Ощущения. Основные симптомы нарушений ощущений.
Ощущения. Основные симптомы нарушений ощущений.
Ощущение — такой вид психической деятельности, который, возникая при непосредственном воздействии предметов и явлений окружающего мира на органы чувств, отражает их отдельные свойства.
Качественные и количественные нарушения.
Аналгезия — расстройство чувства боли. При наличии такого симптома обязательно следует исключить какую-либо неврологическую патологию.
Анестезия — потеря чувствительности, исчезновение ощущений, что может касаться как отдельных экстерорецепторов (утрата тактильной чувствительности, чаще всего на отдельных участках тела, утрата зрения или слуха с одной или обеих сторон), так и нескольких сразу (например, выпадение слуха и зрения одновременно). При такой патологии, имеющей чаще всего истерическую природу, необходимы самое тщательное объективное обследование, в первую очередь неврологическое (при кожной анестезии, например, участки потери ощущений не соответствуют зонам иннервации), а также другие специальные методы обследования.
Гипестезия — понижение чувствительности к внешним раздражителям. Звуки воспринимаются приглушенно, как бы «под сурдинку», свет кажется тусклым, краски — какими-то блеклыми, стертыми («все кругом какое-то серое и лампочка так слабо светит»).
Гиперестезия — обостренное, усиленное чувственное восприятие со стороны экстерорецепторов, касающихся как отдельных анализаторов (острое до непереносимости восприятие обычных запахов — гиперосмия; непереносимость обычных звуков — гиперакузия и т.д.), так и сочетания их (например, и свет, и звук кажутся очень сильными). Гиперестезия сопровождается реакцией раздражения.
Синестезии — особенности чувственного восприятия, заключающиеся в том, что внешний раздражитель, адресованный к одному анализатору, вызывает одновременно ответ с какого-то другого или нескольких анализаторов.
Сенестопатии — патологические монотонные ощущения в виде возникающего в различных частях тела (нечеткая локализация, "где-то как-то болит") или внутренних органах неприятного, а иногда очень тягостного, мучительного чувства покалывания, давления, жжения, скручивания, стягивания, не связанного с какой-либо соматической патологией. Больной объясняет их паралогически. С 4-5 лет, преимущественно в области живота. У подростков в области гениталий.
Парастезии - ощущения мурашек (м.б. аурой).
Восприятие. Основные симптомы и синдромы нарушений восприятия. Сравнительно-возрастные особенности.
Восприятие — это целостное отражение тех явлений или предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на наши органы чувств
Иллюзии, галлюцинации, дереализация (дежавю и тд, все как во сне, нереальное, части тела чужие, нет эмоций).
1) искажение - метаморфопсии (все большое\маленькое, другой формы, движется, много предметов и тд, искажение схемы тела), предмет при этом воспринимается правильно. Приорганических поражениях.
обман - предмет воспринимается как что-то другое или его вообще не существует.
2) Иллюзии — расстройства восприятия, при которых реальные явления или предметы воспринимаются человеком в измененном, ошибочном виде. Аффектогенные (под влиянием эмоций, страха), вербальные (ошибочное понимание слов) и парэйдолические (существующие образы воспринимаются измененно - узор на ковре).
3) Галлюцинации
основные отличительные особенности детского восприятия:
— преобладание образного чувственного восприятия над абстрактным, то
есть первой сигнальной системы над второй;
— высокая- возбудимость кортикальных центров вследствие особенностей
мозгового метаболизма, кровообращения, приводящих к повышению интенсивности
и лабильности обмена веществ;
— переплетение реальных и фантастических образов;
— недостаточный отчет о воспринятом;
— повышенная внушаемость и самовнушаемость, склонность к фантазированию,
легкость возникновения иллюзий;
— фантастические переработки полученной информации соответственно
своим желаниям и опасениям.
Детский аутизм.
Синдром, проявляющегося неспособностью ребенка формировать эмоциональные отношения с окружающими.
Наиболее распространенной гипотезой детского аутизма является полиэтиологическая,
объединяющая генетическую предрасположенность и перинатальные
нарушения.
Аффективная блокада является признаком врожденной
эмоциональной недостаточности, проявляемой пониженной эмоциональной
откликаемостью, холодностью, избеганием контактов, привязанностей.
Нарушение пищевого влечение, могут есть несъедобное. Избирательны в еде.
При раннем детском аутизме часто отмечается умственное недоразвитие,
неравномерное интеллектуальное развитие и их сочетания. При этом у них, как правило, обнаруживался большой словарный запас, нормальные
способности к обобщению, хорошая оперативная память.
Трудности в воспиятии своего "я" и "ты". Следствие холодного отношения родителей к ребенку, неудовлетворение базовых потребностей в общении.
они замкнуты, пассивны, отгорожены от сверстников, обладают плохой интуицией,
слабыми эмпатическими способностями, мечтательны, погружены в себя.
Признаки аутизма появляются в возрасте до 3 лет. В возрасте 2-7 лет больные
отстают от сверстников в росте, задержана латерализация верхних конечностей,
С раннего возраста дети не обнаруживают интереса к звуку человеческого
голоса, не ждут, чтобы их взяли на руки. Когда начинают ходить, не
следуют за родителями, не боятся оставаться одни или встречаться с незнакомыми
людьми. Отсутствует дифференцировка родственников и близких лиц
от посторонних. Избегают игр со сверстниками, поскольку не проявляют интереса
к ним.
Должны присутствовать в общей сложности минимум 6 симптомов из
1), 2) и 3), причем по меньшей мере два из перечня 1) и по меньшей мере по
одному из перечней 2) и 3).
1. Качественные нарушения реципрокного социального взаимодействия
проявляются минимум в одной из следующих областей:
а) неспособность адекватно использовать для регулирования социального
взаимодействия контакт взора, мимическое выражение, жестикуляцию
и позы тела;
б) неспособность к установлению (в соответствии с психическим возрастом
и вопреки имеющимся возможностям) взаимосвязей со сверстниками, что
включало бы общие интересы, деятельность и эмоции;
в) отсутствие социоэмоциональной взаимности, что проявляется нарушенной
или девиантной реакцией на эмоции других людей и (или) отсутствие
модуляции поведения в соответствии с социальной ситуацией, а также (или)
слабость интеграции социального, эмоционального и коммуникативного
поведения;
г) отсутствие спонтанного поиска разделяемой радости, общих интересов
или достижений с другими людьми (например, ребенок не показывает
другим людям интересующие его предметы и не привлекает к ним их
внимание).
2. Качественные аномалии в'общении проявляются минимум в одной из
следующих областей:
а) задержка или полное отсутствие разговорной речи, что не сопровождается
попыткой компенсировать этот недостаток жестикуляцией и мимикой
(часто предшествует отсутствие коммуникативного гуления);
б) относительная неспособность начинать или поддерживать беседу (при
любом уровне речевого развития), требующую коммуникативной взаимности
с другим лицом;
в) повторяющаяся и стереотипная речь и (или) идиосинкратическое использование
слов и выражений;__
г) отсутствие разнообразных спонтанных ролевых или (в более раннем
возрасте) подражательных игр.
3. Ограниченные, повторяющиеся и стереотипные поведение, интересы и
активность, что проявляется минимум в одной из следующих областей:
а) поглощенность стереотипными и ограниченными интересами, которые
аномальны по содержанию или направленности; или интересами, которые аномальны
по своей интенсивности и ограниченной природе, хотя не по содержанию
или направленности;
б) внешне навязчивая привязанность к специфическим, нефункциональным
поступкам или ритуалам;
в) стереотипные и повторяющиеся моторные манеризмы, которые включают
прихлопывания или выкручивания пальцев или кистей рук, или более
сложные движения всего тела;
г) повышенное внимание к частям предметов или нефункциональным
элементам игрушек (к их запаху, осязанию поверхности, издаваемому ими
шуму или вибрации).
Фактически, это шизофрения в раннем детском возрасте, но новый термин для того, чтобы улучшить адаптацию в обществе.
Основное в лечении — стимуляция речевого и социального развития ребенка
и контроль над дезадаптивным поведением в рамках семейной психотерапии.
Фармакотерапия направлена для контроля таких симптомов, как гиперактивность,
агрессивность, саморазрушающее поведение, расстройства сна, судорожный
синдром. Наиболее показаны галоперидол и антиконвульсанты
в соответствующих возрасту дозах. Есть альтернативные методы, например, безглютеновая диета.
Лечение и профилактика.
Инкубационный период прогрессивного паралича значительно длиннее (8—12 лет2 и более), но возможно и более раннее возникновение этого заболевания
заболевание, характеризующееся нарастанием разнообразных параличей и тяжелого слабоумия, возникает на основе первичного поражения самого вещества головною мозга, хотя страдает при этом и ткань мезодермального происхождения (сосуды и оболочки).
Классическая картина прогрессивного паралича включает в себя три стадии. 1) начальную, 2) расцвета болезни и 3) заключительную (стадия маразма).
Психические нарушения. В течении болезни выделяют три стадии. Начальная («неврастеническая») стадия прогрессивного паралича характеризуется появлением неврозоподобной симптоматики в виде все нарастающих головных болей, повышенной утомляемости, раздражительности, плохого сна, снижения работоспособности К этой симптоматике довольно скоро присоединяются нарушения, которые на первых порах можно охарактеризовать как утрату прежних этических навыков. Больные становятся развязными, грубыми, неряшливыми и нетактичными, обнаруживают несвойственный им ранее цинизм и легкое отношение к своим обязанностям Затем эти личностные изменения делаются все более брутальными и бросающимися в глаза — наступает период расцвета болезни (IIстадия). Выявляются все нарастающие расстройства памяти и слабость суждении, больные уже не могут с полной критикой оценивать свое состояние и окружающую обстановку, неправильно ведут себя. Нередко обнаруживают грубую сексуальную распущенность, полностью утрачивают чувство стыда. Появляется бред. (чаще бред богатства).
С течением времени все более заметным становится снижение интеллекта. Резко нарушается память, иногда появляется корса-ковский синдром. Все более явно обнаруживаются слабость суждении и потеря критики. Слабоумие при прогрессивном параличе в отличие от сифилиса мозга носит диффузный, общий характер.
Для III (маразматической) стадии заболевания (до которой, как уже указывалось, болезненный процесс сейчас обычно не доходит) самым характерным было глубокое слабоумие, полный психический маразм (наряду с маразмом физическим). Нередкой патологией при прогрессивном параличе являются эпилептиформные припадки, в III стадии болезни обычно возникающие сериями или в виде статусов с возможным летальным исходом.
Для профиюктики прогрессивного паралича основное значение имеет общее снижение заболеваемости сифилисом и раннее активное лечение его под строгим серологическим контролем Очень важно устранение дополнительных вредных факторов, снижающих сопротивляемость организма (в частности, различных интоксикации, особенно алкоголизма)
Лечение прогрессивного паралича заключается в применении комбинированной специфической терапии антибиотики (пени-циллины эритромицин) и препараты висмута и йода (бийохинол, бисмоверол, иодид калия, йодид натрия) назначают повторными курсами с добавлением пиротерапии (пирогенал).
Методы лечения алкоголизма.
три этапа:
1)Первый (начальный) этап — лечение острых и подострых болезненных состояний, возникших в непосредственной связи с интоксикацией алкоголем и продуктами его метаболизма. Сюда относятся прерывание запоя и устранение абстинентных расстройств. Детоксикация, витаминотерапия, сульфат магния, профилактика судорог (карбамазепин), электросон.
2) Второй этап — восстановительная терапия, направленная на более полную нормализацию всех функций организма, на устранение или смягчение устойчивых нарушений различных органов и систем, на перестройку сложившегося патологического стереотипа, который способствует рецидивам заболевания, т е это этап становления ремиссии алкоголизма. Антидепрессанты, ноотропы, нейролептики при возникновении тяги к спиртному. Выработка негативных условных реакций на спиртное (аверсионная терапия), психотерапия
3) Третий этап — стабилизирующая терапия, направленная на формирование устойчивости больного по отношению к многообразным негативным воздействиям внешней (социальной) среды, на создание психофизиологической и психологической базы адекватного реагирования больного на внешние посылы, на поддержание длительной ремиссии. Психотерапия.
Внутренняя картина болезни (ВКБ), факторы, ее определяющие, значение лечебно-диагностическом процессе. Особенности у детей и подростков.
ВКБ – субъективное отношение б-го к своему заб-ю, складывающееся из болезненных ощущений и внешних проявлений б-ни, оценки мех-змов их возникновения, тяжести и значения для будущего, а также типы реагирования на б-нь.
Факторы:
1) преморбидные биологические и личностные факторы:
- пол: женщины подвержены невротическим расстройствам; у мужчин ослабления или утрата сексуальной возможности. У женщин выше переносимость физической боли, более актуальны семейные проблемы, связанные с болезнью, для мужчин – служебно-профессиональные, утрата трудоспособности.
- Возраст –по сравнению со взрослыми дети тяжелее переносят боль и страдания; боятся больничной обстановки, мед. инструментов и манипуляций, хирургических вмешательств. Дети повышено внушаемы, отвлекаемы, быстро забывают пережитое. Для подростков важна внешняя непривлекаемость болезни. В молодом возрасте (18-35 лет) чаще идет переоценка своего здоровья и недооценка болезни; В зрелом возрасте переживания связаны с прогнотически неблагоприятными, инвалидизирующими заб-ми. Предстарческий возраст (60-74 года) – страх смерти; тревожно-депрессивные состояния и ипохондрические переживания болезни; Старческий возраст – преувеличение тяжести заб-я или недооценка из-за пониженной критики, эйфории.
- Темперамент – холерики и меланхолики имеют более низкий порог болевой чувствительности.
- Характер – а) способность субъекта к защитной психологической деят-ти; б) адекватные формы реагирования на болезнь типичны для лиц с гармоничным складом хар-ра; в) лицам с акцентуацией хар-ра и психопатиями возбудимого типа присущи вспыльчивость, импульсивность, раздражительность, озлобленность, аутоагрессия; г) лица с акцентуацией хар-ра и психопатиями тормозивного типа: пассивно-оборонительные защитные р-ции; д) лица с неустойчивым типом акцентуации и психопатиями – непосредственность поведения, связанная с переоценкой тяжести и возможных последствий заб-я или с недооценкой; е) ригидный тип акцентуации хар-ра и психопатической личности паранойяльного склада – косность, бескомпромистность, медлительность; ж) шизоидные психопаты – м.б. формирование сверхценных идей в отношении мех-мов заб-я и его лечении; з) демонстративные акцентуированные личности и истерические психопаты защитные мех-мы: «вытеснение», «замещение», «отрицание» б-ни или «фиксация» с «бегством в болезнь».
- Личность –определяется ее системой отношений, иерархихей потребностей, интересов мотивов, установок; имеют значение мировоззрение больного, его религиозные взгляды, морально-этические принципы, ур-нь образования и культуры б-го, степень осведомленности в обл-ти медицины.
2) параметры на основании которых личностью оценивается любая б-нь и формируется психологическое отношение к ней: 1 – вероятность летального исхода; 2 – вероятность инвалидизации и хронизации; 3 – волевая хар-ка болезни; 4 - необходимость радикального или паллиативного леч-я; 5 – влияние б-ни на возможность поддерживать прежний ур-нь общения; 6 – социальная значимость б-ни и традиционное отношение к заболевшим в микросоциуме; 7 – влияние болезни на сексуальные отношения и сексуальную сферу; 8 – влияние б-ни на сферу развлечений и интересов.
3) важное значение имеет система взаимодействия личности с действительностью и отношений с др. людьми; б) многие заб-я или травмы приводят к закату карьеры, что носит моральный и материальный ущерб; в) актуальны и переживания об эстетических дефектах, влияние б-ни на интимную сторону жизни; г) особая психологическая проблема – заб-я, считающиеся в обществе «неприличными» или опасными, что может привести к распаду семьи, потери друзей и др.; д) отношение окружающих м.б.: моральная и психологическая поддержка или полное неприятие б-го и разрывы с ним отношений, что сказывается на всех этапах формирования ВКБ и динамике заб-я.
4) Влияют: взаимоотношение врача и б-го, роль мед. персонала и воздействие обстановки больницы; врач должен помнить, что пац-т излагая свои жалобы имеет представление о болезни (жалобы могут не совпадать с реальной картиной болезни); недостаточное понимание врачом психического заб-я пациента может привести к психологическому расстройству пац-та и т.д.
Госпитализм – это проявление неблагоприятного влияния на некоторых пац-тов в больничной обстановке.
Реакция личности на болезнь. Варианты соматонозогнозии.
Типы личностного реагирования на б-нь: (соматонозогнозия)
1)Нормосоматонозогнозия – адекватная р-ция на б-нь; сопровождаются нормальными ситуационными (психическими) р-циями – тревога, переживания, связанные с болезнью, не выходят за рамки естественной психологической р-ции на трудную ситуацию, ограничены по времени и поддаются коррекции при помощи психотерапии.
2) гиперсоматонозогнозии, - выражающиесяв высокой субъективной значимости соматического страдания с преувеличением тяжести заб-я и его последствий 9тревожно-фобические р-ции; депрессивные р-ции; истерические; ипохондрические р-ции; бредовая ипохондрия);
3) гипосоматонозогнозии – недооценка соматического страдания, его тяжести и возможных последствий;
4) диссоматонозогнозии – осознанное искажение оценки б-ни, вызванное желанием больного получить определенную выгоду в связи с заб-ем (
- диссимуляция, пренебрежительные (недооценка серьезности заб-я);
- аггравация - преувеличение симптомов,
- симуляция - придумывание симптомов).
- нозофобическое (понимание больным того, что опасения связаны с заб-ем преувеличены, но он не может их преодолеть);
- ипохондрическое (больной необоснованно переоценивает серьезность б-ни);
- нозофильное (больной получает удовлетворение от того, что б-нь освобождает его от неприятных обязанностей);
-утилитарное (высшее проявление нозофильной р-ции – получение моральной или материальной выгоды от болезни).
8. Клинические варианты нозогений.
2) гиперсоматонозогнозии, - выражающиесяв высокой субъективной значимости соматического страдания с преувеличением тяжести заб-я и его последствий 9тревожно-фобические р-ции; депрессивные р-ции; истерические; ипохондрические р-ции; бредовая ипохондрия);
3) гипосоматонозогнозии – недооценка соматического страдания, его тяжести и возможных последствий;
4) диссоматонозогнозии – осознанное искажение оценки б-ни, вызванное желанием больного получить определенную выгоду в связи с заб-ем (
- диссимуляция, пренебрежительные (недооценка серьезности заб-я);
- аггравация - преувеличение симптомов,
- симуляция - придумывание симптомов).
- нозофобическое (понимание больным того, что опасения связаны с заб-ем преувеличены, но он не может их преодолеть);
- ипохондрическое (больной необоснованно переоценивает серьезность б-ни);
- нозофильное (больной получает удовлетворение от того, что б-нь освобождает его от неприятных обязанностей);
-утилитарное (высшее проявление нозофильной р-ции – получение моральной или материальной выгоды от болезни).
Ощущения. Основные симптомы нарушений ощущений.
Ощущение — такой вид психической деятельности, который, возникая при непосредственном воздействии предметов и явлений окружающего мира на органы чувств, отражает их отдельные свойства.
Качественные и количественные нарушения.
Аналгезия — расстройство чувства боли. При наличии такого симптома обязательно следует исключить какую-либо неврологическую патологию.
Анестезия — потеря чувствительности, исчезновение ощущений, что может касаться как отдельных экстерорецепторов (утрата тактильной чувствительности, чаще всего на отдельных участках тела, утрата зрения или слуха с одной или обеих сторон), так и нескольких сразу (например, выпадение слуха и зрения одновременно). При такой патологии, имеющей чаще всего истерическую природу, необходимы самое тщательное объективное обследование, в первую очередь неврологическое (при кожной анестезии, например, участки потери ощущений не соответствуют зонам иннервации), а также другие специальные методы обследования.
Гипестезия — понижение чувствительности к внешним раздражителям. Звуки воспринимаются приглушенно, как бы «под сурдинку», свет кажется тусклым, краски — какими-то блеклыми, стертыми («все кругом какое-то серое и лампочка так слабо светит»).
Гиперестезия — обостренное, усиленное чувственное восприятие со стороны экстерорецепторов, касающихся как отдельных анализаторов (острое до непереносимости восприятие обычных запахов — гиперосмия; непереносимость обычных звуков — гиперакузия и т.д.), так и сочетания их (например, и свет, и звук кажутся очень сильными). Гиперестезия сопровождается реакцией раздражения.
Синестезии — особенности чувственного восприятия, заключающиеся в том, что внешний раздражитель, адресованный к одному анализатору, вызывает одновременно ответ с какого-то другого или нескольких анализаторов.
Сенестопатии — патологические монотонные ощущения в виде возникающего в различных частях тела (нечеткая локализация, "где-то как-то болит") или внутренних органах неприятного, а иногда очень тягостного, мучительного чувства покалывания, давления, жжения, скручивания, стягивания, не связанного с какой-либо соматической патологией. Больной объясняет их паралогически. С 4-5 лет, преимущественно в области живота. У подростков в области гениталий.
Парастезии - ощущения мурашек (м.б. аурой).