Первые методы и приборы физического обследования
В начале XVIII в. в клиниках Европы не применялось ни одного диагностического прибора, не было инструментальных или лабораторных методов обследования больного. При постановке диагноза врач исходил из результатов анамнеза (опроса), прощупывания пульса и осмотра больного и его выделений. Теплоту тела определяли эмпирически (приложением руки) вплоть до второй половины XIX в. (в то время как первый термометрический прибор уже был изобретен Г. Галилеем в конце XVI в.).
Первый надежный спиртовой а затем и ртутный термометр со шкалой от 0 до 600° предожил один из выдающихся ученых своего времени Даниэль Габриэль* Фаренгейт работавший в Голландии.
В 1730 г. французский естествоиспытатель Рене Антуан-Фершо Реомюр изобрел спиРтовой термометр со шкалой от 0 до 80° Термометр Реомюра оказался весьма удобным,
Перкуссия.Ауребруггер впервые предложил метод физического обследования болного.(перкуссия)но ученые того времени выступили с резкой критикой и ему пришлось оставить научную работу.
Аускультация.Корвизар пропагандировал метод вытсукивания,прикладывая ухо к груди больного,он пытался определить рить биения сердца.
Первые стетоскопы придумал Лаэннек,он их клеил из плотной бумаги ,а затем из разных пород дерева
24.Развитие медицины в 19 веке.
В первой половине XIX в. вызревание капиталистических отношений в России шло на фоне дальнейшего разложения феодально-крепостнической системы. Сформировавшиеся в этих условиях революционная идеология и движение декабристов оказали существенное влияние на развитие российской культуры, науки, образования. К началу XIX в. в России было два высших медицинских учебных заведения: медицинский факультет Московского университета и Петербургская медико-хирургическая академия — два центра медицинской науки и формирования научных медицинских школ. В Московском университете разрабатывались, главным образом, вопросы общей патологии, терапии и физиологии: Медико-хирургическая академия -занимала ведущее место в развитии отечественной анатомии, топографической анатомии и хирургии.
Вышедший при Николае I новый Университетский устав 1835 г. запретил автономию университетов и подчинил их власти попечителей, назначаемых царским правительством.
Большой вклад в развитие материалистического естествознания внес профессор, патологии и терапии Московского университета, философ-материалист Иустин Евдокимович Дядьковский.Развивая учение о болезни, он исходил из представлений о единстве и целостности организма и окружающей природы, признавал ведущую роль центральной нервной системы и таким образом явился представителем раннего нервизма в российской науке.
Крупнейшим представителем терапии в России первой половины XIX в. был выпускник Московского университета Матвей Яковлевич Мудрое Его система клинического обследования и индивидуального подхода к больным («лечить не болезнь, а больного») принесла ему славу выдающегося терапевта первой четверти XIX в. Обследуя больных, он одним из первых в России применил методы пальпации, перкуссии и аускультации. Во время Отечественной войны 1812 г. вместе с профессорами медицинского факультета Московского университета М. Я. Мудров выехал в Нижний Новгород, где оказывал помощь раненым и больным.
М. Я- Мудров внес также существенный вклад в развитие военной гигиены
Вторая половина XIX в. стала временем расцвета российских медицинских цшол. В области терапии особое место занимали две научные клинические школы: школа С. П. Боткина, положившая начало экспериментальному направлению в отечественной клинической медицине (в Военно-медицинской академии), и школа Г. А. Захарьина, олицетворявшая искусство клинической практики (в Московском университете).
В стенах медицинского факультета Московского университета учились Н. И. Пирогов/А. П. Чехов, С. П. Боткин.
Сергей Петрович Боткин (1832— 1889) создал крупнейшую в России научную терапевтическую школу и положил начало функциональному клини-ко-экспериментальному направлению в I отечественной медицине (рис. 135).Многообразная научная и практическая деятельность С. П. Боткина обогатила российскую клиническую медицину. Он впервые описал клиническую картину ряда заболеваний; выделил инфекционный гепатит (болезнь Боткина); показал возможность изучения в эксперименте ренальной гипертонии; внес много нового в изучение ревматизма, болезней сердца, сосудов, почек.
Впервые в России С. П. Боткин организовал при руководимой им клинике несколько лабораторий: общеклиническую, химическую, бактериологическую и физиологическую,Велика роль С. П. Боткина в развитии общественной медицины: в организации борьбы с инфекционными заболеваниями и высокой смертностью населения, в строительстве больниц, становлении школьной гигиены и т. п.
Земская медицина в Российской империи начала развиваться после земской реформы 1864 г., т. е. введения земско-хозяйственного самоуправления в 34 (из 89) губерниях страны. До 1864 г. медицинская помощь сельскому населению России практически не оказывалась. Больницы были только в губернских и уездных городах. Уровень медицинской помощи в них был чрезвычайно низким, а смертность весьма высокой.
Передовые земские врачи вели неустанную борьбу за бесплатное (за счет земства) медико-санитарное обслуживание. Однако полностью это удалось осуществить лишь в некоторой части губерний.
Наряду с земской медициной развивалось и медико-санитарное обслуживание городских центров царской России.
Важной вехой в истории российской медицины явилось становление и развитие женского медицинского образования. Под влиянием революционной ситуации 1859—1861 гг. и отмены крепостного права в России борьба за высшее женское медицинское образование стала составной частью борьбы за социальное равноправие женщин.В начале XX столетия подготовка медицинских кадров в России велась на медицинских факультетах Московского, Киевского, Харьковского, университетов, в Военно-медицинской академии, Психоневрологическом институте в Петербурге, на Высших женских курсах в Москве, Киеве, и Одессе и в женских медицинских институтах в Петербурге и Харькове. Общее число студентов составляло около 8600, ежегодно выпускалось около 1000 врачей (рис, 137). Однако для страны со 160-миллионным населением этого было недостаточно.
На рубеже XIX и XX столетий началось бурное развитие естественных наук . Открытие электрона (1897) и создание квантовой теории вытеснили прежние представления об атоме как простейшей неделимой частице вещества. Новые данные о строении материи и ее свойствах оказали революционизирующее влияние на философию и естествознание, в том числе — медицину, которая обогащалась новыми методами исследования и лечения. Открытие рентгеновского излучения расширило возможности обследования здорового и больного организмов и положило начало новой медицинской дисциплине — рентгенологии.. В качестве отдельных отраслей медицины и самостоятельных предметов преподавания выделились новые: невропатология, психиатрия, дерматология с венерологией, .инфекционные болезни и эпидемиология, педиатрия и другие.
Открытие и введение наркоза.
Обезболивание при помощи одурманивающих средств издавна применялись в древнем мире.
С развитием ятрохимии (14-16 века) стали накапливаться сведения о обезболивающем эффекте некоторых веществ, которые получались в результате экспериментов. Никто не думал о том, чтобы использовать случайные эффекты, которые получались в результате экспериментов. Например, опьяняющий эффект закиси азота, полученный Хамфри Деви (английский химик и физик). Также первая работа об усыпляющем действии серного эфира …. Майклом Фарадеем.
Первым, кто обратил на это внимание американский дантист Гораций Уэллс и в 1844 году он попросил своего коллегу Джона Риггса удалить ему зуб под действием этого газа. Всё было хорошо, но вот когда стали официально демонстрировать ей, увы демонстрация не удалась. И он нём забыли.
Эра наркоза началась с эфира. Впервые во время операции его использовал американский врач К.Лонг, 30 марта 1942 году , но никто но опятять же он никому не сказал.
В 1846 г. американский дантист Уильям Мортон (Morton, William, 1819—1868), испытавший на себе усыпляющее и обезболивающее действие паров эфира, предложил Дж. Уоррену проверить на этот раз действие эфира во время операции. Уоррен согласился и 16 октября 1846 г. впервые успешно осуществил удаление опухоли в области^ шеи под эфирным наркозом, который давал Мортон.
Первые в России операции под эфирным наркозом были произведены в Риге (Б. Ф. Беренс, январь 1847 г.) и Москве (Ф. И. Иноземцев, 7 февраля 1847 г.). Экспериментальной проверкой действия эфира на животных (в Москве) руководил физиолог А. М. Филома-фитский.
Научное обоснование применения эфирного наркоза дал Н. И. Пирогов. Эффекты были проверены разными способами введения. 14 февраля 1847 г. он осуществил свою первую операцию под эфирным наркозом, удалив опухоль молочной железы за 2,5 минуты.
Летом 1847 г. Н. И. Пирогов впервые в мире применил эфирный наркоз в массовом порядке на театре военных-действий в Дагестане (при осаде аула Салты). Результаты этого грандиозного эксперимента поразили Пирого-ва: впервые операции проходили без стонов и криков раненых.
Так возникла анестезиология (лат. anaesthesia от греч. anaisthesia — нечувствительность) , бурное развитие которой было связано с внедрением новых обезболивающих средств и методов их введения. Так, в 1847 г. шотландский акушер и хирург Джеймс Симпсон (Simpson, James Young sir,. 1811—1870) впервые применил хлороформ в «ачестве обезболивающего средства в акушерстве и хирургии. В 1904 г. С. П. Федоров и Н. П. Крав-ков положили начало разработке методов неингаляционного (внутривенного) наркоза.