Специалисты выделяют следующие особенности гиперактивных детей.

1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается.

2. Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется.

3. Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.

4. Нетерпение, неумение дождаться своей очереди во время игры и в различных ситуациях в коллективе (занятия в школе, экскурсии и т. д.).

5. Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав их до конца.

6. Сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания) при выполнении предложенных заданий.

7. С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр.

8. Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.

9. Неумение играть тихо, спокойно.

10. .Болтливость.

11. Мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).

12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

13. Частая потеря вещей, необходимых в школе и дома (например, игрушек, карандашей, книг и т. д.). 14. Способность совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом ребенок не ищет приключений или острых ощущений (например выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам). Наличие у ребенка, по крайней мере 8 из 14 перечисленных выше симптомов, которые постоянно наблюдаются в течении, как минимум, 6 последних месяцев, является основанием для диагноза синдром дефицита внимания. Как справляться в классе с детьми, страдающими СДВГ?

Ниже мы дадим рекомендации родителям и педагогам.

Учет особенностей обучения вашего ребенка мо­жет быть полностью обеспечен только в его домашней работе. Многим детям необходим дневной сон после занятий в школе для того, чтобы они смогли нормально выполнять домашние задания.

Дома у вашего ребенка обязательно должна быть возможность работать в том ритме, в котором работает его мозг. Вы легко можете подстроить выполнение домашних заданий под этот ритм.

Как только ребенок начинает перебирать карандаши, менять ручки, снимать-одевать тапки или “мечтательно” смотреть в пространство, надо сразу пре­кращать занятия, не пытаясь вернуть ребенка к деятельности, даже если он позанимался всего 10 минут. Необходимо оставить ребен­ка в покое, поговорить с ним о чем-нибудь постороннем и минут через 5 вернуться к урокам.

Вам желательно находиться рядом с ребенком во время выполнения домашнего задания, чтобы возвращать его к занятиям (сам он этого может и не делать). Очень важно сохранять при этом спокойствие, не раздражаться и не не­рвировать ребенка. Лучше, если ребенок будет работать с черно­виком, но прежде, чем переписывать задание в тетрадь, дайте ему отдохнуть. Само переписывание тоже надо осуществлять с пере­рывами.

Длинное стихотворение лучше учить небольшими порциями, не все сразу. После повторения стихотворения (или правила) наизусть необходим небольшой перерыв перед продолжением занятий. Вспоминание — это деятельность, требующая значительного умственного напряжения. Кроме этого, некоторое время спустя заученная информация может непроизвольно “всплывать”, акти­визироваться и мешать последующей работе, наслаиваясь на нее, смешиваясь с ней или вытесняя ее. Перерыв в работе может это предотвратить.

Вечером лучше еще раз просто прочитать ребенку то, что ему надо запомнить, а не требовать, чтобы он повторил. Дополнительное прослушивание информации способствует ее упрочению, но не приводит к переутомлению. А еще одно повторение по памяти может оказаться той последней каплей, которая приведет к пере­напряжению, разрушающему установившиеся в мозгу связи. И ут­ром ребенок уже ничего не сможет вспомнить, так как ему будет нечего вспоминать.

Самое вредное для здоровья и бессмысленное для обучения — не выпускать ребенка из-за стола, пока все уроки не будут сделаны, и ругать его при этом за то, что он постоянно отвлекается.

Настойчивые, последовательные родители, видя, что не справляются сами, нанимают репетиторов. И уже репетиторы доводят ребенка до полного переутомления и нервного истощения, так как обязаны добросовестно отрабатывать время, за которое им платят.

Не следует с первых школьных дней приучать ребенка работать самостоятельно - он все равно не сможет. Родителей это очень тревожит, тем более что и учителя настаивают на самостоятельности. Если действительно заботиться о развитии и обучении ребенка с ММД, то о воспитании его самостоятельности приходится на время забыть.

Работа ребенка должна быть продумана и организована взрос­лыми так, чтобы представлять из себя четкую последовательность конкретных деятельностей, между которыми можно было бы от­дохнуть. Каждую деятельность необходимо представить четкой

Короткой инструкцией, вынесенной вовне в виде рисунка или схемы и находящейся перед глазами ребенка. Инструкции должны быть короткие (или разделены на короткие самостоятельные части) еще и для того, чтобы хватало объема оперативной памяти и не проис­ходило выпадения, “замен” и перестановок частей информации.

Предварительные рассуждения вслух настраивают и подготав­ливают ребенка к деятельности. Как показал Гальперин, предвари­тельное проговаривание делает работу осмысленной, помогая ре­бенку осознать свои действия. Когда ребенок устает, в его рассуж­дениях появляются симптоматичные повторы, “зацикливания”. Услышав это, взрослый может остановить занятия и дать ребенку отдохнуть.

Важно обеспечить ребенку полноценный ночной отдых, по­этому его отход ко сну должен быть максимально спокойным. Если укладывание спать сопровождается криками, угрозами и наказа­ниями, то ребенок перевозбуждается и еще долго, в течение 2-3-х часов не может заснуть. Спит он после этого не только мало, но и беспокойно, отдохнуть не успевает и, придя в школу, уже на пер­вых уроках выключается из деятельности.

Реактивный тип

Присутствие учителей или родителей не является для реактив­ных детей сдерживающим фактором. Они и при взрослых ведут себя так, как остальные дети могут вести себя только в их отсутствие. Часто одноклассники развлекаются тем, что провоцируют этих де­тей на грубые выходки и драки в присутствии учителей, которые начинают считать их хулиганами.

На резкое замечание реактивные дети дают резкий ответ. По­пытки сдержать реактивного ребенка приводят к тому, что он на­чинает действовать по принципу отпущенной пружины. Именно “реактивные” дети доставляют больше всего хлопот и неприятнос­тей учителям, родителям и друзьям (которых они быстро теряют), но и сами они при этом сильно страдают. Они пытаются, но не могут выполнить обещания, дают слово и не могут его сдержать. Их повышенная реактивность приводит к тому, что они значительно больше успевают натворить в периоды релаксации мозга, чем дети с другими типами ММД. Обычно они ни у кого не вызывают сочувствия, а только раздражение, осуждение и неприязнь. Постепенно их окружает барьер отторжения. Именно это и порождает агрессию.

Родителям нужно объяснить, что они должны быть готовы к тому, что с ребёнком нужно вместе учить уроки примерно до 7-8 класса.

Активный тип

Периодический отдых позволяет этим детям сохранять рабо­тоспособность почти до конца уроков.

Таких детей постоянно воспитывают и в школе, и дома. Их не считают тупыми, как ригидных, или хулиганами, как реактивных. От них не пытаются избавиться. Напротив, они кажутся способными, но ленивыми. Поэтому взрослые стараются помочь им в воспита­нии воли, чтобы они могли реализовать имеющийся у них потенци­ал. Для этого их вовлекают в школе в тренинги самоуправления, на которых дети только переутомляются. Дома же отцы по-своему пытаются сделать их волевыми, а мамы — аккуратными и органи­зованными. Часто они занимаются в различных спортивных сек­циях, но это тоже ничего не меняет.

Поэтому их часто ругают за лень, безволие, нежелание потрудиться, довести начатое дело до конца. Но, если здоровые неорганизованные дети под влиянием увле­чения, группового настроя или контроля взрослых могут долго продуктивно работать, доводя начатое дело до завершения, то дети с ММД зависят от ритма работы своего мозга, и никакие упреки или контроль не могут в этом ничего изменить.

Хорошо, если от детей все отступаются, устав от бесплодных попыток перевоспитать их. Тогда работа мозга постепенно сама (даже без лечения) нормализуется примерно к 7-8 классу.

Астеничный тип

Астеничные дети обычно отличаются бедностью образной сфе­ры, сферы представлений. Это также затрудняет понимание ребен­ком того, что ему рассказывают, так как устанавливается мало ас­социативных связей с его внутренним опытом. В силу своей огра­ниченности внутренний опыт этих детей бывает очень специфичным.

Поэтому они часто выглядят необычными, кажутся задумчивыми, уходят в себя, нередко дают странные, нестандартные ответы. Эту специфичность родители часто принимают за талантливость и отдают детей в различные кружки и студии, недооценивая опасности переутомления и нервного истощения.

Таким родителям очень трудно объяснить, что до наступления нормализации мозговой деятельности любые нагрузки нежелательны, что постоянное утомление осложняет и задерживает развитие ребенка. Они отказываются понимать, что дополнительные дошкольные и внешкольные занятия не способствуют развитию ребенка, а, приводя к переутомлению, задерживают его.

Они спохватываются только тогда, когда их дети начинают сталкиваться с серьезными трудностями в школе, и обучение вырастает в проблему. В этом случае задержка интеллектуального развития становится весьма вероятной.

Для астеничных детей характерна эмоциональная инертность и “вялость”. Легкие положительные эмоции оказывают на них энергетизирующее влияние, но сильные — истощают.

Замедленная переключаемость приводит к тому, что астеничные дети не успевают за объяснением и быстро перестают пони­мать, что говорит учитель. Часто такой ребенок “выключается” из разговора или объяснения, не будучи еще переутомленным, имен­но потому, что, не успевая следить, теряет нить и перестает пони­мать смысл сообщения.

Объем кратковременной и оперативной памяти у астеничных детей очень мал. Без опоры на вынесенные вовне стимулы ребенок не может держать в уме информацию и оперировать ею. Напри­мер, он не может одновременно помнить инструкцию и действо­вать в соответствии с ней. Он помнит правило, инструкцию, вос­производит их, но, когда работает, не может ими руководствовать­ся. У астеничных детей бывает затруднен переход в долговремен­ную память. Последняя бывает слегка ослаблена, но может и не страдать.

Ригидный тип

Родители пытаются бороться с медлительностью ригидных детей, так как видят, что они “только долго «раскачиваются», но потом-то могут быстро работать”. Поэтому их стараются подгонять в самом начале работы, но только нервируют и тем самым еще больше увеличивают период врабатывания. Полученную неудачу родители склонны относить на счет вредности и упрямства детей. В спокойной же обстановке эти дети способны переключаться гораздо быстрее.

Именно дома, прежде чем начать выполнять уроки, ригидные дети долго раскладывают и перебирают тетради, учебники, карандаши — и не надо мешать им этим заниматься. Просто нужно помнить, что вот таким образом они “входят” в работу.

Беда, если взрослые торопят и подгоняют, а тем более начинают кричать. В таком случае, деятельность ригидных детей нарушается и врабатываемость замедляется еще сильнее. Если взрослые продолжают следовать своей тактике, то дети могут впасть в ступор — замолчать и ничего не делать (Помните? По Н.Е. Введенскому сильный сигнал - вызывает блокирующую, замедленную реакцию). Это, в свою очередь, доводит взрослых до бешенства (нормальная реакция по Н.Е. Введенскому). Совет один: милые родители, пейте валериану, валокордин и т.д. и терпение, терпение и ещё раз терпение.

Ригидные с большей задержкой, чем другие дети, отвечают на вопросы. Если их торопить, они могут замолчать совсем, даже если знают ответ.

В общем, им больше всех достается за «упрямство», которого может и не быть. У детей этого типа в большей степени, чем у других, проявляется интерференция (наложение) предыдущей деятельности на последующую. Предыдущая деятельность (правило, инструкция и т. д.) незаметно для ребенка может накладываться на последующую и приводить к путанице.

Могут “всплывать” слова из предыдущего упражнения, цифры — из предыдущего примера (особенно, если действия производятся в уме).

· Перерывы между деятельностями сокращают ко­личество ошибок.

· Более медленный темп также повышает качество работы ригидных детей.

Рекомендации учителям и родителям

Одна из основных проблем, с которой сталкиваются учителя, в классах которых есть дети, страдающие СДВГ и трудностями обучения, — в том, что такие ученики обычно создают центр помех. Они бывают невнимательны, отвлекаются и отвлекают других учеников. Комментарий Владимира Пугача: В классе учителю досаждают, как правило гиперактивные дети. Однако, следует помнить, что в классе присутствует вторая половина детей с нарушением внимания. Просто у них преобладают процессы торможения в работе мозга (Если первые, это чаще мальчишки, то вторые — чаще девочки). В этом списке вы найдете несколько рекомендаций учителям, как справляться с детьми, страдающими СДВГ и трудностями обучения, чтобы создать более приятную атмосферу в классе.

*Посадите ребенка впереди в центре класса. Так внимание ученика будет больше направлено на учителя, и ребенок сможет лучше видеть и слышать его.

*если у ребёнка имеется «феномен разбитого зеркала» на экране восприятия справа — то его нужно посадить на дальний от окна ряд.

*если у ребёнка имеется «феномен разбитого зеркала» на экране восприятия слева — то его нужно посадить на первый от окна ряд.

*если гиперактивный ребёнок сидит на первом ряду, то он автоматически становится предметом развлечения для всего класса.

Используйте как можно больше наглядных средств обучения. Визуальный метод полезен для всех учеников, он позволяет лучше сконцентрировать внимание всех детей: и с трудностями, и без них. Наглядные средства интереснее лекции, и учителю тоже будет легче преподать материал сосредоточенным ученикам.

Всегда закрывайте классную дверь. Чем меньше постороннего шума слышат дети с СДВГ, тем легче им сосредоточить свое внимание на учителе.

Родители, предложите учителю письменную информацию о СДВГ или о трудности обучения, которой страдает ваш ребенок. Попросите учителя внимательно ее прочитать, а не просмотреть. Объясните ему, что данная информация поможет ему лучше справиться с ребенком и тем самым предотвратить «пожары»,которые ему ежедневно приходится тушить в классе.

Не относитесь к ребенку как к другому и необычному. Следует давать ему те же задания, что и остальным ученикам: учебные, практические и общественные. Создайте атмосферу «равного среди равных».Объясните родителям, что надо обратить особое внимание на выполнение домашних заданий.

Работа лицом к лицу с ребенком, насколько это возможно, разумеется, поможет обеим сторонам: учителю — понять проблемы ребенка, ученику — почувствовать, что учителю важно, чтобы он преуспел. Это будет нелегко для обеих сторон, но стоит попытаться.

Дети имеют право на уважительное и вежливое обращение. Они не сами захотели жить с СДВГ или трудностями обучения — так же, как и дети, носящие очки.

Если ребенок теряет внимание и начинает мешать, самое время дать ему читать вслух часть учебного параграфа или задание.

Комментарий Владимира Пугача: Ой, это упрощённый подход. Всё сложнее. Именно поэтому в июле 2004 года мы выходили с предложением на уровень Министерства Образования и Науки РФ, г. Фурсенко, о законодательной инициативе по введению в начальной школе второго учителя (педагога, воспитателя). Когда в классе более 5-8 гиперактивных детей, образовательный процесс полностью разрушается. И дело тут не в детях.

Помогайте детям находить в учебном материале ключевые слова и выделять их яркими фломастерами.

Больше поощряйте ребенка. Негативные оценки создают атмосферу неудач и только усиливают проблемное поведение.

Создайте список правил, которые ученики должны выполнять. Сформулируйте список в позитивной форме: что надо делать, а не то, чего делать не следует. Удостоверьтесь, что дети знают, какого поведения от них ожидают.

Поощряйте работу в меняющихся группах и взаимодействие между учениками. Взаимопомощь и ощущение общности в классе создаст более спокойную и терпеливую атмосферу со стороны детей.

Всегда записывайте на доске указания по выполнению заданий. Оставляйте указания на доске до окончания заданий. Есть ученики, которые не могут самостоятельно записать или запомнить устные указания.

Комментарий Владимира Пугача: Наш опыт диктует. Если «феномен разбитого зеркала» на дальнем экране восприятия ребёнка попадает именно на доску, то переписать задание — не могут!

Повесьте в классе календарь и отмечайте в нем важные даты, сроки и цели. Побудите учеников вести свой календарь и отмечать в нем то же, что и в классном календаре.

Связывайтесь с родителями для передачи позитивных оценок. Создайте вместе с родителями систему, которая поддержит ученика и послужит продвижению общих целей.

Советы родителям.

• В своих отношениях с ребенком придерживайтесь "позитивной модели". Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

• Избегайте повторения слов "нет" и "нельзя".

• Говорите сдержанно, спокойно и мягко.

• Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

• Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

• Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).

• Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку.

• Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.п. оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее воздействие.

• Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

• Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

• Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

• Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка. Детям с синдромом дефицита внимания присуща гиперактивность, которая неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

Наши рекомендации