Формирование развивающей среды для обучения
Развивающая среда для обучения - это система организации среды обучения для дошкольников с РАС, необходимая для развития необходимых навыков и помощи детям в понимании требований преподавателей и родителей. Развивающая среда для детей с РАС должна быть структурирована - это конструктивный подход к возможным сложностям поведения и создание такой среды обучения, которая минимизировала бы стресс, тревогу и фрустрацию, характерные для этих детей.
Структурированное пространство необходимо во всех помещениях, в которых ребенок с РАС проводит время, включая классы, мастерские, дома детские и спальни, комнаты хранения. Четкие визуальные и материальные границы: мебель в классе (книжные шкафы, панели, полки, столы, коврики, разделяющие перегородки) должна быть расставлена таким образом, чтобы обозначить наличие нескольких зон с разным назначением. Для визуального обозначения границ можно использовать разные по цвету напольные покрытия или цветную клейкую ленту для пола. Как правило, дети с аутизмом не сегментируют пространство интуитивно, как это делают нейротипичные дети. Если расставить мебель так, чтобы обозначить четкие границы разных по назначению зон, это снизит для ребенка возможность хаотично передвигаться по помещению. Визуальные границы можно затем провести и внутри конкретных зон.
Например, во время группового прослушивания рассказа дети находятся на территории, ограниченной ковровым покрытием или цветной клейкой лентой на полу. Это облегчает детям с РАС понимание того, что этот конкретный вид деятельности происходит в этой зоне. Цветную клейкую ленту можно использовать в спортивном зале для того, чтобы обозначить ту зону, в которой проводится определенный вид упражнений, например, разминка.
Визуальные подсказки в помещениях, где ребенок с РАС учиться, живет, спит и играет помогут детям лучше ориентироваться в пространстве и меньше полагаться на помощь взрослых. Визуальные отвлекающие факторы и сенсорную нагрузку для детей с РАС можно минимизировать следующим образом:
· покрасить помещение приглушенным цветом (например, кремовым);
· минимизировать визуальный «шум» в виде развешенных на стенах работ учащихся и разложенных учебных материалов;
· использовать покрывала/занавески, чтобы накрыть или отгородить полки с ненужными в данный момент материалами и другие отвлекающие объекты;
· хранение игр и материалов в другом помещении. Например в игровой зоне ограничьте число игрушек, которые могут использовать дети, а затем еженедельно обновляйте состав: выкладывайте «новые» и убирайте «старые»;
· используйте естественное освещение, сокращая время работы отвлекающих ярких ламп. Используйте занавески, если солнечный свет слишком ярок, создавая при этом теплую и спокойную среду;
· использование отсеков для индивидуальной работы учащихся, помещенных в угловой части класса или отгороженных от столов для групповой работы также сократит визуальные отвлекающие факторы;
· действие слуховых отвлекающих факторов может быть снижено с помощью ковровых покрытий, акустической плитки, использования наушников или плейера;
· в любой развивающей структурированной среде должны быть зона обучения и получения инструкций, зона самостоятельной работы, зона отдыха и досуга.
Еще раз повторим, что все зоны конкретного назначения должны иметь четкие визуальные границы. Важно помнить, что в каждой из зон могут присутствовать отвлекающие факторы, и минимизировать их. На рисунке представлен план экспериментального АВА-класса в Москве с учетом принципов развивающего структурированного обучения.
Рис.1 "Пример развивающей структурированной среды в классе"
Дошкольников с РАС важно приучать к порядку на рабочем месте, используя картинки, цветовые обозначения, цифры, знаки . В игровой зоне на полках можно поместить изображения игрушек, которые должны стоять на данной полке, чтобы помочь учащимся расставить игрушки по местам.
Визуализированное расписание занятий — это один из важнейших составных компонентов развивающей структурированной среды обучения, который сообщает ребенку с РАС, какие занятия будут проводиться и в какой последовательности. Визуализированные расписания важны для детей с аутизмом по следующим причинам:
· помогают преодолеть сложности, являющиеся результатом слабой последовательной памяти, и организовать время учащегося;
· помогают детям с языковыми проблемами понять требования учителя;
· снижают уровень тревожности у детей с РАС и, следовательно, частоту поведенческих проблем посредством высокого уровня предсказуемости происходящего для учащихся;
· расписания проясняют, какой вид деятельности происходит в определенный период времени (например, перемена после упражнений), а также готовит детей с РАС к возможным изменениям;
· визуализированное расписание использует стратегию «сначала-потом», т.е. «сначала ты занимаешься, затем ты играешь» (но не «если-тогда»). Такая стратегия позволяет модифицировать при необходимости изменить то, что ожидается от ребенка «сначала» (упражнение, вид деятельности, задание). Модификации могут понадобиться в части завершения задания, помощи учителя, в зависимости от перемен в состоянии ребенка и его способности воспринимать информацию. Затем дошкольник может перейти к следующему виду деятельности, который тоже визуализирован в расписании;
· расписание может включать различные виды социального взаимодействия (например: показать завершенную работу родителю для получения поощрения, что требует соответствующих языковых форм приветствия и обращения к собеседнику);
· можно повысить мотивацию детей выполнить до конца менее привлекательные задания, перемежая их с более привлекательными для него видами деятельности, включенными в визуализированное расписание. Пример: располагая «планшет» в визуализированном расписании после «математики», вы мотивируете учащегося выполнить задание по математике, потом играть в планшет;
· Дошкольника с РАС необходимо обучить использованию визуализированного расписания, а затем его нужно использовать постоянно. К визуальному расписанию нужно относиться, как к своего рода постоянному вспомогательному техническому средству. Для учащегося с аутизмом постоянное использование визуализированного расписания является очень важным навыком, т.к. оно способно помочь ему снизить зависимость от других людей на протяжении жизни — в школе, дома, в обществе. Пример визуального расписания экспериментального АВА-класса в Москве на день:
Рис. 2 "Пример визуального расписания"
Расписание должно быть организовано в формате «сверху вниз» или «слева направо», а также в него должна быть заложена для учащегося возможность отметить, что определенный вид деятельности закончен. Можно вычеркнуть или пометить задание как выполненное, переместить карточку с заданием в конверт или коробку «выполненное», провести линию, отделяющую выполненное от не выполненного и т.п. В каждый конкретный момент времени перед учеником должны быть представлены два пункта расписания, чтобы он постепенно понял, что виды деятельности следуют друг за другом, а не каждый сам по себе. Некоторым детям могут понадобиться опорные сигналы о том, что необходимо свериться с расписанием, какой вид деятельности следует за только что закончившимся и куда для этого нужно перейти. Такие визуализированные подсказки могут представлять собой ламинированные разноцветные полоски с написанным на них именем учащегося, квадратики с нарисованной на них галочкой и т.п.
Эти визуальные подсказки помогают учащемуся независимо от взрослого переходить от одного вида деятельности к другому, сверяясь при этом с расписанием. Ребенок, который полагается на подсказки взрослого, а не на опорные сигналы в дополнение к расписанию, не будет полностью понимать важного значения расписания и не будет успешно им пользоваться.