или боли «высказаться». Часто это бывает похоже на исполнение роли — роли симптома или ощущения, ко­торые имеют голос и чувства. Попросите пациента пред­ставить себя этим симптомом и озвучить напряжения, хранящиеся в теле. Доверяйте первому ощущению, ко­торое приходит, и высказывайте его, не осмысливая.

Игра.Вы можете продолжить этот разговор через иг­ру или театр, чтобы лучше понять значение симптома. Через «театр» вы можете извлечь целый спектр удиви­тельных качеств и дать возможность человеку увидеть ситуацию со стороны. В этой игре вы оба — актеры, симп­томы — лишь маски и костюмы. Будьте искренними и не теряйте чувство юмора.

Рисунок.Если человеку трудно выразить себя через голос или движение, предложите ему отразить на бума­ге свое внутреннее состояние или этот симптом. Предло­жите ему кисти, карандаши, хорошо, если у вас под ру­кой будет цветная бумага, тогда у него появится выбор. Рисунок оказывает живительное воздействие.

Благодаря медленной прорисовке возникает резонанс, и внутренние бесформенные ощущения начинают приоб­ретать реальные очертания. Благодаря такому присталь­ному вниманию к деталям пациент может обнаружить нечто новое и с радостью поделиться с вами. Он может продолжить этот рисунок дома и до вашей следующей встречи сделать еще несколько.

Воображение

Воображение — наша естественная способность. Вы можете попросить пациента представить напряжение, ощущение или блок в виде какого-то образа, а затем на­блюдать, как это образ будет меняться. При этом очень полезно связать изменения образа с меняющимися ощу­щениями в теле.

Если у человека отсутствует образное представле­ние, а вы чувствуете в этом необходимость, то сами можете предложить определенную систему образов. Ког­да тело пациента будет расслаблено, попросите его пред­ставить сказочное путешествие, при этом продолжая покачивать его. Счазка понятна ребенку и взрослому, в ней в образной форме рассказывается об основных этапах развития личности на примере описания жиз­ненного пути главного героя. Персонажи сказки обыч­но отражают различные аспекты самого пациента. В сказках и мифах много похожих сюжетов и событий: рождение, встреча с Добром и Злом, переживание своей силы и бессилия, встреча с любовью, свадьба, смерть, возрождение.

Движение

Если во время сеанса вы чувствуете неподвижность всего тела пациента или отдельных частей, попросите его прислушаться к желаниям своего тела и подвигать­ся так, как ему бы хотелось. Например, если руки или ноги безжизненны, попросите его делать какие-нибудь движения и обратите внимание на то, как и за счет че­го они начинают двигаться, акцентируя на этом его вни­мание.

Совсем не обязательно, чтобы пациент начал совер­шать эти движения. Вашей просьбы вполне достаточно, чтобы он осознал свою неподвижность. Возможно, у не­го возникнут в этих областях какие-то ощущения, кото­рыми он с вами поделится. Скорее всего, вы не будете ис­пользовать этот способ так часто, как другие, поскольку он требует особой деликатности.

Непроизвольные движения

Непроизвольные движения — это знаки, которые те­ло подает спонтанно, указывая наиболее эффективные способы раскрытия блока. Эти движения могут возник­нуть в любое время в течение сеанса. Они совершаются неосознанно и могут быть маленькими или большими, одиночными или повторяющимися. При подбрасывании колена ноги могут совершать движения, похожие на «пинание». Другой пример — непроизвольные повороты шеи из стороны в сторону.

Пациент может и не замечать этих движений. Обра­тите на них его внимание и попросите не прекращать их и делать эти движения осознанно. Очень часто, осознав, что он двигается, пациент из смущения захочет их пре­кратить. Скажите ему о том, что его тело через эти зна­ки посылает ему сообщение и этого не нужно стеснять­ся. Спросите, какие чувства у него появляются, какие ощущения возникают в других частях тела. Возможно, меняется дыхание или появляется напряжение. Эти дви­жения могут быть связаны с каким-нибудь воспоминани­ем, например насилием, операцией. Так же как и в пре­дыдущем подходе пациент играет активную роль.

Пластика

Иногда ответить на некоторые вопросы во время пси­хотерапевтического сеанса довольно сложно. В этом слу­чае мы предлагаем пациенту занять удобное для него по­ложение или позу, поскольку наши позы представляют собой продолжение тех поведенческих маневров и при­вычек, которые мы используем в нашей повседневной жизни.

Когда во время сеанса что-то начинает пробуждаться, пациент, движимый страхом, использует известные ему способы защиты, принимая какую-то привычную позу. В это время очень важно слушать сигналы тела. Не спе­шите интерпретировать, расспросите пациента подробнее о том, как чувствует себя тело и его различные аспекты в этой позе, о чем оно говорит.

Танец

Иногда завершение сеанса требует активного выраже­ния энергии тела. Движение уравновешивает, исцеляет, служит мостиком между внешним и внутренним миром человека.

Попросите пациента отобразить в танце раскрывшую­ся внутреннюю энергию. Если он смущается и боится проявить свою спонтанность, вы можете первым начать двигаться. Спонтанный танец помогает вам лучше почув­ствовать свое тело, научиться владеть им. Он имеет и ди­агностическую функцию. Вы и клиент во время танца мо­жете отмечать, какие части тела танцуют, а какие оста­ются менее подвижными. Пробуждая эмоции и энергии и высвобождая их через танец, вы с его помощью може­те обрести контроль над ними.

ХИМИЧЕСКОЕ ЭХО —

Наши рекомендации