Сборник обучающих материалов для пациентов

Сборник обучающих материалов для пациентов

Сборник обучающих материалов для пациентов / Под ред. Ю.А.Жулёва– Самара, «Шелковый путь», 2015. – 150 с.

Настоящий сборник подготовлен Всероссийским союзом общественных объединений пациентов в рамках проекта «Оказание правовой и информационно-консультационной поддержки в сфере защиты прав пациентов для социально-ориентированных НКО», поддержанного грантовыми средствами, предоставленными Общероссийским общественным движением «Гражданское достоинство».

Сборник включает в себя обучающие программы для пациентов и активистов некоммерческих общественных организаций, действующих в сфере здравоохранения и социальной защиты и представляющих интересы граждан, как пациентов.

Материалы программ описывают права пациентов, механизмы защиты прав пациентов, основы здоровьесбережения.

Программы подготовлены для проведения обучающих мероприятий проекта «Оказание правовой и информационно-консультационной поддержки в сфере защиты прав пациентов для социально-ориентированных НКО», но могут быть использованы и для самостоятельного обучения пациентов и людей, заинтересованных в представлении прав пациентов в сфере здравоохранения и социальной защиты.

Издание будет так же полезно активистам некоммерческих общественных организаций, общественным деятелям, представителям государственных и иных структур, ответственным за взаимодействие с пациентами и широкой общественностью.

Настоящее издание осуществлено на средства государственной поддержки, выделенные Всероссийскому союзу общественных объединений пациентов в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014 № 11-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийским общественным движением «Гражданское достоинство».

Подписано в печать 14.05.2015 г.

Формат А4 210 х 297.

Тираж 2000 экз.

Отпечатано в ООО «ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ».

Распространяется бесплатно.

© Всероссийский союз общественных объединений пациентов

© Общероссийское общественное движение «Гражданское достоинство»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1. ПРАВА ИНВАЛИДОВ И ПАЦИЕНТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  
1.1. Основы прав пациентов в Российской Федерации
1.2. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Извлечения    
1.3. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Извлечения    
1.4. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» с изменениями и дополнениями на 2 июля 2013 г. Извлечения    
1.5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ТК РФ). Извлечения  
1.6. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»  
1.7. Декларация о правах пациентов в России
   
   
2. МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНВАЛИДОВ И ПАЦИЕНТОВ
2.1. Общие положения правовой защиты пациентов в Российской Федерации  
2.2. Возможности защиты прав пациентов через общественные контроль и оценку  
2.3. Поддержка пациента общественной организацией во взаимодействии с медицинскими специалистами  
2.4. Деловая письменная коммуникация, как средство защиты прав пациентов  
2.5. Механизмы решения распространенных проблем пациентов
   
   
3. ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ДЛЯ ГРУПП ПАЦИЕНТОВ  
3.1. Рекомендации по психологической поддержке инвалидов
3.2. Физкультура для пациентов с ограничениями в передвижении
3.3. Развитие мелкой моторики: пальчиковый тренинг
   

ВВЕДЕНИЕ

Защитой прав граждан, как пациентов, сегодня занимается множество государственных структур: органы управления здравоохранением и социальной защиты, контролирующие государственные службы, силовые структуры и судебные органы, институты уполномоченных по правам человека и так далее.

Однако сфера здравоохранения и социальной защиты является не только социально – значимой, но и чрезвычайно ресурсоемкой. Данная сфера слишком многогранна и сегментирована и дифференцирована по нуждам поддерживаемых. Государственные структуры, гарантировав общие права людей с ограниченными физическими возможностями (пациентов) часто не обладают возможностями изучения персональных ситуации и удовлетворения персональных запросов. Часто государственные услуги оказываются невостребованными или неэффективными в силу их неизвестности пациентам, неадаптированности к нуждам групп пациентов и отдельных граждан, неготовности и неумения пациентов сформулировать свои запросы и проблемы, неспособности государственных структур производить мониторинг мнений пациентов, текущее консультирование пациентов и организовывать изменения системы под нужды пациентов.

Для повышения качества взаимодействия государственных институтов и массы пациентов необходим посредник – общественные организации, которые погружены в ситуации пациентов, способны изучить и выразить мнение пациентов. НКО как официальные структуры с определенным статусом и ответственностью, в рамках налаженных контактов с органами власти способны сформулировать и представить ситуации, мнения и предложения групп пациентов соотвествующим органам власти. НКО способны выделить проблемы и предложить от имени пациентского и экспертных сообществ проекты их решения, организовать их обсуждение. НКО могут содействовать органам власти в коммуникации с пациентами (что особенно важно в с работе с такими трудно доступными группами пациентов, как люди с физическими ограничениями) и помогать пациентам в их взаимодействии с органами власти и учреждениями. НКО могут сами вести как текущую поддержку пациентов (психологическую, консультативно-информационную, обучающую, организационную) так и организовывать локальные мероприятия и оказывать локальные услуги по точечно и групповой социальной поддержке и реабилитации пациентов – досуговые, развивающие, обучающие, реабилитационные, консультационные и другие.

Некоммерческие общественные организации (у них много названий - неправительственные организации, негосударственные организации, общественные организации, ННО, НГО. Мы для краткости далее будем пользоваться сокращением НКО) сегодня стали важным звеном в общественно – государственном взаимодействии.

С одной стороны, НКО удовлетворяют запрос общественности решение определенных проблем или удовлетворение интересов общественных групп, на самореализацию, самоорганизацию, а с другой - являются связующим звеном между обществом и государством, обществом и различными секторными структурами – из бизнеса, из различных профессиональных сфер. Они являются репером социальных проблем и активности, проводником информации, делегатом общественности в органах власти и в социальных структурах. А с третьей стороны, некоммерческие организации – это катализатор, организатор и инноватор процессов в интересах целевых групп. Они привлекают внимание, ставят задачи, вовлекают социальных партнеров и их ресурсы. Они несут инновационные идеи, предлагают новые подходы и технологии для удовлетворения общественных интересов. Они создают дискуссионное пространство обмена запросами, опытом и предложениями. Они показывают куда, в какую точку должны быть направлены ресурсы государства, общества, социальной группы, гражданина. НКО содействуют созданию социального капитала и способствуют наиболее оперативному и эффективному его вложению.

Некоммерческие общественные организации независимы и могут выражать мнение пациентов без оглядки на властную и административную ситуацию. Они могут существовать без государственных дотаций. Единственный ресурс, без которого НКО пациентов не возможна – это заинтересованные граждане.

Пациенты являются наиболее заинтересованной в успешной работе системы здравоохранения группой. Но оставаясь не включенными в процесс управления, пассивными потребителями системы, пациенты не смогут добиться полноценного удовлетворения своих интересов в здравоохранении. Под лежачий камень вода не течет. Какие бы усилия не прилагали организаторы здравоохранения и посредники – НКО, без массового гражданского участия система будет однобокой – действующей без достаточно четкой ориентации в пространстве. Пациентское сообщество чрезвычайно значительно и в совокупности обладает более чем значительными и разнообразными ресурсами – трудовыми, интеллектуальными, информационными и так далее. Государственная система нуждается в этих ресурсах. А система общественная вообще не способна без них существовать.

Чаще всего пациенты с большой неохотой подписывают жалобы, участвуют в текущей деятельности и мероприятиях НКО, информируют государственные и общественные структуры о недочетах в работе системы здравоохранения. И еще реже выступают с конструктивными предложениями. Между тем именно пациенты могут дать государству столь необходимую любой управляющей системе обратную связь – оценку услуг, алгоритмов и стандартов - оценку того, насколько удобны и насколько они соблюдаются. Без обращения пациентов ни государственная структура, ни общественная не имеют информации о проблеме и не имеют возможности запустить деятельность по ее решению. Без текущего участия пациентов хиреет работа общественной организации, без обмена опытом и поддержкой, тяжелее становится каждому из пациентов. Без работы пациента над своим здоровьем втуне пропадают государственные средства и усилия всех организаторов системы здравоохранения. По статистике Всемирной организации здравоохранения примерно в 25-30% случаев тяжелые осложнения у пациентов случаются в результате несоблюдения рекомендации врача.

Нам всем, гражданам, необходимо понимать – без нашего участия, система здравоохранения, система общественного участия в государственном управлении, само государственное управление и качество медицинских услуг не станут лучше.

За своим здоровьем, за качеством и доступностью услуг, за соблюдением своих прав граждане должны в первую очередь следить самостоятельно, должны сами помогать общественным и государственным органам в выявлении и решении проблем. В этом их основной вклад в систему здравоохранения.

Настоящий сборник включает в себя обучающие программы для пациентов и активистов некоммерческих общественных организаций, действующих в сфере здравоохранения и социальной защиты и представляющих интересы граждан как пациентов. Материалы программ описывают права пациентов, механизмы защиты прав пациентов, основы здоровье сбережения. Программы подготовлены для проведения обучающих мероприятий в рмках проекта «Оказание правовой и информационно-консультационной поддержки в сфере защиты прав пациентов для социально-ориентированных НКО», но могут быть использованы и для самостоятельного обучения пациентов и людей, заинтересованных в представлении прав пациентов в сфере здравоохранения и социальной защиты.

Общие понятия

Основные права инвалидов, порядок установления инвалидности указаны в Законе РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 20.02.2006. № 95 и Постановлении Правительства РФ «О порядке и условиях признания лица инвалидом» от 20 февраля 2006 г. N 95, утвердившим «Правила признания лица инвалидом».

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Основное право пациентов[1]

Фундаментальным источником пациентского права является Конституция России.

Согласно ч.2 статьи 7 Конституции РФ «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей…»

Согласно ч.1 ст. 41: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».

Преамбула Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (с изменениями и дополнениями) закрепляет приоритет прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья.

Ст. 20 Основ гласит (основное право пациентов), что «При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно - ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности».

Там же: «Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи».

Ежегодно Правительство РФ принимает постановления о программе государственных гарантий бесплатной медицинской помощи населению, в которых перечислены, фактически все известные виды медицинской помощи, которые и входят в бесплатную медицинскую помощь.

В рамках Программы[2] бесплатно предоставляются:

- «первичная медико-санитарная помощь;

- неотложная медицинская помощь;

- скорая медицинская помощь, в том числе специализированная (санитарно-авиационная);

- специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная.

Первичная медико-санитарная помощь включает в себя лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других требующих неотложной помощи состояний, медицинскую профилактику заболеваний, осуществление мероприятий по проведению профилактических прививок, профилактических осмотров, диспансерного наблюдения здоровых детей, лиц с хроническими заболеваниями, а также по предупреждению абортов, санитарно-гигиеническое просвещение граждан и проведение других мероприятий, связанных с оказанием первичной медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.

Первичная медико-санитарная помощь оказывается гражданам в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

Неотложная медицинская помощь оказывается гражданам в амбулаторно-поликлинических учреждениях муниципальной системы здравоохранения при острых заболеваниях и обострениях хронических заболеваний, не требующих срочного медицинского вмешательства.

Скорая медицинская помощь, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), оказывается безотлагательно гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях, а также при других состояниях и заболеваниях), учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи государственной или муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная, оказывается гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий.

Медицинская помощь предоставляется в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях в случаях плановой или экстренной госпитализации, требующих применения интенсивных методов диагностики и лечения, круглосуточного медицинского наблюдения и (или) изоляции, в том числе по эпидемиологическим показаниям:

- при заболеваниях, в том числе острых, и при обострениях хронических болезней, отравлениях и травмах;

- при патологии беременности, родах и абортах;

- в период новорожденности.

Мероприятия по медицинской реабилитации (долечиванию) больных осуществляются в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, а также в санаториях, включая детские санатории и санатории для детей с родителями.

В медицинских учреждениях и других медицинских организациях, а также на дому гражданам может предоставляться медицинская помощь в условиях дневного стационара.

При оказании медицинской помощи осуществляется обеспечение граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также обеспечение детей-инвалидов специализированными продуктами питания».

Данный перечень включает в себя, фактически, все существующие виды медицинской помощи, что является правовым основанием для ее бесплатного получения.

Так же следует отметить, что упомянутая ст. 41 Конституции РФ предполагает, что государственные и муниципальные учреждения не вправе оказывать медицинскую помощь гражданам платно. Исключением могут быть сервисные услуги (при этом очевидно, что наличие холодильника в палате на шесть человек не может обходиться дороже самого холодильника за неделю пребывания в стационаре).

Имеется Письмо Минздравсоцразвития № 5985 от 18.08.2008 о платных медицинских услугах (ответ на запрос Росздравнадзора), из которого, в частности, следует «Замещение бесплатной медицинской помощи платными услугами в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения недопустимо ... Следует отметить, что дефицит финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий в субъектах Российской Федерации не является обоснованным аргументом обязательств государства по предоставлению гражданам бесплатной медицинской помощи платными медицинскими услугами»;

Порядок обжалования решений бюро, главного бюро, Федерального бюро

Гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро.

Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро.

Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

В случае обжалования гражданином решения главного бюро главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации с согласия гражданина может поручить проведение его медико-социальной экспертизы другому составу специалистов главного бюро.

Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро.

Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Комментарий. В последнее время в различные органы и общественные организации поступает значительное число жалоб, связанных с неустановлением инвалидности или занижением группы. Это связано с ужесточившейся политикой государства в этой сфере в связи со значительным ростом числа инвалидов в России за последние несколько лет (с 2004 года по 2007 год рост с 10 до 16 млн., и падение до 13 млн. к 2009 г.). Этот рост был связан с проблемами лекарственного и социального обеспечения, которое можно получить только будучи инвалидом.

К сожалению, невозможно предложить сколько-нибудь эффективный способ защиты своих прав в этом вопросе, поскольку он полностью монополизирован системой МСЭК, представляющих государственную политику. Практика показывает, что если имеет некоторый смысл обжаловать решение МСЭК в вышестоящий орган, то обжаловать эти решения в суде бесперспективно. Причина две: 1) не существует независимых от МСЭК экспертов, способных оценить «необходимость социальной защиты», то есть таким экспертом не может быть просто врач, поскольку он не обладает специальными познаниями в этой сфере, но тогда он не может быть экспертом в суде; 2) суд не может установить гражданину инвалидность (это не его компетенция), он может лишь отменить решение МСЭК. Но для установления инвалидности человек снова вернется в ту же МСЭК. Даже если суд обяжет МСЭК исправить недостатки принятого решения, группу инвалидности и ее необходимость он не может определить. Таким образом, круг, по которому можно ходить без конца, замыкается.

Таким образом, единственной реальной возможностью получить инвалидность является возможность, используя все указанные выше процессуальные права, убедить МСЭК в своей правоте.

Социальная защита инвалидов

Согласно ст. 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь – это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в указанном Федеральном законе, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров;

набор социальных услуг - перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с указанным Федеральным законом.

В соответствии со статьей 6.1 названного закона право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан[6]:

· инвалиды, в том числе в зависимости от степени ограничения к трудовой деятельности (ст. 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»:

· инвалиды, имеющие III степень ограничения способности к трудовой деятельности;

· инвалиды, имеющие II степень ограничения способности к трудовой деятельности;

· инвалиды, имеющие I степень ограничения способности к трудовой деятельности;

· инвалиды, не имеющие степени ограничения способности к трудовой деятельности;

· дети-инвалиды.

Набор социальных услуг

В состав предоставляемого набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:

1) дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании;

2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

При предоставлении социальных услуг граждане, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III степени, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.

Программа дополнительного лекарственного обеспечения (в рамках набора социальных услуг)

Перечень лекарственных средств, в том числе перечень лекарственных средств, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.3 ФЗ РФ от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, и перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки в соответствии с пунктом 1 части 1 указанной статьи, утверждается Минздравсоцразвития.

В этот перечень вошли следующие лекарственные средства (помимо лекарств, предоставляемых больным рассеянным склерозом по программе «7 нозологий» (см. ниже).

Более детально с перечнем можно ознакомится в приказе Минздравсоцразвития РФ от 18.09.2006 № 665 (ред. от 23.12.2008).

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее - в сфере охраны здоровья), и определяет:

1) правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;

2) права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;

3) полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;

4) права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;

5) права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров;

социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

субсидия - имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг;

набор социальных услуг - перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом;

социальная доплата к пенсии - предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации») в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии;

социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации;

программа социальной адаптации - разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, и включают в себя виды, объем и порядок реализации этих мероприятий.

Статья 4.1. Полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации

1. К полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) организация размещения заказов на поставки лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов соответствующих государственных контрактов;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

2. Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.

3. Общий объем средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, определяется на основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, устанавливаемого ежегодно федеральным законом, принимаемым одновременно с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

Статья 259. Гарантии беременным женщинам и лицам с семейными обязанностями при направлении в служебные командировки, привлечении к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни

Запрещаются направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни беременных женщин. Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускаются только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от направления в служебную командировку, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни. Гарантии, предусмотренные частью второй настоящей статьи, предоставляются также матерям и отцам, воспитывающим без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет, работникам, имеющим детей-инвалидов, и работникам, осуществляющим уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

Статья 13. Общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации

1. Общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации выполняют консультативно-совещательные функции и участвуют в осуществлении общественного контроля в порядке и формах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, положениями об общественных советах.

2. Общественные

Наши рекомендации