Алоритм реанимации новорожденных

Рождение

алоритм реанимации новорожденных - student2.ru алоритм реанимации новорожденных - student2.ru Контрольное время

           
    алоритм реанимации новорожденных - student2.ru
  алоритм реанимации новорожденных - student2.ru
     
Обеспечьте тепло Освободите дыхательные пути Протрите ребенка  
 
 

Да

 
  алоритм реанимации новорожденных - student2.ru

алоритм реанимации новорожденных - student2.ru алоритм реанимации новорожденных - student2.ru

Обеспечьте тепло Правильно уложите, освободите дыхательные пути * (если необходимо) Протрите, стимулируйте, измените положение Дайте кислород (если необходимо)
А Нет

Сек

Дополнительное наблюдение  
Самостоятельное

алоритм реанимации новорожденных - student2.ru дыхание

алоритм реанимации новорожденных - student2.ru

ЧСС > 100,

Розовый

Сек

алоритм реанимации новорожденных - student2.ru

Начинайте вспомогательную вентиляцию *  
В Апноэ или ЧСС < 100

Вспомогательная

Непрерывное, интенсивное наблюдение  
алоритм реанимации новорожденных - student2.ru вентиляция

алоритм реанимации новорожденных - student2.ru ЧСС > 100,

алоритм реанимации новорожденных - student2.ru алоритм реанимации новорожденных - student2.ru розовый

Продолжайте вспомогательную вентиляцию * Начинайте наружный массаж сердца
ЧСС < 60 ЧСС > 60

С

Сек

       
  алоритм реанимации новорожденных - student2.ru   алоритм реанимации новорожденных - student2.ru
 

алоритм реанимации новорожденных - student2.ru

Введите адреналин *
ЧСС < 60 ЧСС > 60

D

алоритм реанимации новорожденных - student2.ru

ЧСС < 60 или стойкий цианоз

алоритм реанимации новорожденных - student2.ru или неэффективная вентиляция

*На каждом из этих этапов

может понадобиться

эндотрахеальная интубация

Общее состояние новорожденного оценивается по шкале Апгар на 1 и 5 минуте, независимо от того проводились ли реанимационные мероприятия, или нет. Оценка состояния повторно проводится еще и на 10 минуте жизни новорожденного, если на 5 минуте она была менее 6 баллов.

Признак
ЧСС Отсутствует <100 >=100
Дыхание Отсутствует Медленное, нерегулярное Хороший крик
Мышечный тонус Отсутствует   Некоторое сгибание конечностей Активный  
Рефлекторная возбудимость на введение катетера в нос Нет реакции Гримаса Кашель  
Окраска кожи   Цианотичная или бледная   Тело бледно- розовое, конечности синие Розовая  

Шкала Апгар полезна при оценке состояния ребенка после родов и свидетельствует об эффективности (неэффективности) реанимации.

Низкая оценка по шкале Апгар не является синонимом гипоксии, ацидоза или асфиксии.

Диагностическое значение шкалы Апгар в выявлении случаев истинной асфиксии является очень низким.

Факторы, влияющие на результат оценки по шкале Апгар.Гестационный возраст. Прием лекарств матерью. Инфекция. Нейромышечные расстройства. Сердечно-легочная патология при рождении. Непоследовательность оценки.

Если новорожденному ребенку были проведены расширенные реанимационные мероприятия (начиная со вспомогательной вентиляции легких), в истории его развития обязательно заполняется алгоритм реанимации.

Оценка общего состояния после рождения.Сразу после рождения ребенка следует оценить:

• доношенный или недоношенный ребенок;

• чистые ли околоплодные воды;

• ребенок плачет или дышит, каков характер его дыхания;

• мышечный тонус ребенка.

На основании оценки этих параметров следует принимать решение о необходимости и последовательности реанимационных мероприятий.

Если ребенок рождается доношеннным, активным, дышит и/или плачет, он не нуждается ни в каком медицинском вмешательстве. Новорожденного необходимо уложить на грудь матери, пересечь пуповину и в дальнейшем проводить уход и наблюдение согласно клиническому протоколу «Уход за здоровым новорожденным в ранний неонатальный период».

Реанимационные мероприятия следует начинать в том случае, если ребенок рождается вялым, не плачет или не дышит, или у него отмечается нерегурярное дыхание (типа гаспинга).

Реанимационные мероприятия

Независимо от объема проводимых реанимационных мероприятий, необходимо придерживаться четкой последовательности действий:

1) оценить состояние ребенка;

2) принять решение;

3) приступить к действию.

Последовательность этих действий составляет один цикл. На весь цикл отводится 30 секунд, после чего начинается новый цикл.

ПЕРВЫЕ ШАГИ (ПЕРВЫЕ 30 СЕКУНД):

• пересечь пуповину;

• положить ребенка на согретую твердую поверхность под источник лучистого тепла, придать ему положение со слегка запрокинутой головой, подложив под плечи заранее приготовленный валик;

• обтерев ребенка, сменить влажную пеленку на сухую;

• удалить содержимое (слизь, кровь) изо рта, затем из носа.Это Α-шаг реанимации (I этап), которыйначинается с отсасывания катетером содержимого полости рта уже при появлении головы ребенка в родовых путях (грудная клетка находится еще в родовых путях!), если околоплодные воды окрашены меконием. Необходимо отсосать содержимое сначала изо рта, затем из носа, используя одноразовую стерильную грушу либо отсос с одноразовым аспирационным катетером, при этом отрицательное давление должно составлять не более 100 мм ртутного или 37 мм водного столба, глубина введения катетера – не более 3 см.

Новорожденные при наличии светлых околоплодных вод абсолютно не нуждаются в проведении отсасывания содержимого из ротовой полости, глотки, носа или желудка после рождения;

При наличии мекония в околоплодных водах,если ребенок активен и самостоятельно дышит – уход осуществляется как за здоровым новорожденным; если ребенок вялый и не дышит, мышечный тонус низкий (новорожденный неактивный) – не проводить тактильную стимуляцию, интубировать трахею и с помощью мекониального аспиратора, присоединенного к интубационной трубке, удалить меконий из трахеи. Если мекония много, следует повторить процедуру с использованием новой интубационной трубки. Во время проведения процедуры частота сердцебиения ребенка не должна быть менее 60 раз в минуту. Если частота менее 60 раз в минуту, следует прекратить отсасывание и начать ВВЛ с помощью мешка и маски.

• продолжать обтирание туловища и головы ребенка, одновременно проводя и его тактильную стимуляцию;

• на голову надеть предварительно согретую шапочку;

• продолжать тактильную стимуляцию, слегка похлопывая и/или поглаживая вдоль спинки и по стопам;

• при восстановлении самостоятельного и регулярного дыхания, но сохраняющемся центральном цианозе, обеспечить подачу кислорода свободным потоком; если кожные покровы становятся розовыми, подачу кислорода постепенно уменьшать и наконец прекратить, когда новорожденный остается розовым при дыхании комнатным воздухом.

ЧЕРЕЗ 30 СЕКУНД ОЦЕНИТЬ:

• дыхание;

• частоту сердечных сокращений (ЧСС);

• цвет кожных покровов.

Частоту сердцебиений считать в течение 6 секунд, прекратив на это время все реанимационные мероприятия: ЧСС за 6 секунд × 10 = ЧСС в минуту.

Если:

• восстановилось самостоятельное дыхание, ЧСС>100 ударов в минуту, ребенок порозовел – приложить его к груди матери и в дальнейшем проводить уход и наблюдение согласно клиническому протоколу «Уход за здоровым новорожденным в ранний неонатальный период»;

• самостоятельное регулярное дыхание не восстановилось и/или частота сердцебиений <100 раз в минуту – немедленно начинать вспомогательную вентиляцию легких (ВВЛ) с помощью мешка типа Амбу и маски. Это В-шаг реанимации (II этап), задачей которого является восстановление внешнего дыхания, вентиляция легких, ликвидация гипоксемии, проводят детям с отсутствием или с неэффективностью самостоятельного дыхания (редкое, наличие генерализованного цианоза или бледности).

Наши рекомендации