Преподаватель доцент кафедры

Преподаватель доцент кафедры

Борисова М.В.

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ В ДОШКОЛЬНЫХ И ШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

Выполнила студентка

педиатрического факультета

П – 502 А группы

Акимова Г.В.

Уфа – 2012 год

Содержание

1. Введение (стр. 3)

2. Медицинский кабинет (стр. 5)

2.1. Материально – техническое оснащение (стр. 6)

3. Структура и организация работы детской поликлиники (стр. 8)

3.1. Медицинская карта ребенка (стр.9)

4. Организация профилактической помощи детям в дошкольных учреждениях и школах (стр. 16)

5. Наблюдение детей раннего детского периода (стр. 17)

6. Наблюдение за детьми дошкольного возраста в поликлинике (стр. 20)

7. Наблюдение детей школьного возраста в поликлинике. Работа врача-педиатра в школе (стр. 22)

8. Иммунопрофилактика (стр. 25)

9. Список использованной литературы (стр. 27)

Введение

В настоящее время почти 18,5 млн детей (или 71 процент от общего числа детей) посещают учреждения дошкольного и общего образования, проводя в них большую часть своего активного времени.

В 2010 году по официальным данным первую группу здоровья имели 20,7% школьников, вторую группу здоровья - 59,2%, а 18,3% - третью группу здоровья, т.е. хронические заболевания, четвертую и пятую группу здоровья (инвалидизирующие заболевания) имели 1,8% детей.

Преподаватель доцент кафедры - student2.ru

Отмечается рост числа детей оканчивающих школу с понижением остроты слуха на 44%, с понижением остроты зрения в 2,7 раза, с нарушением осанки на 45%, со сколиозом в 5,7 раза.

Таким образом, ряд значимых заболеваний дети и подростки приобретают в результате неблагоприятных факторов воздействия образовательной среды.

В России открыто 32 353 медицинских кабинета. Медицинское обслуживание 18 478 сельских школ осуществляется медработниками фельдшерско-акушерских пунктов и бригадным методом.

С учетом территориальных условий и числа обучающихся Минздравсоцразвития России разработаны различные формы медицинского обслуживания детей в школах. Так, в городах с населением свыше 25 тысяч человек используется «традиционная» форма, когда медработники находятся в штате детской поликлиники, в составе отделений организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях.

В городах с населением менее 25 тысяч человек в штатах центральных районных больниц также есть ставки врачей-педиатров и медицинских сестер для медицинской помощи обучающимся.

Обслуживание по принципу «единого педиатра» проводится на врачебном (педиатрическом) участке с профилактической работой в школах и разработкой необходимых рекомендаций по оздоровлению.

В сельской местности профилактические осмотры проводятся бригадой врачей-педиатров и врачей-специалистов в установленные сроки с назначением рекомендаций по оздоровлению и медико-педагогической коррекции.

С 2008 по 2010 год отмечается рост обеспеченности школ медицинскими работниками – на 7% врачей и на 7% среднего медицинского персонала.

На программы модернизации здравоохранения в 83 регионах предусмотрены финансовые средства в размере 615,5 млрд. рублей, в том числе на развитие детской медицины, включая школьную – 161,9 млрд. рублей, что составляет 26,3%.

В ближайшие годы планируется развитие деятельности центров здоровья для детей, проведение диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. С 2011 года во всех регионах вводится новое мероприятие с целью раннего выявления и профилактики развития заболеваний - углубленная диспансеризация подростков, с участием врачей-специалистов и проведением функциональных и лабораторных обследований.

Проект приказа Минздравсоцразвития России «Об утверждении Порядка проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональные программы начального, среднего и высшего профессионального образования, с целью раннего (своевременного) выявления немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ» определяет порядок проведения осмотров и механизм взаимодействия образовательных учреждений и медицинских организаций.

Медицинский кабинет


В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Очевидно, что к широкому понятию «каждый» относится в том числе, пожалуй, самая незащищенная категория – дети. Если смотреть на школьную медицину, то в России она имеет более чем 130-летнюю историю. Еще в 1870 году Эрисман впервые провел в Петербурге изучение состояния зрения у санкт-петербургских школьников. А потом в Москве, спустя 10 лет, исследовал на 26 тысячах учащихся зависимость состояния их здоровья от социального статуса и условий труда и быта. Этот период можно считать рождением школьной медицины.

Современное законодательство в ст. 10 Федерального Закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» провозглашает, что:
«В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей профилактику заболевания, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей».

В тоже время, данные греющие душу гарантии не дают ответ на очевидные вопросы среднестатистического родителя: «Как на практике должно быть обеспечено предоставление медицинской помощи моему ребенку?». Учитывая, что большую часть пути «детство – отрочество – юность» каждый из нас проходит в роли школьника или студента, особую остроту приобретают вопросы организации предоставления медицинской помощи в образовательных учреждениях. В большей мере, это касается общего начального, основного, среднего (полного) образования, то есть, школы.

П. 4 статьи 51 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.92 г. N 3266-1 устанавливает, что медицинское обслуживание школьников обеспечивают органы здравоохранения. При этом образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

Данные нормы детализированы в п. 23. «Типового положения об общеобразовательном учреждении» (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196) согласно которому:
«Медицинское обслуживание обучающихся в общеобразовательном учреждении обеспечивается медицинским персоналом, который закреплен органом здравоохранения за этим общеобразовательным учреждением и наряду с администрацией и педагогическими работниками несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания обучающихся. Общеобразовательное учреждение обязано предоставить соответствующее помещение для работы медицинских работников».

Следовательно, за организацию работы медицинских кабинетов в школах ответственны органы управления здравоохранения и конкретные медицинские учреждения (в части медицинского обслуживания), а также администрация школы (в части предоставления помещения и создания материальных условий). При этом, как правило, отношения «медицинское учреждение - образовательное учреждение» оформляются безвозмездным договором о сотрудничестве.

Медицинская карта ребенка

"Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, учреждений начального и среднего профессионального образования, детских домов и школ-интернатов" предназначена для детей и подростков в возрасте до 18 лет, обучающихся, воспитывающихся в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.

"Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений" заполняется медицинскими работниками (врач, средний медицинский работник) образовательного учреждения. В части скрининг-программы в пределах компетенции педагогического персонала (педагоги, психологи) заполняется медицинскими работниками.

Структура "Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений"

В форме предусмотрено выделение следующих разделов:

1. Общие сведения.

2. Анамнестические сведения.

3. Сведения о диспансерном наблюдении.

4. Обязательные лечебно-профилактические мероприятия.

5. Иммунопрофилактические мероприятия.

6. Данные плановых профилактических медицинских осмотров (в соответствии с Приказом Минздрава России и Минобразования России N 186/272 от 30.06.92 "О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях", Приказом Минздрава России N 60 от 14.03.95 "Об утверждении Инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возраста на основе медико-экономических нормативов", Приказом Минздрава России N 151 от 07.05.98 "О временных отраслевых стандартах объема медицинской помощи детям", Приказом Минздрава России N 154 от 05.05.99 "О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста").

7. Результаты врачебной профессиональной консультации.

8. Рекомендации по занятиям спортом, бальными или спортивными танцами (в секциях).

9. Сведения о подготовке юношей к военной службе.

10. Данные текущего медицинского наблюдения.

11. Скрининг-программа.

Раздел 6. ДАННЫЕ ПЛАНОВЫХ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ

В данном разделе содержатся сведения и результаты проведения плановых медосмотров в следующие возрастные периоды:

- 6.1 перед поступлением в учреждения дошкольного образования;

- 6.2 за 1 год до поступления в образовательные учреждения начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

- 6.3 непосредственно перед поступлением в образовательные учреждения начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

- 6.4 в возрасте 7 лет (по окончании 1-го класса);

- 6.5 в возрасте 10 лет (при переходе к предметному обучению);

- 6.6 в возрасте 12 лет;

- 6.7 в возрасте 14 - 15 лет;

- 6.8 в возрасте 16 лет;

- 6.9 в возрасте 17 лет.

В данных педиатрического осмотра, наряду с обычными сведениями, указывается частота сердечных сокращений за 1 мин. и результаты 3-кратного измерения АД (с точностью до 2 мм рт.ст.).

Каждый из участвующих в медицинском осмотре специалистов заносит в соответствующую строку данные по проведенному осмотру, а также диагноз (в соответствии с Международной классификацией болезней 10 пересмотра) или заключение "здоров".

На каждом профилактическом осмотре у детей берутся анализы крови, мочи, кала. Результаты анализов заносятся в "Медицинскую карту" и учитываются при установлении диагноза, назначении коррекционных, лечебных, реабилитационных мероприятий.

В строку "Заключительный диагноз" врачом-педиатром вписывается полный клинический диагноз, учитывающий результаты осмотра врачей всех специальностей. Оценка интегральных показателей (физического и нервно-психического развития, физической подготовленности, отнесение к определенной группе здоровья, медицинской группе для занятий физкультурой) проводится в соответствии с Приказом Минздрава России и Минобразования России N 186/272 от 30.06.92 "О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях", Приказом Минздрава России от N 60 от 14.03.95 "Об утверждении Инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возраста на основе медико-экономических нормативов" и Методическими рекомендациями "Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы" (утв. Минздравом России, 1993).

"Медико-педагогическое заключение" выносится совместно педиатром и педагогом на основании анализа динамики состояния здоровья в течение обучения. В "Медицинскую карту" медико-педагогическое заключение вносится только педиатром. В строку "Рекомендации" вписываются рекомендации по оздоровлению и реабилитации ребенка, коррекции нарушений здоровья и развития в условиях образовательного учреждения. Кроме того, в данную строку вносятся советы при переводе ребенка в образовательные учреждения различного типа, а также рекомендации о возможности обучения в образовательных учреждениях с повышенным содержанием образования.

С 10-летнего возраста (п. п. 6.5 - 6.9) регистрируется половая формула ребенка (Методические рекомендации "Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы", утв. Минздравом России, 1993), у девочек дается характеристика менструальной функции с указанием возраста (годы, число месяцев) наступления menarhe и характеристика менструального цикла (длительность, регулярность, количество теряемой крови, болезненность и др.). По данным половой формулы и характеристике менструальной функции проводится интегральная оценка уровня полового развития (Методические рекомендации "Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы", утв. Минздравом России, 1993). Результаты заносятся в соответствующую строку "Медицинской карты".

В строку "ЭКГ" вносится заключение по результатам проведенного электрокардиографического исследования.

При медицинском осмотре в 14 - 15 лет и в дальнейшем проводится флюорографическое исследование, результаты которого вносятся в "Медицинскую карту". Кроме того, в 14 - 15, 16 и 17 лет по результатам медицинского осмотра предусмотрено внесение данных в строки "Ограничение деторождения" и "Репродуктивное поведение" (Методические рекомендации "Методика коррекции репродуктивной установки подростков 15 - 17 лет", Иваново, утв. Минздравом России, 1996).

В возрасте 17 лет в строку "Рекомендации" вносятся рекомендации по дальнейшему медицинскому наблюдению, в том числе при передаче медицинского обслуживания в амбулаторно-поликлиническое учреждение, обслуживающее взрослое население.

Раздел 8. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАНЯТИЯМ СПОРТОМ, БАЛЬНЫМИ ИЛИ СПОРТИВНЫМИ ТАНЦАМИ

В данном разделе содержатся результаты оценки состояния здоровья ребенка для вынесения заключения о возможности занятия спортом (в секциях) и приравненных к спортивным занятиям видах деятельности (в т.ч. бальные и спортивные танцы). Оценка возможности занятия различными видами спорта проводится на основании результатов плановых профилактических медицинских осмотров.

В графу "Вид спорта" заносится тот вид, в отношении занятия которым осуществляется оценка состояния здоровья (по желанию ребенка или его родителей). В графе "Рекомендации" должна содержаться информация о возможности заниматься данным видом спорта при имеющихся у ребенка нарушениях здоровья и развития. При отсутствии отклонений в состоянии здоровья, препятствующих спортивным занятиям, делается запись - "не противопоказано". При наличии противопоказаний или ограничений делается соответствующая отметка и даются рекомендации по занятию теми видами спорта, которые не противопоказаны или рекомендуются при имеющихся нарушениях здоровья.

Раздел 9. СВЕДЕНИЯ О ПОДГОТОВКЕ ЮНОШЕЙ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

Раздел содержит результаты оценки состояния здоровья юношей-подростков на этапах подготовки к первичной постановке на воинский учет и после первичной постановки (с предварительной оценкой годности к военной службе). Оценка уровня здоровья осуществляется амбулаторно-поликлиническим учреждением по месту жительства, а ее результаты вносятся в "Медицинскую карту ребенка для образовательных учреждений". Заключение выносится по результатам экспертизы годности, проведенной по результатам осмотра юноши медицинской комиссией и данным текущего медицинского наблюдения за ребенком.

В графу "Диагноз" вносится полный клинический диагноз ребенка. Заключение о возможности (ограничениях, невозможности) военной службы выносится только по результатам первичной постановки на воинский учет (медицинская комиссия) и переносится в "Медицинскую карту" из истории развития ребенка (ф. N 112/у). До первичной постановки в графу "Диагноз" вносится заключение о возможности коррекции и лечения нарушений здоровья и развития, наличие которых у подростков может стать причиной негодности или ограниченной годности к военной службе. Заключение о необходимости проведения коррекционных и лечебно-оздоровительных мероприятий выносится на основании "Расписания болезней" (приложение к Постановлению Правительства Российской Федерации N 390 от 20.04.95 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе).

В графе "Рекомендации" фиксируются те необходимые мероприятия по повышению уровня здоровья, адаптационных и функциональных возможностей юношей, которые должны проводиться в условиях образовательного учреждения.

Иммунопрофилактика

Введение средств активной иммунизации в практику детского здравоохранения обусловило значительное снижение заболеваемости детей инфекционными болезнями. В настоящее время проводятся прививки против туберкулеза, дифтерии, столбняка, коклюша, полиомиелита, кори, паротитной инфекции, гепатита В, краснухи и другие прививки по эпидпоказаниям. Используются средства активной иммунизации против острых респираторных заболеваний (рибомунил, полиоксидоний). Проводятся первые клинические испытания профилактических прививок против ветряной оспы.

Организация и проведение профилактических прививок

В настоящее время прививочная работа в поликлинике организуется и проводится в соответствии с приказом, в котором утверждены календарь профилактических прививок, инструкция о тактике проведения иммунизации, основные положения об организации и проведении профилактических прививок, перечень медицинских противопоказаний к иммунизации, порядок регистрации информации об осложнениях от прививок.

Профилактические прививки должны проводиться в сроки, установленные календарем. В случае их нарушения разрешается одновременное введение нескольких вакцин, но в разные участки тела и отдельными шприцами.

При раздельном проведении прививок минимальный интервал должен быть не менее месяца. Если прививка против гепатита В проводится не в один день с другими прививками, то интервал между их введением не регламентируется.

При возникновении острых заболеваний, в том числе ОРВИ и острых кишечных инфекций, или обострении хронических плановая иммунизация откладывается до исчезновения симптомов заболевания.

Профилактические прививки проводятся в соответственно оснащенных прививочных кабинетах поликлиник или других помещениях при строгом соблюдении санитарно-гигиенических требований.

По решению органов здравоохранения профилактические прививки могут проводиться по месту работы (учебы) прививаемых или на дому.

Прививочный кабинет поликлиники должен состоять из помещений для проведения прививок и хранения прививочной картотеки и иметь холодильник для хранения прививочных препаратов, шкаф для инструментария и набора медикаментов для неотложной и противошоковой терапии, биксы со стерильным материалом, пеленальный стол или медицинскую кушетку, стол для подготовки прививочных препаратов, стол для хранения медицинской документации. В кабинете должны быть инструкции по применению прививочных препаратов и памятка по оказанию неотложной помощи.

Прививки против туберкулеза и постановка проб Манту должны проводиться в отдельном помещении, а при его отсутствии – на специальном столе, в выделенные дни и часы.

Во избежание контаминации запрещается совмещение прививок против туберкулеза с прививками против других инфекций. Запрещается проведение прививок против туберкулеза и постановки пробы Манту на дому.

Руководитель медицинского учреждения несет ответственность за постановку прививочной работы, назначает медицинских работников, ответственных за планирование и выполнение профилактических прививок с четким определением их функциональных обязанностей.

Профилактические прививки осуществляются медицинскими работниками, обученными правилам техники проведения прививок и приемам оказания неотложной помощи.

О дне проведения профилактических прививок медицинские работники обязаны известить родителей заранее. Все лица, подлежащие прививкам, должны быть обследованы врачом или фельдшером, при этом следует учитывать анамнез (предшествующие заболевания, аллергические реакции на прививки, лекарства, пищевые продукты).

Непосредственно перед прививкой ребенка осматривают и измеряют температуру тела для исключения острого заболевания.

После проведения прививки должно быть обеспечено медицинское наблюдение за ним.

При появлении поствакцинальной реакции необходимо незамедлительно поставить в известность руководителя медицинского учреждения, при развитии осложнения – направить экстренное извещение в территориальный центр эпидемиологии. Факт отказа от прививок фиксируется в медицинских документах с отметкой о том, что медицинским работником даны разъяснения о последствиях отказа, подписывается гражданином и медицинским работником.

При выявлении осложнения после иммунизации или подозрении на него врач (фельдшер) обязан уведомить об этом главного врача медицинского учреждения. Главный врач обеспечивает госпитализацию больного в стационар, направление экстренного извещения.

Территориальный центр эпидемиологии осуществляет регистрацию осложнения на прививку с уточнением клинического диагноза, лабораторное исследование материала, полученного у больного, посылает информацию в областной центр эпидемиологии.

Список использованной литературы

1. «Поликлиническая педиатрия» под редакцией Калмыковой А.С., М – 2011 год.

2. http://sibmama.ru/index.php?p=kabitet_vracha

3. http://www.zakonprost.ru/content/base/part/613652

4. http://medarticle.moslek.ru/articles/16693.htm

5. Материалы лекционных и практических занятий

Преподаватель доцент кафедры

Борисова М.В.

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ В ДОШКОЛЬНЫХ И ШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

Выполнила студентка

педиатрического факультета

П – 502 А группы

Акимова Г.В.

Уфа – 2012 год

Содержание

1. Введение (стр. 3)

2. Медицинский кабинет (стр. 5)

2.1. Материально – техническое оснащение (стр. 6)

3. Структура и организация работы детской поликлиники (стр. 8)

3.1. Медицинская карта ребенка (стр.9)

4. Организация профилактической помощи детям в дошкольных учреждениях и школах (стр. 16)

5. Наблюдение детей раннего детского периода (стр. 17)

6. Наблюдение за детьми дошкольного возраста в поликлинике (стр. 20)

7. Наблюдение детей школьного возраста в поликлинике. Работа врача-педиатра в школе (стр. 22)

8. Иммунопрофилактика (стр. 25)

9. Список использованной литературы (стр. 27)

Введение

В настоящее время почти 18,5 млн детей (или 71 процент от общего числа детей) посещают учреждения дошкольного и общего образования, проводя в них большую часть своего активного времени.

В 2010 году по официальным данным первую группу здоровья имели 20,7% школьников, вторую группу здоровья - 59,2%, а 18,3% - третью группу здоровья, т.е. хронические заболевания, четвертую и пятую группу здоровья (инвалидизирующие заболевания) имели 1,8% детей.

Преподаватель доцент кафедры - student2.ru

Отмечается рост числа детей оканчивающих школу с понижением остроты слуха на 44%, с понижением остроты зрения в 2,7 раза, с нарушением осанки на 45%, со сколиозом в 5,7 раза.

Таким образом, ряд значимых заболеваний дети и подростки приобретают в результате неблагоприятных факторов воздействия образовательной среды.

В России открыто 32 353 медицинских кабинета. Медицинское обслуживание 18 478 сельских школ осуществляется медработниками фельдшерско-акушерских пунктов и бригадным методом.

С учетом территориальных условий и числа обучающихся Минздравсоцразвития России разработаны различные формы медицинского обслуживания детей в школах. Так, в городах с населением свыше 25 тысяч человек используется «традиционная» форма, когда медработники находятся в штате детской поликлиники, в составе отделений организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях.

В городах с населением менее 25 тысяч человек в штатах центральных районных больниц также есть ставки врачей-педиатров и медицинских сестер для медицинской помощи обучающимся.

Обслуживание по принципу «единого педиатра» проводится на врачебном (педиатрическом) участке с профилактической работой в школах и разработкой необходимых рекомендаций по оздоровлению.

В сельской местности профилактические осмотры проводятся бригадой врачей-педиатров и врачей-специалистов в установленные сроки с назначением рекомендаций по оздоровлению и медико-педагогической коррекции.

С 2008 по 2010 год отмечается рост обеспеченности школ медицинскими работниками – на 7% врачей и на 7% среднего медицинского персонала.

На программы модернизации здравоохранения в 83 регионах предусмотрены финансовые средства в размере 615,5 млрд. рублей, в том числе на развитие детской медицины, включая школьную – 161,9 млрд. рублей, что составляет 26,3%.

В ближайшие годы планируется развитие деятельности центров здоровья для детей, проведение диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. С 2011 года во всех регионах вводится новое мероприятие с целью раннего выявления и профилактики развития заболеваний - углубленная диспансеризация подростков, с участием врачей-специалистов и проведением функциональных и лабораторных обследований.

Проект приказа Минздравсоцразвития России «Об утверждении Порядка проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональные программы начального, среднего и высшего профессионального образования, с целью раннего (своевременного) выявления немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ» определяет порядок проведения осмотров и механизм взаимодействия образовательных учреждений и медицинских организаций.

Медицинский кабинет


В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Очевидно, что к широкому понятию «каждый» относится в том числе, пожалуй, самая незащищенная категория – дети. Если смотреть на школьную медицину, то в России она имеет более чем 130-летнюю историю. Еще в 1870 году Эрисман впервые провел в Петербурге изучение состояния зрения у санкт-петербургских школьников. А потом в Москве, спустя 10 лет, исследовал на 26 тысячах учащихся зависимость состояния их здоровья от социального статуса и условий труда и быта. Этот период можно считать рождением школьной медицины.

Современное законодательство в ст. 10 Федерального Закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» провозглашает, что:
«В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей профилактику заболевания, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей».

В тоже время, данные греющие душу гарантии не дают ответ на очевидные вопросы среднестатистического родителя: «Как на практике должно быть обеспечено предоставление медицинской помощи моему ребенку?». Учитывая, что большую часть пути «детство – отрочество – юность» каждый из нас проходит в роли школьника или студента, особую остроту приобретают вопросы организации предоставления медицинской помощи в образовательных учреждениях. В большей мере, это касается общего начального, основного, среднего (полного) образования, то есть, школы.

П. 4 статьи 51 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.92 г. N 3266-1 устанавливает, что медицинское обслуживание школьников обеспечивают органы здравоохранения. При этом образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

Данные нормы детализированы в п. 23. «Типового положения об общеобразовательном учреждении» (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196) согласно которому:
«Медицинское обслуживание обучающихся в общеобразовательном учреждении обеспечивается медицинским персоналом, который закреплен органом здравоохранения за этим общеобразовательным учреждением и наряду с администрацией и педагогическими работниками несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания обучающихся. Общеобразовательное учреждение обязано предоставить соответствующее помещение для работы медицинских работников».

Следовательно, за организацию работы медицинских кабинетов в школах ответственны органы управления здравоохранения и конкретные медицинские учреждения (в части медицинского обслуживания), а также администрация школы (в части предоставления помещения и создания материальных условий). При этом, как правило, отношения «медицинское учреждение - образовательное учреждение» оформляются безвозмездным договором о сотрудничестве.

Наши рекомендации