Положение национальных меньшинств
На территории Новгородской области проживает более 60 национальностей: русские, которые составляют основную часть населения, украинцы, цыгане, татары и др.
Антисемитизм в официальной политике не проявляется. Никаких ограничений в правах по признаку национальности в региональном законодательстве и со стороны государственных органов нет.
Положение женщин
Положение женщин в Новгороде и Новгородской области, особенно категории «после 40 лет», является нелегким. Наиболее остро стоит вопрос с работой. Если просматривать новгородские газеты, то можно заметить, что в объявлениях о приеме на работу практически везде присутствует возрастной ценз – до 35 лет. Приходится браться за любую работу, зачастую без оформления трудовых отношений.
В течение последних лет в общей численности безработных женщины занимают 42-45%. Среди официально зарегистрированных безработных, имеющих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, 79% - женщины. У большого числа женщин – длительный, более года, перерыв в работе, 68%, - получив профессию, так и не смогли трудоустроиться. И при этом, безработные женщины имеют более высокий, чем мужчины, уровень образования. За прошлый год в службу занятости обратилось 15,3 тысячи человек, из них 8,6 тысячи, или 56%, - женщины. Более 4,5 тысячи женщин имеют малолетних детей, являются одинокими или многодетными. В заявках, поступающих от работодателей, только треть – на женские профессии. А заявок на женщин с инженерно-техническим образованием, служащих вообще нет. Одной из самых активных форм помощи безработным женщинам являются общественные работы. Причины, по которым новгородские работодатели отказывают женщинам в приеме на работу: возраст свыше сорока лет, низкий разряд по специальности, незнание иностранных языков, отсутствие навыков пользования компьютером.
Насилие в семье происходит в основном от спившихся мужей, от которых страдают не только женщины, но и дети. Милиция и прокуратура не оказывают защиту пострадавшим.
Положение детей
На территории области живет 4478 детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это 3,7 процента от общей численности детей. Из всех детей сирот в детских домах и интернатах находятся 895 человек. Для них в области работает двадцать образовательных учреждений: тринадцать детских домов, пять детских домов школ, две школы – интерната. Многие семьи взяли детей-сирот на воспитание: под опеку и попечительства – 440 детей, в приемные семьи – 93 ре6бенка, в патронатные семьи -393 ребенка, усыновлен – 101 ребенок[39].
В Новгородской области 40 тысяч детей, около 31 процента всего детского населения области, живут в семьях, доход в которых ниже прожиточного минимума,[40] где отсутствуют условия нормального развития детей, Наблюдается рост числа заболеваний, связанных с недостаточным питанием детей в семье.
Сегодня не обеспечены государством права детей на жизнь и развитие, образование, медицинское обслуживание и на необходимые средства к существованию, защиту от насилия и жестокого обращения, от экономической и сексуальной эксплуатации. В Новгородской области, как и в других регионах РФ, остро стоят проблемы социального сиротства, здоровья детского населения, которые порождаются различными формами насилия над несовершеннолетними. Акты вандализма по отношению к детям становятся распространенным явлением: убийства младенцев, истязания, инцесты, сексуальное насилие над несовершеннолетними. Но количество привлеченных к уголовной ответственности по подобным делам не отражает истинного размаха преступлений, жертвами которых становятся дети, потому что эти преступления относятся к числу трудно доказуемых. Органы милиции, как правило, неохотно заводят уголовные дела; нет статистики, где отдельно учитывались бы несовершеннолетние как жертвы преступлений.
В Старой Руссе оперативниками нашли в колодце потерявшуюся девочку. Мать восьмилетней девочки восьмого мая обратилась в милицию с заявлением, что её дочь ушла погулять и не вернулась. Ночью девятого мая труп девочки был обнаружен в колодце. По версии следствия девочка, находившаяся у себя дома, подверглась сексуальному насилию. По предварительным данным экспертизы в результате этого ребенок скончался, после чего тело сбросили в колодец[41].
Новгородский городской суд приговорил Владимира к лишению свободы по ст.132 УК РФ «Насильственные действия сексуального характера» и двенадцати преступлений, предусмотренных ст.135 УК РФ «Совершение развратных действий без применения насилий в отношении лица, заведомо не достигших шестнадцатилетнего возраста» Неизвестно, сколько бы продолжалось растление малолетних детей, некоторым было семь-восемь лет, если бы он не совершил двух других преступлений, в которых сразу же был уличен. Один из подростков рассказал обо всем матери своего друга, после чего та написала заявление в милицию[42].
В новгородской области Комитет по опеки и попечительству Великого Новгорода стал рассадником нарушения прав детей-сирот. Органы прокуратуры Новгородской области выявили более 500 нарушений прав детей – сирот, оставшихся без попечения родителей. В Великом Новгороде комитет по опеки и попечительству передавал детей на усыновление, даже не взглянув, в каких условиях живут сами усыновители.
Городская прокуратура установила, что опекуну Пантелеевой на содержании опекаемой ею девочки не платили аж с февраля этого года. Прокурор города предъявил иск в защиту прав несовершеннолетней, потребовав взыскать в пользу её попечителя не дополученные деньги.
Представители органов опеки и попечительства не контролируют опекунов, приемных родителей, патронатных воспитателей. Таких случаев было не мало в Чудовском, Холмском и других районах области. Органы опеки и попечительства, администрация учреждений не принимают исчерпывающих мер по защите прав воспитанников. Иногда дети долго не получают алименты, однако администрации учреждений не думают по этому поводу обращаться в суд.
Несмотря на то, что сироты нуждаются в жилплощади, никто не контролирует сохранность уже имеющегося жилья, которое закреплено за детьми. В результате квартиры приходят в негодность. По результатам проверок было вынесено 24 представления об устранении выявленных нарушений и 4 протеста на правовые акты, в суды направили 83 заявления в защиты прав и интересов ребенка, возбудили 5 дел об административных правонарушениях и одно уголовное дело
В Новгородской области в предоставлении жилья нуждаются 530 детей – сирот, которых забрали у родителей.
Из областного бюджета в 2007 году на обеспечение детей жилыми помещениями выделено всего лишь 12 миллионов рублей. Этих денег хватит только для 53 человек. Администрация области до сих пор не установила порядок обеспечения детей жильем, чем нарушила областной закон[43]
В Новгородском городском суде слушалось гражданское дела по иску прокурора города Великого Новгорода в интересах 12-ти летней Оксаны Ходжиевой, 13-ти летней Марины Ходжиевой и их 17-ти летней сестры Елены Ульяновой (эта фамилия изменена). В 1999 году их мать была лишена родительских прав, детей распределили по интернатам, по распоряжению городской администрации за ними закрепили жилье – чтобы никуда не делось, пока дети растут. Матери и бабушке уже нет в живых. И это тоже очень странная история.
Под руководством органов опеки их жилье было продано, а взамен было куплено другое, худшее.
Прокуратура Великого Новгорода, в лице прокурора Т. Дубровиной, заявила о готовности сдать позиции и прекратить дело, при этом предложила условия - от полученной суммы продажи доли жилья, принадлежавшей покойной Л. Ходжиевой 77 тысяч рублей передать их детям – наследникам.
Прокурор Т. Дубровина встала на защиту чиновников.
Как бы не были отвратительны действия риэлторов, возмущает, прежде всего, позиция чиновников, которые от лица власти с ними тесно сотрудничают. Работники Комитета по опеки и попечительства, действуя от лица городской администрации, имеют возможность свободно и бесконтрольно по своему усмотрению совершать любые манипуляции с жильем детей сирот, объявляя любую сомнительную сделку мероприятием в интересах детей. Широкие полномочия и отсутствие общественного контроля могут окончательно превратить орган опеки в преступное гнездо и рассадник беды.
В Валдайском районе сразу троих родителей лишили родительских прав в отношении троих малолетних детей. Они были никому не нужны. Детство троих ребятишек счастливым не назовешь. Ребятишкам нечего, было, есть, они не могли спокойно спать из-за постоянных пьяных сборищ и шумных скандалов. Родители воспитанием детей никогда не занимались[44].
Два месяца семья Никитиных обивала пороги, чтобы снять с сына незаконно поставленный диагноз: ЗПР. В настоящее время каждый дошкольник в области подвергается тестированию ПМПК – психолого-медико-педагогической комиссии. Чаще всего незаконно. Нередко в классы «седьмого вида» попадают вполне здоровые и развитые дети, родители не знают своих прав и прав своих детей, школам выгодно иметь такие классы. Но больше всего выгодны «дурачки» тем самым комиссиям –ПМПК…деревенских ребятишек почти всех определили в классы ЗПР… По закону ни один ребенок не может проходить комиссии без согласия родителей и без их присутствия. Тем более ни один ребенок без согласия родителя не может быть определен в класс ЗПР. У родителей есть и другое право = определить ребенка в любую школу, в любой класс. Но кто из родителей это знает? ПМК было придумано в 2003 году. Как сказано в письме Минобразования РФ, в целях своевременного выявления и профилактики отклонений в развитии детей. Цель благая…. Создания такой комиссии… чиновниками было воспринять как прямой призыв к действию…обследование детей на такой комиссии – дело сугубо добровольное, равно как и помещение ребенка в класс ЗПР… в Маловишерском районе через комиссию, как чрез сито, стали просеивать все без исключения дошкольники. Родителям просто говорили «НАДО!» Нередко за такие незаконные обследования также незаконно комиссии брали деньги. Родители Димы Никитина за такую заплатили за такую консультацию, а по сути принудительную «помощь». В районе, как на дрожжах стали расти количество классов ЗПР. Теперь нет ни одной школы в районе, где бы не было такого класса. Когда родители не соглашались с вердиктом комиссии, никакие доводы, никакие слезы не могли убедить педагогов перевести ребенка в нормальный класс. Школы, как щитом, прикрывались решением ПМПК. Оказывается финансовое благополучие школ находится в прямой зависимости от количества детей с ЗПР. Педагоги получают 20 процентную надбавку к окладу, а школы - повышающие коэффициенты за каждого «такого» ребенка. Чем больше таких детей – тем выгоднее школе….обеспечит базу, на которой зиждется ПИПК, - детей с ЗПР- не сложно. Ведь именно эта комиссия и делает выбраковку детей, за счет которых существуют. И все законодательно закреплено инструктивным письмом № 27/2967-6 от 14 июля 2003 года за подписью начальника Управления социального образования Т.В. Волосовец[45]
Нередки факты, когда дети из социально неблагополучных семей не посещают школу, есть факты отчисления детей из школ по инициативе учебных заведений. Все больше проявляется тенденция селекционного подхода к детям при определении к обучению их возможностей и формировании классов, все больше наблюдается разрыв по возможности получения образования в зависимости от социального положения родителей и их материальных возможностей.
Настораживает тенденция снижения рождаемости, продолжается рост заболеваемости несовершеннолетних. Уровень социального сиротства превышает сегодня уровень сиротства военного времени. Идет процесс дальнейшего увеличения алкализации и наркомании среди несовершеннолетних, рост правонарушений и преступлений, как со стороны несовершеннолетних, так и по отношению к ним.
Важнейшим и принципиальным является внесение в концепцию социально-экономического развития области положений о введении новой формы семейного устройства детей – патронатного воспитания и определении не менее 65% детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в другие в семьи.
Воспитанниками социальных приютов являются дети из бедных семей (от 30до 60процентов); временное нахождение их в условиях приюта перспективу проблемы ни детей, ни семьи принципиально не решает. В районах, как правило, приюты находятся достаточно далеко от места проживания родителей, что не позволяет проводить эффективную работу с семьей, оказывать помощь в решении её проблем, созданию условий для комплексного воспитания детей. Во многих районах области нет специалистов, которые могут профессионально работать с кризисной семьей: наркологов, психологов, дефектологов, психиатров. Практически не используется форма семейной реабилитации детей из кризисных семей, хотя нормативная база социальной защиты позволяет её проводить. Продолжает наблюдаться динамика роста кризисных семей и совершения насилия в семье, где жертвами часто являются несовершеннолетние. Недостаточно проводится работа по раннему выявлению кризисных семей, в которых дети долго содержаться в условиях совершения над ними насилия со стороны родителей и родственников, не находя нигде защиты и терпя произвол.
Имеет место значительные нарушения трудового законодательства в отношении несовершеннолетних, в том числе и сирот (выпускники сиротских учреждений работают без оформления трудовых соглашений и т.д.).
Проблема бесконтрольности над рекламой алкоголя и табака приводит к массовому приобщению несовершеннолетних к привычкам, пагубно влияющим на их здоровье, растет количество несовершеннолетних, употребляющих наркотики.
В области очень остро стоит проблема обеспечения детей-сирот жильем. Ситуация осложняется негативным отношением государственных и муниципальных чиновников к данной проблеме. Используя безграмотность, незащищенность и юный возраст детей-сирот, чиновники предоставляют им, койко-места в общежитиях. Порой жилье им выделяют в ветхом жилищном фонде, где проживание уже невозможно. Чиновники администрации при этом ссылаются на закон, в котором якобы не оговаривается, какое жилье администрация обязано предоставлять детям-сиротам: благоустроенное или любое другое. Чаще случается так, что вообще ничего не выделяют, и сироты становятся бомжами.
Распространен и другой метод: сироте выделяется койка–место в общежитии, но в постановке на очередь для получения обычного жилья категорически отказывают.
Этих «изгоев» нашего общества поджидает еще один сюрприз: после окончания технических училищ дети-сироты работой в подавляющим большинстве случаев не обеспечиваются.
В детских приютах каждый ребенок пострадал от психологического насилия. Почти треть опрошенных детей, до того как они оказались в приюте, подвергалась систематическому физическому воздействию.
Нередки случаи, когда дети брошены на самовыживания.
Не имея ни крова, ни работы, ни социальной поддержки государства. Это неприкаянная молодежь в борьбе за существование вынуждена идти на панель и торговать своим телом.
Каждый третий несовершеннолетний правонарушитель впервые преступает закон, не достигнув 14 лет. Каждый пятый не имеет даже минимального образования. Каждый десятый – с отклонениями в психическом и интеллектуальном развитии. Это – потенциальный дебил или олигофрен.
К сожалению, очень часто дети из неблагополучных семей впоследствии переходят из разряда правонарушителей в потенциальных преступников.
Сотни обездоленных детей проживают в Новгородской области. Дети, попавшие в жизненную кризисную ситуацию, находят приют в домах временного пребывания, количество которых совершенно недостаточно для размещения детей, от 3 до 9 лет. Кроме малого возраста их связывает неопределенность положения. Вернутся ли они к родителям, которые не хотели их кормить, или уедут в детский дом? Срок пребывания ребенка в приюте корректируется самой судьбой. Случается, что ребенок живет здесь месяцами. Самая распространенная причина, по которой ребенок лишается родительского крова, - алкоголизм родителей. Родители пьют, продают за гроши квартиру, сначала обитают в каких-либо трущобах, затем остаются на улице, с ребенком, но без средств к существованию.
В области (преимущественно в районах) проживает более сотни неблагополучных многодетных (от трех и более детей) семей.
Шести летний мальчик поселка Панковка четыре дня плакал на балконе, дожидаясь помощи взрослых. В понедельник, 13 августа совершенно голый ребенок кричал и метался по балкону 4-го этажа. По вызову жителей к дому подъехала машина спасения. Сотрудники НПСО уже спустили с балкона люльку, пытаясь с помощью альпинистских снаряжений вызволить мальчика, но он испугался. Спасатели спустили ему в люльке сок и бублик и решили ждать, когда придет его мама. Он поел, попил и успокоился, все эти дни жильцы дома передавали с помощи удочки ему на балкон еду. На следующий день мать ребенка написала заявление с просьбой временно поместить ее сына в приют, т.к. его не с кем оставлять.[46]
В детском оздоровительном лагере «Лесная сказка» в Старорусском районе произошло массовое отравление детей. После ужина ребятишки и некоторые вожатые почувствовали недомогание. Вскоре у многих началась рвота, некоторые начали падать в обморок. Врачи поставили предварительный диагноз- пищевое отравление. Их 124 человек, находящихся в лагере, 119, в том числе и взрослых, госпитализированы в Старорусскую ЦРБ. На место чрезвычайного происшествия выехали новый губернатор Сергей Митин и прокурор области Сергей Бажутов, руководители по охране здоровья и комитета по социальной защиты населения области, представители УВД и Роспотребнадзора. Губернатор распорядился закрыть лагерь и пообещал, что после проверке и выяснения причин ЧП все виновные понесут наказание. По факту массового отравления Старорусская межрайонная прокуратура в тот же день возбудило уголовное дело по статье 236 УК РФ «Нарушение санитарно-эпидемических правил».