Глава шестьдесят пятая «Машина времени» как психоаналитически-ориентированная техника

После введения в гипнотическое состояние я предлагаю пациенту представить следующее:

-Вы стоите перед высоким зеленым холмом, поросшим лесом. А на вершине этого холма стоит Храм. Вы стоите на тропинке, которая теряется в лесу у подножия этого холма, а затем поднимается к Храму. Вам надо пойти по этой дорожке и подняться к Храму. Когда подниметесь на вершину, скажите мне….

-Поднялся.

-Вы видите перед собой великолепный Храм. Вы видите его белоснежные стены, все устремленные в небо, вы видите стрельчатые окна, зарешеченные красивыми коваными решетками, вы видите тяжелую дубовую дверь, всю покрытую резьбой по дереву. И вам надо открыть дверь и войти в Храм. Дверь давно никто не открывал, петли могли заржаветь. Поэтому вам, скорее всего, придется приложить усилия, чтобы ее открыть. Когда откроете – скажите мне…..

-Открыл.

-Вы попали в огромную библиотеку. Со всех сторон вас окружают книги и свитки бумаги. И вы идете по извилистым проходам между стеллажами к Алтарю. И когда придете, скажите мне….

-Пришел.

-А теперь посмотрите: справа от Алтаря вы видите дверь. Войдите в нее. И когда войдете – скажите мне…..

-Вошел.

-И вы попали к пульту управления машины времени. Вы видите везде разные приборы, кнопки, переключатели. Перед пультом стоит кресло, а за ним большое сферическое окно. Сядьте в кресло. И сейчас, по моей команде, вы включите эту машину времени и перенесетесь в свое прошлое и сможете его переделать. А пока подождите.

После этого я раскачиваю руку и обращаюсь к бессознательному:

-Я приветствую тебя бессознательное. Я не обращаюсь к какой-то конкретной части Я, я обращаюсь ко всем частям Я, которые могут нам помочь. Я прошу вас показать 1 Я все события его предыдущей жизни, которые имели хоть какое-то отношение к той болезни, от которой мне приходится лечить организм. 1 Я должен увидеть эти события новым, взрослым взглядом. И переосмыслить их, перепрограммировать эти события на современном уровне. Ведь оценка событий проводилась 1 Я так, как он понимал мораль в момент совершения события. Это прошлое самопрограммирование очень мешает ему в реальной жизни. И я прошу бессознательное помочь 1 Я. Ты согласно?

-Да.

-Тогда я обращаюсь к 1 Я. Сейчас вы включите машину времени и постепенно поплывете в свое прошлое. Когда то произошло событие, которое является ключевым для появления той линии жизни, на которой вы пока находитесь и на которой вы болеете. И его надо найти. За окном машины времени вы увидите события своей жизни, связанные с болезнью, начиная от самых последних и все дальше и дальше в прошлое. Вы увидите самого себя, живущего в том или другом годе, вы увидите людей, вы увидите само событие. И как только вы что-то увидите, рассказывайте мне. Включайте машину времени!

После этого пациент начинает рассказывать о том, что он видит за окном. И от того, что он видит, зависит реакция психотерапевта. Например, если он видит какое-то событие, где его обижают и унижают, то надо предложить ему выйти из машины времени и подойти к самому себе и поговорить с ним. И убедить его не расстраиваться из-за ерунды и так далее и тому подобное. Или же настроить его на сопротивление и отпор обидчику. Вариантов работы может быть масса.

Человек делает что-либо и рассказывает о том, что он делает, что ему говорят оппоненты. Роль психотерапевта заключается в том, чтобы своими замечаниями привести к тому, чтобы ситуация разрядилась, чтобы все разошлись мирно и довольные друг другом. После этого предложить пациенту вернуться в машину времени и продолжить путешествие в свое прошлое. Когда время, отведенное на сеанс, подходит к концу, надо попросить пациента вернуться в машину времени и в то время, с которого началось путешествие. Затем выйти в Храм, выйти из него и спуститься с холма.

Таких путешествий может быть несколько. И с каждым разом путешествия становятся все интереснее и насыщеннее. Это связано с тем, что как бы накатывается колея, и доступ к бессознательному материалу становится все легче и легче.

То есть пациент с помощью «Машины времени» путешествует по своей былой жизни в ключевые ее моменты. И меняет их так, чтобы эти ситуации перестали быть для него «занозами», вокруг которых накапливается «гной». В результате происходит переоценка прошлых ситуаций, которая приводит к тому, что они перестают быть факторами дестабилизации психики. А это меняет эмоциональную историю жизни. А значит, его прошлое меняется.

В процессе могут выплыть ЛЮБЫЕ неприятные и горестные события, которые когда-либо произошли с человеком. Бессознательное как бы выводит перед ним какое-либо событие и говорит: «Хозяин, в три года тебя укусил гусь. Тогда ты сильно испугался и дал мне команду: «Гусь - страшное существо, надо его всегда обходить стороной!» Как мне относиться к этому событию? Надо продолжать бояться или можно забыть его?»

И человек может представить себе картину, что он входит в самого себя, находящегося в картине, и прогоняет гусей (или же ласкает их, дружится с ними - этот вариант предпочтительнее). И бессознательное как бы скажет: «Понял, хозяин! Теперь всегда буду при виде гусей продуцировать тебе положительные эмоции!».

Если пациент проведет эту процедуру качественно, то в следующий раз, когда он встретится с гусями, он САМЫМ ЕСТЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ (!) может почувствовать к ним симпатию.

Техника «Машина времени» также прекрасно подходит для формирования новой линии жизни. Ведь если мы при ее помощи меняем прошлое пациента, то он лишается того будущего, которое могло получиться на старой основе. После проведения «чистки и профилактики» прошлого я прошу своего пациента отправиться на машине времени в будущее. И прошу его рассказывать о том, что он видит.

Если он рассказывает о чем-то, что он видит, но такое будущее ему не нравится, то я ему говорю о том, что перед ним много разных вариантов его возможного будущего. И он попал сейчас на нежелательную линию. Я прошу его вернуться немного в прошлое, до бифуркации и сжечь эту линию (например, представить, что к этому событию прикреплен бикфордов шнур, он его пожигает и линия сгорает – «синим пламенем»). Через эти образы он дает своему бессознательному четкий сигнал о нежелательности движения в этом направлении. И вероятность появления такого будущего в реальности РЕЗКО падает.

Затем я прошу его поплыть в будущее уже по другой линии. Если это будущее его удовлетворяет, то я прошу его выйти из машины времени и поговорить с самим собой, живущим в этом году и на этой линии времени. Надо поинтересоваться у самого себя, живущего в этом году тем – доволен ли он своей жизнью и что он сделал для того, чтобы добиться того, что имеет.

Общее правило разговора таково – чем больше вопросов и чем больше подробностей удается узнать, тем вероятнее наступление именно этого варианта будущего. Пациент своим вхождением на эту линию жизни и общением с самим собой, живущим на этой линии жизни, как бы проявляет эту возможную реальность, вытаскивает ее из виртуальной реальности и готовит ее к реализации. Затем он опять садится в машину времени и (если позволяет время сеанса) двигается дальше. Если же нет, то возвращается обратно в Храм, в настоящее время.

Эта технология хороша тем, что позволяет создать «наборное будущее», то есть если при путешествии появляются не желаемые варианты будущего, то их можно обойти и выйти на желаемые. И собрать из желаемых вариантов желаемое будущее!

При движении в будущее надо предложить человеку не только увидеть желаемое развитие событий его будущей жизни, но и услышать звуки, почувствовать запахи и т.д. и т.п. Вследствие этого образы желаемого будущего станут более «навязчивыми» и вероятность их реализации резко увеличится.

Перед каждым человеком есть масса возможных вариантов его движения в будущее. И когда мы фиксируем определенный вариант в «Машине времени», то делаем его проявление из виртуального мира возможностей в реальность БОЛЕЕ ВЕРОЯТНОЙ. И когда в будущем, человек будет выбирать: куда идти, то вероятность, что он выберет тот вариант, который он увидел во время проведения этой техники, будет намного большей.

«Машину времени» в прошлое можно делать по-разному: можно отправить человека в свободный поиск (ваше бессознательное покажет вам то событие, которое вы должны увидеть сегодня). Можно сказать: «Ощутите сейчас свою головную боль, А затем направьте машину времени к тем ключевым событиям вашей биографии, которые привели к этим головным болям».

Можно дать задание пойти к известным событиям своей жизни: «Направьте свою машину времени в 1996 год, когда у вас были неприятности». И в результате человек переживает известные события по-новому (как это происходит в технике «Кино»). На втором этапе можно вывести человека из машины времени и перевести его в кинотеатр, где провести процедуру «Кино», сжигая старый видеофильм. В результате в «видеотеке» бессознательного остается новый фильм, к которому оно и будет в последующем обращаться. И на основе которого оно и будет формировать свои реакции.

Один мой пациент во время проведения данной техники отмечал, что тратит на это огромную энергию. Когда он в «Машине времени» возвращался в год поступления в университет на мехфак и прорабатывал свои отрицательные эмоции, он не смог двигаться дальше к следующему сюжету: «У меня нет сил, я как выжатый лимон!» Этот и другие факты говорят, что во время процесса происходит огромная психологическая работа.

Если у пациента один родитель умер в то время, когда он был еще ребенком, и если во время сбора анамнеза выясняется, что он в то время очень сильно страдал от этого, то можно направить пациента в тот призрачный город, где его родитель живет после смерти. И попросить его поехать на машине времени к ребенку, который страдает в году смерти этого родителя, и утешить его.

Если при путешествии в прошлое появляются ситуации, когда родители пациента дерутся (или же появляются какие-то другие неприятные и тягостные для пациента ситуации), то пациенту надо выйти из машины времени, подойти к самому себе, находящемуся в данной ситуации, успокоить его и увести в кинозал. Там они оба должны просмотреть ситуацию, когда родители дерутся на экране. А затем, перед тем, как просмотреть этот же фильм второй раз, обратиться к ребенку и сказать: «Мы сейчас сожжем этот фильм, эту ситуацию, и больше родители при тебе драться не будут!» А затем вместе с ребенком сжечь этот фильм так, как это описано в третьей серии техники «Кино». После этого вместе с ребенком вернуться обратно и попросить родителей больше никогда при ребенке не драться.

Если при путешествии в прошлое вспоминается какое-либо событие, обладающее сильным отрицательным потенциалом, то сразу же после этого можно сделать 6-ти шаговый рефрейминг с частью «Я», ответственной за сохранение этой обиды.

В этой технике взрослый человек со своими взрослыми ресурсами поддерживает маленького ребенка, живущего в эмоциональной пустыне. В виртуальной реальности внутреннего Я продолжают существовать субличности, которые несут обиды и страхи, пережитые в определенное время и которые реально воздействуют на поведение человека. И они периодически пытаются прорваться к реальным рычагам влияния на поведение. Естественно, защитные механизмы этого не допускают. Но эти их попытки не проходят бесследно, что может вызвать волны депрессии и тому подобное.

Если человек видит из «Машины времени» себя, делающего что-то, чего делать не надо было, надо переместиться на некоторое время до этого события. Затем выйти из «Машины» и предупредить о грядущем возможном событию. И проинструктировать виртуального себя – как надо действовать в той ситуации, которая вот-вот произойдет. Надо добиться того, чтобы он сказал: «Хорошо, я так и сделаю!»

Затем дождаться его НОВЫХ действий (не таких, какие он в реальности тогда делал) и посмотреть – как он – двойник, живущий в этом году - действует по-другому. В результате он создает новую линию жизни, в которой не будет того, что было у него, и из-за чего он страдал и из-за чего ему теперь приходится лечиться.

Таким образом 1 Я как бы входит в эту виртуальную реальность, общается с частями Я, несущими обиды и переубеждает их, как бы кормит их своей энергией и силой. И под этим влиянием они видоизменяются, теряя свой отрицательный заряд.

Затем, после такого сеанса, очень желательно, чтобы человек провел процедуру изменения своего сознательного отношения к выявившимся во время путешествия в прошлое фактов на основе разумного эгоизма (Одна моя пациентка после сеанса, когда поколотила брата, воскликнула: «Вот ведь сволочь!» Но если раньше, до этой работы она говорила о брате с ненавистью, то после сеанса она сказала это с улыбкой).

Весь этот процесс является этапами психологической десенсибилизации. И если его удается провести в полной мере, то проблема исчезает – раз и навсегда. Но не только она! Все поведенческие и психические конструкты, которые появились на основе этой обиды или страха тоже будут постепенно нивелироваться (как засыхают деревья, лишенные корней).

Те события, которые выплывают при этом путешествии в прошлое, как правило означают для нас нечто такое, что они значили тогда, когда происходили реально. Даже сейчас мы к ним относимся так, как относились тогда, когда эти события происходили. В этом и состоит коварство событий, участниками которых нам довелось стать, именно поэтому они обладают такой взрывной силой.

Вроде бы события остались в прошлом, и нам кажется, что они не влияют на нас. Но те мысли, та оценка событий представляют из себя программы, которые мы старательно подвергаем забвению и вследствие этого теряем над ними контроль.

И только тогда, когда человек возвращается к этому событию, он начинает понимать сущность причин, которые позволили ему состояться. Человек может осознать свою реальную роль в этом событии и порочность своих последующих мыслей и действий. И пересматривает их с позиций своего сегодняшнего Я. В ином случае человек может носить груз этих событий до конца своих дней.

В «Машине времени» мы работаем с реальным психологическим материалом, разряжая психологические конфликты, переписывая заново происшедшие когда-то события. В данной технике очень важно, чтобы в момент общения со своим виртуальным Я, когда путешествующий пытается понять: какие эмоции обуревают его в это время и какие мотивы влияют на него, он должен не фантазировать, а задать вопрос этому виртуальному Я и ждать, что ОН ответит. Очень важно, чтобы человек УСЛЫШАЛ голос своего двойника, то есть не представил, что он что-то говорит, а увидел, как двойник смотрит на него, открывает рот и говорит.

Когда в «Машине времени» человек входит в какую-то ситуацию и разговаривает с самим собой, то возможность прорыва инсайтовой информации резко увеличивается. То есть человек в этой ситуации может внезапно понять смысл своих страданий.

Если событие, которое появляется на «экране», внешне представляется нейтральным, то разговор с собой может привести к пониманию роли этой ситуации для развития болезни. Например, один из моих пациентов, который страдал булимией и последующей рвотой, в 12-ти летнем возрасте страдал ожирением второй степени. Его постоянно дразнили за это, он не мог играть в игры со своими друзьями. И вот тогда, когда он стал взрослеть, это его так «достало», что он совершил почти невероятное: за 1 месяц он сбросил почти 20 килограмм! Но раз запущенный процесс на этом не остановился и он продолжал худеть все дальше и дальше.

С моей точки зрения люди, желающие похудеть, делают фундаментальную ошибку: не правильно формулируют задачу (как одна моя пациентка сказала: Чтобы не было НИ КАПЕЛЬКИ лишнего жира). А надо было программировать себя на достижение определенного веса (Я хочу весить 49-51 кг!) И часть Я, ответственная за похудение, работает безостановочно. Ведь даже в крайней степени истощения хоть капелька жира сохранится!

И дело у этого парня дошло почти до кахексии. Затем в нем включились механизмы самосохранения и начали его в «принудительном порядке», то есть при помощи приступов аппетита, заставлять есть пищу. Но часть Я, которая у него отвечала за похудение, тоже не дремала и заставляла его все это вырвать. Он лечился в больницах и разными препаратами, но ему это не помогало. И вот с таким состоянием он пришел ко мне на лечение.

И во время одного из путешествий в прошлое он увидел себя в хоккейной раздевалке переодевающимся перед матчем. Он вышел из «Машины времени», подошел к себе и спросил виртуального себя, чем тот занимается. И его виртуальное Я сказало ему, что его только что обозвали «шкафом». В реальности он несколько лет страдал, что все в школе его так обзывали.

И он понял, что в этот момент была заложена основа его страдания. И надо изменить ситуацию. Он подошел к тому парню, который сказал ему это и попросил его не говорить это слово. Тот согласился. А затем он сжег старую линию. И так он поступал со всеми событиями, которые были связаны с пережитыми обидами.

Таким образом, при работе с «Машиной времени» надо создать новую линию жизни. Затем сжечь старую. А потом проследить новую линию: «Все там хорошо?» Например, одна моя пациентка вернулась к тому моменту, когда у нее произошла ключевая беседа с возлюбленным и уговорила ее провести эту встречу по-другому. После этого она догнала гордо шагающую виртуальную Я и спросила ее: «Как ты себя чувствуешь, как настроение, какие теперь планы на будущее?» И та ответила ей, что очень рада освобождению и теперь будет строить свою жизнь по-другому.

В этом случае можно вполне уверенно утверждать, что история жизни данной пациентки действительно изменилась. И «заноза» удалена! Но для того, чтобы еще сильнее закрепить эту новую линию, можно проследить ее дальше – в будущее на неделю, месяц, год и так далее. И каждый раз входить в эту новую линию, подходить к себе и спрашивать о том, как дела, довольна ли она тем выбором, который совершила.

На разных сеансах «Машины времени» перед сознанием человека выплывают разные события. Все их мы меняем так или иначе для того, чтобы лишить их силы подавленных и нереализованных эмоций. В результате мы записываем вместо старых линий новые. И очень хорошо на последнем сеансе все эти новые линии соединить в одну. Например, парень, которого я лечил от булимии, увидел сцену своего разрыва с девушкой, которая когда-то его очень сильно ранила. Он переделал эту ситуацию таким образом, что они с девушкой договорились расстаться друзьями, понимая бесперспективность их отношений.

На другом сеансе он увидел ситуацию, которая произошла через неделю после разрыва, когда в буфете института он набрал много-много сладостей, пошел домой и все это сожрал. Этот день и это событие были началом его болезни. Он переделал и эту ситуацию, представив себе, что он съел только одно пирожное, а потом вернулся в институт. На предпоследнем сеансе «Машины времени» он соединил обе новые линии (он расстался с девушкой спокойно, а через неделю спокойно подавил желание съесть много сладкого). А на последнем сеансе он соединил все новые линии в одну новую историю Неболезни.

Для иллюстрации данной техники я приведу пример лечения Максима, 19 лет. На лечение ко мне он пришел для того, чтобы избавиться от заикания. Заикание продолжалось 16 лет после нахождения в детской инфекционной больнице. Положение усугубилось тем, что в это время - во взрослой больнице лечились и отец с матерью. И две недели он был совершенно один. И когда мама пришла к нему забирать его из больницы, он заплакал, сказал: «Мама! Ма…» и замолчал на целый год. Через год речь постепенно стала восстанавливаться, но он стал сильно заикаться. И уже в это время его стали лечить от заикания – разными способами и у разных врачей. Но эффекта или не было вовсе или же он был кратковременным.

Мальчик рос очень своенравным и упрямым, вечно встревал в драки и попадал в опасные ситуации. Учился достаточно плохо, особенно в подростковом периоде. Отец был военным и они с семьей постоянно переезжали с одного места на другое. И по «доброй традиции» военных много пил, из-за чего мальчик был свидетелем частых ссор родителей.

На консультации он был очень напряжен, заикался практически на каждом слове. Из-за постоянных неудач в борьбе с заиканием он впал в депрессию, перестал общаться со сверстниками, перессорился с родителями (единственная, с кем он общался – бабушка). Из-за этого он перестал ходить на учебу и практически все время сидел дома. И при первой возможности «прикладывался к бутылке» (во время алкогольного опьянения речь его становилась лучше). У него был сильный комплекс неполноценности, усилившиеся из-за неудач в общении с девушками.

И уже на консультации я понял, что лечение должно быть направлено не столько на снятие симптома – заикания, а на полную реконструкцию его прошлого. И в начале лечения я провел ему ряд сеансов НЛП примерно так, как это расписано в разделе об этой технике. При зондировании бессознательного была выявлена часть Я, которая была ответственна за стремление к самоубийству, которую удалось локализовать и переориентировать. Также важным моментом НЛП-лечения являлось создание новой части Я, которая стала ответственной за правильное выговаривание букв «б», «п», «м».

Затем я провел ОЧЕНЬ МНОГО интервенций в прошлое. Мы каждый день направлялись в его прошлое, и он вспоминал события своей жизни (очень часто такие, которые до этого не помнил). В состоянии транса он переделывал эти события, защищал самого себя маленького, поддерживал в трудных ситуациях, давал дельные советы - как надо поступить в затруднительной ситуации. И зачастую после работы только с ОДНОЙ ситуацией он отказывался идти дальше – к другому событию, так как чувствовал себя как выжатый лимон.

После этого я провел полный курс Символдраматического лечения, которое я тоже приведу в описании сеансов, так как они очень информативны и чрезвычайно интересны с точки зрения теории Символдрамы. И на последнем этапе лечения я провел ему несколько сеансов Психосинтеза и Машину времени в будущее.

На первом сеансе он увидел себя сидящим на крыше 9-ти этажного общежития, в котором они жили. Он сидел на карнизе и болтал ногами. Я предложил ему как-то изменить эту опасную ситуацию. Он вышел из машины времени, подошел к самому себе и объяснил, что так сидеть очень опасно. И когда этот мальчик согласился с ним, он взял его за руку и отвел домой к матери. На втором этапе сеанса он сжег старую линию, а затем проследил получившуюся новую.

На следующем сеансе он увидел себя высовывающимся из чердачного окна почти на половину корпуса. Он опять подошел к этому мальчику - самому себе и уговорил его больше никогда этого не делать. И когда мальчик пообещал это, он забил досками все окна на чердаке, а на вход в этот чердак повесил большой замок. Затем вернулся до точки бифуркации и сжег старую линию.

На следующем сеансе он увидел себя купающимся в океане во Владивостоке. Это было место с опасными водоворотами, где до этого утонуло несколько человек. И он увидел себя попавшим в опасное течение, которое несло его под камни. И этот мальчик еле-еле успел выгрести на берег и упал на камни без сил. Он вышел из машины времени, подошел к самому себе и поговорил о том, что – видишь, как опасно делать то, чего делать нельзя. И он взял с этого мальчика слово больше никогда не делать подобных опасных вещей. После чего сжег старую линию.

Затем он увидел себя дерущимся с тремя мальчиками старше себя. Тогда, в реальности, его сильно отмутузили, так как он все время лез на рожон. Он вышел из машины времени и подошел к самому себе и спросил – за что он бьется? Оказалось, что эти мальчики вымогали у него деньги. Поняв, что дело справедливое, Максим вошел в самого себя, живущего в этом году и избил этих мальчишек. Он гнал их пинками до тех пор, пока они в панике не побежали под защиту матерей. Затем он сжег старую линию.

Затем он увидел, что идет какая-то вечеринка в их комнате во Владивостоке. Отец сильно напился и ушел спать в другую комнату. А Максиму показалось, что друг отца стал приставать к его маме и они уединились в комнате. Он увидел себя злого и со сжатыми кулаками, стоящим перед закрытой комнатой. А затем он убежал на улицу и долго бродил там и плакал (он говорил после сеанса, что в это время у него появилось сильнейшее сердцебиение и стало бросать то в жар, то в холод). Взрослый Максим вышел из машины времени, взял себя маленького за руку и вошел с ним обратно в машину времени. Затем они на Машине времени вернулись до начала этой вечеринки и проследили все, что там произошло до мельчайших деталей. И они увидели, что друг отца ушел куда-то по своим делам, а мать, закрыв комнату, заснула. И маленький мальчик увидел своими глазами, что ничего страшного не случилось. Затем взрослый Максим высадил этого мальчика из Машины времени в тот момент, когда все стали расходиться. И он вошел в комнату и вместе с матерью заснул.

Затем, на одном из следующих сеансов, он увидел, как мать с отцом сильно ссорятся и чуть ли не дерутся. А он, маленький, со страхом забился под койку. Взрослый Максим проплыл на машине времени до начала ссоры, вошел в ситуацию, подошел к самому себя и они вместе выработали план – как сделать так, чтобы родители не поссорились. Затем маленький выполнил все то, что они наметили и в этой новой линии родители не поссорились. Затем Максим опять вернулся до бифуркации и сжег старую линию. Затем просмотрел новую линию и убедившись, что все в ней хорошо, вернулся в Храм.

В одном из своих путешествий в прошлое он увидел какую-то прихожую. Справа он увидел вешалку, а слева какую-то грязную и захламленную комнату. Из этой комнаты вышла старуха и стала стучать в другую комнату и требовать деньги. Затем он увидел, что дверь открывается и выходит мать с ним на руках и ругается с этой старухой. Старуха хватает пустую бутылку и пытается ударить мать по голове. Мать еле успевает забежать в комнату и закрыть дверь. А старуха ударяет в дверь бутылкой так, что чуть не проламывает дверь насквозь. (Во время просмотра этого сюжета он тоже чувствовал сильное сердцебиение и вегетативные расстройства). Взрослый Максим вышел из машины времени, отобрал у старухи бутылку, дал ей несколько пинков, и запер ее в своей комнате.

На следующий день он увидел свою мать с ним на руках в той комнате, в которой они заперлись. Он увидел, что он сам маленький истошно орет и бьется в истерике. Он вышел из машины времени, подошел к матери, взял ребенка на руки и долго его укачивал и говорил ему ласковые слова. А затем они вместе с матерью собрали вещи и ушли из этой квартиры к отцу в часть.

(Со слов бабушки, которая присутствовала на этом сеансе, Максиму в это время было полтора года и он об этом событии никогда не помнил. После сеанса она расспросила мать и та подтвердила, что все в реальности так и было. То есть в этом случае можно безусловно утверждать, что в процессе сеанса выплыл чистый бессознательный материал).

Еще на одном сеансе он увидел себя примерно четырехлетним у своей бабушки со стороны отца в Виннице. Он увидел, что бабушка его за что-то ругает, а он что-то дерзко ей отвечает. И когда она его хотела наказать, он убегает из дома. А затем его всей семьей целый день ищут. Взрослый Максим вошел в сюжет в тот момент, когда маленький собрался убегать. Он поговорил с ним, сказал, что бабушка его очень любит (что он точно это знает и гарантирует это), и что не надо никуда убегать. И они договорились, что маленький Максим подойдет к бабушке и попросит прощения. И, действительно, бабушка простила маленького Максима и не стала наказывать.

И несколько последних сеансов (примерно 5 или 6) были связаны с больницей. На первом из этих сеансов он увидел больничную палату ночью и самого себя стоящим на детской кроватке, вцепившимся в железные прутья и плачущим. Он вышел из машины времени, сбросил решетку, которая закрывала кроватку сверху (ею закрывали кровать для того, чтобы он не убежал), взял ребенка на руки и долго его успокаивал. Он играл с ним до самого утра.

На следующем сеансе он увидел, как две медсестры пытаются сделать ему укол. Он видит, что маленький Максим ревет, царапается и кусается. Разъяренные медсестры орут на него. А одна из них говорит, что если он будет кусаться, то она специально будет его колоть иглой. И он видит, как она несколько раз колет его иглой до крови. Взрослый Максим в этой ситуации действовал совершенно импульсивно: он выскочил из машины времени, вырвал ребенка из рук медсестер. А той, что нарочно колола мальчика иглой, пнул под зад и выгнал из палаты.

Затем на нескольких других сеансах он входил в эту больницу и днем и ночью и разговаривал с мальчиком, успокаивал его, говоря, что он точно знает, что скоро придет мама. Он также уговаривал медперсонал уделять мальчику больше времени и так далее и тому подобное.

И на одном из последних сеансов он увидел приемный покой и свою мать, которая ждет там маленького Максима. А затем он увидел, что санитарка ввела его. Тот бросился к матери и заплакал. Взрослый Максим вернулся на машине времени до начала этой ситуации, зашел в палату к маленькому Максиму и сказал, что пришла мама. И он договорился с маленьким, что тот не будет плакать. И он принес маленького Максима маме и они вместе пришли домой и устроили праздник.

Многие из сеансов путешествий в прошлое ни я, ни он не помним. Но везде он входил в ситуацию и менял ее так, чтобы она стала завершенной.

Затем я провел ему полный курс символдраматического лечения.

Перед лечением я провел ему тот тест, который описан в разделе о Символдраме. Лес он представил глухой и жутковатый, по типу берендеевского, с поваленными деревьями и практически не проходимый. При попытке пройти по этому лесу в поисках дороги, он застрял среди деревьев, его заклинило в расщелине дерева. Дорога была проселочная, по которой когда-то ходили машины, но уже давно заброшенная. На ней были глубокие лужи, которые остаются после проходивших во время дождя машин. По этой дороге ему было очень трудно пробираться.

Луг ему представился вполне обычный, поросший зеленой травой, но очень большой – ни конца, ни края. После моего вопроса: что бы ему хотелось сделать на этом лугу, он лег под деревом в тенечке, поел.

В мотиве Опушка леса он увидел, как из леса выходит истощенный медведь – кожа и кости и выползла маленькая змейка. Обоих покормил хлебом, который нашелся в его кармане.

Река была шириной 20-30 метров с крутыми берегами, к которой было очень трудно подойти. При предложении идти вниз по течению, он идет, жалуясь, что очень трудно идти. И для того, чтобы облегчить себе путь он входит в воду и плывет вниз по течению. На каком-то этапе он слышит впереди шум водопада и для того, чтобы не упасть с него, он пытается подгрести к берегу. Но его усилия не помогают, он ничего не может сделать и его несет все ближе и ближе к водопаду. На мое предложение подумать, что он может сделать в этой ситуации, он ныряет под воду. Оказывается, что там течение более слабое и ему удается вынырнуть ближе к берегу. С большим трудом он взбирается на берег и видит, что успел в последний момент – впереди водопад и вода уходит под землю. Несмотря ни на какие стимулы ничего не может сделать с водой, чтобы ее вернуть на поверхность.

На следующий день он видит, что под водопадом находится озерцо в виде сердечка. И вся вода из реки уходит под землю. Я ему предлагаю осмотреть берега озера: может быть, где-нибудь вода вытекает из озера. Но он ничего не находит.

На следующем сеансе при обследовании озерца он видит небольшой ручеек, который вытекает из него по поверхности земли. Он идет вдоль этого ручья и видит, что вода вопреки всем законам гравитации поднимается на бугор, затем опускается, как это делает автомобильная дорога. По мере движения ручеек становится все более полноводным и превращается в достаточно широкую реку. Но на ее пути встает горный хребет. Вода промывает его и впадает в какое-то озеро. Но оказалось, что это залив моря. На мой вопрос: что бы ему хотелось сделать на этом море, он долго не находит ответа. Когда же я прямо спросил его: «Не хочется ли тебе искупаться?», он категорически отказывается, ссылаясь на то, что боится.

На следующем сеансе я предложил ему пойти вверх по течению реки. Он очень долго не может понять, что от него требуется. Он не мог понять – как это идти вверх, к истоку реки, все время переспрашивал меня - куда идти. После того, как понял, все-таки пошел к истоку. Берега реки очень топкие, заросшие камышом и ивняком, все время жаловался, что ему трудно идти. Он поднимается вверх и идет уже по скалам по-над рекой. На некотором этапе он видит, что вода в реке почти падает водопадом. И он с трудом карабкается по скалистым берегам вверх. Забравшись наверх, он видит озеро. Он обошел его вокруг и входящей воды не увидел. Но и родника тоже не видит. И только после сильного принуждения он тщательно обследует озеро и видит, что родники бьют на дне озера. К ним подойти ближе не может. На предложение попить воды из этого озера он отказался, сославшись на то, что она грязная. Но лицо все-таки умыл, отметив, что вода прямо ледяная.

На следующем сеансе я предложил ему поискать гору. Он увидел ее очень далеко, за высоким хребтом. Гора ОЧЕНЬ высокая, остроконечная и окружена болотом. А около самой горы – выгоревшая трава. С трудом перебирается через хребет, болото и подходит к горе. На предложение подняться на нее, отвечает, что страшно. К тому же гора начинается отвесной скользкой скалой метров десять высотой, затем идет карниз, а потом начинается сама гора. С его точки зрения подняться на гору невозможно, так как у него нет специального снаряжения. После моего предложения поискать какой-нибудь инструмент, он находит веревку, забрасывает ее на карниз и начинает подниматься на него. Когда он поднимается на карниз, веревка почему то обрывается и падает вниз. Он видит, что с карниза гора уже не кажется такой высокой. Он ползет вверх по скользкой скале, которая заканчивается иглообразной четырехгранной вершиной. Грани оказались настолько острыми, что он обрезался об них. Обхватив руками верх горы, он пытается оглядеться, но вершина мешает смотреть вокруг. Не долго думая, он обламывает ее. После этого он замечает, что гора резко уменьшилась в размерах. И он может слезть с нее чуть ли не одним прыжком.

На следующем сеансе он видит, что гора находится там же, но стала очень маленькой, с его рост. Он берет ее и через болото несет к хребту. Там он видит в хребте тоннель и пытается протащить гору через него. Но гора не проходит в этот тоннель и ему приходится поднять гору на хребет и спустить ее как на салазках по другую сторону. После этого он помещает гору на травяной поляне.

На следующем сеансе я предложил ему опять увидеть дорогу. Его взору предстала асфальтированная ровная дорога, по которой он легко пошел вперед. Но почти сразу дорога уперлась в лес: ни пройти, ни проехать. Он увидел странную картину: деревья растут прямо на дороге, сквозь асфальт. Долго думал, что делать, а потом попросил деревья разойтись. И деревья действительно разошлись. Но практически сразу же он попал в полосу мрака, в котором начал терять направление. Он зажег фонарь и увидел дорогу. Через некоторое время полоса мрака кончилась, и дорога опять стала ровной. Потом увидел, что маленькая змейка переползла дорогу. Чуть дальше он увидел на дороге много змей, которые перегораживали ее. Он накормил их, и они свернулись в клубок, освободив проход. Затем на обочине увидел много лягушек. Он вырыл им пруд и всех побросал туда.

Затем он опять увидел несколько змей в стойке кобры. Он попытался их накормить, но они еду не приняли. Тогда он позвал мангуст, которые их разогнали. Далее на дороге он увидел зайца и накормил его морковкой. Следующим был еж, которому досталось яблоко. Затем он увидел большого лося, которого заседлал и поехал на нем дальше. Увидел на дороге девушку, но проехал мимо нее.

И в конце этого сеанса он увидел заброшенный домик. В нем несколько мужчин играли в карты. <

Наши рекомендации