Методика лечебной гимнастики
В подготовительном периоде на занятиях лечебной гимнастики решались следующие задачи:
1) Стимулировать обмен веществ в организме;
2) Повысить адаптацию организма к физической нагрузке;
Во этом периоде необходимо преодолеть сниженную адаптацию к физической нагрузке, восстановить обычно отстающие от возрастных нормативов двигательные навыки и физическую работоспособность, добиться желания активно и систематически заниматься физической культурой, так как дети с ожирением в связи с неловкостью и сниженными двигательными возможностями нередко избегают любых занятий физической культурой.
Продолжительность занятийв этомпериоде составляла 30-45 минут, 2 раза в неделю. Занятия ЛГ проводились в зале ЛФК, групповым методом, всё необходимое оборудование присутствовало. При выполнении упражнений использовались гимнастические предметы – палки, мячи большого диаметра. Интенсивность выполнения упражнения и темп увеличивался постепенно. Каждое упражнение в подготовительном периоде занятий ЛГ выполняли по 8-12 раз, а в основном и заключительном периоде повторения постепенно доводились до 15-20 раз. Движения выполнялись с большой амплитудой, когда в работу вовлекаются большие мышечные группы; использовались махи, круговые движения в крупных суставах, упражнения для туловища (наклоны, повороты, вращения), упражнения с предметами. Ритмичное сокращение больших групп мышц вызывает повышение расхода энергии и высвобождение молекул жирных кислот из клеток, стимулирует работу сердечно-сосудистой системы, тканевый обмен. Дыхательные упражнения способствуют увеличению поступления в организм кислорода, необходимого для усиления окислительных процессов и более активного сгорания жирных кислот в тканях. Все физические упражнения должны чередовались с дыхательными упражнениями. Немаловажную роль отводят упражнениям, укрепляющим мышцы брюшного пресса и тазового дна, которые не только удерживают органы брюшной полости в нормальном физиологическом положении, но и улучшают перистальтику кишечника. Частота сердечных сокращений должна приближаться к индивидуальной целевой зоне. Она составляет 50–70 % от максимальной частоты сердечных сокращений. После занятий обязательно принять водные процедуры: душ с последующим активным растирание тела полотенцем.
В основном периоде на занятиях ЛГ решались следующие задачи:
1) Нормализовать обмен веществ;
2)Улучшить функции сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем.
Продолжительность занятий в этом периоде увеличилась до 45-60 минут, 2 раза в неделю. Возросла интенсивность и амплитуда выполнения упражнений, ускорился темп. Количество повторений каждого упражнения увеличилось.
В заключительном периоде на занятиях ЛГ решались следующе задачи:
1) Поддержать достигнутые результаты восстановления организма;
2) Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ);
В этом периоде широко расширился двигательный режим, упражнения выполнялись с утяжелителями, применялись механотерапевтические тренажёры и упражнения на развитие силы мышц туловища и конечностей.
Комплекс упражнений ЛГ представлен в приложении 5.
Методика гидрокинезотерапии
Гидрокинезотерапия представляет собой средство ЛФК, предусматривающее выполнение упражнений в водной среде, чем обусловлена высокая эффективность занятий.
Условия пребывания подростков с ожирением в воде приближаются к условиям невесомости, что приводит к ограничению нагрузки на организм со сниженными функциональными возможностями. Выполнение упражнений, связанных с погружением в воду, охлаждением тела занимающихся и давлением воды, вызывает более энергичную работу сердца. Давление воды облегчает приток крови к сердцу, а горизонтальное положение тела, которое принимает человек при выполнении упражнений в воде, значительно облегчает условия работы сердца. Следовательно, гидрокинезотерапия, с одной стороны, побуждает сердце к усиленной деятельности, с другой - улучшает условия его работы.
В воде расход калорий выше примерно в 2 раза благодаря эффекту сопротивления более плотной среды и большей теплопроводности. Также дополнительное количество калорий сжигается благодаря температуре воды, которая намного ниже температуры тела. При охлаждении в воде организм не обезвоживается и не теряет с потом минеральных веществ. Упражнения в бассейне подразумевают отсутствие опоры под ногами, что способствуют укреплению мышц-стабилизаторов.
Во время занятий вода оказывает своеобразный массаж, который прекрасно действует на циркуляцию крови в тканях (мышцы не чувствуют перенапряжения, так как постоянный массаж водой понижает в них уровень молочной кислоты).
С осторожностью стоит заниматься в бассейне детям, страдающим астмой, так как воздействие воды может вызвать давление на грудную клетку, что может привести к осложнению дыхания. Детям, склонным к судорогам и страдающим аллергическими заболеваниями стоит проконсультироваться с лечащим врачом.
В гидрокинезотерапию входит:
1. Лечебная гимнастика в воде;
2. Дозированное плавание;
3. Подвижные игры в воде.
В подготовительном и заключительном периоде применялись дозированное плавание и подвижные игры в воде. В основном периоде использовалась ЛГ в воде вместе с дозированным плаванием.
Для поддержания ритмичного темпа упражнений, а также для хорошего настроения занимающихся, занятия проводились под музыку. Благодаря тому, что большая часть тела скрыта водой, подростки с ожирением чувствуют себя увереннее и комфортнее.
Лечебная гимнастика в воде
Перед началом занятия на разминке следует немного поплавать, чтобы адаптировать температуру тела к температуре воды. Энергичные движения с коротким плечом рычага (бег на месте высоко поднимая колени, разножка) отлично подойдут для начала. Разминка длится 5-10 минут. Выполняется ходьба вперед, в стороны и назад, бег трусцой и переход по всей длине бассейна, чтобы задействовать и разогреть все основные группы мышц. В основной части могут быть включены упражнения, которые укрепляют сердечно-сосудистую систему, вырабатывают выносливость и мышечную силу.
Занятия лечебной гимнастикой в воде проводились групповым методом (8 человек) и проходили в оздоровительном бассейне (по грудь) с температурой около 32 °С. Бассейн не поделен на дорожки и имеет меньшую площадь, чем плавательный.
В основном периоде разработанной нами методики ЛФК лечебная гимнастика в воде решало одну из главных задач - снижение массы тела.
Занятия ЛГ проводились в умеренном темпе в течение 3 месяцев, 2 раза в неделю по 45-60 минут. ЧСС во время занятий соответствовал 60-70 % от индивидуального максимума (ИМ).
Комплекс упражнений в воде включают в себя:
1) Подготовительная часть - ОРУ и ДУ;
2) Основная часть - аэробные упражнения, упражнения на выносливость, развитие силы и гибкости;
3) Заключительная часть - ДУ и упражнения на расслабление.
Занятие ЛГ в воде включает в себя простейшие упражнения, например, махи ногой вперед и назад, легкие прыжки с подтягиванием ног к груди, выполнение движений ногой, согнутой в колене. На первых порах уделяют особое внимание освоению правильного положения тела в воде, постановке дыхания, отработке основных движений и их элементов.
Комплекс упражнений разрабатывался так, чтобы задействовать все основные группы мышц, однако основная нагрузка все-таки приходится на нижнюю часть тела. Упражнения выполняются как с использованием специального оборудования (нудл), так и без него. Комплекс занятия по ЛГ в воде представлен в приложении 7. Некоторые специальные упражнения с нудлом представлены в приложении 8.
Дозированное плавание
Основными задачами плавания в подготовительном периоде были:
1) Воспитать желание активно и систематически заниматься физической культурой;
2) Стимулировать обмен веществ в организме
3) Повысить адаптацию организма к водной среде и физической нагрузке.
Занятие плаванием состояло из 3-х частей.
Подготовительная часть – не более 5-10 минут; состоит из подводящих и общеразвивающих упражнений. ЧСС после подготовительной части занятий не должен превышать 120-130 ударов в минуту.
Основная часть - 25-30 минут. Основной задачей является изучение техники плавания. На освоение с водной средой отводится не менее 5 минут. Кроме упражнений по освоению с водной средой изучаются элементы техники плавания. Такие упражнения, как "скольжение" и "правильное дыхание", проводятся на протяжении всех занятий. Основное внимание уделяется плаванию с досками, которое следует проводить в произвольном, удобном для каждого подростка темпе. Плавание с досками проводится дважды по 5 минут с отдыхом 2-3 минуты после каждой пятиминутки. Основное внимание уделяется движениям ног и дыханию при изучаемом способе плавания.
Целесообразно применять у подростков с ожирением дозированное плавание умеренной интенсивности со следующем сочетанием физических нагрузок: первая пятиминутка - кроль на спине, отдых 2-3 минуты лежа на животе (локти на доске, легкие подталкивающие движения ногами); вторая пятиминутка - кроль на груди, отдых 2-3 минуты лежа на спине (плавательная доска расположена произвольно, равномерное глубокое дыхание, легкие подталкивающие движения ногами). Пять минут в конце основной части занятий отводится на закрепление разученных способов плавания.
Заключительная часть – 5 минут. Используются дыхательные упражнения, выдохи в воду (6— 8 раз) и медленная ходьба, чтобы восстановить функции дыхания и кровообращения до исходного уровня.
В заключительном периоде применялось дозированное плавание, продолжительность занятий которого увеличилось до 45-60 минут (2 раза в неделю).
Основными задачами плавания в этом периоде являлись:
1) Поддержание достигнутого результата восстановления организма;
2) Профилактика возможных рецидивов повышения массы тела.
При плавании с опорой на доску даже при очень быстрых движениях ногами частота сердечных сокращений у детей, страдающих ожирением, не достигает максимальных величин по сравнению с плаванием без доски, но в медленном темпе. Поэтому мы рекомендуем использовать плавательные доски в основной части урока на протяжении всего периода занятий. После того как выясняется, какой способ плавания лучше удается каждому подростку, отработав технику плавания, следует использовать только данный способ.
Подвижные игры в воде
Изучение движений в воде с детьми также осуществлялось в игровой форме. Игры проходят с большим эмоциональным подъемом, оказывая сильное воздействие на центральную нервную систему, обладая ещё и закаливающем эффектом.
В подготовительном периоде подвижные игры в воде использовались:
1. Для ознакомления со свойствами воды.
2.Для совершенствования отдельных упражнений и элементов техники.
3. Для ознакомления с элементами прикладного плавания.
4. Для эмоционального воздействия.
Занятия проходили по грудь в воде.
Использовались игры умеренной интенсивности и малой подвижности.
Применялась игра с мячом под названием «Собачка», для прививания интереса, развития координации и тактических навыков. Минимальное количество детей – 4 человека. Участники перекидывают по воздуху или переправляют по воде друг другу мячик. «Собачка» пытается отнять мячик у игроков, перехватить их передачи. Как только вода захватывает предмет, он встает на место того игрока, которому не успел поймать посланный ему мяч.
Остальные подвижные игры представлены в приложении 7.
Методика лечебного массажа
Массаж активно влияет на обмен веществ: увеличивает выведение из организма азотистых веществ, недоокисленных продуктов обмена, усиливает поглощение тканями кислорода и питательных веществ. Под влиянием массажа повышается сократительная функция мышц и восстанавливается работоспособность, происходит расширение и раскрытие резервных капилляров, в результате чего увеличивается газообмен между тканью и кровью.
Массаж использовался в основном периоде, 3 раза в неделю. Курс массажа - 15-20 сеансов, через день.
Решались определённые задачи:
1) Нормализовать обмен веществ;
2) Улучшить функции ССС, ДС;
Массаж проводился после приема ванны.
Методические указания:
1. Время для проведения лечебного массажа при ожирении – лучше утром или вечером.
2. Учитывать сопутствующие заболевания и индивидуальные особенности (слабость брюшного пресса, запоры, подростковый и детский возраст). Поэтому некоторые приемы не применяются (ударные).
3. Продолжительность процедур постепенно увеличивать с учетом ответной реакции подростка, начиная от 20 минут и заканчивая 50 минутам.
4. При ожирении основными приемами массажа являются «разминание» и «растирание».
5. После процедуры подросток должен отдохнуть 15-20 мин.
Применяется общий массаж с акцентом на части тела, где выражен подкожно-жировой слой, а также на большие, объемные мышцы, на (спина, воротниковая зона, верхние и нижние конечности, грудная клетка, живот). Используются приемы классического лечебного массажа. Длительность сеанса составляла 40-50 минут.
При разминании на крупных мышцах нужно проводить те разновидности, при выполнении которых мышца приподнимается от костного ложа и разминается путем смещения в разные стороны. Такое механическое воздействие оказывают «ординарное», «двойное кольцевое», «двойное ординарное» и «продольное» разминание. Эти приемы в большей степени способствуют нормализации обменных процессов и восстановлению работоспособности. При растирании применяют следующие разновидности: подушечками четырёх пальцев, фалангами пальцев согнутых в кулак, основанием ладони, ребром ладони, гребнеобразное-граблеобразное. Эти приёмы проводят там, где больше выражен подкожно-жировой слой. Они быстро согревают глубокие ткани.
Процедура начинается с массажа области спины. Предварительно следует проводить массаж на проксимально расположенных и более объемных мышцах, а затем дистальных областях тела. Однако если пациент не может или ему не разрешается лежать на животе из-за одышки, больших отложений жира в данной области, то его укладывают на спину, под голову подкладывают валик или подушку и начинают сеанс массажа с нижних конечностей. Массаж ног из исходного положения больного лежа на спине позволяет одновременно воздействовать на мышцы передней и задней поверхности бедра и голени. Массаж следует проводить по «отсасывающей» методике. Применяют приемы: поглаживание, выжимание, разминание, растирание, потряхивание, валяние, встряхивание и ударные приемы. При массаже ног особое внимание следует уделять мышцам бедра (особенно на наружной стороне). Если больному разрешается лежать на животе, то сеанс массажа, как уже было отмечено, начинают со спины, затем переходят на шейный отдел, далее массируют ягодичные мышцы. На этих участках проводятся все вышеуказанные приемы, уделяя внимание тем областям, где больше выражен подкожно-жировой слой. Например, на боковых поверхностях спины, на наружных краях ягодичных мышц и т.д. Следует помнить, что в области шеи ударные приемы не проводятся. Далее больной переворачивается на спину, и массаж продолжается сначала на груди (особенно на боковых поверхностях грудной клетки), а затем на руках. При массаже рук особое внимание уделяют мышцам плеча (особенно трехглавой и дельтовидной мышцам). Далее массируются бедро ближней ноги, затем перейдя на другую сторону, массажист массирует бедро другой ноги. При массаже бедра массажист, стоя продольно, ставит ближнее колено на кушетку на уровне голеностопного сустава. Нога массируемого ахилловым сухожилием лежит на бедре массажиста в области паха. Дальней рукой массажист поддерживает ногу с наружной стороны в области подколенной ямки, а ближней рукой проводит поглаживание, выжимание, разминание и потряхивание на внутреннем участке. Затем меняет положение рук: ближней рукой поддерживает ногу с внутренней стороны, а дальней повторяет все вышеуказанные приемы на наружном участке бедра. Такое исходное положение позволяет одновременно воздействовать на все мышцы как передней, так и задней поверхности бедра. Массаж продолжается на голени сначала с одной, потом с другой стороны. Массаж передней большеберцовой мышцы надо проводить из исходного положения, при котором массажист сидит на краю кушетки у стоп больного лицом к лицу. Нога больного согнута в колене, пятка упирается в кушетку, а пальцы стопы - в бедро массажиста. А при массаже задней поверхности голени стопа больного должна находиться под бедром массажиста. При ожирении массаж суставов проводят для последовательного перехода к вышележащему сегменту конечности и применяют только прием «поглаживание». Сеанс общего массажа заканчивают в области живота. При массаже живота массируют переднюю брюшную стенку и органы брюшной полости по ходу толстой кишки. На животе применяют следующие приемы: поглаживание, выжимание, разминание (ординарное, двойное кольцевое, фалангами согнутых пальцев) и растирание (ребром ладони, фалангами пальцев согнутых в кулак, подушечками пальцев). Массаж живота оказывает положительное влияние на подкожную жировую клетчатку, прямые и косые мышцы живота, а также способствует активизации перистальтики толстой кишки и стимулирует тонкий кишечник. При ожирении рекомендуется проводить массаж живота с вытянутыми ногами. В заключение массажа встряхивают нижние и верхние конечности.
Дополнительные средства ЛФК
Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ)
В подготовительном периоде утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) решала одну из главных задач - повышение адаптации организма к физической нагрузке. Общеразвивающие упражнения (ОРУ) чередовались с дыхательными упражнениями (ДУ) в соотношении 2:1. Утренняя гимнастика проводилась самостоятельно дома или в хорошо проветренном помещении. После занятия должно появиться приятное чувство бодрости и повыситься работоспособность.
Занятия утренней гигиенической гимнастикой проводились ежедневно, за 1,5 часа до или после завтрака, в течение 10-15 минут, завершалась водными процедурами. Упражнения выполнялись из различных исходных положений, но преимущественно стоя. Использовались доступные общеразвивающие физические упражнения, прорабатывающие всю мышечную систему с полным объемом движения во всех суставах, ходьба, дыхательные упражнения и упражнения на расслабление. Применялись гимнастические упражнения для укрепления мышц туловища, повороты и наклоны туловища. При выполнении упражнений нужно следить за дыханием, оно должно быть свободным.
В заключительном периоде УГГ проводилась каждый день, это способствовало поддержанию достигнутых результатов восстановления и профилактике рецидивов повышения массы тела. ОРУ чередовались с ДУ в соотношении 3:1.
Утреннюю гигиеническую гимнастику можно заменить прогулкой, дозированной ходьбой до 20 минут.
Дозированная ходьба
Дозированная ходьба (ДХ) проводилась на беговой дорожке в зале ЛФК.
В подготовительном периоде при ходьбе решались следующие задачи:
1) Улучшить двигательную деятельность подростка;
2) Стимулировать обмен веществ в организме.
В этом периоде занятия проходили 2 раза в неделю продолжительностью до 15 минут. Начинали с маршрута протяжённостью 1 км. Целесообразна ходьба в темпе, свойственном данному пациенту, а при хорошей переносимости её через каждые 3 дня следует увеличивать дистанцию на 500 м, ускоряя при этом темп ходьбы до быстрого - от 120 до 140 шагов/мин (от 5,6 до 6,4 км/ч).
Во время ходьбы на середине занятия следует предусмотреть кратковременную паузу (1 - 2 минуты), перейти на умеренный темп, во время которого можно выполнить дыхательные упражнения, если появится одышка. Особое внимание нужно обратить на дыхание: во время ходьбы вдох делать через нос, выдох – через рот. Дышать ритмично, выдох должен быть продолжительнее вдоха (примерно на 2-3 шага вдох, на 3-4-5-6 шагов выдох).
В основном периоде на занятиях решались следующие задачи:
1) Повышение общей выносливости;
2) Снижение массы тела.
Так как ходьба, особенно быстрая предъявляет сердечно-сосудистой, дыхательной системам, опорно-двигательному аппарату большие требования, нужно перед ходьбой сделать несколько упражнений, которые подготовят организм к нагрузке. Это ОРУ из комплекса лечебной гимнастики, активные движения в суставах. В конце занятия следует перейти на медленный темп, не останавливаясь сразу, и выполнить дыхательные упражнения, чтобы восстановить постепенно ЧСС до исходного уровня.