Несовершенство самоактуализирующихся людей.

Было бы ошибкой думать, что самоактуализирующаяся личность — это какой-то сверхчеловек, у которого нет никаких слабостей. Нередко такой человек бывает глуп, расточителен или беспечен, он может быть невнимательным и бестолковым, вызывать раздражение у окружающих своим упрямством. Но в любом случае это увлекательная личность, а не напыщенное ничтожество или субъект с вытянутой физиономией, как многим хотелось бы думать. У нее есть многочисленные достоинства, но слабостям она не чужда. Плод самоактуализации — не совершенство, а радость жизни, которая приходит благодаря интеграции сильных и слабых сторон нашей натуры.

Часть вторая. Цели актуализации.

Глава 4. Контакт как альтернатива манипуляции.

Взаимоотношения между двумя людьми можно назвать актуализационными, если в этих отношениях участвует "ядро" их личности. Под "ядром" мы подразумеваем глубинную сферу потенциальных возможностей человека. Это внутреннее ядро личности можно назвать также истинным, подлинным, актуализирующимся "я" человека.

Выражая те или иные активные и пассивные стороны своей личности, составляющие ее ядро, актуализатор дает возможность другим людям понять его, и откликнуться на его проявления. Он относится к ним не как к внешним объектам, неживым вещам, но внутренне "соприкасается" с ними, сохраняя и укрепляя при этом себя, каким он есть в глубине души. Хорошие друзья, как известно, проявляют повышенную чуткость к тем изменениям в состоянии партнера, которых другие обычно не замечают. Они как бы настроены на волну друг друга, отчего способны уловить малейшие ее колебания. Такое глубинное взаимодействие называется контактом. Жена, у которой хороший контакт с мужем, понимает его с полуслова, читает по его улыбке, подмечает все исходящие от него невербальные сигналы, а муж "чувствует" ее точно так же, потому что хороший контакт — это глубинное взаимодействие "от сердца к сердцу".

Чтобы лучше понять различие между подлинным контактом и манипуляцией, изобразим человека графически в виде двух окружностей — одна внутри другой. Внутренняя окружность — это ядро личности, сердце души, существо человека. Внешняя окружность — это периферия его личности, где от него, от его натуры осталось уже немного, и где куда больше наносного, приобретенного, скопированного. На рис. 3 контакт представлен как соприкосновение глубинных ядер, а манипуляция — как взаимодействие внешних, периферических слоев личности двух людей. Таким образом, контакт строится на любви и доверии человека к человеку и представляет собой близкие отношения. Напротив, манипуляция представляет собой отстраненные, поверхностные отношения; они не затрагивают души, и внутренне существо человека в них не участвует.

Несовершенство самоактуализирующихся людей. - student2.ru

Рис. 3. Контакт в сравнении с манипуляцией.

Контакт показан как взаимодействие между глубинными ядрами личности двух людей. Каждый из них проявляет в близком контакте все свои актуализационные потенциалы.

Манипуляция показана как взаимодействие между периферическими слоями личности двух людей. "Попирающий" проявляет свои активные стороны, "попираемый" — пассивные. Отношения между ними отстраненные.

Контакт — отнюдь не постоянное состояние. Он хрупок и недолговечен, и его нужно устанавливать при каждой новой встрече. Если существует контакт, мы выражаем себя и слышим другого, а не просто производим на него впечатление и слушаем, как он говорит. Наши слова рождаются легко и выражают именно то, что мы хотим сказать. Поведение человека парадоксально: хотя мы высоко ценим личностный контакт, в жизни он происходит не часто и установить его нелегко. Но для актуализатора контакт вовсе не редкость.

Создается впечатление, что манипулятор с помощью своих бесконечных игр старается войти в контакт с окружающими; в действительности, однако, все манипулятивные проявления человека ведут к ослаблению или утрате контакта, так как представляют собой не что иное, как уход от сущностного самовыражения. [...]

Одна из причин неспособности манипулятора идти на контакт — страх разоблачения и осуждения. Он боится, что стоит возникнуть контакту, как тут же будет вскрыта его сущность, внутреннее ядро его личности, которое он прежде упорно отвергал или отказывался видеть...

Подлинный личностный контакт предполагает определенный риск. Манипулятор, не желая рисковать, предпочитает контролировать окружающих, а не контактировать с ними. [...]

Поэтому он не вступает в диалог, а "ведет" беседу. Он сам выбирает тему разговора. Он оценивает, а не слушает, пытается убеждать, а не понимать. Если аудитория по каким-то причинам ему не подходит, он может ограничить беседу обсуждением "безопасных" тем, вроде погоды. Для других людей такие общие темы могут служить первым шагом к установлению контакта, но только не для манипулятора. Для него это не более чем средство уйти от контакта.

Джей Хейли назвал несколько приемов, с помощью которых манипулятор может контролировать общение[7]:

1. Отрицание факта общения. "Мне кажется, вам следовало бы извиниться перед ним, хотя это не мое дело и вмешиваться я не буду". (То есть он вмешивается, но в то же время отрицает, что он это делает.) Сказав что-либо, он может обвинить "выпивку" или "свою больную голову". Или заявить, что это "они" сказали.

2. Отрицание сообщения. "О, забудьте об этом", "Не придавайте этому значения." Или он может настаивать, что сообщение было неправильно понято: "Вы не уловили главного", "Речь вовсе не об этом".

3. Отрицание адресата. "Я просто говорил сам с собой", "Не обращайте внимания, я просто рассуждаю вслух".

4. Отрицание контекста или ситуации: "Вечно вы надо мной смеетесь..." (обращение к прошлому), "Вы подумаете, что я спятил" (обращение к будущему). В обоих случаях он избегает иметь дело с партнером в настоящем, здесь и сейчас.

Наши рекомендации